МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Администрация Александровского муниципального округа МБОУ "Гимназия" СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ___________________ УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» Макушина О.А. от «31» августа 2023 г. ________________________ Зимина М.А. Приказ № 69 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 649046) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов Александровск 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) Приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) Овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) Овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) Использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) Развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твѐрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твѐрдости - мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твѐрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учѐта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; Духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твѐрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объѐмом не более 45 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/п 1 Общие сведения о языке 2 Фонетика и графика 3 Лексика 4 Состав слова 5 Морфология 6 Синтаксис 7 Орфография и пунктуация 8 Развитие речи Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Контрольные Всего работы 1 6 10 14 19 8 50 8 30 32 4 170 12 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 2 3 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык Диалогическая форма речи Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов 4 Текст 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли Тема текста Основная мысль Заглавие текста Подбор заголовков к предложенным текстам Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев Предложение как единица языка Предложение и слово Связь слов в предложении Виды предложений по цели высказывания Количество часов Контрольные Всего работы 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/lesson/4 202 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4 202 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Восклицательные и невосклицательные предложения Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении Предложение: систематизация знаний Слово и его значение Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря Однозначные и многозначные слова Значение слова в словаре и тексте Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова Синонимы Синонимы в тексте Антонимы Наблюдение за использованием антонимов Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем Обобщение знаний по разделу «Лексика» Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа Однокоренные (родственные) слова. Корень слова Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова Корень как часть слова Корень как общая часть родственных слов Корень слова: обобщение знаний Окончание как изменяемая часть слова Изменение формы слова с помощью окончания Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) Суффикс как часть слова Приставка как часть слова (наблюдение) Роль суффиксов и приставок Состав слова: систематизация знаний Состав слова: обобщение Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) Суффикс как часть слова: наблюдение за значением Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями Перенос слов по слогам Перенос слов по слогам: закрепление Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с опорой на вопросы Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Единообразное написание гласных в корне Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 Непроверяемые гласные в корне слова Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова Списывание текста. Словарный диктант Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов Парные и непарные по твѐрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твѐрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Знакомство с жанром поздравления Функции мягкого знака Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) Повторение алгоритма списывания текста Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) Работа над ошибками, допущенными в диктанте Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова Сочетания чк, чн, чт, щн, нч Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 ударением) Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова Способы проверки согласных в корне слова Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова Учимся писать буквы согласных в корне слова Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с опорой на вопросы Списывание текста. Словарный диктант Использование на письме разделительных ъ и ь Правописание слов с разделительным мягким знаком Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 образовательных ресурсов Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов Списывание текста. Словарный диктант Имя существительное как часть речи Имя существительное: употребление в речи Имя существительное: значение Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») Употребление прописной и строчной буквы Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных Прописная буква в именах собственных: географические названия Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам Имя существительное: изменение по числам Число имѐн существительных Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) Глагол как часть речи Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. Единственное и множественное число глаголов Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы Текст-повествование Особенности текстов-повествований 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст128 повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат" 129 Обобщение знаний о глаголе Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы 130 "Глагол" 131 Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 132 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 133 Имя прилагательное как часть речи 134 Имя прилагательное: значение 135 Обобщение знаний об имени прилагательном Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн прилагательных в 136 тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных 137 Связь имени прилагательного с именем существительным 138 Текст-описание Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста 139 (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" 140 Особенности текстов-описаний Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст141 описание. Составление текста-описания натюрморта 142 Диктант на изученные орфограммы в корне слова 143 Работа над ошибками, допущенными в диктанте Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем 144 любимом домашнем питомце по вопросам Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по 145 рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью 146 Текст-рассуждение 147 Особенности текстов-рассуждений 148 Предлог. Отличие предлогов от приставок 149 Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 др. Раздельное написание предлогов с именами существительными Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление Части речи: обобщение. Тренинг Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг Различение текстов-описаний и текстов-повествований Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги" Части речи: систематизация знаний Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн существительных в тексте Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов Резервный урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имѐн существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ (с использованием электронных образовательных ресурсов) Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической 166 ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов) Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с 167 шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов 168 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 169 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 170 Контрольный диктант ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 1 1 1 170 1 1 1 12 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов. Магнитная классная доска. Персональный компьютер. Проектор. Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА (https://resh.edu.ru/); Учи.ру (https://uchi.ru/lp/homeworks)