Рабочая программа 6 класс биология

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей ЕМЦ
Протокол № 1
от 30.08.2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
____________ С.И. Васева

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«Гимназия»
_________________ М. А. Зимина

«30» августа 2021 г.
Приказ № 202 от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021/2022 учебный год
по биологии для 6 класса

Составитель программы
Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 23 года
высшая квалификационная категория

2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам»
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 №
28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от
28.01.2021 № 2;
- Учебного плана ООО МБОУ «Гимназия»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»;
- Рабочей программы воспитания МБОУ «Гимназия».
Рабочая программа является логическим продолжением линии освоения
биологических дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных
учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа
предусматривает обучение биологии в объѐме 1 часа в неделю в течение 1 учебного
года.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью
естественнонаучного образования на всех ступенях образования.
В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике
основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты,
понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в основной и даже
высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В
простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно
встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали
необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В
7-м классе соответствующие разделы дополняются.
Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное
функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от
клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов
изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных
функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы
устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы
различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии,
экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура
этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника,
развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической
культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения
к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных

биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня
строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует
формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на
понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли
человека в этих процессах.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные
Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой
значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов
в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания
биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее
устойчивого развития, а также формирование способности использовать
приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
- личностные:
- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебноисследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартов
биологического образования через систему из 34 уроков;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить
биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие раскрыть
взаимосвязь строения и физиологии органов растения через лабораторные работы и
систему домашних задании;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать
проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли
выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных
заданий;
- предметные:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у
шестиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинноследственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать
познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать
поставленную цель через учебный материал уроков;
- метапредметные:

способствовать воспитанию, формированию у обучающихся валеологической и
коммуникативной компетентностей: воспитывать у них независимость и способность
к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций за счѐт использования технологий: структурно-логических (системный
подход),
информационно-коммуникационных
(формы
работы:
лекции
с
мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций
по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и
внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся
об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети
источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме.
Ученик научится:
- выделять признаки биологических объектов
- приводить доказательства различий растений, животных, грибов, бактерий
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей.
Ученик получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания правил поведения в природе
- выбирать установки в своих действиях по отношению к живой природе
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах.
Основной формой обучения являются уроки разных типов.
В программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и
в индивидуально-групповых формах.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах
учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных
стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений
учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен
следующий инструментарий:
- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;
- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий,
тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный
индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,
экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное),
диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ,
результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей
тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков
предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки,
позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения,
приобретенные при изучении биологии;
- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

урока

Характеристика

Вид

деятельности обучающихся

контроля

Примечан

Глава1. Наука о растениях.(4часа)
1

Царство Растения.
Внешнее строение и общая
характеристика растений.

2

Многообразие жизненных
форм растений
Клеточное строение
растений. Свойства
растительной клетки.

3

4

Ткани растений.

Распознавать и описывать
основные органы растения.
Сравнивать высшие и
низшие растения на примере
папоротников и водорослей
Доказывать, что растение
живой организм
(биосистема).
Находить информацию о
растениях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и
справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать
еѐ. Объяснять возможность
определения по внешнему
виду растения состояние
процессов его
жизнедеятельности, обмен
веществ, деление клетки,
питание клетки.

выводы по
л\работе

Глава II. Органы цветковых растений (8 часов)
5

6
7
8

Семя, его строение и
значение.

Условия прорастания
семян.
Корень, его строение и
значение.
Побег, его строение и
развитие.

Распознавать и описывать:
виды корней, зоны корня, на
живых объектах внешнее
строение стебля,
видоизменения побегов.
Устанавливать соответствие
между частями семени и
органами проростка.
Различать корневые системы
однодольных и двудольных

вывод
ы по
л\работ
е

9

Лист, его строение и
значение.

10

Стебель, его строение и
значение.

11

Цветок, его строение и
значение.
Плод. Разнообразие и
значение плодов.

12

растений. Сравнивать по
заданным критериям типы
корневых систем.
Устанавливать соответствие:
между функциями стебля и
типами тканей,
выполняющими данную
функцию. Объяснять:
взаимосвязь стебля с
другими органами растения
Доказывать: что корневище,
клубень, луковицавидоизменѐнные побеги.

карточки задания
карточки задания

карточки задания

Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч
13

Минеральное питание
растений и значение воды.

14

Воздушное питание растений
– фотосинтез.

15

Дыхание и обмен веществ у
растений.

16

Размножение и
оплодотворение у растений.

17

Вегетативное размножение
растений и его использование
человеком.
Рост и развитие растений.

18

19

Повторение темы: «Основные
процессы жизнедеятельности
растений»

Приводить примеры
приспособлений органов
цветкового растения к
различным условиям.
Характеризовать развитие
растения.
Использовать знания
биологии для ухода за
растениями, выращивания
растений на приусадебном
участке.
Проводить биологические
опыты и эксперименты и
объяснять их результаты.
Сравнивать различные
способы размножения
и объяснять их
биологический смысл.

карточки задания
карточки задания
карточки задания

карточки задания
тест

Применение полученных
знаний и умений на уроках и
в жизни.

Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.(12 ча
20

Систематика растений, еѐ
значение для ботаники.

21

Водоросли, их
разнообразие и значение в

Различать на живых
объектах и таблицах
съедобные и ядовитые
растения своей местности.
Определять важнейшие

устный:
текущий
карточки-

природе.
22

Отдел Моховидные. Общая
характеристика и значение.

23

Плауны. Хвощи.
Папоротники. Их общая
характеристика.
Отдел Голосеменные.
Общая характеристика и
значение.
Отдел Покрытосеменные.
Общая характеристика и
значение.

24

25

26
27
28

29

30

Семейства класса
Двудольные.
Семейства класса
Однодольные.
Историческое развитие
растительного мира.

растения своего края.
Находить информацию о
растениях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и
справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать
еѐ.
Работать в группах
Приводить примеры
дикорастущих и культурных
растений. Распознавать
важнейшие с/х растения.
Называть центры
происхождения культурных
растений. Объяснять
способы расселения
культурных растений.

Разнообразие и
происхождение
культурных растений.
Дары Нового и Старого
Света.

задания
карточкизадания
карточкизадания
карточкизадания
устный:
текущий

таблиц

а
устный:
текущий

таблиц
а
Глава VI. Природные сообщества. (3 часа)

31

32

33

Понятие о природном
сообществе – биогеоценозе
и экосистеме.
Совместная жизнь
организмов в природном
сообществе.
Смена природных
сообществ и еѐ причины.

Определять важнейшие
растения своего края .
Приводить примеры
приспособлений растений к
условиям окружающей
среды и объяснять их
значение.
Объяснять роль цветковых
растений в природе и жизни
человека.
Использовать знания по
биологии для соблюдения
правил поведения в природе,
для пропаганды
природоохранного
поведения. Находить
информацию о растениях в
научно-популярной
литературе, биологических
словарях и справочниках,
Интернете, анализировать и

схема

оценивать еѐ.
Работать в группах.
34

Итоговый урок «Биология
6 класс»

Содержание учебного курса
Глава 1. Наука о растениях.
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника.
Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле.
Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и
многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений:
деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение
- живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые
растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на
жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно –
воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в
этих средах. Многообразие растений в связи с условиями из произрастания в разных
средах жизни.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной
клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с
хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных
клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у
растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные,
проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание
клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от
условий окружающей среды.
Глава II. Органы цветковых растений
Семя
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и
однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма.
Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и
распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение семян в
природе и в хозяйстве человека.
Корень
Виды корней (главные, боковые, придаточные,). Типы корневых систем: стержневая,
мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения,
всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост
корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в

связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, присоски,
втягивающие).
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения.
Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие
побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная
ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для
растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.
Видоизменения листьев.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ.
Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия.
Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и
подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы,
лианы, корневища, клубень, луковица.
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и
женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и
однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление.
Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и
самоопыляемых растений. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные,
вскрывающиеся и не вскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растений как живого организма. Растение как живая система –
биосистема.
Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных
минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие
почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные,
калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования
органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом
процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как
автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических
веществ.
Космическая роль зеленых растений: содержание органических веществ, накопление
энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление
кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды.
Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен
веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об
оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у
цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.
Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной
поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.
Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки,
прививки (черенком, глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии.
Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития от условий
окружающей среды.
Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства,
отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых
растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи.
Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и в народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как
высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет
папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для
человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Хвойные
растения нашего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере
сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие
покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и
хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные
и
Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные),
Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства
однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковичные.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений.
Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.Н.Вавилова.
Дары Старого и Нового Света.
9. Природные сообщества
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное
сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и
условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного
сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в
биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного
сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины,
вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото
как примеры естественных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад,
парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана
растений, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении
богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты
 Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью человека;
 осознание значения здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и
общению с природой;
 овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
1. В познавательной сфере:
 выявление существенных свойств живых организмов (наследственность,
изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
 обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений,
животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов
как неклеточной формы жизни;
 понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,
выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
 определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и
различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с
окружающей его средой;
 обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни
человека;
 распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых
грибов, растений, животных);
 определение принадлежности биологических объектов к определѐнной
систематической группе;
 выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
 распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и
их изображений;
 определение и классификация основных биологических понятий;
 овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием
биологических объектов и процессов; проведением простых биологических
экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни
на Земле;

 понимание личностной и социальной значимости биологической науки и
биологического образования;
 знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа
жизни;
 развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете
биологии, на экскурсиях;
 соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
 овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода
за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
 развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты
 Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой,
логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа,
ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения,
анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать
выводы;
 умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,
ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
 овладение
исследовательскими
умениями:
формулировать
проблему
исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования,
самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе
получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или
явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить
презентацию полученных знаний и опыта;
 овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссий.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Перечень учебно-методического обеспечения.
1) Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарѐвой, О.А. Корниловой, В.С.
Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника
«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И.
Строганов, И.Н. Пономарѐва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)
2) И.Н. Пономарѐва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии.
Грибы и лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011;
3) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе:
Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Диски:
- Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией
проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного
материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н.
Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М.,
Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25
августа 2006 г
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся презентации,
разработанные учителем ;
- материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор
цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Список литературы (основной и дополнительной)
Литература для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.:
Дрофа, 2006, - 96 с.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.
Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
3) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и
лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.;
4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену:
Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
Приложения к программе
Проекты:
1. Кирпичики жизни – клетки
2. Космическая роль зелѐных растений
3. Рекордсмены в мире растений
4. Растение – целостный организм
5. Дары Старого и Нового Света.
6. Бактерии – друзья или враги?
7. Кто любит земле кланяться — без добычи не останется
8. Мир растений
9. Индикаторы природы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».