Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная программа Ручной труд НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель

Заместитель по УР

ШМО учителей НК

_________Васева С.И.

Директор МБОУ
«Гимназия»

_____Кудрявцева Л.Ю

Протокол № от

Протокол № от
«___»____________2021

«___»____________2021

________Зимина М.А.
Приказ №_________от
«___»____________2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Ручной труд»
на 2021 -2022 учебный год

РУЧНОЙ ТРУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на
основе специального Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант I) и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждении 0-4 классов» под редакцией И.М.
Бгажноковой-М.: «Просвещение», 2016.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем
заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его
обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нѐм человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год
Настоящая программа составлена на 66 часа (2 часа в неделю) и в соответствии с
учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового
уровня обучения.
Для реализации программы используются следующие учебники и учебные пособия:
-Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
,реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
.М.,«Просвещение», 2017г.
-Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.,«Просвещение»,
2017г.
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как гражданина России;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Ручной труд»
на конец обучения в 1 классе:
 Минимальный уровень:
 Достаточный уровень:
 Знание правил организации рабочего
места;

 Знание
правил
организации труда;

 *знание видов трудовых работ;

 умение
соблюдать
санитарногигиенические
требования
при
выполнении
трудовых
работ;
правила
безопасной
работы
режущими
и
колющими
инструментами;

 знание названий и свойств поделочных
материалов, используемых на уроках
труда, правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с
ними;
 знание
названий
инструментов,
необходимых на уроках, правил
техники
безопасной
работы
с
колющими
и
режущими
инструментами;
 знание приемов работы;
 умение самостоятельно организовать
свое рабочее место, рационально
располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте;
 умение
анализировать
объект,
подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
 умение составлять план работы над
изделием по пунктам;
 умение
владеть
некоторыми
технологическими приемами ручной

рациональной

 умение
осознанно
материалы для работы;

подбирать

 экономно расходовать материалы;
 умение работать с разнообразной
наглядностью:
составлять
план
работы над изделием с опорой на
предметно-операционные
и
графические планы с помощью
педагога или самостоятельно;
 умение
осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий с помощью
педагога;
 оценивать свое изделие (красиво,
некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
 устанавливать
следственные

причинносвязи
между

обработки материалов;
 умение
работать
с
доступными
материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью).

выполняемыми действиями и их
результатами;
 выполнять общественные поручения
по уборке класса после уроков
трудового обучения под контролем
взрослого.

Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
 осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 положительное
отношение
к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
 понимание личной ответственности за
свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
 самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
Регулятивные
базовые
учебные1. входить и выходить из учебного помещения
со звонком;
действия:
2. ориентироваться в пространстве класса;
3. пользоваться учебной мебелью;
4. адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
5. работать с учебными принадлежностями и
организовывать рабочее место;
6. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в общем темпе;

7. активно
участвовать
в
деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными
образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее
с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов;
-передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения.
Познавательные
базовые
учебные
 выделять существенные, общие и
действия:
отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения
предметов;
 делать
простейшие
обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться
знаками,
символами,
предметами – заместителями;
 наблюдать; работать с информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях).
.Коммуникативные базовые учебные
 вступать в контакт и работать в
действия:
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и
изменять свое поведение с учетом поведения
других участников спорной ситуации;
 обращаться за помощью и принимать
помощь;
 слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
В 1 классе предусмотрены следующие виды труда:
работа с пластилином
работа с природными материалами

работа с бумагой
работа с текстильными материалами
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.
Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и
соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами
и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических
требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин —
твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый,
оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение
выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев
и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и
назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация
рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о
расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с
разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной
доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание
на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и
раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из
целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание,
вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с
объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр.
Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки
деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в
макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет,
форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с
природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов.
Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными
объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным
материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной
работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и
природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.
Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания
деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью
пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками
гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с
созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ

Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается,
впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине,
элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага
для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета
бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон,
мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.
Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об
аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном
орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарногигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при
работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание
гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента.
Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и
прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание
поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала
(экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации.
Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ
Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток.
Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и
карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной
работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы
работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья
шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания
нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье
по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и
я в л е н и й о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и . Называние предметов, их
характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при
ответах на вопросы.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные
приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию,
ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей
операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ,
правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие,
маленькие и большие
детали, узнавать и называть основные геометрические форм.

Учебно-тематический план
На реализацию программы по ручному труду в федеральном базисном учебном плане
предусмотрено 66 часов (2ч неделю).
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вводное занятие
Работа с глиной и пластилином
Работа с природным материалом
Работа с бумагой
Работа с текстильным материалом
Итого:

1
12
9
32
12
66

Календарно-тематическое планирование

№
п\п
1

Раздел. Темы.

Вводное занятие.
Человек и труд. Урок труда.

Кол
-во
час Вид учебной деятельности
ов
1

Беседа о труде и профессиях, об
окружающих предметах
рукотворного мира.

1

Свойства пластилина. Приемы
работы с пластилином:
разминание, отщипывание,
размазывание пластилина по
картону. знакомство с понятием
«аппликация»

1

Формирование представлений о
природном материале как
поделочном и о его художественно
- выразительных свойствах

"Как работать с засушенными 1
листьями". Аппликация
«Лист большой, лист
маленький».
"Как работать с засушенными 1
листьями".
Аппликация "Бабочка"

Закрепление представлений о
деревьях. Приемы соединения
природного материала с
поверхностью с помощью полосок
гуммированной бумаги,
пластилина. Формирование

Работа с пластилином
2

3

4

5

Приемы работы с
пластилином. Аппликация из
пластилина "Яблоко"

Работа с природным
материалом
"Что надо знать о природных
материалах".
Экскурсия в лес. "Коллекция
из осенних листьев"

6

"Как работать с засушенными 1
листьями".
Аппликация "Птица"

представлений о направлении,
положении и пространственных
связях частей

7

Аппликация "Ваза с цветами"

.Наклеивание на подложку из
цветной бумаги засушенных
цветов, вазы из бумаги.
Составление простейшей
композиции из засушенных
листьев.

1

Работа с бумагой
8

Что надо знать о бумаге".
1
"Коллекция образцов бумаги"

Знакомство с некоторыми сортами
бумаги, их физическими
свойствами и назначением.
Составление коллекции сортов
бумаги.

9

"Что надо знать о
треугольнике".
Складывание из бумаги
"Елочка"

1

10

"Что надо знать о квадрате".
Складывание из бумаги.
Стаканчик для игрушки
"Поймай пуговицу"

1

11

"Что надо знать о
прямоугольнике".
Складывание из бумаги.
"Наборная линейка"

1

Дать сведения об основных
признаках фигуры "треугольник".
Прием сгибания треугольника
пополам. Инструкции, содержащие
пространственную
характеристику.
Сведения об основных признаках
фигуры "квадрат". Установление
сходства квадрата с предметами;
сходства и различия между
квадратом и треугольником.
Прием "сгибания квадрата с угла
на угол".
Сведения об основных признаках
прямоугольника. Соотнесение
прямоугольника с предметами
реальной окружающей
действительности. Прием
"сгибание прямоугольника
пополам", "совмещение углов с
опорными точками".
Представления о функциональной
значимости предметов, сложенных
из бумаги.

Работа с пластилином
12

"Как работать с
пластилином". Лепка
"Домик", "Елочка

1

Знакомство с конструктивным
способом лепки. Приемы работы с
пластилином: раскатывание
пластилина столбиками
(палочками). Планирование хода

работы по изобразительнографическому плану.

13

Лепка предметов шаровидной 1
и овальной формы.
"Помидор", "Огурец"

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Овощи". Знакомство с
пластическим способом лепки
однодетальных предметов
шаровидной и овальной формы из
одного куска пластилина. Работа с
опорой на предметнооперационный план

Работа с бумагой
14

15

16

17

Инструменты для работы с
1
бумагой. "Что нужно знать о
ножницах" Вырезание
ножницами по прямым и
кривым линиям круга и
квадрата.
Приемы резания ножницами
1
по прямым линиям.
"Геометрический орнамент из
квадратов"
Приемы резания ножницами
1
по прямым наклонным
линиям. "Парусник из
треугольников"
Приемы резания ножницами
по прямым наклонным
линиям. "Орнамент из
треугольников».

1

Формирование представлений об
орудиях труда. Правила работы с
ножницами. Правильная посадка
при работе с ножницами.
Знакомство со строением руки
(ладонь, пальцы).
Обучение имитирующим
движениям с ножницами на весу
(без бумаги). Прием "разрез по
короткой вертикальной линии,
смыкая лезвия ножниц до конца".
Резание по размеченным линиям.
Обучение разметке по шаблону.
Имитирующие движения с
ножницами на весу без бумаги.
Прием "разрез по короткой
наклонной линии, смыкая лезвия
ножниц до конца".

Работа с пластилином
18

1
Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание.
«Морковь»,

Приемы работы с пластилином:
раскатывание пластилина в
ладонях до овальной формы,
вытягивание овала до конической
формы.

19

20

Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание.
«Свекла».

Приѐмы работы с
пластилином: вытягивание .
«Репка».

21

1

1

1

Конструктивный способ лепки
многодетальных предметов.
Приемы работы с пластилином:
скатывание шара, сплющивание
пластилина ладонью. Работа с
опорой на пооперационный

1

Приемы работы с пластилином:
скатывание шаровидной формы,
скатывание овальной формы,
сплющивание пластилина
ладонью. Работа с опорой на
пооперационный план.

1

Знакомство с еловыми шишками
как природным материалом, с их
свойствами. Обучение
последовательности
конструирования с опорой на
изобразительно-графический
пооперационный план в
коллективной беседе

Приѐмы работы с
пластилином: сплющивание
шара. «Пирамидка из четырех
колец»

22

23

24

Приѐмы работы с
пластилином: сплющивание
шара. «Грибы».

Работа с природным
материалом
"Как работать с еловыми
шишками". «Ёжик».
"Как работать с еловыми
шишками". «Рыбка».

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Овощи". Лепка
однодетальных предметов
конической формы.
Приемы работы с пластилином:
скатывание в ладонях шара из
пластилина кругообразными
движениями, вытягивание
боковины шара до конической
формы.

1

Работа с бумагой
25

Аппликация из обрывных
кусков бумаги.
«Осеннее дерево»

1

26

Складывание фигурок из
бумаги. « Открытка со
складным цветком».

1

Закрепление понятий о цвете.
Формирование представлений о
физических свойствах бумаги.
Закрепление представлений о
природных явлениях (осень) и
предметах природного мира
(деревьях). Прием наклеивания
обрывных кусочков на основу.
Изготовление изделий из бумаги
способом складывания: базовая
форма - квадрат. Обучение приему

27

Складывание фигурок из
бумаги. « Открытка со
складной фигуркой кошечки»
Работа с пластилином

1

"совмещение сторон с опорными
точками".

28

"Как работать с
пластилином". «Цыпленок и
курочка».

1

Формирование представлений о
предметах природного мира
группы "Домашние птицы".
Приемы работы с пластилином:
прищипывание, примазывание.
Обучение планированию
ближайшей операции с опорой на
предметно-операционный план.

1

Обучение приему "надрез по
короткой вертикальной линии, не
смыкая лезвия ножниц". Обучение
сборке конструкции с опорой на
предметно-операционный план.
Формирование умения размечать
по шаблону.
Обучение приему "надрез по
коротким вертикальным линиям"
на глаз, без предварительной
разметки. Обучение приему
"накручивание заготовки на
палочку (веточку)".
Закрепление понятий о
геометрических фигурах.
Обучение разметке по шаблону,
сборке конструкции с опорой на
образец. Планирование
ближайшей операции с помощью
пооперационного плана.
Обучение рисованию по опорным
точкам снизу вверх; приему
"разрез по длинной линии, не
смыкая лезвия ножниц";
синхронной работе обеих рук.
Сборка конструкции с опорой на
предметно-операционный план.

Работа с бумагой
(с применением клея)
29
"Как работать ножницами".
Конструирование. Игрушка
«Бумажный фонарик».

30

"Как работать ножницами".
Конструирование.
«Декоративная веточка»

1

31

"Как работать ножницами".
Конструирование. «Флажки»

1

32

"Как работать ножницами".
Конструирование.
«Бумажный цветок»

1

Работа с пластилином
33

Лепка из пластилина
многодетальных фигурок.
Животные. "Котик"

1

Формирование умения
анализировать образец объемного
многодетального изделия с
помощью учителя. Обучение

соблюдению пропорций при лепке
объемной фигуры. Планирование
ближайшей операции с опорой на
предметно-операционный
Работа с бумагой.
34

1
"Как работать ножницами".
Приемы резания ножницами
по незначительно изогнутым
линиям.
"Листочки"

Формирование представлений о
кривых линиях. Обучение
рисованию по опорным точкам
снизу вверх; синхронной работе
обеих рук. Прием "разрез по
незначительно изогнутой линии
(дуге), не смыкая лезвия ножниц".
Формирование представлений о
разных породах деревьев.
Обучение приему "сминание
бумаги".

35

Приемы работы с бумагой
(сминание и скатывание
бумаги).
Аппликация.
"Ветка рябины"

1

36

Приемы резания ножницами
по кривым линиям округление углов
прямоугольных деталей.
Аппликация. "Цветы в
корзине"

1

Повторение практических
действий с бумагой.
Формирование графических
умений по скруглению
прямоугольных форм (квадрат).
Обучение приему "скругление
углов прямоугольной формы".

1

Нитки в природе и жизни
человека; из чего делают нитки.
Ознакомление с работой с
нитками. Обучение наматыванию
ниток в клубок; выполнению
действий в заданном
пространственном направлении
(на себя, от себя).

1

Обучение приему "наматывание
ниток на основу"; предметнопрактическим действиям в
заданном пространственном
направлении (на себя, от себя).

37

38

39

40

Работа с текстильными
материалами
"Что надо знать о нитках".
Наматывание ниток. "Клубок
ниток

Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Бабочка».
Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Бантик"
Наматывание ниток.
Изготовление изделий из
ниток. "Кисточка"

1

1

Работа с бумагой.
41

Вырезание из бумаги
предметов округлой формы.

1

Представления о предметах
природного мира группы "Овощи".

Аппликация. "Фрукты на
тарелке"

42

Вырезание из бумаги круга.
Аппликация. "Снеговик"

1

43

Вырезание из бумаги круга.
Аппликация. "Гусеница"

1

44

1
Вырезание из бумаги овала.
Плоскостное
конструирование. Игрушка
"Цыпленок в скорлупе"

45

1
Складывание фигурок из
бумаги. Приемы сгибания
бумаги (сгибание сторон
прямоугольника и квадрата к
середине). "Пароход"

46

Рисование по линиям или опорным
точкам предметов, имеющих
округлый контур. Обучение
приему резания ножницами по
кривой линии.
Формирование представлений о
геометрической фигуре "круг".
Вырезание по кругу. Прием
резания ножницами по кривой
линии.
Формирование представлений о
геометрической фигуре "овал".
Разметка по шаблону. Вырезание
по кривой линии. Планирование
хода работы над изделием по
вопросам учителя, с помощью
предметно-операционного плана.
Представления о предметах
рукотворного мира группы
"Транспорт". Деление сторон на
равные части посредством
сгибания ее несколько раз.
Обучение приему "сгибание
сторон.

1

Представления о предметах
рукотворного мира группы
"Транспорт". Обучение приему
"сгибание углов к середине".
Чтение изобразительнографического пооперационного
плана по вопросам учителя.
Комментирование предметнопрактических действий с бумагой

Складывание фигурок из
бумаги. Приемы сгибания
бумаги (сгибание углов
прямоугольника и квадрата к
середине). "Стрела"

47

Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
"Плетеный коврик из полос
бумаги»

1

Формирование представлений о
симметрии. Обучение способу
симметричного вырезания.
Разметка по шаблону. Обучение
приему "плетение вверх-вниз".

48

Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
Объемное конструирование.
"Птичка"

1

49

Симметричное вырезание
орнаментов из бумаги,
сложенной пополам.
Плоскостное

1

Обучение самостоятельной сборке
конструкции с опорой на
предметно-операционный план и
образец с частичной помощью
учителя.
Представления об орнаменте (в
орнаменте все элементы могут
чередоваться и повторяться).
Обучение приему разметки по

конструирование. "Закладка
для книг с геометрическим
прорезным орнаментом"
50

Симметричное вырезание
предметов из бумаги,
сложенной пополам.
Аппликация. "Самолет в
облаках

шаблону чередующихся
геометрических форм

1

Предметы рукотворного мира
группы "Транспорт". Обучение
анализированию аппликации с
помощью учителя (определение
тематики, выделение деталей,
цветовые отношения,
пространственное расположение
деталей, узнавание приемов
обработки бумаги (разметка по
шаблону, вырезание, обрывание,
наклеивание). Симметричное
вырезание изображений сложного
контура.

2

Знакомство с элементарными
представлениями о геометризации
форм человеческой фигуры:
голова - шар, туловище, руки, ноги
- усеченный конус.

2

Обучение планированию
ближайшей операции с опорой на
пооперационный план.

Работа с пластилином
5152

Лепка из пластилина макета.
"Снегурочка в лесу"

5354

Работа с природным
материалом
"Что надо знать о природных
материалах. Травы".
Конструирование из
тростниковой травы и
пластилина. "Ежик"
Работа с бумагой

5556

Вырезание симметричных
форм из бумаги, сложенной
несколько раз. Коллективная
аппликация. "Букет цветов"

2

Расширение представлений о
растениях. Знакомство с группой
цветков, у которых лепестки
равномерно повторяются от
середины по окружности.
Обучение навыку вырезать
четырехлепестковые цветки.
Прием "вырезание по

57

Складывание из бумаги.
Приемы сгибания бумаги

1

Расширение представлений о
птицах. Обучение складыванию

(сгибание бумаги по типу
гармошки).
Конструирование. "Ежик"
58

5961

Складывание из бумаги.
Приемы сгибания бумаги
(сгибание бумаги по типу
гармошки).
Конструирование.
"Декоративная птица со
складными крыльям
Работа с текстильным
материалом
"Как надо работать с
нитками". Инструменты для
швейных работ. Приемы
шитья.
"Шитье по проколам"
(вертикальным,
горизонтальным и
наклонным линиям)

гармошки. Разметка по шаблону.
Обучение самостоятельной сборке
конструкции с опорой на образец с
частичной помощью учителя.
1

3

Формирование представлений об
инструментах (иглы, ножницы,
наперсток). Знакомство с
правилами безопасной работы с
иглой. Вдевание нитки в иголку,
закрепление нитки в начале и
конце строчки. Обучение приему
шитья "игла вверх-вниз".

Систе
ма
оценк
и
дости
жения
обуча
ющим
ися
освоен
ия
АОО
П
плани
руемы
х
резуль
татов

В
I
классе
Приемы шитья.
в
"Шитье по проколам"
течени
(треугольник, квадрат, круг)
е
"Как работать с нитками.
643
Понятия "шитье", "вышивка",
учебно
Вышивание". Что делают из
66
"контур", "стежок", "расстояние
го года
ниток. Приемы вышивания.
между стежками". Обучение
отметк
"Вышивание по проколам"
вышиванию в два приема: 1)
и
(вертикальным,
шитье
приемом
"игла
вверх-вниз";
обуча
горизонтальным и
2)
заполнение
расстояния
между
ющим
наклонным линиям)
стежками ниткой того же или
ся не
другого цвета.
выстав
ляютс
я. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз
в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
6263

"Как работать с нитками".

2

Правила безопасной работы с
иглой. Обучение приему шитья
"игла вверх-вниз

Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект

№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п\п
1.

Учебник

Л.А.Кузнецова

«Технология Ручной
труд 1 класс». Учебник
для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы.

М., «Просвещение».,
2017 г.

2.

Рабочая
тетрадь

Л.А.Кузнецова

«Технология Ручной
труд 1 класс». Рабочая
тетрадь (в 2-х частях)

М., «Просвещение».,
2017 г.

2.

Методическое
пособие

Т. С. Жидкина,
Н.Н. Кузьмина

«Методика
преподавания ручного
труда в младших
классах коррекционной
школы VIII вида»,

М.,«Академия»,
2015г.

3.

Методическое
пособие

Л.А.Кузнецова

«Методические
рекомендации. Пособие
для учителей
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида и
родителей».

Санкт-Петербург
Филиал издательства
«Просвещение».,
2017 год.

Учебно-практическое оборудование:
материалы:










краски акварельные;
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
цветная бумага;
альбомы;
картон белый и цветной;
бумага наждачная;
тетради в клетку;
наборы разноцветного пластилина;

 цветные нитки (разные виды);
 ткани разных сортов;
 природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья)
 древесные опилки;
 проволока;
 клей ПВА;
 клей карандаш;
 бархатная бумага;
 гофрированный картон;
 простые карандаши;
 пуговицы;
 копировальная бумага;
 ластик.
инструменты:














кисти;
стеки;
ножницы для работы с бумагой;
ножницы для работы с текстильными материалами;
линейки;
иглы швейные;
булавки швейные;
шило с коротким стержнем;
гладилка для бумаги;
молоток;
плоскогубцы;
кусачки;
ключ/отвертка для работы с металлоконструктором.

вспомогательные приспособления:











подкладные доски для работы с пластилином;
подкладные доски для работы с бумагой и картоном;
подкладные доски для работы с текстильными материалами;
салфетки для клея;
коробки для хранения природных материалов;
коробки для хранения металлоконструктора;
коробки для хранения проволоки и древесины;
коробки для хранения раздаточного материала;
мешочки для мусора;
тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином.

печатные пособия:


таблицы по каждому разделу.

дидактический раздаточный материал:


предметно-операционный план;

 конструкторы;
 карточки задания для проведения физ. минуток;
 шаблоны.

модели и натуральный ряд:










муляжи фруктов и овощей;
образцы изделий из разного материала
образцы изделий из пластилина;
образцы изделий из природного материала;
образцы изделий из металлоконструктора;
образцы изделий из бумаги и картона;
образцы изделий из древесины;
образцы изделий из текстильного материала;
образцы изделий из проволоки.

Электронные ресурсы
№п\п
1.
2.
3.

4.

5.

название
Проект «Инфоурок»

адрес
http://infourok.ru

Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»

p://multiurok.ruhtt
http://www.school.edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://nsc.1september.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».