География 9 кл по ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Баханова Антонина Андреевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
педагогический стаж 32 г.
2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии на 2021/22 учебный год для обучающихся 9 класса МБОУ «Гимназия» разработана на
основании:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1
сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
•учебного плана основного общего образования, МБОУ «Гимназия»
•положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и
хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде,
путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения
— географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,

интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной
жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на
общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных
знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который
полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать






основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь




выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;



приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей
среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов
природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;





использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:














ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;













традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определѐнных факторов.

Практические работы
№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития
России.
№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории
Центральной России.
№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

Используемый УМК:
1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова
„География России. Население и хозяйство―. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и
хозяйство―. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов
для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА

№
урок
а

Тема
урока

Содержание
урока

Вид деятельности ученика

Формы
контроля

Д\з
(пара
граф)

Место России в мире (4 ч)
1

Место России в
мире. Политикогосударственное
устройство
Российской
федерации

2

Географическое
положение и
границы России

3

Экономико- и
транспортногеографическое,
геополитическое
и экологогеографическое
положение
России

Географический взглядна Россию:
еѐ место в мире по площади
территории, числу жителей, запасам
и разнообразию ресурсов,
политической роли в мировом
сообществе, оборонному
потенциалу. Функции
административно-территориального
деления страны. Федерация и
субъекты федерации.
Государственно-территориальные и
национально-территориальные
образования. Федеральные округа
Понятие «географическое
положение» (ГП). Оценка северного
географического положения России.
Географическое положение как
фактор развития хозяйства.
Государственные границы, их виды,
значение. Особенности границ
России. Государственная
территория России. Страны – соседи
России.
Особенности экономикогеографического положения России,
роль соседей 1 порядка. Различия
транспортно-географического
положения отдельных частей
страны. Роль Центральной и
Западной Европы в формировании
геоэкологического положения
Росссии. Сложность
геополитического положения

Умение анализировать карты и
статистические материалы (таблицы,
диаграммы, графики, интернетресурсы), схемы административнотерриториального деления страны.
Знать столицы субъектов федерации и
находить их на карте. Определять
состав и границы федеральных округов
по карте федеральных округов.

Практическая
работа «Анализ
административнотерриториального
деления России».
(Тренировочная)

1

Умение сравнивать ГП России и
других стран, выявлять зависимость
между ГП и особенностями заселения
и хозяйственного освоения территории,
определять границы РФ и
приграничных государств по
физической и политической картам,
обозначать их на контурной карте,
составлять описание границ РФ,
выявлять недостатки и преимущества
больших размеров территории страны.
Научиться анализировать карты,
выявлять и оценивать благоприятные и
неблагоприятные особенности разных
видов ГП РФ на макро- мезо- и микроуровнях, выявлять изменения в
различных видах ГП РФ на разных
исторических этапах на протяжении 20
века.

Практическая
работа «Сравнение
географического
положения России с
другими странами»
(Тренировочная).

2

Рабочая тетрадь

3

Дата
проведен
ия

Фактич
еская
дата
проведе
ния

4

Государственная
территория
России

страны.
Понятие о государственной
территории страны, еѐ
составляющие. Параметры оценки
государственной территории.
Российская зона Севера. Оценка
запасов природных ресурсов на
территории России.

Сравнивать размеры и конфигурацию
государственной территории РФ и
других стран, сопоставлять размеры
территории, благоприятной для
хозяйственной деятельности, России и
других крупнейших стран мира,
выявлять природные и экономические
факторы развития хозяйства страны,
связанные с обширностью российской
зоны Севера, обсуждать различные
точки зрения по оценке
государственной территории РФ.

Рабочая тетрадь

4

Сообщения и
презентации об
основных этапах
формирования
Российского
государства.

5

Практическая
работа
№1«Определение
демографических
показателей на
основе анализа карт
и статистических
материалов»
(проверочная).

6

Население Российской Федерации (5 ч)
5

Исторические
особенности
заселения и
освоения
территории
России

Главные ареалы расселения
восточных славян. Основные
направления колонизации
Московского государства.
Формирование и заселение
территории Русского и Российского
государства в 16-19 вв.

6

Численность и
естественный
прирост
населения

Численность населения России.
Переписи населения. Динамика
численности населения.
Демографические кризисы.
Особенности естественного
движения населения в России.
Половозрастная структура
населения. Своеобразие в
соотношении мужчин и женщин.
Прогноз численности населения

Выявлять особенности формирования
государственной территории России,
изменения еѐ границ, заселения и
хозяйственного освоения на разных
исторических этапах. Анализировать
карты для определения исторических
изменений границ Российского
государства. Характеризовать
изменения национального состава
России, связанные с ростом еѐ
территории.
Определять место России в мире по
численности населения на основе
статистических данных. Анализировать
графики изменения численности
населения во времени с целью
выявления тенденций в изменении
темпов роста населения в России.
Сравнивать особенности
традиционного и современного типов
воспроизводства населения.
Сравнивать показатель естественного
прироста в разных частях страны.
Анализ и сравнение половозрастных
пирамид в разные годы и в разных
регионах страны.

7

Национальный
состав населения
России

Россия- многонациональное
государство. Языковые семьи
народов России. Наиболее
многонациональные районы страны.
Религии, исповедуемые в России.
Районы распространения разных
религий

8

Миграции
населения

Понятие о миграциях. Виды
миграций. Внутренние и внешние
миграции. Направления миграций в
России, их влияние на жизнь
страны.

9

Городское и
сельское
население
Расселение
населения.

Городские поселения. Соотношение
городского и сельского населения.
Размещение городов на территории
страны. Различия городов по
численности населения и функциям.
Городские агломерации.
Урбанизация. Сельские поселения.
Средняя плотность населения в
России. Особенности размещения
населения.

10

География
основных типов
экономики на

Определять крупнейшие по
численности народы России по
статистическим данным, особенности
размещения народов России.
Сравнивать по тематическим картам
географии крупнейших народов с
политико-административным делением
РФ. Исследовать по картам
особенности языкового состава
отдельных регионов России.
Определять современный религиозный
состав России по статистическим
данным. Знать главные районы
распространения религий.
Уметь: составлять схемы разных видов
миграций и вызывающих их причин;
определять основные направления
миграций по тематической карте;
определять с помощью карт и
статистических данных территории РФ
с наиболее высокими показателями
миграционного прироста и убыли
населения.
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: определять виды городов
России, обозначать на контурной карте
крупнейшие города, обсуждать
социально-экономические и
экологические проблемы крупных
городов, выявлять особенности
урбанизации в России, выявлять
факторы, влияющие на размещение
населения страны, обозначать на
контурной карте основную зону
расселения и хозяйственного освоения,
зону Севера.

Рабочая тетрадь

7

Практическая
работа«Характерис
тика особенностей
миграционного
движения населения
России»
(обучающая).

8

Рабочая тетрадь

9

Географические особенности экономики России (3 ч)
Классификация историкоэкономических систем, регионы
России с преобладанием их

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать схемы
отраслевой и функциональной

Рабочая тетрадь

10

территории
России

различных типов. Особенности
функциональной и отраслевой
структуры хозяйства РФ

11

Проблемы
природноресурсной основы
экономики страны

Состав добывающей
промышленности и еѐ роль в
хозяйстве страны. Назначение и
виды природных ресурсов.
Экологические ситуации и
экологические проблемы России

12

Россия в
современной
мировой
экономике.
Перспективы
развития России

Особенности постиндустриальной
стадии развития. Понятия центра и
полупериферии мирового хозяйства.
Пути развития России в обозримой
перспективе

13

Научный
комплекс

Межотраслевые комплексы и их
хозяйственные функции. Роль науки
в современном обществе и России.
Состав научного комплекса.
География науки и образования.
Перспективы развития науки и
образования.

14

Роль, значение и
проблемы
развития

Ведущая роль
машиностроительного комплекса в
хозяйстве. Главная задача

структуры хозяйства; устанавливать
черты сходства и различия структуры
хозяйства России от хозяйств
экономически развитых и
развивающихся стран мира.
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать состав
добывающей промышленности РФ,
определять еѐ отличия от других
отраслей промышленности; выявлять
по тематическим картам районы
страны с высоким уровнем
добывающей промышленности;
анализировать классификацию
природных ресурсов; определять
уровень остроты экологических
проблем разных регионов страны.
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: обсуждать важнейшие
социально-экономические проблемы
Росси и возможные сценарии еѐ
инновационного развития

Рабочая тетрадь

11

Рабочая тетрадь

12

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 ч).
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: определять по
статистическим данным доли РФ и
других стран на мировом рынке
наукоѐмкой продукции, доли затрат
стран на научные исследования;
анализировать по картам географию
городов науки; устанавливать по
статистическим данным и картам
районы России, лидирующие в науке и
образовании; обсуждать проблемы
утечки умов из России и путей еѐ
преодоления
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: аргументировать
конкретными примерами решающее

Рабочая тетрадь

13

Рабочая тетрадь

14

машиностроения

машиностроения. Состав
машиностроения, группировка
отраслей по роль и назначению.
Проблемы российского
машиностроения.

15

Факторы
размещения
машиностроения

Факторы размещения
машиностроения. Ведущая роль
наукоѐмкости как фактора
размещения. Влияние
специализации и кооперирования на
организацию производства и
географию машиностроения.

16

География
машиностроения

Особенности географии
российского машиностроения.
Причины неравномерности
размещения машиностроительных
предприятий.

17

Роль, значение и
проблемы ТЭК

Состав, структура и значение ТЭК в
хозяйстве. Топливноэнергетический баланс. Основные
проблемы российского ТЭК

воздействие машиностроения на общий
уровень развития страны;
анализировать состав и связи
машиностроительного комплекса;
обсуждать проблемы современного
этапа развития российского
машиностроения
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
зависимость между металлоѐмкостью и
трудоѐмкостью продукции
машиностроения; выявлять по картам
главные районы размещения отраслей
трудоѐмкого и металлоѐмкого
машиностроения, районов,
производящих наибольшую часть
машиностроительной продукции,
районов с наибольшей долей
машиностроения в промышленности;
составлять и анализировать схемы
кооперационных связей
машиностроительного предприятия
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: выявлять особенности
географии машиностроения в
сравнении с другими отраслями
промышленности; определять различия
в уровнях развития машиностроения
между европейской и азиатской
частями страны на основе анализа
карты машиностроения; обозначать на
контурной карте основные районы и
крупнейшие центры машиностроения
РФ; анализировать перспективы
развития машиностроения в целом и в
отдельных районах страны.
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать схему
состава ТЭК, объяснять функции его
отдельных звеньев и взаимосвязи

Рабочая тетрадь

15

Практическая
работа«Определение
главных районов
размещения
предприятий
трудоѐмкого и
металлоѐмкого
машиностроения»
(тренировочная).

16

Рабочая тетрадь

18

18

Топливная
промышленность

19

Электроэнергетик
а

20

Военнопромышленный
комплекс (ВПК)
Комплексы,
производящие
конструкционные

21

Нефтяная и газовая
промышленность: запасы, добыча,
использование и транспортировка
нефти и природного газа. Система
нефте- и газопроводов. География
переработки нефти и газа. Влияние
нефте-газовой промышленности на
окружающую среду. Перспективы
развития нефтяной и газовой
промышленности. Угольная
промышленность. Запасы и добыча
угля. Использование угля и его
хозяйственное значение. Способы
добычи и стоимость угля.
Воздействие угольной
промышленности на окружающую
среду. Перспективы развития
угольной промышленности
Объѐмы производства
электроэнергии. Типы
электростанций, их особенности и
доля в производстве
электроэнергии. Нетрадиционные
источники энергии. Энергетические
системы. Влияние отрасли на
окружающую среду. Перспективы
развития электроэнергетики.

Состав и значение ВПК. География
размещения. Роль ВПК в
современном мире.
Понятие о конструкционных
материалах. Традиционные и
нетрадиционные конструкционные

между ними; анализировать топливноэнергетический баланс России и
динамику его основных параметров на
основе статистических материалов
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: обозначать на контурной
карте основные районы добычи нефти,
газа и угля, а также крупнейших нефте
и газопроводов; составлять
характеристику одного из нефтяных
бассейнов, газодобывающих районов,
угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам;
высказывать мнение о воздействии
отраслей ТЭК на окружающую среду.

Практическая
работа №
2«Составление
характеристики
одного из нефтяных
бассейнов по картам
и статистическим
материалам»
(проверочная).

19

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: выявлять причинноследственные связи в размещении
гидроэнергетических ресурсов и
географии ГЭС; анализировать таблицу
«Типы электростанций»; высказывать
мнение о зависимости величины
потребления энергии от уровня
социально-экономического развития
страны; аргументировать
необходимость экономии
электроэнергии
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь работать с картой.

Рабочая тетрадь

20

Рабочая тетрадь

17

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать состав и
связи комплексов; подбирать примеры

Рабочая тетрадь

21

материалы и
химические
вещества. Состав
и значение
комплексов
22

23

24
25

материалы, их свойства.

использования разных
конструкционных материалов в
хозяйстве и повседневной
деятельности людей; анализировать и
сопоставлять доли и роли комплексов в
промышленности разных стран мира
Металлургически Роль в хозяйстве. Чѐрная и цветная
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
22
й комплекс
металлургия- основные особенности урока. Уметь: сопоставлять важнейшие
концентрации, комбинирования,
особенности чѐрной и цветной
производственного процесса и
металлургии; выявлять отличия
влияние на окружающую среду;
«старых» и «новых» технологий
новые технологии
производства металлов
Факторы
Чѐрные металлы: объѐмы и
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
23
размещения
особенности производства. Факторы урока. Уметь: формулировать главные
предприятий
размещения. География
факторы размещения предприятий
металлургическог металлургии чѐрных металлов.
чѐрной металлургии; сопоставлять по
о комплекса.
Основные металлургические базы.
картам географии месторождений
Чѐрная
Влияние чѐрной металлургии на
железных руд и каменного угля с
металлургия.
окружающую среду. Перспективы
размещением крупнейших центров
развития отрасли
чѐрной металлургии; высказывать
мнение о причинах сохранения за
сталью роли главного
конструкционного материала;
характеризовать одну из
металлургических баз по картам и
статистическим материалам
Практическая работа №3:«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди, алюминия».
(проверочная).
Цветная
Цветные металлы: объѐмы и
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
24
металлургия
особенности производства.
урока. Уметь: формулировать главные
Факторы размещения. География
факторы размещения предприятий
металлургии цветных металлов.
цветной металлургии; сопоставлять по
Основные металлургические базы. картам географии месторождений руд
Влияние цветной металлургии на
цветных металлов с размещением
окружающую среду. Перспективы крупнейших центров цветной
развития отрасли
металлургии; высказывать мнение о
причинах возрастания потребности в
цветных металлах; сопоставлять карты
атласа «Цветная металлургия» и
«Электроэнергетика»

26

Химико-лесной
комплекс.
Химическая
промышленность

Состав, место и значение в
хозяйстве. Роль химизации
хозяйства. Отличия химической
промышленности от других
промышленных отраслей

27

Факторы
размещения
предприятий
химической
промышленности

28

Лесная
промышленность

Группировка отраслей химической
промышленности. Факторы
размещения предприятий.
География важнейших отраслей.
Химические базы и химические
комплексы. Влияние на
окружающую среду. Перспективы
развития отрасли
Лесные ресурсы РФ, их география.
Состав и продукция лесной
промышленности, еѐ место и
значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий.
География важнейших отраслей.
Влияние на окружающую среду.
Перспективы развития отрасли

29

Состав и значение
АПК

АПК: состав, место и значение в
хозяйстве. Звенья АПК. Сельское
хозяйство. Земельные ресурсы и
сельскохозяйственные угодья, их
структура

30

Земледелие и
животноводство

Полеводство. Зерновые и
технические культуры.
Перспективы развития земледелия.
Отрасли животноводства, их
значение и география
Перспективы развития

Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
урока. Уметь: анализировать схему
состава химической промышленности
и выявлять роль важнейших
химических отраслей в хозяйстве;
соотносить изделия химической
промышленности с той или иной
отраслью
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
урока. Уметь: определять по карте базы
и комплексы, развивающиеся на
собственном и ввозимом сырье;
характеризовать одну из химических
баз по картам и статистическим
материалам

25

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: выявлять направления
использования древесины в хозяйстве,
еѐ главных потребителей;
характеризовать одну из лесных баз по
картам и статистическим материалам;
высказывать мнение о проблемах,
задачах и перспективах развития
российской лесной промышленности
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать схему
состава агропромышленного
комплекса; сравнивать
сельскохозяйственные угодья РФ с
другими странами; выявлять
существенные черты отличия
сельского хозяйства от других
отраслей экономики
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: определять по картам и
характеризовать агроклиматические
ресурсы со значительными посевами
тех или иных культур; определять по
картам районы выращивания зерновых

Рабочая тетрадь

27

Рабочая тетрадь

28

26

29

животноводства

31
32

33

34

35

и технических культур; определять по
картам главные районы развития
разных отраслей животноводства
Практическая работа № 4:«Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур; районов животноводства»
(проверочная).
Пищевая и лѐгкая
Особенности лѐгкой и пищевой
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
30
промышленность
промышленности. Факторы
урока. Уметь: устанавливать доли
размещения предприятий и
пищевой и лѐгкой промышленности в
география важнейших отраслей.
общем объѐме промышленной
Влияние лѐгкой и пищевой
продукции; высказывать мнение о
промышленности на окружающую причинах недостаточной
среду, перспективы развития
обеспеченности населения
отечественной продукцией лѐгкой и
пищевой промышленности и их
неконкурентоспособности; выявление
на основе анализа карт основных
районов и центров развития пищевой и
лѐгкой промышленности; подбирать
примеры предприятий своего края с
указанием факторов их размещения
Инфраструктурный Состав, место и значение в
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
31
комплекс. Состав
хозяйстве. Понятие об услугах.
урока. Уметь: анализировать схему
комплекса. Роль
Классификация услуг. Виды и
состава инфраструктурного комплекса;
транспорта
работа транспорта. Транспортные
сравнивать доли комплекса в
узлы и транспортная система.
экономике разных стран; сравнивать
Влияние на размещение населения виды транспорта по различным
и предприятий
показателям, выявлять преимущества и
недостатки каждого вида
Железнодорожный
Показатели развития и
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
32
и автомобильный
особенности железнодорожного и
урока. Уметь: анализировать
транспорт
автомобильного транспорта.
достоинства и недостатки ж\д,
воздушного и авто транспорта;
устанавливать причины ведущей роли
ж\д транспорта; определять доли
каждого вида транспорта в
транспортной работе страны
Водный и другие
Показатели развития и
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
33
виды транспорта
особенности морского, речного,
урока. Уметь: анализировать
авиационного и трубопроводного
достоинства и недостатки видов
транспорта. География. Влияние
транспорта; определять доли каждого

на окружающую среду,
перспективы развития.

36

Связь. Сфера
обслуживания.
Жилищнокоммунальное
хозяйство.
Рекреационное
хозяйство

Виды связи и их роль в жизни
людей и хозяйстве. Развитие связи
в стране. География, перспективы
развития. География жилищнокоммунального хозяйства.
Влияние на окружающую среду,
перспективы развития.

37

Урок обобщения
темы:
«Важнейшие
межотраслевые
комплексы
России».

Проверочная работа по теме.

38

Районирование
России

39

Западный
макрорегион –
европейская
Россия. Общая
характеристика

Районирование- важнейший метод
географии. Виды районирования.
Географическое разделение труда.
Специализация территорий.
Отрасли специализации районов.
Западная и восточная части
России. Экономические районы.
Федеральные округа.
Состав, особенности
географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

40

Центральная
Россия. Состав,

вида транспорта в транспортной работе
страны; обозначать на контурной карте
крупнейшие морские и речные порты
страны
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
достоинства и недостатки видов связи;
сравнивать по статистическим данным
уровень развития отдельных видов
связи в России и других странах;
анализировать статистические данные
по уровню обеспеченности жильѐм и
его благоустроенности в России и
других странах; анализировать
географические различия в уровне
жизни населения
Знать определения терминов, понятий.
Уметь соотносить географические
объекты и отрасли хозяйственной
деятельности.

Рабочая тетрадь

34

тестирование

Региональная часть курса (30 ч)

Центральная Россия и
Европейский Северо-Запад –

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать схему
районирования; подбирать примеры
районов различного уровня;
определять по картам отрасли
специализации отдельных территорий

Практическая
работа«Определение
разных видов
районирования
России»
(тренировочная).

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: выявлять на основе карт
особенности географического
положения, специфику
территориальной структуры
расселения и хозяйства, этнического и
религиозного состава населения
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: оценивать

Рабочая тетрадь

36

Рабочая тетрадь

37

35

природа,
историческое
изменение
географического
положения. Общие
проблемы

межрайонный комплекс.
Особенности исторического
развития. Характер поверхности
территории. Климат. Внутренние
воды. Природные зоны.
Природные ресурсы.

41

Население и
главные черты
хозяйства

Численность и динамика
численности населения.
Размещение населения,
урбанизация и города. Народы и
религии. Занятость и доходы
населения. Факторы развития и
особенности хозяйства. Ведущие
отрасли промышленности.
Сельское хозяйство. Сфера услуг.
Экологические проблемы.
Основные направления развития.

42

Практическая работа №5:«Размещение народных промыслов Центральной России»(проверочная).

43

Районы
Центральной
России, Москва и
Московский
столичный регион

Центральное положение Москвы
как фактор формирования региона.
Исторический и религиозный
факторы усиления Москвы.
Радиально-кольцевая
территориальная структура
расселения и хозяйства. Население
Москвы, Московская агломерация.
Важнейшие отрасли хозяйства
региона. Культурно-исторические
памятники

положительные и отрицательные
стороны географического положения;
устанавливать характер воздействия
географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйства;
выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие

Рабочая тетрадь.

38

Рабочая тетрадь

39

природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

44

Географические
особенности
областей
Центрального
района

Состав. Особенности развития
подрайонов.

45

Волго-Вятский и
ЦентральноЧернозѐмный
районы

Состав, особенности
географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

46

Северо-Западный

Состав, особенности

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

Знать определения терминов по теме

Рабочая тетрадь.

40

Рабочая тетрадь

41

Рабочая тетрадь

42

район

географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

47

Европейский Север.
Географическое
положение,
природные условия
и ресурсы

Состав, особенности
географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

48

Население

Численность и динамика
численности населения.
Размещение населения,
урбанизация и города. Народы и
религии. Занятость и доходы
населения.

49

Хозяйство

Факторы развития и особенности
хозяйства. Ведущие отрасли
промышленности. Сельское
хозяйство. Сфера услуг.
Экологические проблемы.
Основные направления развития.

Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: оценивать
положительные и отрицательные
стороны географического положения;
устанавливать характер воздействия
географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйства;
выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности
Уметь: анализировать схемы и
статистические материалы,
отражающие качественные и
количественные параметры хозяйства и
его структуру; определять район и его
подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере

Рабочая тетрадь

43

Рабочая тетрадь

44

Практическая
работа«Выявление и
анализ условий для
развития хозяйства
Европейского
Севера»
(тренировочная).

45

50

51

52

53
54

55

конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Европейский Юг –
Состав, особенности
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
Северный Кавказ.
географического положения,
урока. Уметь: оценивать
Географическое
природа и природные ресурсы,
положительные и отрицательные
положение,
население, хозяйство, место и роль стороны географического положения;
природные условия в социально-экономическом
устанавливать характер воздействия
и ресурсы
развитии страны
географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйства;
выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства
Население
Численность и динамика
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
численности населения.
урока. Уметь: анализировать
Размещение населения,
тематические карты; устанавливать
урбанизация и города. Народы и
причинно-следственные связи и
религии. Занятость и доходы
закономерности размещения
населения.
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности
Хозяйство
Факторы развития и особенности
Уметь: анализировать схемы и
Рабочая тетрадь
хозяйства. Ведущие отрасли
статистические материалы,
промышленности. Сельское
отражающие качественные и
хозяйство. Сфера услуг.
количественные параметры хозяйства и
Экологические проблемы.
его структуру; определять район и его
Основные направления развития.
подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Практическая работа № 6:«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»
(проверочная).
Поволжье.
Состав, особенности
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
Географическое
географического положения,
урока. Уметь: оценивать
положение,
природа и природные ресурсы,
положительные и отрицательные
природные условия население, хозяйство, место и роль стороны географического положения;
и ресурсы
в социально-экономическом
устанавливать характер воздействия
развитии страны
географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйства;
выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства
Население
Численность и динамика
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь

46

47

48

49

50

численности населения.
Размещение населения,
урбанизация и города. Народы и
религии. Занятость и доходы
населения.
56

Хозяйство

Факторы развития и особенности
хозяйства. Ведущие отрасли
промышленности. Сельское
хозяйство. Сфера услуг.
Экологические проблемы.
Основные направления развития

57

Урал.
Географическое
положение,
природные условия
и ресурсы

Состав, особенности
географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

58

Население

Численность и динамика
численности населения.
Размещение населения,
урбанизация и города. Народы и
религии. Занятость и доходы
населения.

59

Хозяйство

Факторы развития и особенности
хозяйства. Ведущие отрасли
промышленности. Сельское
хозяйство. Сфера услуг.
Экологические проблемы.
Основные направления развития

урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности
Уметь: анализировать схемы и
статистические материалы,
отражающие качественные и
количественные параметры хозяйства и
его структуру; определять район и его
подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: оценивать
положительные и отрицательные
стороны географического положения;
устанавливать характер воздействия
географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйства;
выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности
Уметь: анализировать схемы и
статистические материалы,
отражающие качественные и
количественные параметры хозяйства и
его структуру; определять район и его
подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере

Рабочая тетрадь

51

Рабочая тетрадь

52

Рабочая тетрадь

53

Рабочая тетрадь

54

60
61

62

63

конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Практическая работа № 7:«Пути решения экологических проблем Урала»(проверочная).
Восточный
Состав, особенности
Знать определения терминов по теме
макрорегион –
географического положения,
урока. Уметь: выявлять на основе карт
азиатская Россия.
природа и природные ресурсы,
особенности географического
Общая
население, хозяйство, место и роль положения, специфику
характеристика
в социально-экономическом
территориальной структуры
развитии страны
расселения и хозяйства, этнического и
религиозного состава населения
Этапы, проблемы и Историко-географические этапы
Знать определения терминов по теме
перспективы
формирования региона.
урока. Уметь: анализировать
развития экономики Формирование сети городов. Рост
тематические карты; устанавливать
населения. Транспортные
причинно-следственные связи и
проблемы развития региона.
закономерности размещения
Сокращение численности
населения, городов и объектов
населения. Снижение доли
хозяйственной деятельности;
обрабатывающих производств.
анализировать схемы и статистические
Основные перспективы развития
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Западная Сибирь
Состав, особенности
Знать определения терминов по теме
географического положения,
урока. Уметь: анализировать
природа и природные ресурсы,
тематические карты; устанавливать
население, хозяйство, место и роль причинно-следственные связи и
в социально-экономическом
закономерности размещения
развитии страны
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере

Рабочая тетрадь

55

Рабочая тетрадь

56

Рабочая тетрадь

57

Состав, особенности
географического положения,
природа и природные ресурсы,
население, хозяйство, место и роль
в социально-экономическом
развитии страны

конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи
Знать определения терминов по теме
урока. Уметь: анализировать
тематические карты; устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

64

Восточная Сибирь

65
66

Практическая работа № 8:«Составление характеристики Норильского промышленного узла» (проверочная).
Дальний Восток
Состав, особенности
Знать определения терминов по теме
Рабочая тетрадь
географического положения,
урока. Уметь: анализировать
природа и природные ресурсы,
тематические карты; устанавливать
население, хозяйство, место и роль причинно-следственные связи и
в социально-экономическом
закономерности размещения
развитии страны
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности;
анализировать схемы и статистические
материалы, отражающие качественные
и количественные параметры хозяйства
и его структуру; определять район и
его подрайоны по краткому описанию;
анализировать взаимодействие
природы и человека на примере
конкретных территорий; решать
практические и познавательные задачи

67

Урок обобщения
темы:

Проверочная работа по теме

Рабочая тетрадь

собеседование

58

59

60

68

«Районирование
России»
Итоговое
обобщение (1 ч)

Итоговая проверочная работа по
курсу

Выполнить проверочную работу

тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».