Рабочая программа 5 класс биология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края

Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей ЕМЦ
протокол № 1
от 30.08.2021 г.

Согласовано
Зам. директора
___ Васева С.И.

Утверждаю
Директор МБОУ
«Гимназия»

«__»_____2021г

__________/Зимина М.А./
Приказ № 202
от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 23 года
высшая квалификационная категория

2021 г

Рабочая программа составлена на основе

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного стандарта основного общего образования 2010 г., приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897

Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 №28

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиненические нормативы и ребования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2

Учебного плана ООО МБОУ «Гимназия»

Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»

Рабочей программы воспитания МБОУ «Гимназия»

Примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии.

Авторской программы по биологии 5-9 класс И.Н.Пономарѐвой.
.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии
оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся – важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация
механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление
умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными
как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Достижение личностных результатов:

Воспитание патриотизма.

Формирование ответственного отношения к обучению.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Формирование основ экологической культуры.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Достижение метапредметных результатов:

Умение осуществлять контроль своей деятельности.

Умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Достижение предметных результатов:

Формирование научных знаний о живой природе, причинах сокращения биологического разнообразия.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах.

Приобретение опыта использования методов биологической науки.

Формирование основ экологической грамотности, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.

Значение биологии в решении проблем природопользования.
Задачами курса «Биология 5 класс» являются:

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебноисследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми
ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).

Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
2


Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию
коммуникативных компетенций.
Рабочая программа для 5 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания
связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей. А также возрастными особенностями учащихся.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены
лабораторные работы и экскурсии, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной работе (возможна работа с тетрадью на печатной основе).
В программу вошли: требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебной программы, календарно-тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Ученик научится:

выделять признаки живых организмов;

определять общие методы изучения природы;

химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в клетке;

строение и значение бактерий, грибов, растений, животных;

основные среды жизни, особенности условий этих сред;

особенности приспособления организмов к жизни в природе;

место человека в системе животного мира;

роль человека в биосфере;

экологические проблемы;

важность охраны окружающей среды человека.
Ученик получит возможность научиться:
Объяснять:

сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

сущность термина «классификация», «антибиотик», «пенициллин» «местный вид»;

роль животных, растений, грибов в жизни человека и в природе;

роль живых организмов и круговорота веществ в природе;

причины сезонных изменений у организмов;

причины сокращения и истребления некоторых видов животных;

необходимость охраны редких видов и природы в целом;

роль Красной книги в охране природы;

роль речи и общения в формировании современного человека.
Характеризовать:

особенности и значение науки биологии.

свойства живых организмов.

органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

важную роль бактерий в природе.

главные признаки растений, животных и грибов;

факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

разные природные сообщества.

особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

состояние редких видов животных, занесѐнных в Красную книгу.
Сравнивать:
3


проявление свойств живого и неживого;

животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия;

роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе;

цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие;

значение укороченных и удлинѐнных побегов у хвойных растений (на примере сосны);

строение тела амѐбы с клеткой эукариот, делать выводы;
Различать:

ткани животных и растений на рисунках учебника;

неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для
организма;

основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;

понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». «экологический фактор»,
«фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители»,
«потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

бактерий по их роли в природе и жизни человека;

части цветкового растения на рисунке учебника;

типы лишайников на рисунке учебника;

особенности животных разных природных зон.
Определять:

предмет науки систематики;

расположение почек на побеге цветкового растения;

место представителей царства Грибы среди эукариот;

значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;

понятие «пищевая цепь», «природная зона».
Описывать:

разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника;

внешнее строение тела гриба, называть его части;

строение плесневых грибов по рисунку учебника;

разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника;

особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника;
Анализировать:

элементы круговорота веществ на рисунке учебника;

пути расселения человека по карте материков Земли;

приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания;

содержание выбранных на лето заданий;
Аргументировать:

необходимость охраны природы;

ценность биологического разнообразия для природы и человека.
Оценивать:

свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

Проектировать мероприятия по охране растений и животных.

Содержание учебной программы.
Согласно Примерной основной образовательной программе ОУ основной школы Рабочая программа
«Биология 5 класс» предусматривает обучение биологии в объѐме 1 час в неделю и ориентирована на
использование учебника «Биология 5 класс» (концентрический курс) под редакцией И.Н. Понамаревой:
4

1. Биология – наука о живом мире (8 ч.)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности.
Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их
роль в живых организмах.
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клеток и
организма. Рост и развитие организма. Размножение.
2. Многообразие живых организмов (11 ч.)
Принципы классификации, отличительные признаки представителей царств живой природы.
Бактерии. Многообразие бактерий. Методы профилактики заболеваний, вызванных бактериями.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Растения. Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.
Животные. Строение, многообразие животных, роль в природе и жизни человека.
Грибы. Многообразие грибов, роль в природе и жизни человека.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека, разнообразие организмов. Взаимодействие
организмов и окружающей среды.
3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды.
Влияние экологических факторов на организм.
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии.
Приспособленность организмов к различным средам обитания.
4. Человек на планете Земля (6 ч.)
Место человека в системе органического мира.
Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в экосистеме.
Лабораторные работы.
Л.р. № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов».
Л.р. № 2
«Знакомство с клетками растений».
Л.р. № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения».
Л.р. № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Контрольные работы.
1
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире».
2
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».
3
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».
4
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».
5
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.
Реализация программы осуществляется при использовании:
1. Форм организации образовательного процесса:

Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное
обучение.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
2. Методов обучения:

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
5


Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.

Самостоятельные: письменные упражнения.
3. Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое
обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
4. Видов и форм контроля: срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.
Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении биологии используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса,
книгопечатная продукция, печатные пособия.
Сайты:
http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.
http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека,
биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.
www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

6

№

Тема
урока

К- Основво ные почас нятия

Требования
к уровню
подготовки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Биология. 5 класс»
Планируемые образовательные результаты

Элементы
дополнительного
содержания

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные,
Коммуникативные

Личностные

Регулятивные:
Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации,
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
Регулятивные:
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по

учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам
решения новой задачи;

Интернет
- ресурс

принятие
ценности
природного

Рисунки

1

Наука
о живой
природе

1

Собиратели,
клетка,
многоклеточные организмы,
биология, микология,
ботаника, зоология,
микробиология

Выявлять взаимосвязь
человека и других живых организмов, оценивать еѐ значение.
Приводить примеры
знакомых культурных
растений и домашних
животных.
Характеризовать особенности и значение
науки биологии.
Анализировать задачи,
стоящие перед учѐными-биологами.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами,
давать определения терминам.

2

Свойства
живого

1

Обмен
веществ,
энергия,

Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать прояв-

Давать определения терминам

Домаш
нее
зада
дание
§1

Дата проведения
план
факт

§2

7

3

Методы
изучения
природы

1

раздражимость,
рост,
развитие, размножение, органы.

ление свойств живого и
неживого.
Анализировать стадии
развития растительных
и животных организмов, используя рисунок
учебника. Характеризовать органы живого
организма и их функции, используя рисунок
учебника. Формулировать вывод о значении
взаимодействия органов живого организма.

Наблюдение,
описание, измерение,
эксперимент,
сравнение, моделирование.

Различать и характеризовать методы изучения
живой природы.
Осваивать способы
оформления результатов исследования

Использовать
знания об
общих свойствах живых
организмов
для аргументированного
ответа.
Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

результату;
адекватно воспринимать
предложения и оценки
учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
Коммуникативные
допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;
Регулятивные
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Познавательные
осуществлять синтез как
составление целого
из частей; устанавливать
причинноследственные
связи в изучаемом круге
явлений;
Коммуникативные
допускать возможность
существования различ-

мира, готовности следовать в своей
деятельности нормам
природоохранительного поведении;

1)широкая
Учебный
мотивацидиск
онная основа учебной
деятельности, включая
социальные,
учебнопознавательные и
внешние мотивы
2)учебнопознавательный ин-

§3

8

ных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии
4

Увели- 1
чительтельные
приборы.
Л.р.
№1

5

Строе- 1
ние
клетки.
Ткани.

Лупа,
микроскоп,
тубус,
линза,
окуляр,
объектив,
предметный
столик,
микропрепарат,
предметное
стекло,
покровное
стекло.
Ядро,
цитоплазма,
вакуоль,

Объяснять назначение
увеличительных приборов.
Различать ручную и
штативную лупы, знать
величину получаемого
с их помощью увеличения.
Изучать устройство
микроскопа и соблюдать правила работы с
микроскопом.
Сравнивать увеличение
лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с микроскопом при
изучении готовых микропрепаратов.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием.
Выявлять части клетки
на рисунках учебника,
характеризовать их
значение.

Применять на
практике разные методы
изучения
природы,
проводя измерение и
описание
изучаемых
объектов.

Регулятивные
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;
адекватно воспринимать
предложения и оценки
учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
использовать знаковосимволические средства,
в т.ч. овладеет действием
моделирования
Коммуникативные
строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, используя в
т.ч. при возможности
средства и инструменты
ИКТ и
дистанционного общения
Применять на Регулятивные:
практике
следовать установленумение рабо- ным правилам в планитать с увели- ровании и контроле спо-

терес к новому учебному материалу и
способам
решения новой задачи
Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам
решения новой задачи;

ориентация
на понимание причин
успеха в

Карточки

§4

Таблица

§5

9

Л.р.
№2.

6

Хими- 1
ческий
состав
клетки.

клеточная мембрана,
клеточная
стенка,
ткани
животных и
растений.

Органические и
неорганический ве-

Сравнивать животную
и растительную клетки,
находить черты их
сходства и различия.
Различать ткани животных и растений на
рисунках учебника,
характеризовать их
строение, объяснять их
функции.
Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах
под малым и большим
увеличением микроскопа и описывать их.
Различать отдельные
клетки, входящие в состав ткани.
Обобщать и фиксировать результаты
наблюдений, делать
выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Различать неорганические и органические
вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для

чительными
приборами

соба решения;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;
Познавательные
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
Коммуникативные
учитывать другое мнение
и позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве.

учебной деятельности,
т.е. на самоанализ и самоконтроль
результата,
на анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи

Комментировать содержание рисунка, предлагающего ис-

Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализа-

Смыслообразование, т.
е. установление учащимися свя-

Презентация.

§6

10

7

Про1
цессы
жизнедеятельности
клетки.

щества,
минеральные
соли,
белки,
жиры,
углеводы.

организма.
Наблюдать демонстрацию опытов учителем,
анализировать их результаты, делать выводы.
Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

пользование
имеющихся
знаний в новой ситуации

ции, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
анализ объектов с целью
выделения признаков
Коммуникативные
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
– опре деление цели,
функций участников,
способов взаимодействия

Хромосомы

Оценивать значение
питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.
Характеризовать биологическое значение
понятия «обмен веществ».
Объяснять сущность
процесса деления клетки, анализировать его
основные события.
Устанавливать последовательность деления
ядра и цитоплазмы
клетки, используя рисунок учебника. Аргу-

Распознавать
и описывать
клеточное
строение кожицы лука,
мякоти листа.
Называть
клеточные
структуры и
их значение.
Уметь проводить опыты.

Регулятивные:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные
постановка и
формулирование
проблемы, самостоя
тельное создание
алгоритмов деятель
ности при решении
проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные

зи между
целью учебной деятельности и
ее мотивом,
другими
словами,
между результатом
учения и
тем, что побуждает деятельность,
ради чего
она осуществляется.
УстановлеСлайд –
ние связи
шоу.
между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом
учения и
тем, что побуждает деятельность,
ради чего
она осуществляется.

§7

11

ментировать вывод о
том, что клетка - живая
система (биосистема
8

К.р.
№1.

1

9

Цар-

1

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Класси-

Объяснять сущность

Использовать

инициативное сотруд
ничество в поиске и
сборе информации
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;
Коммуникативные
строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, используя
средства и инструменты
ИКТ и дистанционного
общения
Регулятивные:

Ориентация
на понимание причин
успеха в
учебной деятельности,
т.е. на самоанализ и самоконтроль
результата,
на анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи, на
понимание
предложений и оценок
учителей,
товарищей,
родителей и
других людей

Способность Слайды

§8

12

ства
живой
природы.

10

Бактерии:
строение и
жизнедеятельность.

1

фикация,
вид, царство, вирусы,
систематика.

термина «классификация».
Определять предмет
науки систематики.
Различать основные
таксоны классификации – «царство» и
«вид».
Характеризовать вид
как наименьшую единицу классификации.
Устанавливать связь
между царствами живой природы на схеме,
приведѐнной в учебнике.
Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Бактерии,
прокариоты,
эукариоты, автотрофы,
гетеротрофы,

Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы
бактериальных клеток
на рисунке учебника.
Различать понятия:
«автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты»,

знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности
организмов.
Приводить
примеры методов изучения живого,
использованных в ходе
исследований
в классе и
дома. Проверять правильность
теоретических выводов
приемами самоанализа и
самоконтроля.
Определять
роль в природе различных
групп организмов;
находить
черты, свидетельствующие об

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Познавательные
способствовать развитию познавате
льной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать
выбор.

к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;

Рисунки

Регулятивные:
уметь контролировать
свои действия, давать
оценку своим действиям
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнива

СамоопреУчебный
деление,
диск
нравственно-этическое
оценивание,
формирование экологического
мировоззре-

§9

13

11

Значение
бактерий в
природе и
для
человека.

1

цианобактерии.

«эукариоты».
Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и
оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в
природе.

усложнении
живых организмов по
сравнению с
предками, и
давать им
объяснение

Клубеньковые бактерии,
симбиоз.

Характеризовать важную роль бактерий в
природе.
Устанавливать связь
между растением и
клубеньковыми бактериями на рисунке
учебника, объяснять
термин «симбиоз».
Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его
значение для природы.
Различать бактерий по
их роли в природе и
жизни человека.
Характеризовать полезную деятельность
бактерий, их использование в народном хозяйстве

Описывать
строение бактерий, уметь
сравнивать
прокариотические и эукариотические клетки.
Характеризовать различные типы питания

ть, обобщать, делать
выводы
Коммуникативные
уметь грамотно и доходч
иво объяснять свою
мысль и адекватно воспр
инимать информа цию
партнѐров по общению, создание условий для формиро вания умений и навыков групповой работы.
Регулятивные:
уметь контролировать
свои действия, давать
оценку своим действиям
Познавательные
создать условия для
развития у школьников умения
формулировать проблему и предлага
ть пути еѐ решения
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи

ния, любви к
родной природе.

Воспитание
бережного
отношения к
своему здоровью, привитие интереса к изучению
предмета.

Презентация

§ 10

14

12

Растения

1

Корень,
побег,
споры,
слоевище,
цветковые и
голосеменные
растения.

Сопоставлять вред и
пользу, приносимые
бактериями природе и
человеку, делать выводы о значении бактерий.
Характеризовать главные признаки растений.
Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об
их функциях.
Сравнивать цветковые
и голосеменные растения, характеризовать их
сходство и различие.
Характеризовать мхи,
папоротники, хвощи
плауны как споровые
растения, определять
термин «спора».
Выявлять на рисунке
учебника различия
между растениями разных систематических
групп.
Сопоставлять свойства
растительной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать
определения
терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные
анализировать изучаемые
объекты с выделением
существенных и несущественных
признаков
Коммуникативные
строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой и
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и инструменты ИКТ
и дистанционного общения

принятие
ценности
природного
мира, готовности следовать в своей
деятельности нормам
природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

Таблицы
Энциклопедия
Гербарный материал

§ 11
рисунки

15

13

Изучение
растения

систематических групп
в жизни человека.
Различать и называть
части побега цветкового растения.
Определять расположение почек на побеге
цветкового растения.
Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.
Устанавливать местоположение шишки.
Сравнивать значение
укороченных и удлинѐнных побегов у
хвойных растений (на
примере сосны).
Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Формулировать общий
вывод о многообразии
побегов у растений.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

1

Л.р. №
3

14

Живот- 1

Про-

Распознавать однокле-

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование
имеющихся
знаний в новой ситуации

Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации, в том числе
во внутреннем плане
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью
компьютерных средств
Коммуникативные
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия

осознание
своей гражданской
идентичности: «Я» как
гражданин
России, своей этнической принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою
Родину,
народ и историю.

Микроскопы
Таблицы

Рисунки

Проводить

Регулятивные:

Самоопре-

Таблицы

§ 12

16

вотные.

15

Наблю
дение
за передвижением жи-

1

стейшие. точных и многоклеточных животных на рисунках учебника.
Характеризовать простейших по рисункам
учебника, описывать их
различие, называть части их тела.
Сравнивать строение
тела амѐбы с клеткой
эукариот, делать выводы.
Называть многоклеточных животных, изображѐнных на рисунке
учебника.
Различать беспозвоночных и позвоночных
животных.
Объяснять роль животных в жизни человека и
в природе.
Характеризовать факторы неживой природы,
оказывающие влияние
на жизнедеятельность
животных.
Готовить микропрепарат культуры инфузорий.
Изучать живые организмы под микроскопом при малом увели-

наблюдение
за объектами
живой природы.

следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;
Познавательные
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
Коммуникативные
учитывать другое мнение
и позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

деление,
Энциклонравственпедия
но-этическое Муляжи
оценивание,
формирование экологического
мировоззрения, любви к
родной природе.

Рисунки

Ориентироваться в системе познавательных
ценностей:
оценивать

Регулятивные:
Планировать свои действия и пути достижения
целей, принимать верное
решения в проблемной
ситуации.

Принятие
ценности
природного
мира, готовности следовать в своей

Рисунки

Микроскоп

17

вотных.
Л.р. №
4.

16

Грибы.

1

Грибница, гифа,
плодовое тело,
грибокорень.

чении.
Наблюдать за движением животных, отмечать
скорость и направление движения, сравнивать передвижение
двух-трѐх особей.
Формулировать вывод
о значении движения
для животных.
Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.
Описывать внешнее
строение тела гриба,
называть его части.
Определять место
представителей царства
Грибы среди эукариот.
Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов.
Различать понятия:
«сапротроф», «паразит», «хищник», «сим-

информацию
о живых организмах, их
расселению и
приспособлению к разным
природным
условиям,
получаемую
из различных
источников;
последствия
деятельности
человека в
природе.
Характеризовать способы
питания грибов. Давать
определения
терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Познавательные
Ориентироваться в системе познавательных
ценностей: оценивать
информацию о живых
организмах, их расселению и приспособлению к
разным природным условиям, получаемую из
различных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Коммуникативные
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что еще неизвестно
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнива
ть, обобщать, делать
выводы
Коммуникативные
1)задавать вопросы;

деятельности нормам
природоохранительного поведения.

Самоопределение,
нравственно-этическое
оценивание,
формирование экологического
мировоззрения, любви к
родной природе.

Таблица
Презентация
Набор
муляжей

§ 13

18

17

Мно1
гообразие и
значение
грибов.

Шляпочные
грибы,
плесневые грибы, антибиотики,
дрожжи.

18

Лишай
шайники.

Лишайники.

1

бионт», «грибокорень»,
пояснять их примерами.
Характеризовать строение шляпочных грибов.
Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.
Описывать строение
плесневых грибов по
рисунку учебника.
Объяснять термины
«антибиотик» и «пенициллин».
Распознавать съедобные и ядовитые грибы
на таблицах и рисунках
учебника.
Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.
Объяснять значение
грибов для человека и
для природы
Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух
организмов - гриба и
водоросли.
Различать типы ли-

2)контролировать действия партнера
различать
съедобные и
ядовитые
грибы и своей местности.
освоение
приемов оказания первой
помощи при
отравлении
ядовитыми
грибами

Регулятивные:
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитание
бережного
отношения к
своему здоровью, привитие интереса к изучению
предмета.

Слайд шоу

§ 14
Таб
лица

Оценивать
информацию
о живых организмах, их
расселению и
приспособлению к разным

Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

учебнопознавательный интерес к
новому
учебному
материалу и

Таблица

§ 15

19

19

Значение
живых
организмов
в природе.

1

Биологическое
разнообразие.

шайников на рисунке
учебника.
Анализировать изображение внутреннего
строения лишайника.
Выявлять преимущества симбиотического
организма для выживания в неблагоприятных
условиях среды.
Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

природным
условиям,
получаемую
из различных
источников

Определять значение
животных и растений в
природе и жизни человека по рисункам учебника.
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия
для сохранения равновесия в природе.

Использовать
знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности
организмов.
Приводить
примеры ме-

Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные,
цифровые) в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
Коммуникативные
строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, используя в
т.ч. при возможности
средства и инструменты
ИКТ и
дистанционного общения
Регулятивные:
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов ин-

способам
решения новой задачи

осознание
смысла и
нравственного содержания собственных
поступков и
поступков
других людей

Учебный
фильм

§ 16
Схе
ма

20

Объяснять необходимость охраны редких
видов и природы в целом.

20

К.р.
№2

1

тодов изучения живого,
использованных в ходе
исследований
в классе и
дома.

Использовать
знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности
организмов.
Приводить
примеры методов изучения живого,
использованных в ходе
исследований
в классе и
дома. Прове-

формационного поиска, в
том числе с помощью
компьютерных средств
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задача ми
и условиями ком
муникации; владение
монологической и диа
логической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами языка.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать
и делать выводы
Коммуникативные
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

способность
к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;

21

21

Среды
жизни
планеты
Земля.

22

Экологические
факторы
среды.

1

Водная,
почвенная,
наземно
– воздушная,
организменная среды жизни.

Характеризовать особенности условий сред
жизни на Земле.
Характеризовать организмов-паразитов,
изображѐнных на рисунке учебника.
Приводить примеры
обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие
на организм хозяина.

рять правильность
теоретических выводов
приемами самоанализа и
самоконтроля.
Объяснять
взаимосвязи
между организмами,
между организмами и
окружающей
средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Экологические
факторы,
факторы
неживой
природы, факторы

Различать понятия:
«экологический фактор», «фактор неживой
природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Характеризовать действие различных фак-

Высказывать
свою точку
зрения. Выделять и обращать особое внимание
на главные
понятия и ос-

Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать
выбор.

Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников
Коммуникативные
Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать
выбор.
Регулятивные:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти

Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, связи
теоретических знаний
с практическими навыками.

Таблица

§ 17

Умение работать в
группе, умение оценивать свою
работу и работу учащихся

Презентация

§ 18

22

живой
природы, антропогенные
факторы.

торов среды на организмы, приводить примеры собственных
наблюдений.
Аргументировать деятельность человека в
природе как антропогенный фактор.

новные закономерности
живой природы.

Выявлять взаимосвязи
между действием факторов среды и особенностями строения и
жизнедеятельности организмов.
Объяснять причины
сезонных изменений у
организмов, приводить
примеры собственных
наблюдений.
Характеризовать приспособленность животных и растений к среде
обитания по рисункам
учебника.
Определять понятие
«пищевая цепь».
Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль
различных организмов
в круговороте веществ.

приводить
примеры
приспособлений организмов к среде
обитания и
объяснять их
значение

23

Приспособления
организмов
к жизни в
природе.

1

Приспособленность.

24

При1
родные
сообще
щества.

Пищевая
цепь,
круговорот веществ в
природе,
природное со-

Выделять
условия, необходимые
для жизнедеятельности
различных
организмов
на одной тер-

вности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать
и делать выводы
Коммуникативные
слушать и вступать в
диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем
Регулятивные:
различать способ и результат действия
Познавательные
анализировать изучаемые
объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;
Коммуникативные
Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать
выбор.
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действия
на основе его оценки и
учета характера
сделанных ошибок
Познавательные
способствовать разви

СамоопреКомплект
деление,
фолий
нравственно-этическое
оценивание,
формирование экологического
мировоззрения, любви к
родной природе.

§ 19

Принятие
ценности
природного
мира, готовности следовать в своей
деятельности нормам

§ 20
Схе
ма

Карточки

23

общество.

25

При1
родные
зоны
России.

Природные зоны.

26

Жизнь

Мест-

1

Различать понятия:
«производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль
живых организмов и
круговорота веществ в
природном сообществе
Определять понятие
«природная зона».
Распознавать и характеризовать природные
зоны России по карте,
приведѐнной в учебнике.
Различать и объяснять
особенности животных
разных природных зон.
Объяснять роль Красной книги в охране
природы, приводить
примеры редких растений и животных, охраняемых государством.

ритории

тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
выводы
Коммуникативные
слушать и вступать в
диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем

природоохранительного поведения.

Преобразовы
вать
информацию
из одного
вида в другой
(таблицу в
текст и пр.).

Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников
Коммуникативные
договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации
столкновения
интересов

СамоопреТаблица
деление,
нравственно-этическое
оценивание,
формирование экологического
мировоззрения, любви к
родной природе.

§ 21

Характеризовать и

Создавать

Регулятивные:

широкая мо-

§ 22

Энцикло-

24

организмов
на разных
материках.

27

Жизнь
организмов
в морях и
океа-

ный вид.

1

Прикреп
креплѐнные
организмы,
свобод-

сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте,
приведѐнной в учебнике.
Объяснять понятие
«местный вид».
Характеризовать особенности местных видов организмов, их
приспособленность к
среде обитания.
Называть примеры
флоры и фауны материков по рисункам
учебника.
Анализировать свои
впечатления от встречи
с представителями
флоры и фауны разных
материков в зоопарке,
ботаническом саду, музее.
Оценивать роль человека в сохранении
местных видов на Земле.
Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.
Выделять существенные признаки приспо-

схематические модели с
выделением
существенных характеристик объекта.

выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные
анализировать изучаемые
объекты с выделением
существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями коммуникации

тивационная
основа
учебной деятельности,
включая
социальные,
учебнопознавательные и
внешние мотивы

педия

Самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную
проблему,

Регулятивные:
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные

Чувство
прекрасного
на основе
знакомства с
миром природы.

Энциклопедия

§ 23

25

нах.

ноплавающие
организмы,
планктон.

собленности организопределять
мов к среде обитания.
цель учебной
Объяснять причины
деятельности
прикреплѐнного образа
жизни мидий, водорослей и особого строения
тела у рыб. Оценивать
значение планктона для
других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать
условия обитания на
больших глубинах океана. Аргументировать
приспособленность
глубоководных животных к среде своего обитания.Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении
проблемных вопросов.
Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в
учебнике объектами
живого мира.
Оценивать свои достижения и достижения
одноклассников по
усвоению учебного материала темы

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные
договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации
столкновения
интересов

26

28

К.р. №
3.

1

29

Как
появился
человек на
Земле.

1

Австралопитек,
человек
умелый,
человек
разумный,
крома-

Характеризовать внешний вид раннего предка
человека, сравнивать
его с обезьяной и современным человеком.
Выделять особенности
строения тела и жизнедеятельности неандер-

Использовать
знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности
организмов.
Приводить
примеры методов изучения живого,
использованных в ходе
исследований
в классе и
дома. Проверять правильность
теоретических выводов
приемами самоанализа и
самоконтроля.
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную
проблему,
определять
цель учебной

Регулятивные:
способность к моби
лизации сил и энергии, к
волевому усилию (к
выбору в ситуации
мотивационного кон
фликта) и к преодоле
нию препятствий.
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать
и делать выводы
Коммуникативные
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать
выбор.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что еще неизвестно
Познавательные

способность
к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;

осознание
своей гражданской
идентичности: «Я» как
гражданин
России, своей этниче-

§ 24

27

ньонец.

30

Как
человек
изменял
природу

Лесопосадки.
1

тальцев.
Описывать особенности строения тела и
условия жизни кроманьонцев по рисунку
учебника Устанавливать связь между развитием головного мозга
и поведением древних
людей. Характеризовать существенные
признаки современного
человека.
Объяснять роль речи и
общения в формировании современного человека. Доказывать,
что современный человек появился на Земле в
результате длительного
исторического развития.
Анализировать пути
расселения человека по
карте материков Земли.
Приводить доказательства воздействия человека на природу.
Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

деятельности

выдвижение гипотез и их
обоснование. Построение
логической цепи рассуждений
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями коммуникации

ской принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою
Родину,
народ и историю.

Составлять
тезисы,
различные
виды планов
(простых,
сложных и
т.п.).
Преобразовы
вать
информацию
из одного

Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действия
на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок
Познавательные
помочь учащимся осознать практическую
значимость изучаемо

основные
моральные
нормы поведения в обществе, проекция этих
норм на собственные
поступки

§ 25

28

31

Важ1
ность
охраны
живого
мира
планеты.

Заповедник.

32

Сохраним
богатство

Красная
книга

1

Аргументировать необходимость охраны природы.
Обосновывать значимость знания законов
развития природы для
охраны живого мира на
Земле.
Называть животных,
истреблѐнных человеком.
Характеризовать состояние редких видов
животных, занесѐнных
в Красную книгу.
Объяснять причины
сокращения и истребления некоторых видов
животных, приводить
примеры.
Объяснять значение
Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет
на охоту как мероприятие по охране животных.

вида в другой
(таблицу в
текст и пр.).

Аргументировать ценность биологического
разнообразия для природы и человека. Оце-

Работа с иллюстративным и демонстративным

Использовать
свои знания о
животных,
приобретѐнные в повседневной жизни

го материала
Коммуникативные
Владение монологи
ческой и диалогической
формами речи в соот
ветствии с грамматичес
кими и синтаксичес кими
нормами родного языка.
Регулятивные:
адекватно воспринимать
предложения и оценки
учителей,
товарищей, родителей и
других людей
Познавательные
создать условия для
развития у школьников умения формулирова
ть проблему и предлагать
пути еѐ решения;
Коммуникативные
допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии
Регулятивные:
Планировать свои действия и пути достижения
целей, принимать верное

принятие
ценности
природного
мира, готовности следовать в своей
деятельности нормам
природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

§ 26

осознание
смысла и
нравственного содер-

§ 27

29

живого
мира.

33

Итоговая
контрольная
работа.

1

нивать роль деятельности человека в природе.
Приводить примеры
своей деятельности в
природе и общения с
живыми организмами.
Проектировать мероприятия по охране растений и животных в
период летних каникул
(заготовка кормов для
зимующих птиц, постройка кормушек,
охрана раннецветущих
растений и пр.)

материалом,
текстом, беседа, работа в
парах, групповая работа.

Систематизировать и
обобщать знания по
темам курса биологии
5 класса.
Использовать учебные
действия для формулировки ответов.

Использовать
знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности
организмов.
Приводить
примеры методов изучения живого,
использованных в ходе
исследований. Проверять пра-

решения в проблемной
ситуации.
Познавательные
создать условия
для развития у школьников умения формулировать проблему
и предлагать пути еѐ реш
ения;
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями коммуникации
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Познавательные
способствовать разви
тию познавательной акти
вности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать
и делать выводы
Коммуникативные
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

жания собственных
поступков и
поступков
других людей

способность
к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;

30

34

Подве- 1
дение
итогов.
Задание на
лето.

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.
Систематизировать и
обобщать знания о
многообразии живого
мира.
Соблюдать правила поведения в природе.
Анализировать содержание выбранных на
лето заданий

вильность
выводов приѐмами самоанализа и самоконтроля.
Использовать
свои знания о
животных,
приобретѐнные в повседневной жизни

Устанавливать и сравнивать различные точки
зрения.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
создать условия для
развития у школьников умения формулирова
ть проблему и предлагать
пути еѐ решения;
Коммуникативные
допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии

способность
к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».