положение о внутренней системе оценки качества образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «Гимназия»
от «30» августа 2022г. № 68

Положение
о внутренней системе оценки качества образования
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования (далее Положение) определяет цели, задачи, единые
принципы системы оценки качества образования в МБОУ «Гимназия» (далее
– образовательная организация, ОО).
1.2. Положение разработано в соответствии с п.13 ч.3, ч.7 ст. 28
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Федеральными
государственными
образовательными стандартами общего образования, с иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, уставом ОО.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм
и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на
единой основе оценку образовательных достижений обучающихся,
эффективности деятельности ОО, качество образовательных программ с
учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки
качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО являются:
 обучающиеся и их родители (законные представители);
 администрация ОО, педагоги ОО;
 педагогический совет ОО;
 органы управления образованием (экспертные комиссии при проведении
процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников);
 представители общественности.
1.5. В настоящем Положении используются следующие термины:
1.5.1. Мониторинг - систематическое отслеживание процессов,
результатов, других характеристик образовательной системы для
выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и
функционирования заданным целям.
1.5.2. Система мониторинга качества образования –
система
сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об
образовательной системе
и
ее
отдельных
элементах,
которая
ориентирована на информационное обеспечение управления качеством
образования, позволяет судить о состоянии системы образования в

Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность
прогнозирования ее развития.
1.5.3. Качество образования – комплексная характеристика
образовательнойдеятельности и подготовки обучающегося, выражающая
степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,
в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в
том числе степень достижения планируемых результатов образовательной
программы.
1.5.4. Оценка качества образования – процесс, в результате
которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных
результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных
документах системе требований к качеству образования.
1.5.5. Экспертиза
–
всестороннее
изучение
состояния
образовательных процессов, условий и результатов образовательной
деятельности.
1.5.6. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с
помощью контрольных измерительных материалов (традиционных
контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную
форму
и
содержание
которых
соответствует
реализуемым
образовательным программам, ФГОС.
1.5.7. Внутренняя система оценки качества образования –
целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых
различными субъектами
государственно-общественного
управления
школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке
качества образования, а также совокупность организационных структур и
нормативных правовых
материалов,
обеспечивающих
управление
качеством образования.
1.5.8. Критерий – признак, на основании которого производится
оценка, классификация оцениваемого объекта.
1.6.
Образовательная
организация
обеспечивает
проведение
необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели
системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее
использование полученных результатов. Оценка качества образования
осуществляется посредством существующих процедур контроля и
экспертной оценки качества образования:
 мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных
ступенях обучения;
 анализом творческих достижений обучающихся;
 данными внутришкольного контроля;
 результатами аттестации педагогических и иных работников;
 результатами социологических исследований;
 системой медицинских исследований школьников
1.7. Объектами оценки качества образования являются:
 учебные и внеучебные достижения обучающихся;

2





продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических
работников и администрации ОО;
образовательные программы и условия их реализации;
образовательная деятельность.

1.8. В качестве источников данных для внутренней оценки качества
образования используются:
 образовательная статистика;
 мониторинговые исследования;
 социологические опросы;
 отчеты работников образовательной организации.
1.9.
Положение
распространяется
на
деятельность
всех
педагогических работников ОО, осуществляющих профессиональную
деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на
педагогических работников, работающих по совместительству.
2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
2.1. Целью ВСОКО является получение объективной информации о
состоянии качества образования в ОО, тенденциях его изменения и
причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основные задачи ВСОКО:
2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и
хранения информации о состоянии качества образования в ОО.
2.2.2. аналитическое и экспертное обеспечение
мониторинга
школьной системы образования;
2.2.3. оперативное выявление соответствия качества образования
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов
в рамках реализуемых образовательных программ по результатам
входного, промежуточного, итогового мониторинга;
2.2.4. выявление влияющих на качество образования факторов,
принятие мер по устранению отрицательных последствий;
2.2.5. построение рейтинговых
внутришкольных
показателей
качества образования (по уровням обучения, по классам, по предметам, по
учителям, по учащимся внутри классов внутри каждого уровня образования).
2.2.6. использование полученных показателей для проектирования и
реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся;
2.2.7. формулирование основных стратегических направлений
развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных;
2.2.8. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности
и коллегиальности при принятии стратегических решений в области
оценки качества образования;
2.2.9. определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки
к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации
о качестве образования;

3










реалистичности требований, норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей с
учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг,
минимизации их количества;
учета
индивидуальных
особенностей
развития
отдельных
обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
сопоставимости
системы
показателей
с
муниципальными,
региональными, федеральными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей образовательных услуг;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа
каждого педагога;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур
ВСОКО в ОО.
3. Организационная структура ВСОКО

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной
оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных
результатов, включает в себя: администрацию образовательного организация,
педагогический совет, временные структуры (педагогический консилиум,
комиссии и др.).
3.2. Администрация образовательной организации:
 формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом директора ОО и
контролирует их исполнение;
 разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования ОО, участвует
в этих мероприятиях;
 обеспечивает на основе образовательной программы проведение в
ОО
контрольно-оценочных
процедур,
мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
 организует систему мониторинга качества образования в ОО,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне ОО;
 организует изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования;
 обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
 обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества
образования; формирует информационно – аналитические материалы по

4













результатам оценки качества образования (анализ работы школы за
учебный год, отчет по самообследованию);
 принимает управленческие решения по развитию качества образования на
основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Педагогический совет школы:
содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в ОО;
содействует реализации принципа общественного участия в управлении
образованием в ОО;
инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных
программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных
технологий;
принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования ОО;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования;
принимает участие
в
экспертизе
качества
образовательных
результатов, условий организации учебного процесса в ОО;
участие в оценке качества и результативности труда работников школы,
распределении выплат стимулирующего характера работникам и
согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными
актами ОО;
содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в ОО;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со
школой по вопросам образования и воспитания подрастающего
поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни
обучающихся и другие вопросы образовательнойдеятельности ОО.
4. Реализация ВСОКО

4.1. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки
качества образования образовательного учреждения составляется план,
где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения
внутренней системы оценки качества, ответственные и исполнители. План
внутреннего мониторинга рассматривается на заседании педагогического
совета в начале учебного года, утверждается приказом директора и
обязателен для исполнения всеми работниками
образовательной
организации.
4.2. Периодичность проведения оценки качества образования,
субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а

5

также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются
в программе мониторинговых исследований ОО.
4.3. Проведение мониторинга предполагает широкое использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора,
обработки, хранения и использования информации.
4.4. Предметом ВСОКО являются:
4.3.1 качество образовательных результатов обучающихся (степень
соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов
освоения обучающимися образовательных программ государственному и
социальному стандартам);
4.3.2
качество
организации
образовательного
процесса,
включающей условия организации образовательного процесса, в
том
числе доступность образования, условия комфортности получения
образования, материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, организация питания;
4.3.3 качество основных и дополнительных образовательных
программ, принятых и реализуемых в ОО, условия их реализации;
4.3.4 воспитательная работа;
4.3.5 профессиональная компетентность педагогов, их деятельность
по обеспечению требуемого качества результатов образования;
4.3.6
эффективность управления качеством образования и
открытость деятельности ОО;
4.3.7 состояние здоровья обучающихся.
4.5. Для проведения мониторинга назначаются ответственные,
состав
которых
утверждается
приказом
директора
образовательногоучреждения. В состав группы мониторинга могут входить:
 заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной
работе;
 учителя-предметники;
 классные руководители;
 социальный педагог;
 педагог-организатор;
 представители из числа родительской и ученической общественности.
4.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность
следующих действий:
 определение и обоснование объекта мониторинга;
 сбор данных на основе согласованных и утверждѐнных методик,
используемых для мониторинга (тестирование,
анкетирование,
экспертиза и др.);
 анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
 выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер по
устранению отрицательных последствий;
 распространение результатов мониторинга среди пользователей
мониторинга;
 использование полученных показателей для проектирования и
реализации вариативных образовательных маршрутов обучающихся;

6



формулирование основных стратегических направлений развития
образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
4.7. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах,
отражаются
в
справочно-аналитических
материалах,
содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально
выполнимые рекомендации.
4.8. Мониторинговые исследования могут обсуждаться
на
заседаниях педагогического или методического совета, совещаниях при
директоре, заседаниях методических объединений.
4.9.
По
результатам
мониторинговых
исследований
разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения,
издается приказ, осуществляется планирование и прогнозирование развития
образовательногоучреждения.
4.10. Результаты анализа данных ВСОКО являются документальной
основой для составления ежегодного отчета образовательного учреждения о
результатах самообследования деятельности ОО и публикуются на сайте ОО.
5. Показатели ВСОКО
Для проведения оценки качества образования из всего спектра
получаемых в рамках информационной системы ВСОКО показателей
определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести
сопоставительный анализ образовательной системы ОО. Совокупность
показателей ВСОКО обеспечивает возможность описания состояния
системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
Основными показателями ВСОКО являются:
5.1.
Процедура оценки качества образовательных результатов
обучающихся. Включает в себя:
 -государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых, 11-ых
классов по новой форме;
 -промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
 -мониторинговые исследования качества знаний обучающихся;
 -участие и результативность в школьных, муниципальных, предметных
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
 -мониторинговое
исследование
обучающихся
1-ых
классов
«Готовность к обучению в школе и адаптация»;
 -мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5ых классов;
 - мониторинговое исследование образовательных
достижений
обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии со
школьной программой мониторинговых исследований.
В качестве индивидуальных образовательных достижений могут быть:
 -образовательные достижения по отдельным предметам;
 -динамика образовательных достижений;
 -отношение к учебным предметам;
 -внеучебные
компетентности
(познавательные,
социальные,
информационные и т.д.);

7


























-удовлетворенность образованием;
-степень участия в образовательном процессе (активность работы на
уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);
-дальнейшее образование и карьера выпускника.
5.2. Процедура оценки профессиональной компетентности
педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества
образования:
- система аттестации педагогических работников;
- отношение педагога к инновационной работе;
-отношение и готовность к повышению педагогического мастерства
(систематичность прохождения курсов, участие
в
работе
методических объединений, участие в научной работе и т.д.);
-знание и использование современных педагогических методик и
технологий
(в
т.ч.
коммуникативных
и
информационнокоммуникативных);
- образовательные
достижения
обучающихся
(качественная
успеваемость, отличники, медалисты; победители
олимпиад,
конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);
-подготовка и участие в качестве экспертов ГИА, аттестационных
комиссий, жюри и т.д.;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
- личные достижения.
5.3. Процедура оценки качества организации образовательного
процесса:
- результаты лицензирования и государственной аккредитации;
- эффективность механизмов самооценки
и
внешней
оценки
деятельности путем анализа ежегодных отчетов по самообследованию;
-программно-информационное обеспечение,
наличие
Интернета,
эффективность его использования в учебном процессе;
-оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
-обеспеченность методической и учебной литературой;
- оценка соответствия службы
охраны
труда
и
обеспечение
безопасности
(ТБ,
ОТ,
ППБ,
производственной
санитарии,
антитеррористической
безопасности,
требования
нормативных
документов);
- оценка состояния условий обучения нормативам
и
требованиям
действующих СанПиН;
-диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5 классов в период
адаптации;
-оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение
контингента обучающихся;
- анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
- оценку открытости школы для
родителей
и
общественных
организаций, анкетирование родителей.
5.4. Процедура оценки системы внеурочной деятельности:

8



-степень
соответствия
программ
внеурочной деятельности
нормативным требованиям;

-реализация направленности программ внеурочной деятельности ;

-количество предоставляемых
школой
программ внеурочной
деятельности и охват ими обучающихся;

-заинтересованность родителей
и
обучающихся
в
данных
образовательных услугах;

-степень соответствия количества и качества программ внеурочной
деятельности запросам родителей и обучающихся;
5.5. Процедура оценки качества воспитательной работы включает в
себя:

-степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического
коллектива и родителей;

-качество планирования воспитательной работы;

-охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая
соответствует их интересам и потребностям;

-наличие детского самоуправления;

-удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным
процессом;

-исследование уровня воспитанности обучающихся;

-положительная
динамика
количества
правонарушений
и
преступлений обучающихся.
5.6. Процедура оценки комфортности обучения:
 - оценку соответствия службы охраны
труда
и
обеспечения
безопасности
(техники
безопасности,
охраны
труда,
противопожарной
безопасности,
производственной
санитарии,
антитеррористической защищенности) требованиям нормативных
документов;

- оценку состояния условий обучения требованиям д е й с т в у ю щ и х
СанПиН (к размещению школы, земельному участку, зданию, оборудованию
помещений,
воздушно-тепловому режиму,
искусственному
и
естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму
общеобразовательного процесса, организации медицинского обслуживания,
организации питания);
 - оценку морально-психологического климата.
5.7. Процедура оценки здоровья обучающихся:

- наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
 -регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических
профилактических мероприятий;
 -оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других
работников школы;
 - оценку
эффективности
оздоровительной
работы
(здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха
и оздоровления детей в каникулярное время);

- оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
 - диагностика состояния здоровья обучающихся.
5.8. Процедура оценки организации питания:
9
















-определение категории
и количества детей, обеспечиваемых
бесплатных питанием;
-изучение порядка
определения
контингента
обучающихся,
нуждающихся в бесплатном питании;
-количество учащихся, получающих горячее питание за счет
бюджетных средств и средств родителей;
-наличие претензий к качеству и ассортименту питания;
-соблюдение нормативов и требований действующих СанПиН.
5.9. Процедура оценки качества материально-технического
обеспечения образовательного процесса:
-наличие и достаточность мультимедийной техники, еѐ соответствия
современным требованиям;
-программно-информационное обеспечение, наличие Интернета,
эффективность использования в учебном процессе;
-оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
-обеспеченность методической и учебной литературой.
5.10. Процедура оценки качества финансово-экономической
деятельности:
-оценку своевременности, объективности и открытости введения
новой системы оплаты труда;
-анализ штатного расписания;
-анализ наполняемости классов;
-анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и
продуктивности использования еѐ расходной части;
-оценку управленческих решений, принятых
по
финансовохозяйственной деятельности школы.
6. Общественное участие в оценке и контроле качества
образования





6.1.
Придание гласности и открытости результатам оценки
качества
образования
осуществляется
путем
предоставления
информации:
- основным потребителям результатов ВСОКО;
- средствам массовой информации через отчет по самообследованию
ОО;
- размещение
аналитических
материалов,
результатов
оценки
качества образования на официальном сайте образовательной
организации.
6.2. Внутренняя система оценки качества образования
предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности
общественности и профессиональных объединений в качестве
экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке
качества образования, устанавливаются нормативными документами,
регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки

10

качества образования.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».