РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № 1 от 30.08.2021 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ____________ С.И. Васева УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия» _________________ М. А. Зимина «30» августа 2021 г. Приказ № 202 от «30» августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2021/2022 учебный год по биологии для 6 класса Составитель программы Казанцев Евгений Васильевич стаж работы 23 года высшая квалификационная категория 2021 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 № 28; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2; - Учебного плана ООО МБОУ «Гимназия»; - Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»; - Рабочей программы воспитания МБОУ «Гимназия». Рабочая программа является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объѐме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в основной и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В 7-м классе соответствующие разделы дополняются. Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня. Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета: - личностные: - создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебноисследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 34 уроков; - продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие раскрыть взаимосвязь строения и физиологии органов растения через лабораторные работы и систему домашних задании; -продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий; - предметные: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинноследственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков; - метапредметные: способствовать воспитанию, формированию у обучающихся валеологической и коммуникативной компетентностей: воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ. Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счѐт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме. Ученик научится: - выделять признаки биологических объектов - приводить доказательства различий растений, животных, грибов, бактерий - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей. Ученик получит возможность научиться: - осознанно использовать знания правил поведения в природе - выбирать установки в своих действиях по отношению к живой природе - создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах. Основной формой обучения являются уроки разных типов. В программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: - мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; - использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии; - разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Календарно-тематическое планирование № Тема урока урока Характеристика Вид деятельности обучающихся контроля Примечан Глава1. Наука о растениях.(4часа) 1 Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. 2 Многообразие жизненных форм растений Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. 3 4 Ткани растений. Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей Доказывать, что растение живой организм (биосистема). Находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать еѐ. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности, обмен веществ, деление клетки, питание клетки. выводы по л\работе Глава II. Органы цветковых растений (8 часов) 5 6 7 8 Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня, на живых объектах внешнее строение стебля, видоизменения побегов. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Различать корневые системы однодольных и двудольных вывод ы по л\работ е 9 Лист, его строение и значение. 10 Стебель, его строение и значение. 11 Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. 12 растений. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Устанавливать соответствие: между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять: взаимосвязь стебля с другими органами растения Доказывать: что корневище, клубень, луковицавидоизменѐнные побеги. карточки задания карточки задания карточки задания Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч 13 Минеральное питание растений и значение воды. 14 Воздушное питание растений – фотосинтез. 15 Дыхание и обмен веществ у растений. 16 Размножение и оплодотворение у растений. 17 Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений. 18 19 Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений» Приводить примеры приспособлений органов цветкового растения к различным условиям. Характеризовать развитие растения. Использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл. карточки задания карточки задания карточки задания карточки задания тест Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни. Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.(12 ча 20 Систематика растений, еѐ значение для ботаники. 21 Водоросли, их разнообразие и значение в Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые растения своей местности. Определять важнейшие устный: текущий карточки- природе. 22 Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. 23 Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. 24 25 26 27 28 29 30 Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира. растения своего края. Находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать еѐ. Работать в группах Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Распознавать важнейшие с/х растения. Называть центры происхождения культурных растений. Объяснять способы расселения культурных растений. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. задания карточкизадания карточкизадания карточкизадания устный: текущий таблиц а устный: текущий таблиц а Глава VI. Природные сообщества. (3 часа) 31 32 33 Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и еѐ причины. Определять важнейшие растения своего края . Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека. Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе, для пропаганды природоохранного поведения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и схема оценивать еѐ. Работать в группах. 34 Итоговый урок «Биология 6 класс» Содержание учебного курса Глава 1. Наука о растениях. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение - живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно – воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями из произрастания в разных средах жизни. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Глава II. Органы цветковых растений Семя Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение семян в природе и в хозяйстве человека. Корень Виды корней (главные, боковые, придаточные,). Типы корневых систем: стержневая, мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, присоски, втягивающие). Побег Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы, корневища, клубень, луковица. Цветок и плод Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и не вскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растений как живого организма. Растение как живая система – биосистема. Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы). Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Космическая роль зеленых растений: содержание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком, глазком), размножение тканями. Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития от условий окружающей среды. Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира. Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей. Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и в народном хозяйстве. Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Хвойные растения нашего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека. Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковичные. Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.Н.Вавилова. Дары Старого и Нового Света. 9. Природные сообщества Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении. Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). 1. В познавательной сфере: выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии); обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни; понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ); определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой; обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека; распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных); определение принадлежности биологических объектов к определѐнной систематической группе; выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах; распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений; определение и классификация основных биологических понятий; овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле; понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования; знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни; развитие чувства ответственности за сохранение природы. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях; соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. 4. В сфере физической деятельности: овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями; 5. В эстетической сфере: развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы. Метапредметные результаты Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации; овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссий. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —основные методы изучения растений; —основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; —роль растений в биосфере и жизни человека; —происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику растительного царства; —объяснять роль растений в биосфере; —давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); —объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Перечень учебно-методического обеспечения. 1) Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарѐвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарѐва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.) 2) И.Н. Пономарѐва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011; 3) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с. Диски: - Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25 августа 2006 г - Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004; - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся презентации, разработанные учителем ; - материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) . Список литературы (основной и дополнительной) Литература для учителя: 1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.; 2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа; 3) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.; 4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.:Дрофа, 2004. -224 с. Приложения к программе Проекты: 1. Кирпичики жизни – клетки 2. Космическая роль зелѐных растений 3. Рекордсмены в мире растений 4. Растение – целостный организм 5. Дары Старого и Нового Света. 6. Бактерии – друзья или враги? 7. Кто любит земле кланяться — без добычи не останется 8. Мир растений 9. Индикаторы природы