Адаптированная программа изо НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель

Заместитель по УР

Директор МБОУ «Гимназия»

ШМО учителей НК

_________Васева С.И.

________Зимина М.А.

_____Кудрявцева Л.Ю

Протокол № от

Приказ №_________от

Протокол № от
«___»____________2021

«___»____________2021

«___»____________2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Изобразительное искусство»
на 2021 -2022 учебный год

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального
Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых
детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией
И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016г.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для
развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с
некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Основная цель:
формирование эмоционально-образного, художественного типа
мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта
изобразительному искусству являются:
воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
развитие познавательной активности, формирование у школьников приѐмов
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
формирование практических умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
формирование умения работать коллективно, выполняя определѐнный этап работы
в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе
предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся,
организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках
изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей
бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть
красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей,
обогащению словаря и развитию речи учащихся.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год

Настоящая программа составлена на 33 часа (1час в неделю) и в соответствии с
учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового
уровня обучения.
Базовый учебник:
М.Ю.Рау., М.А.Зыкова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г.
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец
обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
- знание названий художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения,
правил
хранения,
санитарногигиенических требований при работе с
ними;
знание
элементарных
правил
композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по
памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы;
умение
ориентироваться
в
пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета
в
соответствии
с
параметрами
изобразительной поверхности.

Достаточный уровень:
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения,
правил хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве
листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти
после предварительных наблюдений и
адекватно передавать все признаки и
свойства изображаемого объекта.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.
Личностные
базовые
учебные
действия

 осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
 способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий;
 самостоятельность в выполнении поручений;
 понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
 стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.

2. Регулятивные
базовые
учебные
действия

 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
 работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
 организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
 оценивать действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
 выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
 делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;

3.
Познавательные
базовые
учебные
действия

4.
Коммуникативные
базовые
учебные
действия

 читать;
 писать;
 наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.

Содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы
пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики
пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе
рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному
искусству.
Программой предусматриваются следующие виды работы:


рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.



лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;



выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,

представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;


проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей.
Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам
обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты
деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих
предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются
некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой
художественно- изобразительной деятельности. Школьники учатся приѐмам исследования
предмета для более точного его изображения.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его
формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения.
После изучения предмета учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят
его со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в
рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию
предметов.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод
сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину,
понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно
важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение
игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом
каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление ―подвижной аппликации‖ - целого изображения из частей (например,
человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых
изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед
забором - машина). В ―подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не
приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется
возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение,
планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка,
показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение
силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа,
сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого
изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или
учащимся).
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется
особым образом. Специфичность занятий заключается в использовании нескольких видов
работ, небольших по объему заданий, быстрая смена видов работ в течение одного
занятия: упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и
восприятия или других познавательных процессов; обучение приемам организации

рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; работа
над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена,
доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызывать интерес к
работе, тем самым способствовать лучшему усвоению и запоминанию учебного
материала.
В подготовительный период важно формировать у детей первичные навыки работы с
материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их
отношения, прививать интерес с изобразительной деятельности.
Наряду с формированием у детей практических умений и развитием и связи с этим
моторики руки, налаживанию ―взаимодействия руки и глаза‖, необходимо поработать над
развитием у учеников цветовоcприятия, помочь установить связи между свойствами
предметов и cенсорными эталонами и т.д. Игровая форма сообщения знаний,
использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить предлагаемый
учебный материал.
Успех работы учителя в 1 классе зависит от тщательной отработки программного
содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа
основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и
смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики
работы с ―подвижной аппликацией‖, с правильными и ошибочными изображениями, а
также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в
альбоме.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей
развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов
объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкции осуществляется с учетом особенностей развития познавательной
деятельности школьников с нарушением интеллекта. В этом разделе работы перед
учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они
собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину;
расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг
друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например,
кораблика) или его строение (например, дерева).
Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в
названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет
их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от
объемного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации
ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в его
конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения
предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений
передавать его в живописи важно в первую очередь уделить внимание обучению детей
умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью, выполнять
работы различными приемами кистевой росписи.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью)
происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация
приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов
из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски
водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости,
насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с
этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод
сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками
и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений
рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1
классе рекомендуется рассматривать 1-2 объекта.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть
изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать
различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.).
Таким образом, важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые
объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание,
сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию
учащихся 1 класса по содержанию и отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи
учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов,
словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по
изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года
отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного лексического
материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа ―Угадай, что у меня есть‖,
―Угадай, как называется‖, ―Угадай, какой по цвету‖, а также ―подвижную» аппликацию с
большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и
размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.).
Учебно-тематический план
На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном
учебном плане предусмотрено 33часа (1час в неделю).
№ п\п

Раздел

Кол-во часов

I.
II.
III.

Подготовительный период..
Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию.

3
8
10

IV.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов
формирование умений передавать его в живописи.

9

V.

Обучение восприятию произведений искусства.

и

3
Всего

33

Календарно тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

1. Осень золотая наступает. Беседа по картинам: И. Левитан
«Золотая осень»,К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке».
Аппликация «Цвета осени».

1

2. Рисование по шаблону «Осенний листопад»

1

3. Наблюдай цвет. Различай цвет. Рисование по образцу шаров и
флажков.

1

4. Рисование радуги. Техника работы кистью.

1

5. Рисование забора, солнца.

1

6. Рисование овощей и фруктов по трафарету.

1

7. Рисование по трафарету, шаблону простых форм.

1

8. Рисование сложных форм из простых.

1

9. Изображение. Изображать. Беседа по картине И. Машкова
«Фрукты на блюде». Лепка. «Фрукты».

1

10. Рисование линий, точек.

1

11. Изображение. Техника работы с пластилином. Лепка простых
форм, предметов.

1

12. Лепка. «Матрешка».

1

13. Рисование. «Неваляшка».

1

14. Беседа по картинам: И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске»,
И. Левитан «Березовая роща», «Деревня». Лепка деревьев.

1

15. Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь.

1

16. Аппликация и рисунок «Украшаем елку»

1

17. Аппликация «Снеговик». Беседа по картине В. Сурикова
«Взятие снежного городка»
18. Аппликация. Материалы для работы, принципы работы.
Техника безопасности.

1

19. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

20. Лепка. Человечек. « Лицо».

1

21. Лепка и рисунок. «Заяц».

1

22. Беседа по картинам Б. Кустодиева «Масленица», И. Шишкина
«На севере диком», А. Герасимова «Пионы». Расположение
картинки на листе бумаги.

1

23. Аппликация «Ваза с цветами». Составление картинки на листе
бумаги самостоятельно.

1

24. Рисование картинки к сказке «Колобок»

1

25. Аппликация. « Многоэтажный дом».
26. Беседа по картинам И Левитана «Деревня», «Весна – большая
вода», К. Коровина «Ранняя весна». Лепка. «Дом».

1

27. Беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи
прилетели». Рисование картины по описанию.

1

28. Рисование. «Ветка акации с листьями»

1

29. Аппликация. Узор в полосе. «Коврик для куклы».

1

30. Аппликация. «Сарафан».

1

31. Рисование. «Дом в деревне (на даче)»

1

32. Аппликация. «Грибы».

1

33. Закрепление пройденного.

1

Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект
№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п\п
1.

Учебник

М.Ю.Рау
М.А.Зыкова

Изобразительное
искусство. 1класс.

М.,Просвещение»,
2017.

2.

Методическое

М.Ю.Рау

Методические

Размещены на сайте
WWW.prosv.ru

3.

пособие

М.А.Зыкова

рекомендации.

Пособие для
учителя

Т.Н.Проснякова

Методические
рекомендации по
интеграции
изобразительной
деятельности и
технологии

М.,Просвещение»,
2016.

Печатные пособия:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека;
таблицы по народным промыслам;
учебно-практическое оборудование: конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага
А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из
щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
муляжи фруктов и овощей (комплект);
предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска, телевизор; экраннозвуковые пособия.

Электронные ресурсы
№ п\п
1.
2.
3.

4.

5.

название
Проект «Инфоурок»
Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль педагогических
идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»

адрес
http://infourok.ru
http://multiurok.ruhtt
http://www.school.edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://nsc.1september.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».