Адаптированная программа Ручной труд НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель

Заместитель по УР

ШМО учителей НК

_________Васева С.И.

Директор МБОУ
«Гимназия»

_____Кудрявцева Л.Ю

Протокол № от

Протокол № от
«___»____________2021

«___»____________2021

________Зимина М.А.
Приказ №_________от
«___»____________2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Ручной труд»
на 2021 -2022 учебный год

РУЧНОЙ ТРУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на
основе специального Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант I) и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждении 0-4 классов» под редакцией И.М.
Бгажноковой-М.: «Просвещение», 2016.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем
заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его
обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нѐм человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год
Настоящая программа составлена на 66 часа (2 часа в неделю) и в соответствии с
учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового
уровня обучения.
Для реализации программы используются следующие учебники и учебные пособия:
-Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
,реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
.М.,«Просвещение», 2017г.
-Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.,«Просвещение»,
2017г.
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как гражданина России;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Ручной труд»
на конец обучения в 1 классе:
 Минимальный уровень:
 Достаточный уровень:
 Знание правил организации рабочего
места;

 Знание
правил
организации труда;

 *знание видов трудовых работ;

 умение
соблюдать
санитарногигиенические
требования
при
выполнении
трудовых
работ;
правила
безопасной
работы
режущими
и
колющими
инструментами;

 знание названий и свойств поделочных
материалов, используемых на уроках
труда, правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с
ними;
 знание
названий
инструментов,
необходимых на уроках, правил
техники
безопасной
работы
с
колющими
и
режущими
инструментами;
 знание приемов работы;
 умение самостоятельно организовать
свое рабочее место, рационально
располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте;
 умение
анализировать
объект,
подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
 умение составлять план работы над
изделием по пунктам;
 умение
владеть
некоторыми
технологическими приемами ручной

рациональной

 умение
осознанно
материалы для работы;

подбирать

 экономно расходовать материалы;
 умение работать с разнообразной
наглядностью:
составлять
план
работы над изделием с опорой на
предметно-операционные
и
графические планы с помощью
педагога или самостоятельно;
 умение
осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий с помощью
педагога;
 оценивать свое изделие (красиво,
некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
 устанавливать
следственные

причинносвязи
между

обработки материалов;
 умение
работать
с
доступными
материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью).

выполняемыми действиями и их
результатами;
 выполнять общественные поручения
по уборке класса после уроков
трудового обучения под контролем
взрослого.

Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
 осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 положительное
отношение
к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
 понимание личной ответственности за
свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
 самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
Регулятивные
базовые
учебные1. входить и выходить из учебного помещения
со звонком;
действия:
2. ориентироваться в пространстве класса;
3. пользоваться учебной мебелью;
4. адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
5. работать с учебными принадлежностями и
организовывать рабочее место;
6. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в общем темпе;

7. активно
участвовать
в
деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными
образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее
с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов;
-передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения.
Познавательные
базовые
учебные
 выделять существенные, общие и
действия:
отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения
предметов;
 делать
простейшие
обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться
знаками,
символами,
предметами – заместителями;
 наблюдать; работать с информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях).
.Коммуникативные базовые учебные
 вступать в контакт и работать в
действия:
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и
изменять свое поведение с учетом поведения
других участников спорной ситуации;
 обращаться за помощью и принимать
помощь;
 слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
В 1 классе предусмотрены следующие виды труда:
работа с пластилином
работа с природными материалами

работа с бумагой
работа с текстильными материалами
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.
Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и
соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами
и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических
требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин —
твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый,
оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение
выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев
и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и
назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация
рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о
расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с
разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной
доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание
на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и
раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из
целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание,
вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с
объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр.
Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки
деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в
макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет,
форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с
природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов.
Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными
объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным
материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной
работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и
природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.
Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания
деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью
пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками
гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с
созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ

Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается,
впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине,
элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага
для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета
бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон,
мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.
Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об
аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном
орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарногигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при
работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание
гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента.
Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и
прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание
поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала
(экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации.
Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ
Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток.
Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и
карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной
работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы
работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья
шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания
нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье
по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и
я в л е н и й о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и . Называние предметов, их
характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при
ответах на вопросы.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные
приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию,
ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей
операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ,
правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие,
маленькие и большие
детали, узнавать и называть основные геометрические форм.

Учебно-тематический план
На реализацию программы по ручному труду в федеральном базисном учебном плане
предусмотрено 66 часов (2ч неделю).
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вводное занятие
Работа с глиной и пластилином
Работа с природным материалом
Работа с бумагой
Работа с текстильным материалом
Итого:

1
12
9
32
12
66

Календарно-тематическое планирование

№
п\п
1

Раздел. Темы.

Вводное занятие.
Человек и труд. Урок труда.

Кол
-во
час Вид учебной деятельности
ов
1

Беседа о труде и профессиях, об
окружающих предметах
рукотворного мира.

1

Свойства пластилина. Приемы
работы с пластилином:
разминание, отщипывание,
размазывание пластилина по
картону. знакомство с понятием
«аппликация»

1

Формирование представлений о
природном материале как
поделочном и о его художественно
- выразительных свойствах

"Как работать с засушенными 1
листьями". Аппликация
«Лист большой, лист
маленький».
"Как работать с засушенными 1
листьями".
Аппликация "Бабочка"

Закрепление представлений о
деревьях. Приемы соединения
природного материала с
поверхностью с помощью полосок
гуммированной бумаги,
пластилина. Формирование

Работа с пластилином
2

3

4

5

Приемы работы с
пластилином. Аппликация из
пластилина "Яблоко"

Работа с природным
материалом
"Что надо знать о природных
материалах".
Экскурсия в лес. "Коллекция
из осенних листьев"

6

"Как работать с засушенными 1
листьями".
Аппликация "Птица"

представлений о направлении,
положении и пространственных
связях частей

7

Аппликация "Ваза с цветами"

.Наклеивание на подложку из
цветной бумаги засушенных
цветов, вазы из бумаги.
Составление простейшей
композиции из засушенных
листьев.

1

Работа с бумагой
8

Что надо знать о бумаге".
1
"Коллекция образцов бумаги"

Знакомство с некоторыми сортами
бумаги, их физическими
свойствами и назначением.
Составление коллекции сортов
бумаги.

9

"Что надо знать о
треугольнике".
Складывание из бумаги
"Елочка"

1

10

"Что надо знать о квадрате".
Складывание из бумаги.
Стаканчик для игрушки
"Поймай пуговицу"

1

11

"Что надо знать о
прямоугольнике".
Складывание из бумаги.
"Наборная линейка"

1

Дать сведения об основных
признаках фигуры "треугольник".
Прием сгибания треугольника
пополам. Инструкции, содержащие
пространственную
характеристику.
Сведения об основных признаках
фигуры "квадрат". Установление
сходства квадрата с предметами;
сходства и различия между
квадратом и треугольником.
Прием "сгибания квадрата с угла
на угол".
Сведения об основных признаках
прямоугольника. Соотнесение
прямоугольника с предметами
реальной окружающей
действительности. Прием
"сгибание прямоугольника
пополам", "совмещение углов с
опорными точками".
Представления о функциональной
значимости предметов, сложенных
из бумаги.

Работа с пластилином
12

"Как работать с
пластилином". Лепка
"Домик", "Елочка

1

Знакомство с конструктивным
способом лепки. Приемы работы с
пластилином: раскатывание
пластилина столбиками
(палочками). Планирование хода

работы по изобразительнографическому плану.

13

Лепка предметов шаровидной 1
и овальной формы.
"Помидор", "Огурец"

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Овощи". Знакомство с
пластическим способом лепки
однодетальных предметов
шаровидной и овальной формы из
одного куска пластилина. Работа с
опорой на предметнооперационный план

Работа с бумагой
14

15

16

17

Инструменты для работы с
1
бумагой. "Что нужно знать о
ножницах" Вырезание
ножницами по прямым и
кривым линиям круга и
квадрата.
Приемы резания ножницами
1
по прямым линиям.
"Геометрический орнамент из
квадратов"
Приемы резания ножницами
1
по прямым наклонным
линиям. "Парусник из
треугольников"
Приемы резания ножницами
по прямым наклонным
линиям. "Орнамент из
треугольников».

1

Формирование представлений об
орудиях труда. Правила работы с
ножницами. Правильная посадка
при работе с ножницами.
Знакомство со строением руки
(ладонь, пальцы).
Обучение имитирующим
движениям с ножницами на весу
(без бумаги). Прием "разрез по
короткой вертикальной линии,
смыкая лезвия ножниц до конца".
Резание по размеченным линиям.
Обучение разметке по шаблону.
Имитирующие движения с
ножницами на весу без бумаги.
Прием "разрез по короткой
наклонной линии, смыкая лезвия
ножниц до конца".

Работа с пластилином
18

1
Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание.
«Морковь»,

Приемы работы с пластилином:
раскатывание пластилина в
ладонях до овальной формы,
вытягивание овала до конической
формы.

19

20

Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание.
«Свекла».

Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание .
«Репка».

21

1

1

1

Конструктивный способ лепки
многодетальных предметов.
Приемы работы с пластилином:
скатывание шара, сплющивание
пластилина ладонью. Работа с
опорой на пооперационный

1

Приемы работы с пластилином:
скатывание шаровидной формы,
скатывание овальной формы,
сплющивание пластилина
ладонью. Работа с опорой на
пооперационный план.

1

Знакомство с еловыми шишками
как природным материалом, с их
свойствами. Обучение
последовательности
конструирования с опорой на
изобразительно-графический
пооперационный план в
коллективной беседе

Приѐмы работы с
пластилином: сплющивание
шара. «Пирамидка из четырех
колец»

22

23

24

Приѐмы работы с
пластилином: сплющивание
шара. «Грибы».

Работа с природным
материалом
"Как работать с еловыми
шишками". «Ёжик».
"Как работать с еловыми
шишками". «Рыбка».

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Овощи". Лепка
однодетальных предметов
конической формы.
Приемы работы с пластилином:
скатывание в ладонях шара из
пластилина кругообразными
движениями, вытягивание
боковины шара до конической
формы.

1

Работа с бумагой
25

Аппликация из обрывных
кусков бумаги.
«Осеннее дерево»

1

26

Складывание фигурок из
бумаги. « Открытка со
складным цветком».

1

Закрепление понятий о цвете.
Формирование представлений о
физических свойствах бумаги.
Закрепление представлений о
природных явлениях (осень) и
предметах природного мира
(деревьях). Прием наклеивания
обрывных кусочков на основу.
Изготовление изделий из бумаги
способом складывания: базовая
форма - квадрат. Обучение приему

27

Складывание фигурок из
бумаги. « Открытка со
складной фигуркой кошечки»
Работа с пластилином

1

"совмещение сторон с опорными
точками".

28

"Как работать с
пластилином". «Цыпленок и
курочка».

1

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Домашние птицы".
Приемы работы с пластилином:
прищипывание, примазывание.
Обучение планированию
ближайшей операции с опорой на
предметно-операционный план.

1

Обучение приему "надрез по
короткой вертикальной линии, не
смыкая лезвия ножниц". Обучение
сборке конструкции с опорой на
предметно-операционный план.
Формирование умения размечать
по шаблону.
Обучение приему "надрез по
коротким вертикальным линиям"
на глаз, без предварительной
разметки. Обучение приему
"накручивание заготовки на
палочку (веточку)".
Закрепление понятий о
геометрических фигурах.
Обучение разметке по шаблону,
сборке конструкции с опорой на
образец. Планирование
ближайшей операции с помощью
пооперационного плана.
Обучение рисованию по опорным
точкам снизу вверх; приему
"разрез по длинной линии, не
смыкая лезвия ножниц";
синхронной работе обеих рук.
Сборка конструкции с опорой на
предметно-операционный план.

Работа с бумагой
(с применением клея)
29
"Как работать ножницами".
Конструирование. Игрушка
«Бумажный фонарик».

30

"Как работать ножницами".
Конструирование.
«Декоративная веточка»

1

31

"Как работать ножницами".
Конструирование. «Флажки»

1

32

"Как работать ножницами".
Конструирование.
«Бумажный цветок»

1

Работа с пластилином
33

Лепка из пластилина
многодетальных фигурок.
Животные. "Котик"

1

Формирование умения
анализировать образец объемного
многодетального изделия с
помощью учителя. Обучение

соблюдению пропорций при лепке
объемной фигуры. Планирование
ближайшей операции с опорой на
предметно-операционный
Работа с бумагой.
34

1
"Как работать ножницами".
Приемы резания ножницами
по незначительно изогнутым
линиям.
"Листочки"

Формирование представлений о
кривых линиях. Обучение
рисованию по опорным точкам
снизу вверх; синхронной работе
обеих рук. Прием "разрез по
незначительно изогнутой линии
(дуге), не смыкая лезвия ножниц".
Формирование представлений о
разных породах деревьев.
Обучение приему "сминание
бумаги".

35

Приемы работы с бумагой
(сминание и скатывание
бумаги).
Аппликация.
"Ветка рябины"

1

36

Приемы резания ножницами
по кривым линиям округление углов
прямоугольных деталей.
Аппликация. "Цветы в
корзине"

1

Повторение практических
действий с бумагой.
Формирование графических
умений по скруглению
прямоугольных форм (квадрат).
Обучение приему "скругление
углов прямоугольной формы".

1

Нитки в природе и жизни
человека; из чего делают нитки.
Ознакомление с работой с
нитками. Обучение наматыванию
ниток в клубок; выполнению
действий в заданном
пространственном направлении
(на себя, от себя).

1

Обучение приему "наматывание
ниток на основу"; предметнопрактическим действиям в
заданном пространственном
направлении (на себя, от себя).

37

38

39

40

Работа с текстильными
материалами
"Что надо знать о нитках".
Наматывание ниток. "Клубок
ниток

Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Бабочка».
Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Бантик"
Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Кисточка"

1

1

Работа с бумагой.
41

Вырезание из бумаги
предметов округлой формы.

1

Представления о предметах
природного мира группы "Овощи".

Аппликация. "Фрукты на
тарелке"

42

Вырезание из бумаги круга.
Аппликация. "Снеговик"

1

43

Вырезание из бумаги круга.
Аппликация. "Гусеница"

1

44

1
Вырезание из бумаги овала.
Плоскостное
конструирование. Игрушка
"Цыпленок в скорлупе"

45

1
Складывание фигурок из
бумаги. Приемы сгибания
бумаги (сгибание сторон
прямоугольника и квадрата к
середине). "Пароход"

46

Рисование по линиям или опорным
точкам предметов, имеющих
округлый контур. Обучение
приему резания ножницами по
кривой линии.
Формирование представлений о
геометрической фигуре "круг".
Вырезание по кругу. Прием
резания ножницами по кривой
линии.
Формирование представлений о
геометрической фигуре "овал".
Разметка по шаблону. Вырезание
по кривой линии. Планирование
хода работы над изделием по
вопросам учителя, с помощью
предметно-операционного плана.
Представления о предметах
рукотворного мира группы
"Транспорт". Деление сторон на
равные части посредством
сгибания ее несколько раз.
Обучение приему "сгибание
сторон.

1

Представления о предметах
рукотворного мира группы
"Транспорт". Обучение приему
"сгибание углов к середине".
Чтение изобразительнографического пооперационного
плана по вопросам учителя.
Комментирование предметнопрактических действий с бумагой

Складывание фигурок из
бумаги. Приемы сгибания
бумаги (сгибание углов
прямоугольника и квадрата к
середине). "Стрела"

47

Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
"Плетеный коврик из полос
бумаги»

1

Формирование представлений о
симметрии. Обучение способу
симметричного вырезания.
Разметка по шаблону. Обучение
приему "плетение вверх-вниз".

48

Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
Объемное конструирование.
"Птичка"

1

49

Симметричное вырезание
орнаментов из бумаги,
сложенной пополам.
Плоскостное

1

Обучение самостоятельной сборке
конструкции с опорой на
предметно-операционный план и
образец с частичной помощью
учителя.
Представления об орнаменте (в
орнаменте все элементы могут
чередоваться и повторяться).
Обучение приему разметки по

конструирование. "Закладка
для книг с геометрическим
прорезным орнаментом"
50

Симметричное вырезание
предметов из бумаги,
сложенной пополам.
Аппликация. "Самолет в
облаках

шаблону чередующихся
геометрических форм

1

Предметы рукотворного мира
группы "Транспорт". Обучение
анализированию аппликации с
помощью учителя (определение
тематики, выделение деталей,
цветовые отношения,
пространственное расположение
деталей, узнавание приемов
обработки бумаги (разметка по
шаблону, вырезание, обрывание,
наклеивание). Симметричное
вырезание изображений сложного
контура.

2

Знакомство с элементарными
представлениями о геометризации
форм человеческой фигуры:
голова - шар, туловище, руки, ноги
- усеченный конус.

2

Обучение планированию
ближайшей операции с опорой на
пооперационный план.

Работа с пластилином
5152

Лепка из пластилина макета.
"Снегурочка в лесу"

5354

Работа с природным
материалом
"Что надо знать о природных
материалах. Травы".
Конструирование из
тростниковой травы и
пластилина. "Ежик"
Работа с бумагой

5556

Вырезание симметричных
форм из бумаги, сложенной
несколько раз. Коллективная
аппликация. "Букет цветов"

2

Расширение представлений о
растениях. Знакомство с группой
цветков, у которых лепестки
равномерно повторяются от
середины по окружности.
Обучение навыку вырезать
четырехлепестковые цветки.
Прием "вырезание по

57

Складывание из бумаги.
Приемы сгибания бумаги

1

Расширение представлений о
птицах. Обучение складыванию

(сгибание бумаги по типу
гармошки).
Конструирование. "Ежик"
58

5961

Складывание из бумаги.
Приемы сгибания бумаги
(сгибание бумаги по типу
гармошки).
Конструирование.
"Декоративная птица со
складными крыльям
Работа с текстильным
материалом
"Как надо работать с
нитками". Инструменты для
швейных работ. Приемы
шитья.
"Шитье по проколам"
(вертикальным,
горизонтальным и
наклонным линиям)

гармошки. Разметка по шаблону.
Обучение самостоятельной сборке
конструкции с опорой на образец с
частичной помощью учителя.
1

3

Формирование представлений об
инструментах (иглы, ножницы,
наперсток). Знакомство с
правилами безопасной работы с
иглой. Вдевание нитки в иголку,
закрепление нитки в начале и
конце строчки. Обучение приему
шитья "игла вверх-вниз".

Систе
ма
оценк
и
дости
жения
обуча
ющим
ися
освоен
ия
АОО
П
плани
руемы
х
резуль
татов

В
I
классе
Приемы шитья.
в
"Шитье по проколам"
течени
(треугольник, квадрат, круг)
е
"Как работать с нитками.
643
Понятия "шитье", "вышивка",
учебно
Вышивание". Что делают из
66
"контур", "стежок", "расстояние
го года
ниток. Приемы вышивания.
между стежками". Обучение
отметк
"Вышивание по проколам"
вышиванию в два приема: 1)
и
(вертикальным,
шитье
приемом
"игла
вверх-вниз";
обуча
горизонтальным и
2)
заполнение
расстояния
между
ющим
наклонным линиям)
стежками ниткой того же или
ся не
другого цвета.
выстав
ляютс
я. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз
в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
6263

"Как работать с нитками".

2

Правила безопасной работы с
иглой. Обучение приему шитья
"игла вверх-вниз

Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект

№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п\п
1.

Учебник

Л.А.Кузнецова

«Технология Ручной
труд 1 класс». Учебник
для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы.

М., «Просвещение».,
2017 г.

2.

Рабочая
тетрадь

Л.А.Кузнецова

«Технология Ручной
труд 1 класс». Рабочая
тетрадь (в 2-х частях)

М., «Просвещение».,
2017 г.

2.

Методическое
пособие

Т. С. Жидкина,
Н.Н. Кузьмина

«Методика
преподавания ручного
труда в младших
классах коррекционной
школы VIII вида»,

М.,«Академия»,
2015г.

3.

Методическое
пособие

Л.А.Кузнецова

«Методические
рекомендации. Пособие
для учителей
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида и
родителей».

Санкт-Петербург
Филиал издательства
«Просвещение».,
2017 год.

Учебно-практическое оборудование:
материалы:










краски акварельные;
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
цветная бумага;
альбомы;
картон белый и цветной;
бумага наждачная;
тетради в клетку;
наборы разноцветного пластилина;

 цветные нитки (разные виды);
 ткани разных сортов;
 природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья)
 древесные опилки;
 проволока;
 клей ПВА;
 клей карандаш;
 бархатная бумага;
 гофрированный картон;
 простые карандаши;
 пуговицы;
 копировальная бумага;
 ластик.
инструменты:














кисти;
стеки;
ножницы для работы с бумагой;
ножницы для работы с текстильными материалами;
линейки;
иглы швейные;
булавки швейные;
шило с коротким стержнем;
гладилка для бумаги;
молоток;
плоскогубцы;
кусачки;
ключ/отвертка для работы с металлоконструктором.

вспомогательные приспособления:











подкладные доски для работы с пластилином;
подкладные доски для работы с бумагой и картоном;
подкладные доски для работы с текстильными материалами;
салфетки для клея;
коробки для хранения природных материалов;
коробки для хранения металлоконструктора;
коробки для хранения проволоки и древесины;
коробки для хранения раздаточного материала;
мешочки для мусора;
тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином.

печатные пособия:


таблицы по каждому разделу.

дидактический раздаточный материал:


предметно-операционный план;

 конструкторы;
 карточки задания для проведения физ. минуток;
 шаблоны.

модели и натуральный ряд:










муляжи фруктов и овощей;
образцы изделий из разного материала
образцы изделий из пластилина;
образцы изделий из природного материала;
образцы изделий из металлоконструктора;
образцы изделий из бумаги и картона;
образцы изделий из древесины;
образцы изделий из текстильного материала;
образцы изделий из проволоки.

Электронные ресурсы
№п\п
1.
2.
3.

4.

5.

название
Проект «Инфоурок»

адрес
http://infourok.ru

Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»

p://multiurok.ruhtt
http://www.school.edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://nsc.1september.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».