Адаптированная физика 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов
физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, определяет набор опытов, демонстрируемых
учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых обучающимися.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний,
а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается
проводить при изучении всех разделов курса физики. Особенностью предмета физика в
учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными
физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически
каждому человеку в современной жизни. Практическая направленность в преподавании
физики и создание условий наилучшего понимания обучающимися физической сущности
изучаемого материала достигается через применение физического эксперимента.
Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей
программе.
Кроме
того,
рабочей
программой
предусмотрено
включение
экспериментальных заданий, которые направлены на формирование практических
умений: проводить наблюдения, планировать, выполнять простейшие эксперименты,
измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о физических явлениях; величинах, характеризующих эти
явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических
задач
и
выполнении
экспериментальных
исследований
с
использованием
информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры; использование полученных знаний и умений для
решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса разработана для
обучения детей с задержкой психического развития. Учебник «Физика» 7 класс автор
А.В.Перышкин отличается чѐтким, лаконичным изложением материала. В конце каждого
параграфа имеются вопросы для самопроверки, система заданий и упражнений,
включающих качественные, графические, вычислительные и экспериментальные задачи.
Достоинством книги являются ясность, краткость и доступность изложения. Все главы
учебника содержат богатый иллюстративный материал.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Описание места учебного предмета в учебном плане Учебным планом на изучение
предмета «Физика » в 7 классе отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях
процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования
достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; формирование убежденности в
познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; развитие
познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, а также интереса к
расширению и углублению физических знаний; знакомство обучающихся с методом
научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение
обучающимися знаний
о механических
явлениях, физических
величинах,
характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать
природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в
практической жизни; овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как
природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический
вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий
научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения
бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Программа для детей с задержкой психического развития не предусматривает
сокращения тематических разделов. Процесс обучения таких обучающихся имеет
коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у
обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт
школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся; убежденность в возможности познания природы,

в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в
приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного
пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного
подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные
результаты:
овладение
навыками
самостоятельного
приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между
исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах
гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество,
взаимодействие, атом,
 смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление,
работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия,
 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения механической энергии уметь:
 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию,
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
температуры;
 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины,
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;  осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием
различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных
формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных
схем);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
 рационального применения простых механизмов.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Введение физических терминов: тело, вещество, материя; умение проводить
наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние,
промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом
погрешности измерения; понимание роли ученых нашей страны в развитии современной
физики и влиянии на технический и социальный прогресс; понимание и способность
объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел; владение экспериментальными методами
исследования при определении размеров малых тел; понимание причин броуновского
движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых
тел, жидкостей и газов; умение пользоваться системой единиц СИ и переводить единицы
измерения физических величин в кратные и дольные единицы; понимание и способность
объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное
движение, инерция, всемирное тяготение; умение измерять скорость, массу, силу, вес,
силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую
двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы,
силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к
поверхности (нормального давления); понимание смысла 8 основных физических законов:
закон всемирного тяготения, закон Гука; владение способами выполнения расчетов при
нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела,
плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил,
направленных по одной прямой; умение находить связь между физическими величинами:
силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой
и объемом, силой тяжести и весом тела; понимание принципов действия динамометра,
весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при
их использовании; понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное
давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание,
расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной
оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления; умение измерять:
атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого
жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их
использовании; понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел,
превращение одного вида механической энергии в другой; умение измерять:
механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и

кинетическую энергию; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной
плоскости и способов обеспегчения безопасности при их использовании; владение
способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности,
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).
Планируемые результаты освоения внутрипредметного модуля
Обучающийся научиться:
 осознавать ценность теоретических знаний для решения задач, роль физики в
расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относител
ьной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Важными коррекционными задачами курса физики являются:
- развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
-формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,
планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля); развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию; развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у
обучающихся с задержкой психического развития в связи с такими их особенностями, как
быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие
пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет
особенностей обучающихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно
происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов,
раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта
учащихся.
Обучающийся научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия
их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет Программа для детей с
задержкой психического развития не предусматривает сокращения тематических
разделов.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей:
неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении
материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения,
плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких
школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию
имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на
субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение
физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств
(зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов.
Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике.
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учѐтом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного
предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной
основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным
результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам
обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем,
основанную на логике развития предметного содержания и учѐте возрастных
особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю
в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную
картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит
в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими
компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:


научно объяснять явления;

оценивать и понимать особенности научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов.
Цели изучения физики:

приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;

формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;

формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий;

развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования
обеспечивается решением следующих задач:

приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,
электрических, магнитных и квантовых явлениях;

приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;

освоение методов решения простейших расчѐтных задач с использованием
физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;

развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

освоение приѐмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание
информации;

знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования
отводится 238 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Раздел 1. Физика и еѐ роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические,
тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы.
Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный
метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез,
эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание
физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации.
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым
прибором.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение расстояний.
3. Измерение объѐма жидкости и твѐрдого тела.
4. Определение размеров малых тел.
5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика
температуры.
6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полѐта шарика,
пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие
дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.
Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и
отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твѐрдых
(кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных
состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний
воды.
Демонстрации.
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц
вещества.
Лабораторные работы и опыты.
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Средняя скорость при неравномерном движении. Расчѐт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения
скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь
плотности с количеством молекул в единице объѐма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука.
Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила
тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по
одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя.
Трение в природе и технике.
Демонстрации.
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели
электрического автомобиля и так далее).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной
плоскости.
3. Определение плотности твѐрдого тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от
приложенной силы.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и
характера соприкасающихся поверхностей.
Раздел 4. Давление твѐрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость
давления газа от объѐма, температуры. Передача давления твѐрдыми телами, жидкостями
и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от
глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические
механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной
оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость
атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения
атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружѐнное в них тело. Выталкивающая (архимедова)
сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации.
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.

6. Зависимость выталкивающей силы от объѐма погружѐнной части тела и
плотности жидкости.
7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от
соотношения плотностей тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объѐма погружѐнной в жидкость
части тела.
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружѐнное в
жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в
жидкости, от массы тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на
тело в жидкости, от объѐма погружѐнной в жидкость части тела и от плотности
жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение еѐ
грузоподъѐмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия
рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение
одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации.
1. Примеры простых механизмов.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по
горизонтальной поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
 1) патриотического воспитания:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;

ценностное отношение к достижениям российских учѐных-физиков;
 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности учѐного;
 3) эстетического воспитания:

восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;
 4) ценности научного познания:

осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с
электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека;
 6) трудового воспитания:

активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
требующих в том числе и физических знаний;

интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
 7) экологического воспитания:

ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;





планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учѐтом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учѐтом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
 публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по еѐ
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту;
 вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную
тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
 признавать своѐ право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула,
агрегатные состояния вещества (твѐрдое, жидкое, газообразное), механическое
движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость,
сообщающиеся сосуды;
 различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное
движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие
твѐрдых тел с закреплѐнной осью вращения, передача давления твѐрдыми
телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, превращения
механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: примеры движения с различными
скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб,
рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объѐм, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя
скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление
(твѐрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа,
мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия
механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда,
правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон
сохранения механической энергии, при этом давать словесную формулировку
закона и записывать его математическое выражение;
 объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций
практикоориентированного
характера:
выявлять
причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–
2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
 решать расчѐтные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и
проводить расчѐты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов,
в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу),
различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе
опыта, делать выводы по его результатам;
 проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из
предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
 выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объѐма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать
показания приборов с учѐтом заданной абсолютной погрешности измерений;
 проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося
тела от времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества
обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади
соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины, выталкивающей
силы от объѐма погружѐнной части тела и от плотности жидкости, еѐ
независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело,
условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять
измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества
жидкости и твѐрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха,
выталкивающая сила, действующая на погружѐнное в жидкость тело,
коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку
и вычислять значение искомой величины;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
 указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и
неподвижный блок, наклонная плоскость;
 характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода,
гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр),
используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические
законы и закономерности;
 приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с
заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путѐм сравнения

различных источников выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
 использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приѐмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
 создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать
краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,
сопровождать выступление презентацией;
 при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана
действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы,
выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Физика и еѐ роль в познании окружающего мира
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

1.1

Физика - наука о природе

2

1.2

Физические величины

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

1.3

Естественнонаучный метод познания

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Итого по разделу

6

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
2.1

Строение вещества

1

2.2

Движение и взаимодействие частиц
вещества

2

2.3

Агрегатные состояния вещества

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

5

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
3.1

Механическое движение

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

3.2

Инерция, масса, плотность

4

3.3

Сила. Виды сил

14

Итого по разделу

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

21

Раздел 4. Давление твѐрдых тел, жидкостей и газов
4.1

Давление. Передача давления твѐрдыми
телами, жидкостями и газами

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

4.2

Давление жидкости

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

4.3

Атмосферное давление

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

4.4

Действие жидкости и газа на погружѐнное
в них тело

7

Итого по разделу

1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

21

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
5.1

Работа и мощность

3

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

5.2

Простые механизмы

5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

5.3

Механическая энергия

4

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

3

12

Итого по разделу

12

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Физика — наука о природе. Явления
природы

1

2

Физические явления

1

3

Физические величины и их измерение

1

4

Урок-исследование "Измерение
температуры при помощи жидкостного
термометра и датчика температуры"

1

5

Методы научного познания. Описание
физических явлений с помощью моделей

1

6

Урок-исследование "Проверка гипотезы:
дальность полѐта шарика, пущенного
горизонтально, тем больше, чем больше
высота пуска"

1

7

Строение вещества. Опыты,
доказывающие дискретное строение
вещества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09fe0a

8

Движение частиц вещества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a013e

9

Урок-исследование «Опыты по
наблюдению теплового расширения
газов»

1

10

Агрегатные состояния вещества

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

1

11

Механическое движение. Равномерное и
неравномерное движение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a05c6

12

Скорость. Единицы скорости

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a079c

13

Расчет пути и времени движения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0ae4

14

Инерция. Масса — мера инертности тел

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0c10

15

Плотность вещества. Расчет массы и
объема тела по его плотности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0fee

16

Лабораторная работа «Определение
плотности твѐрдого тела»

1

17

Особенности агрегатных состояний воды.
Обобщение по разделу «Первоначальные
сведения о строении вещества»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0378

18

Решение задач по теме "Плотность
вещества"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a123c

19

Сила как характеристика взаимодействия
тел. Сила упругости. Закон Гука

1

20

Лабораторная работа «Изучение
зависимости растяжения (деформации)
пружины от приложенной силы»

1

21

Явление тяготения. Сила тяжести

1

22

Связь между силой тяжести и массой
тела. Вес тела. Решение задач по теме
"Сила тяжести"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

23

Сила тяжести на других планетах.
Физические характеристики планет

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1502

1

1

24

Измерение сил. Динамометр

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a18cc

25

Вес тела. Невесомость

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

26

Сложение двух сил, направленных по
одной прямой. Равнодействующая сил

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1a70

27

Решение задач по теме
"Равнодействующая сил"

1

28

Сила трения и еѐ виды. Трение в природе
и технике

1

29

Лабораторная работа «Изучение
зависимости силы трения скольжения от
силы давления и характера
соприкасающихся поверхностей»

1

30

Решение задач на определение
равнодействующей силы

1

31

Решение задач по темам: «Вес тела»,
«Графическое изображение сил»,
«Силы», «Равнодействующая сил»

1

32

Контрольная работа по темам:
«Механическое движение», «Масса,
плотность», «Вес тела», «Графическое
изображение сил», «Силы»

1

33

Давление. Способы уменьшения и
увеличения давления

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a20a6

34

Давление газа. Зависимость давления газа
от объѐма, температуры

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2376

35

Передача давления твѐрдыми телами,

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1b9c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1cc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1de0

1

жидкостями и газами. Закон Паскаля

https://m.edsoo.ru/ff0a25b0

36

Давление в жидкости и газе, вызванное
действием силы тяжести

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2718

37

Решение задач по теме «Давление в
жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2826

38

Сообщающиеся сосуды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2970

39

Гидравлический пресс

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3136

40

Манометры. Поршневой жидкостный
насос

1

41

Атмосфера Земли и причины еѐ
существования

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2b5a

42

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2b5a

43

Измерение атмосферного давления. Опыт
Торричелли

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2da8

44

Зависимость атмосферного давления от
высоты над уровнем моря

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2fc4

45

Барометр-анероид. Атмосферное
давление на различных высотах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2fc4

46

Решение задач по теме " Атмосферное
давление"

1

47

Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело. Архимедова
сила

1

48

Лабораторная работа «Определение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3276
1

Библиотека ЦОК

выталкивающей силы, действующей на
тело, погруженное в жидкость»

https://m.edsoo.ru/ff0a33fc

49

Лабораторная работа по теме
«Исследование зависимости веса тела в
воде от объѐма погруженной в жидкость
части тела»

1

50

Плавание тел

1

51

Лабораторная работа "Конструирование
ареометра или конструирование лодки и
определение еѐ грузоподъѐмности"

1

52

Решение задач по темам: «Плавание
судов. Воздухоплавание», «Давление
твердых тел, жидкостей и газов»

1

53

Контрольная работа по теме «Давление
твердых тел, жидкостей и газов»

1

54

Механическая работа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3f82

55

Мощность. Единицы мощности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3f82

56

Урок-исследование "Расчѐт мощности,
развиваемой при подъѐме по лестнице"

1

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие
сил на рычаге

1

58

Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторная работа «Исследование
условий равновесия рычага»

1

59

Решение задач по теме «Условия

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3514
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3a96

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a3654
1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a478e
Библиотека ЦОК

равновесия рычага»

https://m.edsoo.ru/ff0a48a6

60

Коэффициент полезного действия
механизма. Лабораторная работа
«Измерение КПД наклонной плоскости»

1

61

Решение задач по теме "Работа,
мощность, КПД"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4c48

62

Механическая энергия. Кинетическая и
потенциальная энергия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4252

63

Закон сохранения механической энергии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4360

64

Урок-эксперимент по теме
"Экспериментальное определение
изменения кинетической и
потенциальной энергии при скатывании
тела по наклонной плоскости"

1

65

Контрольная работа по теме «Работа и
мощность. Энергия»

1

66

Резервный урок. Работа с текстами по
теме "Механическое движение"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4ee6

67

Резервный урок. Работа с текстами по
теме "Давление твѐрдых тел, жидкостей и
газов"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a4ffe

68

Резервный урок. Работа с текстами по
теме "Работа. Мощность. Энергия"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

0.5

1

1

3

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Физика: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов
А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
2 . Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7
класс». ФГОС (к новому учебнику)/ Р. Д. Минькова, В. В. Иванова.
3. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7
класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС (к новым учебникам); сост. Г. А.
Лонцова.
4. Тесты по физике, 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс». ФГОС
(к новому учебнику)/ А.В. Чеботарева.
5. Контрольные и самостоятельные работы по физике, 7 класс: к учебнику А. В.
Перышкина «Физика. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ О.И. Громцева.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.https://www.yaklass.ru
2.https://edu.skysmart.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».