Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Г.Александровска Пермского края «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель Заместитель по УР ШМО учителей НК _________Васева С.И. Директор МБОУ «Гимназия» _____Кудрявцева Л.Ю Протокол № от Протокол № от «___»____________2021 «___»____________2021 ________Зимина М.А. Приказ №_________от «___»____________2021 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1 по предмету «Матекматика» на 2021 -2022 учебный год МАТЕМАТИКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016г.. Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью. Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: - формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач. - коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей. - формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год Настоящая программа составлена на 132 час (4 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. - Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: - Т.В.Алышева. Математика 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г. - Т.В.Алышева..Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях., М. «Просвещение»,2017 г. Общая характеристика учебного предмета Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребѐнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. - формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; - максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целеустремлѐнности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Основные направления коррекционной работы: -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -обогащение словаря; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Планируемые результаты: В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение анализировать свои действия, действия одноклассников под контролем учителя; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе; сравнивать предметы по одному признаку; определять положение предметов на плоскости; определять положение предметов в пространстве относительно себя; образовывать, читать и записывать числа первого десятка; считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счѐт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно); решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счѐтного и дидактического материала; пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10; сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; сравнивать предметы по одному и нескольким признакам; называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.; изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие; образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10; считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10; оперировать количественными и порядковыми числительными; заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.); сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы; решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя); заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя); строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки); обводить геометрические фигуры по трафарету; усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней). решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий; пользоваться переместительным свойством сложения; пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых; пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. '1 к.) и другими возможными способами (не более трѐх монет); решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера; отображать точку на листе бумаги, на классной доске; строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию; проводить прямую линию через одну и две точки; обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету; усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней). Состав базовых учебных действий обучающихся: Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные базовые учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. 2. Регулятивные базовые учебные действия входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; выполнят арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. 3. Познавательные базовые учебные действия 4. Коммуникативные базовые учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Пропедевтика Свойства предметов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Единицы измерения и их соотношения Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус. Нумерация Отрезок числового ряда 1 —10. Число и цифра 0. Образование, чтение, запись чисел первого десятка. Счѐт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее). Счѐт по 2, по 5, по 3 в пределах 10. Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком. Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = 1 дес., 1 дес. = 10 ед. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. *числа от 11-20 изучаются в порядке ознакомления. Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1 р., 1 к. Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к.; бумажная купюра: 10 р. Замена нескольких монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трѐх монет). Арифметические действия Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания. Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных). Арифметические задачи Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно). Геометрический материал Точка, прямая и кривая линии, отрезок. Ознакомление с линейкой как чертѐжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях). Рекомендуемые практические упражнения Получение любого числа в пределах 10. Иллюстрация с помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.). Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Заполнение таблиц по составу числа. Выбор нужной телевизионной программы с использованием пульта; запись номера и набор номера домашнего телефона. Упражнения по размену монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р., купюры 10 р. Экскурсия в магазин «Продукты». Знакомство с расположением отделов. Определение цены хлебобулочных и молочных продуктов. Знакомство с упаковками различных жидкостей и бакалейных товаров. Определение объѐма упаковки жидкостей: вода, соки, молочные продукты (бутылки, пакеты по 1л, 2 л). Определение массы бакалейных товаров: соль, сахар, крупы (упаковка по 1 кг, 2 кг). Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах. Знакомство с календарем: дни недели. Учебно-тематический план № п\п Раздел Кол-во часов I. Пропедевтика 18 II. Числа. Величины. 1 десяток 103 III. Второй десяток. 11 Итого: 132 Календарно – тематическое планирование № п\п Раздел. Тема урока. Кол-во часов I. Пропедевтика 1. Свойства предметов. Предметы, обладающие определѐнными свойствами: цвет, форма, размер, назначение. 2. Геометрическая фигура круг. 1 3. Положения предметов в пространстве: слева – справа,в середине,между. 1 4. Геометрическая фигура квадрат. 1 5. Понятия: длинный – короткий. Сравнение двух предметов по размеру: длинный, короткий, одинаковые (равные) по длине. Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, в, рядом, около. 1 Геометрическая фигура треугольник. 1 6. 7. 18 1 1 Вид учебной деятельности Знание основных цветов. Умение определять форму знакомых предметов. Выделение как основание классификации таких признаков предметов, как цвет, форма, размер. Группировка предметов по цвету, форме, размеру. Дифференциация геометрических фигур (выделение кругов среди других фигур). Соотнесение реальных предметов с геометрической фигурой (круг). Самостоятельная штриховка круга прямыми линиями. Умение определять положение предметов в пространстве относительно себя, на плоскости. Установление пространственных отношений: слева, справа. Дифференциация правой и левой руки. Узнавание и называние геометрической фигуры - квадрат. Навык определения формы знакомых предметов. Уточнение и формирование отношений: длиннее, короче, одинаковые по длине. Практический навык сравнения предметов на наглядной основе (длина). Умение определять положение предметов в пространстве, помещать предметы в указанное положение. Навык ориентирования в пространстве (на тетрадном листе). Узнавание и называние геометрической фигуры треугольник. Распознавание и Понятия: широкий – узкий. Сравнение двух предметов по размеру: широкий, узкий, шире, уже, одинаковые (равные) по ширине. Геометрическая фигура прямоугольник. 1 10. Понятия: высокий – низкий. Сравнение двух предметов по размеру: высокий- низкий, выше, ниже, одинаковые ( равные) по высоте. 1 11. Понятия: глубокий – мелкий. Сравнение двух предметов по глубине: глубокий- мелкий, глубже, мельче, одинаковые (равные) по глубине. Понятия: толстый – тонкий. Сравнение двух предметов по толщине: толстый - тонкий, толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине. Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано - поздно. 1 Временные представления. Неделя, дни недели. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 1 8. 9. 12. 13. 14. 1 1 1 изображение геометрических фигур. Дифференциация треугольников и кругов (выделение треугольников в окружающей действительности). Уточнение, формирование понятий: широкий - узкий. Практический навык сравнения предметов по ширине на наглядной основе. Узнавание и называние геометрической фигуры прямоугольник. Умение различать и называть геометрические фигуры. Дифференциация геометрических фигур. Навык определения формы знакомых предметов. Уточнение и формирование понятий: высокий - низкий. Умение сравнивать предметы по высоте, людей по росту. Практический навык сравнения предметов по высоте на наглядной основе. Уточнение и формирование понятий: глубокий - мелкий. Практический навык сравнения предметов по глубине на наглядной основе (посуда). Уточнение, формирование понятий: толстый - тонкий. Использование в речи слов: толстый, тонкий. Практический навык сравнения предметов по толщине на наглядной основе. Временные представления. Знание частей суток, порядка их следования. Наблюдение и определение временных понятий. Установление порядка следования событий. Временные представления. Знание названий дней недели, дни: вчера, сегодня, завтра; порядка их следования. Определение последовательности временных представлений. 15. Понятия: тяжѐлый – лѐгкий. Сравнение двух предметов по тяжести (весу) : тяжѐлый, лѐгкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу). 16. Временные представления: недавно. 17. 18. II. 19. 20-21 . 1 1 давно – Временные представления: молодой – старый. Сравнение множеств предметов. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Числа. Величины. 1десяток Число и цифра 1.Порядковое числительное – первый. Узнавание количества равного одному. Число и цифра 2. Получение числа 2. Порядковое числительноевторой. Место числа 2 в числовом ряду. Сравнение чисел 1 и 2. 1 1 Представления о тяжести предметов. Умение определять массу 2 -предметов с помощью рук и давать сравнительную характеристику: тяжелее - легче. Практический навык сравнения предметов по тяжести на наглядной основе. Использование в речи слов: тяжелый, легкий. Использование в речи слов: давно, недавно. Практический навык сравнения понятий (давно – недавно). Практический навык сравнения предметов на наглядной основе (молодой – старый). Умение сравнивать небольшие предметные совокупности путѐм установления взаимно однозначного соответствия их элементов. Практический навык сравнения предметов на наглядной основе (количество). 103 1 Число 1. Соотношения количества, числительного, цифры. Написание цифры 1. 2 Состав числа 2. Написание цифры 2. Соотношения количества, числительного, цифры. Получение числа 2. Количественные и порядковые числительные. Счѐт парами. Понятие "сложение" как действие (операция) над числами. Математический знак «+». Написание изученных цифр и знаков: «+», «=». Умение использовать математические знаки для записи арифметического действия сложения; читать равенства. Навыки ориентирования на странице тетради Понятие "вычитание" как действие (операция) над числами. Математический знак «-». Умение 22-23. Знакомство с примером. Сложение в пределах 2. Знаки «+», «=». Понятие: пара. 2 24-25. Вычитание в пределах 2 .Пример на вычитание Знак «-» 2 26-27. Знакомство с задачей. Простая арифметическая задача на нахождение суммы. 2 28-29 Простая арифметическая задача на нахождение остатка. Шар. Круг. Сравнение. 2 31. Число и цифра 3. Получение числа 3. Пересчитывание, отсчитывание, узнавание количества равного трем. 1 32. Место числа 3. Получение числа3.Пересчитывание и отсчитывание, узнавание количества равных сторон. Сложение и вычитание в пределах 3. 1 33-34. Состав числа 3. 2 35-36. Арифметическое действие –сложение. Переместительное свойство сложения. Составление и решение задач на нахождение суммы. 2 30. 37-38 1 2 использовать математические знаки для записи арифметического действия вычитания; читать равенства. Практическое знакомство с понятием "задача" и ее составными частями. Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на сюжетные картинки. Вычислительные навыки. Знакомство с геометрическим телом - шар. Умение узнавать шар в окружающих предметах, называть его, выделять его среди других геометрических тел. Сравнение круга и шара. Знание различий между шаром и кругом. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 3. Умение отсчитывать из множества предметов заданное количество; соотносить количество предметов равное трем с цифрой 3; писать цифру 3. Образование числа 3 из предыдущего числа и единицы. Называние последовательности чисел от 1 до 3; количественных и порядковых числительных. Знать место числа 3 в числовом ряду. Счет предметов и называние чисел в прямом и обратном порядке. Умение читать, записывать числа 1, 2, 3; выполнять сложение и вычитание в пределах 3; моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков. Знание состава числа 3 из двух слагаемых. Умение отсчитывать из множества предметов заданное количество. Умение моделировать действие сложение с помощью предметов; составлять задачи на нахождение суммы с опорой на серии сюжетных рисунков; обосновывать действие, выбранное для решения задачи; Арифметическое действие вычитание. Составление и решение задач на нахождение остатка. 2 43. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 3». 1 44. Куб Квадрат Сравнение фигур. 1 45. Число и цифра 4. Получение числа 4. Пересчитывание, отсчитывание, узнавание количества равного четырем. Место числа 4 в числовом ряду. Порядковое числительное – четвертый. 1 39-40. 41-42. 46-47. Сравнение числа 4 с числами 1,2,3. Установление отношения больше, меньше, равно. 2 2 записывать и читать числовые равенства. Умение отсчитывать из множества предметов заданное количество. Умение моделировать действие вычитание с помощью предметов; составлять задачи на нахождение остатка по серии сюжетных рисунков; обосновывать действие, выбранное для решения задачи; записывать и читать числовые равенства. Умение показать свои знания и навыки по пройденной теме; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Умение распознавать геометрические фигуры, тела; находить предметы, имеющие форму куба и квадрата. Знать различия между кубом и квадратом. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 4. Умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие между количеством предметов и числом 4. Письмо цифры 4. Образование числа 4 из предыдущего числа и единицы. Знание названий и последовательности чисел от 1 до 4; количественных и порядковых числительных. Знать место числа 4 в числовом ряду. Умение называть числа в порядке их следования при счете, используя количественные и порядковые числительные. Умение читать, записывать и сравнивать числа 1, 2, 3, 4; сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счѐте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать количество предметов в группах. 48. 49-50. Состав числа 4. 1 Сложение и вычитание в пределах 4. Решение задач. 2 51. Брус. Прямоугольник. Сравнение бруса и прямоугольника. 52. Число и цифра 5. Получение числа 5. Место числа 5 в числовом ряду. Сравнение чмсла 5 с числами 2,3,4. 1 53-54. 5556. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. 2 2 57-58. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. 2 Проверочная работа по теме: "Числа 1-5". Работа над ошибками Решение примеров с неизвестными компонентами. Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка по сюжетным картинкам. 1 59. 60. 61-62. 63-64. 1 1 2 2 Знание состава числа 4 из двух слагаемых. Умение обозначать арифметические действия знаками; выполнять сложение и вычитание в пределах 3; моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Умение распознавать геометрические фигуры, тела; находить предметы, имеющие форму бруса и прямоугольника. Знать различия между брусом и прямоугольником. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 5. Получение числа 5 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 5 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Знание состава числа 5. Умение читать, записывать числа 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение и вычитание в пределах 5; моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Умение решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Выявление знаний, умений и навыков учащихся. Выявление ошибок Развивать умение решать примеры с пропусками. Умение составлять, анализировать и решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка с опорой на сюжетные картинки. 65. Точка. Линии. 1 Число и цифра 0. Сравнение 0 с числами. 1 67-68 Число и цифра 6. Получение числа 6. Место в числовом ряду. Понятие о следующем и предыдущем числе. 2 69-70. Сравнение числа 6 с числами 1, 2, 3, 4, 5. Установление отношения больше, меньше, равно. 2 71-72 Состав числа 6. Присчитывание и отсчитывание по 1. 2 Проверочная работа по теме: "Числа 1-6". Работа над ошибками Построение прямой линии через одну точку, две точки. 1 Число и цифра 7. Получение числа 7. Место в числовом ряду. 1 Сравнение числа 7 с 2 66. 73. 74 75. 76. 77-78. 1 1 Развивать умение различать геометрические фигуры. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 0. Знание места числа 0 в числовом ряду. Представление о числе 0 как отсутствии объектов пересчета. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 6. Получение числа 6 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 6 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 6. Знать место чисел в числовом ряду. Умение читать, записывать и сравнивать числа 1 - 6. Умение называть числа в порядке их следования при счете; сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счѐте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать количество предметов в группах. Знание состава числа 6. Знание числового ряда 16..Умение присчитывать равными числовыми группамип по 1,2. Выявление знаний, умений и навыков учащихся. Выявление ошибок Понятия «точка», «прямая». Вычерчивание прямой линии с помощью линейки. Линии прямые и кривые. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 7. Получение числа 7 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 7 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 7. Умение читать, записывать и числами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Установление отношения больше, меньше, равно. Состав числа 7. Решение примеров на сложение и вычитание с неизвестными компонентами. Решение примеров и задач. 2 2 Проверочная работа по теме: "Числа 1-7". Работа над ошибками Сутки, неделя. 1 2 90. Отрезок. Построение отрезка с помощью линейки. Число и цифра 8. Получение числа 8. Место в числовом ряду.Сравнение числа 8 с числами 1,2,3,4,5,6,7. 91. Длина отрезка. 1 Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8. Переместительное свойство сложения. 2 2 79-80. 81-82. 83-84. 85 86 87. 88-89. 92-93. 94-95. 2 1 1 1 сравнивать числа 1 - 7. Умение называть числа в порядке их следования при счете; сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счѐте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать количество предметов в группах. Знание состава числа 7. Знание состава числа 7. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 7.Умение решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание. Выявление знаний, умений и навыков учащихся. Выявление ошибок Знать названия и порядок следования дней недели. Умение определять порядковый номер дня недели. Понятие «отрезок». Измерение отрезка. Вычерчивание отрезка заданной длины. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 8. Получение числа 8 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 8 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 8. Знать понятие «отрезок». Умение измерять длину отрезка с помощью мерок. Знание состава числа 8. Умение читать, записывать числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; выполнять сложение и вычитание в пределах 8; моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Проверочная работа по пройденной теме «1-8». 2 99. Число и цифра 9. Получение числа 9. Место в числовом ряду. 1 100101. Состав числа 9. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника 2 102103. Сложение и вычитание в пределах 9. 2 104. Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Мера длины – сантиметр. 1 106. Проверочная работа по теме: "Числа 1-9". 1 107 Число 10. Получение числа 10. Место в числовом ряду. 1 96-97. 98. 105. 1 1 Умение решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание. Знания нумерации чисел 1-8. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 8. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 9. Получение числа 9 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 9 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 9. Знание состава числа 9. Умение различать, называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Знать отличительные свойства этих фигур. Умение строить данные фигуры по точкам с помощью линейки. Умение читать, записывать числа 1 - 9; выполнять сложение и вычитание в пределах 9; моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов, рисунков. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Умение анализировать и решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Знать меру длины – сантиметр. Умение измерять длину предметов, отрезков с помощью линейки, выражать их длины в сантиметрах; чертить отрезки заданной длины. Знания нумерации чисел 1-9. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 9. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 10. Получение числа 10 прибавлением 1 к предыдущему числу. Знание места числа 10 в числовом ряду. Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. 108109. Сравнение чисел в пределах 10. Установление отношения больше, меньше, равно. 2 110111. 112113. Состав числа 10. 2 Сложение и вычитание в пределах 10. Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. 2 114115. Меры стоимости: рубли, копейки. 2 116117. Мера массы – килограмм. 2 118119 Мера ѐмкости – литр. 2 120 Проверочная работа по итогам учебного года. 1 121 Работа над ошибками. 1 II. Второй десяток 122. Число 11. Образование, называние, десятичный состав. Умение читать, записывать и сравнивать числа первого десятка. Умение называть числа в порядке их следования при счете; сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счѐте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать количество предметов Знание состава числа 10. Умение читать, записывать числа первого десятка; выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Умение анализировать и решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Знать меры стоимости «рубль», «копейка». Практические умения различать монеты; заменять, разменивать крупную монету монетами разного достоинства. Знать понятие «масса»; меру массы – килограмм. Умение сравнивать предметы по массе с помощью весов и гирь. Знать понятия «ѐмкость», «литр». Практическое умение зрительно сравнивать ѐмкости по вместительности. Умение практически решать задачи с данной величиной. Умение читать, записывать числа первого десятка; выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решение и запись примеров, используя математические знаки. Умение анализировать и решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Умение видеть и анализировать ошибки, допущенные в работе. 11 1 Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 11. Получение числа 11 123. Число 12. Образование, называние, десятичный состав. 1 124. Число 13. Образование, называние, десятичный состав. 1 125. Число 14. Образование, называние, десятичный состав. 1 126. Число 16. Образование, называние, десятичный состав. 1 127. Число 17. Образование, называние, десятичный состав. 1 128 Число 18. Образование, называние, десятичный состав. 1 прибавлением 1 к десятку. Знание места числа 11 в числовом ряду, десятичного состава числа 11. Умение считать в прямом порядке до 11. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 12. Получение числа 12 прибавлением числа 2 к десятку. Знание места числа 12 в числовом ряду, десятичного состава числа 12. Умение считать в прямом порядке до 12. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 13. Получение числа 13 прибавлением числа 3 к десятку. Знание места числа 13 в числовом ряду, десятичного состава числа 13. Умение считать в прямом порядке до 13. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 14. Получение числа 14 прибавлением числа 4 к десятку. Знание места числа 14 в числовом ряду, десятичного состава числа 14. Умение считать в прямом порядке до 14. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 15. Получение числа 15 прибавлением числа 5 к десятку. Знание места числа 15 в числовом ряду, десятичного состава числа 14. Умение считать в прямом порядке до 15. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 16. Получение числа 16 прибавлением числа 6 к десятку. Знание места числа 16 в числовом ряду, десятичного состава числа 16. Умение считать в прямом порядке до 16. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 17. Получение числа 17 прибавлением числа 7 к десятку. Знание места числа 17 в числовом ряду, десятичного состава числа 17. Умение считать в прямом 129. Число 19. Образование, называние, десятичный состав. 1 130. Число 20. Однозначные и двузначные числа. 1 131132 Повторение пройденного материала. 2 порядке до 17. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 19. Получение числа 19 прибавлением числа 9 к десятку. Знание места числа 19 в числовом ряду, десятичного состава числа 19. Умение считать в прямом порядке до 19. Знание графического, печатного, письменного обозначения числа 20. Получение числа 20 путем сложения двух десятков. Знание места числа 20 в числовом ряду, десятичного состава числа 20. Умение считать в прямом порядке до 20. Знание нумерации чисел второго десятка. Навыки счета в пределах 20. Вычислительные приемы сложения и вычитания на основе знания нумерации. Материально – техническое обеспечение. Учебно-методический комплект № Тип пособия Автор Наименование Издательство, год п\п 1. Учебник (в 2-х частях) Т.В.Алышева Математика. 1 класс. М.: «Просвещение», 2017. 2. Рабочая тетрадь Т.В.Алышева Рабочая тетрадь №1 к учебнику«Математика» 1класс М.: «Просвещение», 2017. 3. Рабочая тетрадь Т.В.Алышева Рабочая №2 к учебнику Математика» 1 класс М.: «Просвещение», 2017. 4. Методическое пособие М.Н..Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекц.) школе VIII вида М.: «Просвещение», 2016. Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства; демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики; настольные развивающие игры; электронные игры развивающего характера. Технические средства обучения – ноутбук; интерактивная доска; экранно-звуковые пособия. Электронные ресурсы №п\п название Адрес 1. Проект «Инфоурок» http://infourok.ru 2. Интернет-проект «Мультиурок» p://multiurok.ruhtt 3. Российский общеобразовательный портал Интернет-проект «Фестиваль педагогических идей» 4. 5. Электронная версия журнала «Начальная школа» http://www.school.edu.ru/ http://festival.1september.ru/ http://nsc.1september.ru/