ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося I. Цель и основание разработки и реализации СИПР 1.1. Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) для их обучения и воспитания. 1.2. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 1.3. Основанием разработки СИПР являются: Конституция РФ, Конвенция о правах инвалидов, Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 Об утверждении ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. II. Организация разработки СИПР 2.1. При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. 2.2. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает: 2.2.1. изучение специалистами заключения ПМПК и другой предоставленной на ребенка документации, 2.2.2. знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в семье, 2.2.3. сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших психолого-педагогическую работу с ребенком до поступления в МБОУ «Гимназия», 2.2.4. проведение первичного психолого-педагогического обследования, 2.2.5. диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком школы. 2.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона ближайшего развития обучающегося. 2.4. Структура характеристики включает: 2.4.1. сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку); 2.4.2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; 2.4.3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; 2.4.4. характерологические особенности личности ребенка (первично со слов родителей); 2.4.5. особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; 2.4.6. сформированность импрессивной и экспрессивной речи; 2.4.7. сформированность социально значимых навыков, умений; 2.4.8. потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих; 2.4.9. выводы по итогам оценки. 2.5. СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) МБОУ «Гимназия» на один учебный год. 2.6. Разработка СИПР осуществляется учителем, учителем-логопедом, учителем-психологом, учителем музыки, учителем адаптивной физкультуры на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка. 2.7. В соответствие с требованиями ФГОС (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает: общие сведения – персональные данные ребенка и его родителях; характеристику ребенка; индивидуальный учебный план; содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ; условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при необходимости); внеурочную деятельность обучающегося; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; программу сотрудничества специалистов с семьей обучающегося; перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР; средства мониторинга и оценки динамики обучения. 2.8. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях, заключение ПМПК. 2.9. Индивидуальный учебный план (далее ИУП) устанавливает доступный объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности. 2.10. ИУП разрабатывается на основе учебного плана МБОУ «Гимназия» и включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося. 2.11. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач для обучающегося, которые формулируются с учетом его возможностей и особых образовательных потребностей, а также содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленых в АООП. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. 2.12. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в форме индивидуального графика с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. 2.13. Области и требования ухода: прием пищи, одевание, раздевание и забота о внешнем виде, передвижение, совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарных требований, поддержка жизненно важных функций организма, реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей. 2.14. СИПР содержит перечень специалистов, участвующих в ее разработке и реализации. Данный перечень может включать: учителя, учителя музыки, учителя адаптивной физкультуры, учителя-логопеда, педагога-психолога и др. 2.15. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень направлений сотрудничества, мероприятий и форм сотрудничества МБОУ «Гимназия» и семьи обучающегося. 2.16. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося предусматривает: психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами МБОУ «Гимназия» для занятий с ребѐнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года и др. 2.17. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. 2.18. Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом критериев оценки, установленных АООП (вариант 2). III. Организация реализации СИПР 3.1. Реализация СИПР осуществляется учителем, учителем-логопедом, учителем-психологом, учителем адаптивной физкультуры, учителем музыки, которые разрабатывали индивидуальную программу развития, и родители (законные представители) ребенка. 3.2. В соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) на каждого обучающегося специалистами составляется расписание занятий, планируется внеурочное время в период пребывания в МБОУ «Гимназия». 3.3. Продолжительность пребывания ребенка в МБОУ «Гимназия», предпочитаемая часть дня, (например, утро или послеобеденное время) устанавливается психолого-педагогическим консилиумом (ППк) образовательной организации с учетом психоэмоционального состояния ребенка и его готовности к обучению. 3.4. С учетом готовности ребенка к обучению в группе сверстников и содержания СИПР выбираются формы обучения (групповая и индивидуальная) 3.4.1. Групповые уроки/занятия с обучающимися на ступени проводятся с группой детей, сформированной с учетом содержания предмета, включенного в СИПР обучающихся (при наличии схожих образовательных задач по предмету); 3.4.2. Индивидуальные уроки/занятия по предметам и коррекционным курсам проводятся с обучающимися, не готовыми обучаться в группе, а также с обучающимися, включенные в СИПР образовательные задачи которых, существенно отличаются от задач других обучающихся. 3.5. На обучающихся по предметам учителями ведется календарнотематическое планирование, соответствующее содержанию СИПР. 3.6. Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР. 3.7. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В ходе аттестации оценивается уровень сформированности представлений, действий, определенных индивидуальной программой. 3.8. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. 3.9. Организация текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся регулируется соответствующим локальным актом МБОУ «Гимназия».