Рабочая программа 11 класс биология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края

Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей ЕМЦ

Согласовано
Заместитель
директора по УР

Утверждаю
Директор МБОУ
« Гимназия»

Протокол № 1

_________/Васева С.И./

__________/Зимина М.А./

от 30.08.2021 г.

«30» августа 2021 г.

Приказ № 202
от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
ДЛЯ 11 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель

Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 23 года
высшая квалификационная категория

2021 г

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к ОО» от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2;
- Учебный план ООО МБОУ «Гимназия»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия»;
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Гимназия».
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объѐме 35 часов (1 час в
неделю).
Цели и задачи курса
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках
– уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих
биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей
среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне
в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования
современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему
гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне
составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая
организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и
собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Учебно-тематический план
№

Тематический блок

1
2
3
4
5

Тема 1. Организменный уровень жизни
Тема 2. Клеточный уровень жизни
Тема 3. Молекулярный уровень жизни
Тема 4. Заключение
Резерв

Количество часов

Итого

4
8
7
4
1
35

Тематическое планирование
биология 11 класс
35 часов
№
урок
а

Тема урока (раздела)

Содержание
учебного материала

Практическая
часть

1. Организменный уровень жизни
Автотрофы,
гетеротрофы

Используе
мые
источники

Домашнее
задание

Организменный
уровень и его роль в
природе
Организм
как
Орган, организм.
биосистема
Регуляция
Процессы
Обмен веществ
жизнедеятельности
организмов
Размножение
Половое, бесполое
организмов
размножение
Оплодотворение
Наружное,
внутреннее,
искусственное
Онтогенез
Стадии
развития
зародыша
Изменчивость
Норма
реакции. Лаб. работа № 1
Мутагенез
«Модификацион
ная
изменчивость»
Генетические
Аллель. Генотип, Решение
закономерности
фенотип
генетических
Менделя
задач
Наследование
Законы Менделя
Решение
признаков
генетических
задач
Селекция
Сорт,
порода,
штамм.
Гибридизация

Вернадски
й

11

Генетика пола

Презентаци § 11
я

12

Наследственные
болезни

13

Биотехнология

1
2
3

4
5

6
7

8

9

10

Пол.
Признаки,
сцепленные
с
полом
Генные
и
хромосомные
болезни. Кариотип
Генная инженерия.
Клонирование

§1

§2
§3

термины
Презентаци § 4
я
Таблица
Таблица
§5

§6

Презентаци § 7
я

§8

§9

Презентаци § 10
я

Учебный
фильм

§ 13

Корре
ктиро
вка
прогр
аммы

15

Факторы,
определяющие
здоровье человека
Вирусы

16

Вирусные заболевания

14

17
18

19
20

21
22

23
24
25

26

Образ жизни

Презентаци § 14
я

Эндоцитоз

Таблица

§ 15

Грипп,
ОРВИ,
СПИД
2. Клеточный уровень жизни Клеточный уровень и Клетка
его роль в природе
Многообразие клеток. Отличие
Ткани
растительной
клетки от животной

Таблица

§ 16

§ 18

Ядро,
хроматин.
Презентаци § 19
Цитоплазма
я
Органоиды клетки
Мембранные
и
Таблица
немембранные
органоиды
Клеточный цикл
Фазы клеточного
Презентаци § 21
цикла
я
Деление клетки
Митоз. Мейоз
Лаб. работа № 2
§ 22
«Исследование
фаз митоза»
§23
Образование половых Сперматогенез
клеток
Овогенез
Хромосомы
Хроматиды.
Презентаци § 24
Центромера. ДНК
я
История цитологии
Микроскоп
Гук.
§ 25
Левенгук
3. Молекулярный уровень жизни Молекулярный уровень Мономеры.
§26
и его роль в природе
Полимеры

28

Углеводы. Липиды,
Белки
ДНК. РНК

29

Фотосинтез

30

Биосинтез белка

31

Процессы расщепления

32

Регуляция
биомолекулярных
процессов
Заключение

Световая и
темновая фазы
Трансляция.
Транскрипция
Энергетический
обмен
Ферменты.
Гормоны

33

Таблица

Строение клетки

Химические
соединения
Нуклеиновые кислоты

27

§ 17

Биологическое
разнообразие

Презентаци §27
я
Учебный
§28
фильм
Схема
Схема
Схема

3435

Резерв

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
понимать:
 основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина);
учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
 строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и
естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и
превращений энергии в экосистемах и биосфере;
 вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных
органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности
индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и
изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а
также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В
процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и
делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой
информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности
современной биологии.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы)
2.Технические средства обучения
1. Компьютер мультимедийный;
2. Мультимедийный проектор;
3. Экран проекционный;
4. Микроскоп
5. Электронный микроскоп
6. Телевизор
7. Магнитофон
3. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
4. Натуральные объекты (коллекции, образцы, гербарии)

Методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:
Учебник: Общая биология:10-11 классы:учеб.для: базовый уровень общеобразоват. учреждений / Д.К.
Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение,
2009.
Литература для учителя:
1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей»,
2003 г.
3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа,
2007
6. О.А. Пустохина. Биология. 11класс. Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица -Волгоград. 2008.
7. Рувинский А.О. Общая биология. -- М., «Просвещение», 1998
Литература для учеников:
1.Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. –
Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
2.Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
3.Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,
2004
4.Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для
учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
4. http://www.informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла
"Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.
5. http://www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по:
Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».