Рабочая программа 10 класс биология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края

Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей ЕМЦ

Согласовано
Заместитель
директора по УР

Утверждаю
Директор МБОУ
« Гимназия»

Протокол № 1

________/Васева С.И./

__________/Зимина М.А./

от 30.08.2021 г.

«30» августа 2021 г.

Приказ № 202
от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 23 года
высшая квалификационная категория

2021 г

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2;
- Учебный план СОО МБОУ «Гимназия»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия»;
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Гимназия».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.,
Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология. 10 кл.: Базовый уровень: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М. : Вентана-Граф,
2020.- 224 с.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объѐме 35 часов (1 час в неделю).
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью
естественнонаучного образования на всех ступенях образования.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках
– уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих
биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный
подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей
среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне
в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования
современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему
гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса
биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные
особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними
выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания;
Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе
на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения
за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,

теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе
работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний,
правил поведения в природе.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на
которых они проводятся.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
•
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
•
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
•
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
•
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
•
биологическую терминологию и символику;
уметь
•
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости
сохранения многообразия видов;
•
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
•
описывать особей видов по морфологическому критерию;
•
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
•
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
•
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
•
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
•
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах
Интернет) и критически ее оценивать;

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся
образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебнопознавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции
личностного самосовершенствования

Учебно-тематический план
№

Тематический блок

Количество часов

1
2
3

Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации
жизни
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации
жизни
Тема 5. Обобщение
Итого

5
9
9

4
5

11
1
35

Основное содержание
Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений - 5 ч
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная
единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и
эксперимент, моделирование).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками
Лаб. раб №1«Определение растений и животных»
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни - 9 ч.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Теория А.И. Опарина.
Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы.
Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как
глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные
деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические,
антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 9 ч.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.
Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в
биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и
свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме.

Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема.
Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования
Практ. работа №1 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»
Лабор. работа №2 «Нахождение черт приспособленности у организмов к условиям
обитания»
Практ. работа №2 «Сравнение биоценоза и агроценоза»
Практ. работа №3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни - 11 ч.
Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая
генетическая система.
История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции.
Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты
эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде
обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об
эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и эволюция
человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз,
идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения
биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия
сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни
Лабор. работа №3 «Выявление морфологических признаков при описании разных видов
одного рода»
Лабор. работа №4 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов»
Обобщение – 1 час

Тематическое планирование
биология 10 класс
35 часов
№
уро
ка

Тема урока (раздела)

Содержание
учебного материала

Практическая
часть

Используе
мые
источники

Домашнее
задание

1. Введение в курс общебиологических явлений – 5 часов
1

Основные свойства
живого

Свойства жизни:

§1,2

единство
химического
состава;

задание 3
стр.9

обмен веществ и
энергии;
размножение
рост и развитие;
раздражимость
энергозависимость;
дискретность;
специфичность
взаимоотношений
организмов
со
средой
2

3

Определение понятия
жизнь. Уровни
организации живой
материи

Структурные
уровни
организации

Значение практической
биологии. Методы
биологических
исследований

Методы познания:

§4

наблюдение,

задание 4
стр. 20

моделирование,
мониторинг,

Модель
уровней
организаци
и живой
природы
(изготовле
на
учащимися
)

§3
схема
«Уровни
организаци
и живого»

Корре
ктиро
вка
прогр
аммы

эксперимент
Биотехнология
4

Определение видов
растений и животных.
Значение
биологических знаний

5

Контрольнообобщающий урок по
теме «Введение в курс
общебиологических
явлений»

Области
применения
биологических
знаний

Лаб. раб №1

§5

«Определение
растений и
животных»

Содержание темы

2. Биосферный уровень организации жизни – 9 часов
6

Учение В.И.
Вернадского о
биосфере. Функции
живого вещества

Структура и
свойства биосферы.

Таблица

§6

Функции
биосферы. Типы
веществ: живое,
косное и
биокосное.
Функции живого
вещества

7

Происхождение живого Биогенез,
абиогенез.
вещества
Гипотезы, теории

Учебная
презентаци
я

§7

8

Биологическая
эволюция в развитии
биосферы

Ароморфозы

Таблицы,
модель
сердца,
цветка

§8

9

История развития
жизни на Земле

Эры, периоды

Таблицы

§9

10

Биосфера как
глобальная экосистема.
Механизмы
устойчивости

Открытая система

Учебный
фильм

§ 10

Учебный
фильм

§ 11

Компоненты
биосферы
Восходящий и
нисходящий
потоки веществ в
биосфере

11

Механизмы
устойчивости

Динамическое
равновесие.

12

биосферы

Условия
существования
глобальной
экосистемы.
Биоразнообразие

Человек как житель
биосферы.
Взаимоотношения
человека и природы как
фактор развития
биосферы

Ноосфера
Этапы воздействия
человека на
биосферу.

Учебный
фильм

§ 12

Способы
воздействия
человека на
биосферу.
Условия
сохранения
биосферы.
Природоохранная
деятельность

13

Особенности
биосферного уровня
организации живой
материи и его роль в
обеспечении жизни на
Земле

Характеристики
биосферного
уровня
организации
жизни: процесс,
структура,
организация,
значение

14

Контрольнообобщающий урок по
теме «Биосферный
уровень организации
жизни»

Содержание темы

§ 13

3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 9 часов
15

Биогеоценоз как
особый уровень
организации жизни

Учебный
фильм

Биосистема
Биогеоценоз
Биотоп
Биоценоз
Биогеоценоз
Биогеоценоз

как

§ 14

многовидовая
надорганизменная
биосистема
16

Строение и свойства
биогеоценоза

Экосистема
Биогеоценоз как
био-и экосистема.
Свойства
биогеоценоза.
Учение В. Н.
Сукачева о
биогеоценозе

17

18

Типы связей и
зависимостей в
биогеоценозе.
Приспособления
организмов к
совместной жизни в
биогеоценозах.

Взаимно
приспособительные
свойства.
Взаимные
адаптации в
биогеоценозе.

Механизмы
устойчивости
биогеоценозов

Причины
устойчивости
экосистем:

Практ. работа
№1

§!5, 16

«Составление
схем передачи
вещества и
энергии (цепей
питания)»

Учебный
фильм

§17

Многообразие
связей в
биогеоценозе

видовое
разнообразие;
жизненное
пространство;
средообразующие
свойства видов;

Учебный
§ 18
фильм
«Биоразноо
бразие
–
основа
существова
ния»

антропогенное
воздействие.

19

Зарождение и смена
биогеоценозов.
Суточные и сезонные
изменения биоценозов

Сукцессия
Типы смен
биогеоценозов:
первичные и
вторичные
сукцессии.
Временные
биогеоценозы,
коренные.
Сукцессионный

Учебная
презентаци
я

§19

ряд.
Саморазвитие
биогеоценоза
20

21

Многообразие
биогеоценозов воды и
суши.

Особенности
биогеоценозов
воды и суши

Лабор. работа
№2

Агроэкосистема

Особенности
агроценозов

Практ. работа
№2

§19

«Нахождение
черт
приспособленно
сти у организмов
к
условиям
обитания»

«Сравнение
биоценоза и
агроценоза»

22

Сохранение
разнообразия
биогеоценозов.
Экологические законы
природопользования

Сохранение
биоразнообразия.
Пути сохранения
биогеоценозов.
Биогеоценозы как
источник
благополучия
людей.

Практ. работа
№3
«Анализ и
оценка
последствий
деятельности
человека в
экосистемах»

Законы Барри
Коммонера
23

Контрольнообобщающий урок по
теме
«Биогеоценотический
уровень организации
жизни»

Содержание темы

4. Популяционно-видовой уровень организации жизни – 11 часов
24

Биологический вид:
характеристика и
структура

Биосистема. Вид.
Критерии вида:
морфологический,
генетический,
физиологический,
биохимический,
экологический,
географический.

Лабор. работа
№3
«Выявление
морфологически
х признаков при
описании разных
видов одного
рода»

Учебная
презентаци
я

§20

Современные
представления о
виде. Структура
вида
25

Популяция как форма
существования вида и
структурный
компонент вида

Популяция как
компонент
биогеоценоза; как
генетическая
система; как
основная единица
эволюции.

26

Популяция как единица
эволюции

Дивергенция.

Видообразование

Результат
видообразования.
Движущие силы и
факторы эволюции.

27

Учебная
презентаци
я

§21

§22

Эволюционные
изменения в
популяциях
Учебная
презентаци
я

§23

Причины
вымирания видов.
Сохранение
биоразнообразия –
задача
человечества.
Способы
видообразования.
Географическое и
биологическое
видообразование
Человек как
уникальный вид живой
природы

Антропогенез

29

Особенности
популяционновидового уровня жизни

Характеристика
уровня: структура,
процессы,
организация,
значение

30

Основные
закономерности
эволюции

Необратимый
характер.

28

Биологические
социальные
факторы

§24
и

§28

Направленность
Прогрессивное
усложнение форм
жизни.
Формирование
адаптаций
к
условиям
среды.
Различные
точки
зрения:
креационизм,
ламаркизм,
эволюционная
теория Ч. Дарвина.
31

Современные
представления об
эволюции
органического мира

Результаты
действия
естественного
отбора.

§29

Синтетическая
теория эволюции
32

Основные направления
эволюции. Прогресс и
регресс в эволюции
живой природы.

Прогресс и регресс.
Пути
биологического
прогресса:
ароморфоз,
идиоадаптация,

Лабор. работа
№4

§30

«Выявление
ароморфозов и
идиоадаптаций у
организмов»

дегенерация
Биологический
прогресс
33

Всемирная стратегия
охраны природных
видов

Редкие,
исчезающие,
охраняемые виды.
Красная книга,
заповедники,
заказники, парки

34

Контрольнообобщающий урок по
теме «Популяционновидовой уровень
организации жизни»

Содержание темы

5. Обобщение – 1 час
35

Обобщающий урок
года

Идеи сохранения
видов.
Экологическая

Красная
книга
Урала

культура личности
и общества в
защите
разнообразия
Видов на Земле

Средства обучения

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. Печатные пособия (таблицы)
2.Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный;
Мультимедийный проектор;
Экран проекционный;
Микроскоп
Электронный микроскоп
Телевизор
Магнитофон
3. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
4. Натуральные объекты (коллекции, образцы, гербарии)
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:
Программа: Т.С. Сухова, В. И. Строганов. // Природоведение. Биология. Экология: 5-11
классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология. 10 кл.: Базовый уровень:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой .М. : Вентана-Граф, 2006.- 224 с. : ил.
Литература для учителя:
1) Пономарева И.Н. Биология. 10 класс. Методическое пособие.- М. : Вентана-Граф,
2011.- 96 с.
2) Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс / Сост Н.А. Богданов. –
М.:ВАКО,20183) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник
для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
4) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.:
«Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
5) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. –
М.: Дрофа, 2002;
6) Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.
7) Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб. 1998.
8) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену.
Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
9) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся
общеобразоват. Учреждений/Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение,
2002 (Проверь свои знания)
Литература для обучающихся:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;

2) Биологический энциклопедический словарь. М., 1989. 11
3) Биология .ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы./Составители: Г.С. Калинова,
В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.
4) Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс
общеобразовательной средней школы. М., 2002.
5) Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.
6) Машкова Н.Н. Биология. Пособие для полготовки к ЕГЭ. СПб. 2004.
7) Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами: 911 классы. М., 1999.
Адреса электронных ресурсов:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла
"Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.
http://www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по:
Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».