окружающий мир 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Александровского Муниципального округа
МБОУ "Гимназия"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УР
Макушиной О.А.

Директором МБОУ
"Гимназия"

от «31» августа 2023 г.

Зиминой М.А.
приказ №69 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ID 752638)
учебный предмет «Окружающий мир»
для обучающихся 3 класса

г.Александровск 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определѐнному этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;



освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир», составляет
270 часов (два часа в неделю в каждом классе) 3 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, еѐ состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолѐта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)
делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;



читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображѐнными
объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинѐнного;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учѐтом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме

(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учѐтом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа еѐ проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:



планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;






















распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
урсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
программы
Всего

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша
родина
Федерация

1.2

Семья - коллектив
Родных людей.

1.3

Страны и народы мира.

-

Российская
близких.

Итого по разделу

14

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы
изучения
природы.
Разнообразие
веществ
в
окружающем мире.

11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.3

Разнообразие растений

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Разнообразие животных

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Природные сообщества

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Человек - часть природы

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
3 КЛАСС
№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

1

Безопасная информационная среда

1

2

Методы изучения природы: наблюдения,
сравнения,
измерения,
опыты
и
эксперименты. Материки и океаны, части
света: картины природы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

3

Бактерии – мельчайшие одноклеточные
живые существа

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

4

Естественные природные
лес, луг, водоѐм

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

5

Искусственные природные сообщества,
созданные человеком - пруд, поле, парк,
огород

1

6

Природные сообщества родного края –
два-три примера на основе наблюдения

1

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего народа

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

8

Что такое общество?

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

9

Наша Родина - Российская Федерация
Государственная
символика
РФ.
Уважение к государственным символам
России

1

сообщества:

10

Родной край – малая родина. Российская
Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на основе
результатов наблюдений и работы с
информацией

1

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

13

Твѐрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ,
жидкостей и газов

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

14

Разнообразие
веществ
в
природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание, называние,
краткая характеристика

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

15

Воздух как смесь газов. Значение воздуха
для жизни флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

16

Вода как вещество. Определение свойств
воды в ходе практической работы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

17

Распространение
водоѐмы, реки.
природе

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

18

Значение воды для жизни живых
организмов
и
хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

воды в природе:
Круговорот воды в

19

Почва, еѐ состав. Значение для живой
природы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

22

Растение как живой организм

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

23

Как растения размножаются?

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

24

Развитие растения от семени до семени
(по результатам практических работ)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

25

Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений). Бережное
отношение человека к растениям

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

26

Жизнь животных в разные времена года.
Разнообразие животных

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

27

Особенности питания животных. Цепи
питания

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

29

Роль животных в природе и жизни людей

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

31

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

32

Резервный урок. Проверочная работа по
теме
"Многообразие
растений
и
животных"

1

33

Разнообразие
грибов:
называние, описание

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

34

Общее представление о
строении
организма человека. Температура тела,
частота пульса как показатели здоровья
человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

35

Резервный урок. Органы чувств их роль в
жизни человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

36

Опорно-двигательная система и еѐ роль в
жизни человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

37

Пищеварительная система и еѐ роль в
жизни человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

38

Дыхательная система и еѐ роль в жизни
человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

39

Кровеносная и нервная система и их роль
в жизни человека

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

40

Профилактика
заболеваний.
Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

41

Роль двигательной активности: утренней
гимнастики, динамических пауз

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

42

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Человек - часть природы. Строение

1

узнавание,

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

тела человека"
43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

44

Безопасное
поведение
пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

45

Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

46

Соблюдение правил перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей
части. Знаки безопасности во дворе
жилого дома

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

47

Нужны ли обществу правила поведения?
Правила поведения в социуме

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов
России

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e

49

Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

50

Полезные ископаемые
земных недр

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика,
использование
в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми
хозяйственной деятельности

1

53

Труд

жителей

региона.

–

богатство

в

Профессии,

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

связанные с трудом на производстве, в
сельском хозяйстве
54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный бюджет

1

55

Семья – первый и главный коллектив в
жизни человека Повседневные заботы
семьи

1

56

Совместный труд. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

57

Города Золотого кольца России: Сергиев
Посад, Переславль-Залесский

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

58

Города Золотого кольца России: Ростов,
Углич, Ярославль

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

59

Памятники природы и культуры стран
Европы (по выбору)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

60

Памятники
природы
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры Китая
(по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры стран
Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры России:
Красная площадь, Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры России:
исторический центр Санкт-Петербурга

1

65

Уникальные памятники культуры России:
Кижи, памятники Великого Новгорода

1

66

Достопримечательности родного края:

1

и

культуры

Библиотека

ЦОК

памятники природы и культуры региона

https://m.edsoo.ru/f841380e

67

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Наша Родина - Российская
Федерация"

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник. 3 класс (в двух частях) Окружающий мир, А.А.Плешаков.
Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях) А.А.Плешаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации «Окружающий мир», А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова.
Поурочные разработки А.А.Плешаков. Тесты А.А.Плешаков

ЦИФРОВЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

СЕТИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».