Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Г.Александровска Пермского края «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель Заместитель по УР ШМО учителей НК _________Васева С.И. Директор МБОУ «Гимназия» _____Кудрявцева Л.Ю Протокол № от Протокол № от «___»____________2021 «___»____________2021 ________Зимина М.А. Приказ №_________от «___»____________2021 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1 по предмету «Ручной труд» на 2021 -2022 учебный год РУЧНОЙ ТРУД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе специального Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) и на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждении 0-4 классов» под редакцией И.М. Бгажноковой-М.: «Просвещение», 2016. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нѐм человека. ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей. ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. ― формирование интереса к разнообразным видам труда. ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. ― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год Настоящая программа составлена на 66 часа (2 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Для реализации программы используются следующие учебники и учебные пособия: -Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций ,реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы .М.,«Просвещение», 2017г. -Кузнецова Л.А. «Ручной труд».1 класс Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.,«Просвещение», 2017г. Планируемые результаты: В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: Знание правил организации рабочего места; Знание правил организации труда; *знание видов трудовых работ; умение соблюдать санитарногигиенические требования при выполнении трудовых работ; правила безопасной работы режущими и колющими инструментами; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках труда, правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы; умение самостоятельно организовать свое рабочее место, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; умение составлять план работы над изделием по пунктам; умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной рациональной умение осознанно материалы для работы; подбирать экономно расходовать материалы; умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы с помощью педагога или самостоятельно; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью педагога; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать следственные причинносвязи между обработки материалов; умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью). выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения под контролем взрослого. Базовые учебные действия. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Регулятивные базовые учебные1. входить и выходить из учебного помещения со звонком; действия: 2. ориентироваться в пространстве класса; 3. пользоваться учебной мебелью; 4. адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); 5. работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; 6. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 7. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, -принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Познавательные базовые учебные выделять существенные, общие и действия: отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). .Коммуникативные базовые учебные вступать в контакт и работать в действия: коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В 1 классе предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином работа с природными материалами работа с бумагой работа с текстильными материалами ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон). РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. РАБОТА С БУМАГОЙ Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарногигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. РАБОТА С НИТКАМИ Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. Межпредметные связи М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге. И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент. Развитие устной речи на основе изучения предметов и я в л е н и й о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и . Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические форм. Учебно-тематический план На реализацию программы по ручному труду в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 66 часов (2ч неделю). № п\п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем Количество часов Вводное занятие Работа с глиной и пластилином Работа с природным материалом Работа с бумагой Работа с текстильным материалом Итого: 1 12 9 32 12 66 Календарно-тематическое планирование № п\п 1 Раздел. Темы. Вводное занятие. Человек и труд. Урок труда. Кол -во час Вид учебной деятельности ов 1 Беседа о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира. 1 Свойства пластилина. Приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание, размазывание пластилина по картону. знакомство с понятием «аппликация» 1 Формирование представлений о природном материале как поделочном и о его художественно - выразительных свойствах "Как работать с засушенными 1 листьями". Аппликация «Лист большой, лист маленький». "Как работать с засушенными 1 листьями". Аппликация "Бабочка" Закрепление представлений о деревьях. Приемы соединения природного материала с поверхностью с помощью полосок гуммированной бумаги, пластилина. Формирование Работа с пластилином 2 3 4 5 Приемы работы с пластилином. Аппликация из пластилина "Яблоко" Работа с природным материалом "Что надо знать о природных материалах". Экскурсия в лес. "Коллекция из осенних листьев" 6 "Как работать с засушенными 1 листьями". Аппликация "Птица" представлений о направлении, положении и пространственных связях частей 7 Аппликация "Ваза с цветами" .Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. Составление простейшей композиции из засушенных листьев. 1 Работа с бумагой 8 Что надо знать о бумаге". 1 "Коллекция образцов бумаги" Знакомство с некоторыми сортами бумаги, их физическими свойствами и назначением. Составление коллекции сортов бумаги. 9 "Что надо знать о треугольнике". Складывание из бумаги "Елочка" 1 10 "Что надо знать о квадрате". Складывание из бумаги. Стаканчик для игрушки "Поймай пуговицу" 1 11 "Что надо знать о прямоугольнике". Складывание из бумаги. "Наборная линейка" 1 Дать сведения об основных признаках фигуры "треугольник". Прием сгибания треугольника пополам. Инструкции, содержащие пространственную характеристику. Сведения об основных признаках фигуры "квадрат". Установление сходства квадрата с предметами; сходства и различия между квадратом и треугольником. Прием "сгибания квадрата с угла на угол". Сведения об основных признаках прямоугольника. Соотнесение прямоугольника с предметами реальной окружающей действительности. Прием "сгибание прямоугольника пополам", "совмещение углов с опорными точками". Представления о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги. Работа с пластилином 12 "Как работать с пластилином". Лепка "Домик", "Елочка 1 Знакомство с конструктивным способом лепки. Приемы работы с пластилином: раскатывание пластилина столбиками (палочками). Планирование хода работы по изобразительнографическому плану. 13 Лепка предметов шаровидной 1 и овальной формы. "Помидор", "Огурец" Формирование представлений о предметах природного мира группы "Овощи". Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной и овальной формы из одного куска пластилина. Работа с опорой на предметнооперационный план Работа с бумагой 14 15 16 17 Инструменты для работы с 1 бумагой. "Что нужно знать о ножницах" Вырезание ножницами по прямым и кривым линиям круга и квадрата. Приемы резания ножницами 1 по прямым линиям. "Геометрический орнамент из квадратов" Приемы резания ножницами 1 по прямым наклонным линиям. "Парусник из треугольников" Приемы резания ножницами по прямым наклонным линиям. "Орнамент из треугольников». 1 Формирование представлений об орудиях труда. Правила работы с ножницами. Правильная посадка при работе с ножницами. Знакомство со строением руки (ладонь, пальцы). Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Резание по размеченным линиям. Обучение разметке по шаблону. Имитирующие движения с ножницами на весу без бумаги. Прием "разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Работа с пластилином 18 1 Приѐмы работы с пластилином: вытягивание. «Морковь», Приемы работы с пластилином: раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы, вытягивание овала до конической формы. 19 20 Приѐмы работы с пластилином: вытягивание. «Свекла». Приѐмы работы с пластилином: вытягивание . «Репка». 21 1 1 1 Конструктивный способ лепки многодетальных предметов. Приемы работы с пластилином: скатывание шара, сплющивание пластилина ладонью. Работа с опорой на пооперационный 1 Приемы работы с пластилином: скатывание шаровидной формы, скатывание овальной формы, сплющивание пластилина ладонью. Работа с опорой на пооперационный план. 1 Знакомство с еловыми шишками как природным материалом, с их свойствами. Обучение последовательности конструирования с опорой на изобразительно-графический пооперационный план в коллективной беседе Приѐмы работы с пластилином: сплющивание шара. «Пирамидка из четырех колец» 22 23 24 Приѐмы работы с пластилином: сплющивание шара. «Грибы». Работа с природным материалом "Как работать с еловыми шишками". «Ёжик». "Как работать с еловыми шишками". «Рыбка». Формирование представлений о предметах природного мира группы "Овощи". Лепка однодетальных предметов конической формы. Приемы работы с пластилином: скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями, вытягивание боковины шара до конической формы. 1 Работа с бумагой 25 Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево» 1 26 Складывание фигурок из бумаги. « Открытка со складным цветком». 1 Закрепление понятий о цвете. Формирование представлений о физических свойствах бумаги. Закрепление представлений о природных явлениях (осень) и предметах природного мира (деревьях). Прием наклеивания обрывных кусочков на основу. Изготовление изделий из бумаги способом складывания: базовая форма - квадрат. Обучение приему 27 Складывание фигурок из бумаги. « Открытка со складной фигуркой кошечки» Работа с пластилином 1 "совмещение сторон с опорными точками". 28 "Как работать с пластилином". «Цыпленок и курочка». 1 Формирование представлений о предметах природного мира группы "Домашние птицы". Приемы работы с пластилином: прищипывание, примазывание. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. 1 Обучение приему "надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц". Обучение сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план. Формирование умения размечать по шаблону. Обучение приему "надрез по коротким вертикальным линиям" на глаз, без предварительной разметки. Обучение приему "накручивание заготовки на палочку (веточку)". Закрепление понятий о геометрических фигурах. Обучение разметке по шаблону, сборке конструкции с опорой на образец. Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана. Обучение рисованию по опорным точкам снизу вверх; приему "разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц"; синхронной работе обеих рук. Сборка конструкции с опорой на предметно-операционный план. Работа с бумагой (с применением клея) 29 "Как работать ножницами". Конструирование. Игрушка «Бумажный фонарик». 30 "Как работать ножницами". Конструирование. «Декоративная веточка» 1 31 "Как работать ножницами". Конструирование. «Флажки» 1 32 "Как работать ножницами". Конструирование. «Бумажный цветок» 1 Работа с пластилином 33 Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные. "Котик" 1 Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Обучение соблюдению пропорций при лепке объемной фигуры. Планирование ближайшей операции с опорой на предметно-операционный Работа с бумагой. 34 1 "Как работать ножницами". Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. "Листочки" Формирование представлений о кривых линиях. Обучение рисованию по опорным точкам снизу вверх; синхронной работе обеих рук. Прием "разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц". Формирование представлений о разных породах деревьев. Обучение приему "сминание бумаги". 35 Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация. "Ветка рябины" 1 36 Приемы резания ножницами по кривым линиям округление углов прямоугольных деталей. Аппликация. "Цветы в корзине" 1 Повторение практических действий с бумагой. Формирование графических умений по скруглению прямоугольных форм (квадрат). Обучение приему "скругление углов прямоугольной формы". 1 Нитки в природе и жизни человека; из чего делают нитки. Ознакомление с работой с нитками. Обучение наматыванию ниток в клубок; выполнению действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). 1 Обучение приему "наматывание ниток на основу"; предметнопрактическим действиям в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). 37 38 39 40 Работа с текстильными материалами "Что надо знать о нитках". Наматывание ниток. "Клубок ниток Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Бабочка». Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Бантик" Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Кисточка" 1 1 Работа с бумагой. 41 Вырезание из бумаги предметов округлой формы. 1 Представления о предметах природного мира группы "Овощи". Аппликация. "Фрукты на тарелке" 42 Вырезание из бумаги круга. Аппликация. "Снеговик" 1 43 Вырезание из бумаги круга. Аппликация. "Гусеница" 1 44 1 Вырезание из бумаги овала. Плоскостное конструирование. Игрушка "Цыпленок в скорлупе" 45 1 Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). "Пароход" 46 Рисование по линиям или опорным точкам предметов, имеющих округлый контур. Обучение приему резания ножницами по кривой линии. Формирование представлений о геометрической фигуре "круг". Вырезание по кругу. Прием резания ножницами по кривой линии. Формирование представлений о геометрической фигуре "овал". Разметка по шаблону. Вырезание по кривой линии. Планирование хода работы над изделием по вопросам учителя, с помощью предметно-операционного плана. Представления о предметах рукотворного мира группы "Транспорт". Деление сторон на равные части посредством сгибания ее несколько раз. Обучение приему "сгибание сторон. 1 Представления о предметах рукотворного мира группы "Транспорт". Обучение приему "сгибание углов к середине". Чтение изобразительнографического пооперационного плана по вопросам учителя. Комментирование предметнопрактических действий с бумагой Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание углов прямоугольника и квадрата к середине). "Стрела" 47 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. "Плетеный коврик из полос бумаги» 1 Формирование представлений о симметрии. Обучение способу симметричного вырезания. Разметка по шаблону. Обучение приему "плетение вверх-вниз". 48 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. "Птичка" 1 49 Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное 1 Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец с частичной помощью учителя. Представления об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться и повторяться). Обучение приему разметки по конструирование. "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом" 50 Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам. Аппликация. "Самолет в облаках шаблону чередующихся геометрических форм 1 Предметы рукотворного мира группы "Транспорт". Обучение анализированию аппликации с помощью учителя (определение тематики, выделение деталей, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавание приемов обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание). Симметричное вырезание изображений сложного контура. 2 Знакомство с элементарными представлениями о геометризации форм человеческой фигуры: голова - шар, туловище, руки, ноги - усеченный конус. 2 Обучение планированию ближайшей операции с опорой на пооперационный план. Работа с пластилином 5152 Лепка из пластилина макета. "Снегурочка в лесу" 5354 Работа с природным материалом "Что надо знать о природных материалах. Травы". Конструирование из тростниковой травы и пластилина. "Ежик" Работа с бумагой 5556 Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. "Букет цветов" 2 Расширение представлений о растениях. Знакомство с группой цветков, у которых лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Обучение навыку вырезать четырехлепестковые цветки. Прием "вырезание по 57 Складывание из бумаги. Приемы сгибания бумаги 1 Расширение представлений о птицах. Обучение складыванию (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование. "Ежик" 58 5961 Складывание из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование. "Декоративная птица со складными крыльям Работа с текстильным материалом "Как надо работать с нитками". Инструменты для швейных работ. Приемы шитья. "Шитье по проколам" (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) гармошки. Разметка по шаблону. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец с частичной помощью учителя. 1 3 Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток). Знакомство с правилами безопасной работы с иглой. Вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и конце строчки. Обучение приему шитья "игла вверх-вниз". Систе ма оценк и дости жения обуча ющим ися освоен ия АОО П плани руемы х резуль татов В I классе Приемы шитья. в "Шитье по проколам" течени (треугольник, квадрат, круг) е "Как работать с нитками. 643 Понятия "шитье", "вышивка", учебно Вышивание". Что делают из 66 "контур", "стежок", "расстояние го года ниток. Приемы вышивания. между стежками". Обучение отметк "Вышивание по проколам" вышиванию в два приема: 1) и (вертикальным, шитье приемом "игла вверх-вниз"; обуча горизонтальным и 2) заполнение расстояния между ющим наклонным линиям) стежками ниткой того же или ся не другого цвета. выстав ляютс я. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). 6263 "Как работать с нитками". 2 Правила безопасной работы с иглой. Обучение приему шитья "игла вверх-вниз Материально – техническое обеспечение. Учебно-методический комплект № Тип пособия Автор Наименование Издательство, год п\п 1. Учебник Л.А.Кузнецова «Технология Ручной труд 1 класс». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., «Просвещение»., 2017 г. 2. Рабочая тетрадь Л.А.Кузнецова «Технология Ручной труд 1 класс». Рабочая тетрадь (в 2-х частях) М., «Просвещение»., 2017 г. 2. Методическое пособие Т. С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида», М.,«Академия», 2015г. 3. Методическое пособие Л.А.Кузнецова «Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей». Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение»., 2017 год. Учебно-практическое оборудование: материалы: краски акварельные; фломастеры разного цвета; цветные карандаши; цветная бумага; альбомы; картон белый и цветной; бумага наждачная; тетради в клетку; наборы разноцветного пластилина; цветные нитки (разные виды); ткани разных сортов; природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья) древесные опилки; проволока; клей ПВА; клей карандаш; бархатная бумага; гофрированный картон; простые карандаши; пуговицы; копировальная бумага; ластик. инструменты: кисти; стеки; ножницы для работы с бумагой; ножницы для работы с текстильными материалами; линейки; иглы швейные; булавки швейные; шило с коротким стержнем; гладилка для бумаги; молоток; плоскогубцы; кусачки; ключ/отвертка для работы с металлоконструктором. вспомогательные приспособления: подкладные доски для работы с пластилином; подкладные доски для работы с бумагой и картоном; подкладные доски для работы с текстильными материалами; салфетки для клея; коробки для хранения природных материалов; коробки для хранения металлоконструктора; коробки для хранения проволоки и древесины; коробки для хранения раздаточного материала; мешочки для мусора; тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином. печатные пособия: таблицы по каждому разделу. дидактический раздаточный материал: предметно-операционный план; конструкторы; карточки задания для проведения физ. минуток; шаблоны. модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; образцы изделий из разного материала образцы изделий из пластилина; образцы изделий из природного материала; образцы изделий из металлоконструктора; образцы изделий из бумаги и картона; образцы изделий из древесины; образцы изделий из текстильного материала; образцы изделий из проволоки. Электронные ресурсы №п\п 1. 2. 3. 4. 5. название Проект «Инфоурок» адрес http://infourok.ru Интернет-проект «Мультиурок» Российский общеобразовательный портал Интернет-проект «Фестиваль педагогических идей» Электронная версия журнала «Начальная школа» p://multiurok.ruhtt http://www.school.edu.ru/ http://festival.1september.ru/ http://nsc.1september.ru/