Рабочая программа 7 класс биология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края

Рассмотрено
на засена заседании ШМО
учителучителей ЕМЦ
Протокол № 1
от 30.08.2021 г.

Утверждаю
Директор МБОУ
« Гимназия»

Согласовано
Заместитель
директора по УР
_________/Васева С.И./

__________/Зимина М.А./

«30» августа 2021 г

Приказ № 202
от «30» августа 2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 23 года
высшая квалификационная категория

2021 г.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2;
- Учебный план ООО МБОУ «Гимназия»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия»;
- Рабочей программы воспитания МБОУ «Гимназия».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М.Константинов,
В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных
учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 c.:
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего
образования:

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их
физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития
учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на
формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,
познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение
учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков,
тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем
самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не
сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации
различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных
предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации
образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития
учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера

образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений,
обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти
идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный
предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой
природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у
учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не
передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их
разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному
поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система
уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
 формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
 приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыта познания и самопознания;
 подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном
существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья
и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма,
биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода
за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и
окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений,
связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня,
расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Планируемые образовательные результаты
Обучающийся научится:
- выделять признаки животных;
- осуществлять классификацию животных;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов
животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию по вопросам зоологии и экологии животных;
- ориентироваться в системе ценностей по отношению к живой природе;
- работать индивидуально и в группе над практическими проблемами охраны животного
мира.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются
фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Учебно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9
10
11

Название темы
Общие сведения о мире животных
Строение тела животных.
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные
Подцарство Многоклеточные животные. Тип
Кишечнополостные
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип Хордовые.
Подтип Бесчерепные
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы
Класс Земноводные, или Амфибии
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии
Класс Птицы
Класс Млекопитающие, или Звери
Развитие животного мира на Земле
Обобщение
Резерв
Итого:

Кол-во часов
4
3
4
3
6
5
7
1
5
5
5
8
9
2
2
1
70

Основное cодержание
1. Общие сведения о мире животных (4 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие
животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные
растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных
сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические
ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические
системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к
животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в
сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона.
Красная книга Среднего Урала.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство,
подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации
животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Строение тела животных (3 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.
Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция
деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие
простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике
животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение
(цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение,
питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и
растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс.
Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные
простейшие:
дизентерийная
амеба,
малярийный
паразит.
Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба
с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека
Л.р. №2 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
4. Подцарство Многоклеточные животные
Тип кишечнополостные (3 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и
поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток.
Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в
природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и
медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и
паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.
Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы
чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей.
Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей.
Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от
заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина.
Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и
внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение,
выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в
биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира
Л.р. № 3 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение и раздражимость»
Тема 6. Тип Моллюски (5 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и
поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый
слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение
и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания.
Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и
практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их
строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение
Л.р. № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми
червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и
образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие
ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Пауккрестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение.
Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения
и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от
клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их
значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых.
Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение.
Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды
насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие
отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки),
Двукрылые,
Перепончатокрылые.
Насекомые,
наносящие
вред
лесным
и
сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые –
переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи –
общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение.
Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди
представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический
способ борьбы с насекомыми-вредителями

Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого»
Тема 8. Тип Хордовые (32 часа)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные (1 ч)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения
ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 часов)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы.
Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой
рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение
и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его
значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость
и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы.
Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных
животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы
промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в
зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство
рыбных ресурсов.
Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского
региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.
Аквариумное рыбоводство
Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Л.р. № 7 «Внешнее строение рыбы»
Тема 8.2 Класс Земноводные (5 часов)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный
образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие
лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки,
жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц).
Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл
жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий).
Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и
первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в
природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение
пресмыкающихся от древних земноводных.
Тема 8.4. Класс Птицы (8 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и
внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ.
Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов,
внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о
потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины.
Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ
жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых
пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение
птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное
использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их
использование человеком
Л.р. № 8 «Изучение внешнего строения птицы. Строение перьев»
Л.р. № 9 «Строение скелета птицы»
Тема 8.5. Класс Млекопитающие или Звери (9 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего
и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной,
кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с
пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и
сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы
распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные.
Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные.
Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств,
водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки
домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных
ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей.
Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное
использование и охрана млекопитающих
Л.р. № 10 «Строение скелета млекопитающих»
Тема 9. Развитие животного мира на Земле (2 часа)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития
животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат
эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития
природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных.
Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей
планете. Памятники природы, заповедники и заказники Урала и муниципального образования.
Тема 10. Обобщение (2 часа)
Обобщение и систематизация знаний по материалу курса биологии 7 класса
Тема 11. Резерв (1 час)

Тематическое планирование
биология 7 класс
(70 часов)
№
урок
а

Тема урока
(раздела)

Содержание
учебного материала

Практическая
часть

Используе
мые
источники

Домашнее
задание

1.Общие сведения о мире животных – 4 часа

1

2

Зоология —
наука о
животных

Среды жизни и места
обитания животных

3

Классификация
животных. Основные
систематические группы

4

Влияние человека на
животных

5

Клетка

6

Ткани

Зоология, морфология,
анатомия, физиология,
экология,
палеонтология,
этология, опылители,
животноводство.
Среды жизни, место
обитания,
хищники,
жертвы,
паразиты,
хозяева,
пищевые
связи, цепи питания,
биоценоз, экосистема,
биогеоценоз.
Систематика,
популяция, вид, род,
семейство,
отряд,
класс, тип, царство,
ареал,
Косвенное,
прямое
влияние
человека на животных,
Красная
книга,
заповедник.
Зоология, позвоночные,
беспозвоночные.

Презентация

§1
термины

Учебный
фильм

§2

Модельаппликация

§3
систематик
а
животных

Красная
книга

§4

Магнитная
модель
клетки

§6
Рис.18

Таблицы,
микропрепар
аты

§7

Презентация

§8 Таблица

Таблица
«Среды
жизни
животных»

2.Строение тела животных – 3 часа

7

Органы
органов

и

системы

Клеточная мембрана,
цитоплазма,
обмен
веществ, вакуоль, ядро,
хромасомы, органоиды,
клеточный центр.
Ткань,
эпителиальная,
соединительная,
гладкая,
мышечная,
нервная, железы,
нейрон
Орган, системы
органов, рефлексы,
симметрия тела.

Таблица
«Ткани
животных»

«Системы
органов
животных»

3.Подцарство Простейшие – 4 часа
8

9

колония,
Тип
Саркодовые
и Амѐба,
жгутиконосцы.
Класс ложноножки,
пищеварительная
Саркодовые.

Класс Жгутиконосцы

вакуоль,
циста,
фораминифер,
бесполое размножение
Эвглена, пелликула,
жгутики, глазок, типы
питания

Л.р. №2
«Строение и
передвижение

Презентация

§9
Задание 4
стр.41

Таблицы

§10

Корре
ктиро
вка
прогр
аммы

инфузориитуфельки»

Тип Инфузории,
Ресничные

11

§12
Вопросы 13 стр.54
4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 3 часа
полость,
Презентация
Тип Кишечнополостные. Кишечная
§13
медуза,
Общая
характеристика. полип,
термины

12

или Инфузория – туфелька,

§11
Рис.31

10

Многообразие
простейших

Пресноводная гидра.

Таблицы

реснички, порошица,
половой
процесс,
коньюгация
Дизентерия,
малярия

Презентация

эктодерма, энтодерма,
мезоглея, почкование,
гермафродиты,
регенерация.
Гидроидные,
коралловые
полипы,
личинки,
нервные
узлы.
Содержание темы

13

Морские
кишечнополостные

14

Контрольно-обобщающий
урок по теме
«Простейшие.
Многоклеточные
животные –
Кишечнополостные»
5. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви – 6 часов
Таблица
Тип Плоские черви. Белая Планария,
мышцы,
планария.

15

16
17

Учебный
фильм

паренхима,
мезодерма,
глотка, кишечник,
семяпроводы,
яйцеводы
Сосальщик,
цепень,
эндопаразиты,
кутикула.

Разнообразие
плоских
червей: сосальщики и
цепни
Тип круглые черви. Класс Аскарида,
полость,
Нематоды.

первичная
анальное,
отверстие, щетинки
Вторичная
полость,
целом,
сегменты,
гидроскелет, щупальца,
усики, параподии.
Мускулатура, поясок,
пищевод,
желудок,
перекрестное
оплодотворение

§9-14

§15
термины

Учебный
фильм

§16
Рис.55

Учебный
фильм

§17
§18

18

Тип Кольчатые черви.
Класс Многощетинковые
черви

19

Тип Кольчатые черви.
Класс Малощетинковые
черви

20

Контрольно-обобщающий
урок по теме « Плоские
черви. Круглые черви.
Кольчатые черви»

21

Общая
характеристика Раковина, перламутр,
нога, мантия, тѐрка,
типа Моллюски

Презентация

§20
термины

Класс
моллюски

Коллекция
«Морское

§21

§15-19

Л.р. № 3 «Внешнее
строение дождевого
червя;
передвижение и
раздражимость»

Содержание темы

6.Тип Моллюски – 5 часов

22

Брюхоногие

печень, жабры, лѐгкое,
сердце,
почки,
парусник.
Аорта, артерия, вены,
капилляры

23

Класс Двустворчатые
моллюски

Биссус,
сифоны,
жемчуг, животные фильтраторы

24

Класс
Головоногие
моллюски

Воронка,
хрящевой
череп,
роговые
челюсти, чернильный
мешок, мозг.

25

Контрольнообобщающий урок по
теме «Тип Моллюски»

Л.р. № 4 «Внешнее
строение раковин
пресноводных и
морских
моллюсков»

дно»
Натуральные
объекты

§22

Учебный
фильм

§23
Задание 3
стр.112

Таблица

§24
Задание 1
стр.119

Учебный
фильм

§25
Рис.92

Учебный
фильм

§26

7.Тип Членистоногие – 7 часов
26

Тип

Членистоногие Наружный

скелет,
грудь,
головогрудь,
хитин, сложные глаза,
ногочелюсти,
гемолимфа
Паутина,
хелицеры,
ногщупальца, трахеи,
мальпигиевые сосуды.
Насекомые,
крылья,
дыхальца

Класс Ракообразные

27

Класс Паукообразные

28

Класс Насекомые

29

Типы
развития
и Стрекозы,
многообразие насекомых прямокрылые,

Учебный
фильм

§27

Пчелы и муравьи –
общественные
насекомые.
Полезные
насекомые.
Охрана
насекомых
Насекомые – вредители
культурных растений и
переносчики заболеваний
человека
Контрольно-обобщающий
урок по теме «Тип
членистоногие»

Учебный
фильм

§28
термины

Презентация

§24-29

Таблица

§30
Рис.109,11
2

30

31

32

33

Л.р. № 5 «Внешнее
строение
насекомого»

равнокрылые, клопы,
бабочки, жуки,
двукрылые, гусеница
Рабочие пчелы, матка,
трутни, перга, медовый
зобик,
тутовый
шелкопряд
Методы
борьбы
с
вредителями,
вредители с/х культур

Таблица
«Развитие
насекомых»

Содержание темы

8.Тип Хордовые – 32 часа
Общие
признаки Ланцетник, черепные,
хордовых
животных. хорда, нервная трубка,
околожаберная полость
Подтип Бесчерепные.

8.1.Подтип Черепные. Надласс рыбы – 5 часов
34

35

36

Подтип Черепные. Рыбы: Рыбы, хвост, чешуя,
органы
общая характеристика и плавники,
боковой
линии,
внешнее строение

Внутреннее
костной рыбы

строение

Особенности
размножения рыб

внутреннее
ухо,
ноздри,
орган
равновесия
Позвоночник, ребра,
жаберные
дуги,
плавательный пузырь,
головной
мозг,
мочеточники.
Икринки,
мальки,
живорождение,
миграции,
нагул,
нерест

Л.р. № 6 «Внешнее
строение и
особенности
передвижения
рыбы»

Презентация §31

Презентация §32

термины

Л.р. № 7 «Внешнее
строение рыбы»

Презентация §33

37

Основные
систематические группы
рыб. Классы Хрящевые
рыбы и костные рыбы

38

Промысловые рыбы
Обобщение знаний по
теме « Надкласс Рыбы»

Хрящевые
рыбы,
костные
рыбы,
лучепѐрые, костистые,
кистепѐрые,
осетрообразные,
двоякодышащие,
Рыболовство,
сельдеобразные,
трескообразные,
карпообразные,
лососевые,
акклиматизация

Учебный
фильм

§31-34

Красная
книга

§35

8.2.Класс Земноводные или Амфибии – 5 часов
39

Места
обитания
и Среднее ухо, плечо,
бедро,
внешнее строение тела предплечье,
голень,
запястье,
земноводных.

Учебный
фильм

§36
термины

40

Строение и деятельность Двенадцатиперстная
клоака,
внутренних
органов кишка,
смешанная
кровь,
земноводных

Модель
скелета
лягушки

§37
Задание 4
стр.182

Годовой жизненный цикл
жизни
земноводных.
Происхождение
земноводных.
Многообразие и значение Амфибии, регенерация
земноводных
Контрольно-обобщающий Содержание темы
урок по теме
«Земноводные или
Амфибии»

Учебный
фильм

§38

Презентация

§36-39

фаланги

41

42
43

холоднокровные,
полушария переднего
мозга
Зимовка, оцепенение,
головастик,
годовой
жизненный цикл

8.3.Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 5 часов
44

Особенности
внешнего Пресмыкающиеся,
строения
и
скелета пресмыкание, роговой
покров,
выползок,
пресмыкающихся

Учебный
фильм

§40
термины

45

Особенности внутреннего
строения
и
жизнедеятельность
пресмыкающихся

Презентация

§41
Рис.146

46

Многообразие
пресмыкающихс
Происхождение
пресмыкающихся
Роль пресмыкающихся в Пищевые
природе
и
жизни Красная книга
человека.
Охрана
пресмыкающихся
Контрольно-обобщающий
урок по теме «Класс
Пресмыкающиеся или
Рептилии»

Учебный
фильм

§42

Красная
книга

§40-43

Презентация

§44
термины

47

48

шея, грудная клетка
Желудочный
сок,
ядовитые
зубы,
гортань,
трахея,
бронхи,
мочевая
кислота, спячка.
Отряды Чещуйчатые,
Крокодилы, Черепахи,
костный панцирь
связи,

8.4.Класс Птицы – 8 часов
49

надклювье, Л.р. № 8
Общая
характеристика Клюв,
класса. Среда обитания и подклювье, контурные «Изучение
перья,
маховые
и внешнего строения
внешнее строение птиц
рулевые перья, пух,
стержень,
опахало,
бородки, очин

птицы. Строение
перьев»

Модель
скелета
птицы

§45
Рис.158

Внутреннее
строение
птиц: пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
выделительная системы.
оболочки,
Размножение и развитие Яйцевые
зародышевый
диск,
птиц.

Презентация

§46

Учебный
фильм

§47
Рис.166

53

Годовой жизненный цикл.
Сезонные
явления
в
жизни птиц

Учебный
фильм

§48

54

Многообразие
птиц.
Систематические
и
экологические
группы
птиц.

Учебный
фильм

§49
Сообщение
о птице

55

Значение и охрана птиц.
Происхождение птиц

Презентация

§44-50

56

Контрольно-обобщающий
урок по теме «Класс
Птицы»

57

Общая характеристика.
Внешнее строение
млекопитающих. Среды
жизни и места обитания

58

Внутреннее
строение
млекопитающих: опорнодвигательная и нервная
системы
Размножение и развитие
млекопитающих. Годовой
жизненный цикл
Происхождение
и
многообразие
млекопитающих
Высшие
плацентарные
Отряды: Насекомоядные,
Рукокрылые,
Грызуны, Зайцеобразные,
Хищные, Ластоногие и
Китообразные

50

Опорно-двигательная
система птиц. Скелет и
мышцы птиц.

51

52

Спинная
кость,
сложный
крестец,
открытый
таз,
вилочка,
крылья,
пряжка, цевка
Железистый
мешок,
мускульнуй желудок,
голосовые
связки,
экстраполяция

Л.р. № 9
«Строение скелета
птицы»

халазы,
выводковые
птицы,
птенцовые
птицы.
Ритуальное поведение,
токование,
брачные
танцы,
насиживание,
кочевки,
перелѐтные
птицы
Пингвины,
страусовые,
насекомоядные
птицы,
водоплавающие
птицы
Домашние
птицы,
инкубатор,
архиоптерикс
Содержание темы

8.5.Класс Млекопитающие или Звери – 9 часов

59
60
61

Учебный
фильм

§51
термины

Презентация

§52
Рис.193

Матка, детское место,
плацента,
линька,
зимовка

Учебный
фильм

§53

Зверозубые рептилии,
яйцекладущие
млекопитающие

Презентация

§54

Насекомоядные,
Рукокрылые, Грызуны,
Зайцеобразные,
Хищные, Ластоногие,
Китообразные

Учебный
фильм

§55

Плацентарные звери,
Парнокопытные,
Непарнокопытные
хоботные

Учебный
фильм

§56

Учебный
фильм

§57

Ушные
раковины,
шерсть,
остевые
волосы,
подшерсток,
вибриссы,
волосяная
сумка, сальные железы
Диафрагма,
кора
полушарий,
губы,
резцы,
клыки,
бронхиолы

62

Высшие плацентарные:
Парнокопытные,
Непарнокопытные,
Хоботные

63

Отряд
Приматы. Приматы,
Экологические
группы ногти

мимика,

Л.р. № 10
«Строение скелета
млекопитающих»

64

млекопитающих
Значение млекопитающих Домашние звери, КРС,
овцеводство,
для человека

Презентация

§51-59

свиноводство,
коневодство,
оленеводство

65

Контрольно-обобщающий
урок
по
теме
«
Млекопитающие
или
Звери»

66

Доказательства эволюции
животного мира.
Учение Ч. Дарвина об
эволюции
Основные этапы развития
животного мира на Земле.
Современный
животный мир

9.Развитие животного мира на Земле – 2 часа

67

Кайнозой,
палеозой,
мезозой,
эволюция,
наследственность

Презентация

§60

Дегенерация,
продуценты,
консументы,
редуценты

Таблица

§61

10. Обобщение – 2 час
68
69

Экскурсия в природу

70

Резерв

Обобщающий урок года

Заповедники
Урала

11. Резерв – 1 час

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
особенности
организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах
и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и
системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее

распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы)
2.Технические средства обучения
1. Компьютер мультимедийный;
2. Мультимедийный проектор;
3. Экран проекционный;
4. Микроскоп
5. Электронный микроскоп
6. Телевизор
7. Магнитофон
3. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
4. Натуральные объекты (коллекции, образцы, гербарии)
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа: Т.С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева // Природоведение. Биология.
Экология: 5-11 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса
общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012/-304 c.:
Литература для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.:
Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.:
Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
3) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, 96 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
5) Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Н.А.Артемьева. –
М.:ВАКО,2018
Литература для учащихся:
1) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. –
М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
2) Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999.
3) Сладков Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН,
1994. -183с: с ил.;
4) Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОС МЭН,
1994. -144с: сил.;
5) Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с
ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла
"Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.
набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».