Русский язык 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Администрация Александровского муниципального округа
МБОУ "Гимназия"

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Гимназия»

Макушина О.А.
от «31» августа 2023 г.

________________________
Зимина М.А.
Приказ № 69
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 649046)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов

Александровск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и
литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в
развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных
учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по
другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская,
общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными
результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) Приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных
ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
2) Овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение,
чтение, письмо;
3) Овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) Использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
5) Развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы
по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского
литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи
развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм
русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твѐрдых и мягких согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я (повторение
изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твѐрдости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный;
согласный твѐрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова;
разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю, я (в начале слова и
после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для
решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов
и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление
в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие),
употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без,
над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова.
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без
учѐта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов.
Правила правописания и их применение:
 разделительный мягкий знак;
 сочетания чт, щн, нч;
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
 прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
географические названия;
 раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения
собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм
речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной
и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль.
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста
(абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации,
содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках
русского языка;
Духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
Эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
Трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка;
Экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
Ценности научного познания:

 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный
(на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный (непарный) по твѐрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со
стечением согласных);

 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учѐтом
функций букв е, ѐ, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов
(без называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических
названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
 правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объѐмом не более 50 слов;
 писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объѐмом
не более 45 слов с учѐтом изученных правил правописания;
 находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
 пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
 строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на
определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
 формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно
(1-2 предложения);
 составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
 определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
 составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
 писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на
вопросы;
 объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в
процессе
решения
учебных
задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1 Общие сведения о языке
2 Фонетика и графика
3 Лексика
4 Состав слова
5 Морфология
6 Синтаксис
7 Орфография и пунктуация
8 Развитие речи
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
6
10
14
19
8
50
8
30
32
4
170
12

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п

2
3

Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша речь и наш язык
Диалогическая форма речи
Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов

4

Текст

1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли
Тема текста
Основная мысль
Заглавие текста
Подбор заголовков к предложенным текстам
Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам.
Отражение в заголовке темы или основной мысли текста
Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.
Тренинг
Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений
Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев
Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком
абзацев
Предложение как единица языка
Предложение и слово
Связь слов в предложении
Виды предложений по цели высказывания

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
202

1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
202

1
1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Восклицательные и невосклицательные предложения
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов
предложения (логическое ударение)
Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и
второстепенными членами предложения
Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в
предложении
Предложение: систематизация знаний
Слово и его значение
Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно,
по тексту или с помощью толкового словаря
Однозначные и многозначные слова
Значение слова в словаре и тексте
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова
Синонимы
Синонимы в тексте
Антонимы
Наблюдение за использованием антонимов
Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем
Обобщение знаний по разделу «Лексика»
Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа
Однокоренные (родственные) слова. Корень слова
Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова
Корень как часть слова
Корень как общая часть родственных слов
Корень слова: обобщение знаний
Окончание как изменяемая часть слова
Изменение формы слова с помощью окончания
Различение изменяемых и неизменяемых слов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание
(наблюдение)
Суффикс как часть слова
Приставка как часть слова (наблюдение)
Роль суффиксов и приставок
Состав слова: систематизация знаний
Состав слова: обобщение
Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение
однокоренных слов. Выделение корня
Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова
(наблюдение)
Суффикс как часть слова: наблюдение за значением
Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со
словарями
Перенос слов по слогам
Перенос слов по слогам: закрепление
Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных
звуков
Составление устного рассказа по репродукции картины З.
Серебряковой "За обедом"
Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45
слов с опорой на вопросы
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Единообразное написание гласных в корне
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова
Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне:
закрепление
Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в
корне слова

1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

Непроверяемые гласные в корне слова
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными в корне слова
Списывание текста. Словарный диктант
Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях
слов
Парные и непарные по твѐрдости - мягкости согласные звуки.
Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твѐрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их обозначения
Знакомство с жанром поздравления
Функции мягкого знака
Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки
Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в
паре (группе)
Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при
работе в паре (группе)
Повторение алгоритма списывания текста
Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова)
Работа над ошибками, допущенными в диктанте
Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в
конце предложения" с использованием электронных образовательных
ресурсов
Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос
слов" с использованием электронных образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу орфография: использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения)
написания слова
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре
(группе)
Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под

1
1
1

1

1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

99
100
101
102
103
104
105

ударением)
Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу
Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания
чк, чн, чт)
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по
рисунку на тему "День рождения"
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки
Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в
корне слова
Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова
Способы проверки согласных в корне слова
Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости
согласным в корне слова
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне
слова
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по
глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с
использованием электронных образовательных ресурсов
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45
слов с опорой на вопросы
Списывание текста. Словарный диктант
Использование на письме разделительных ъ и ь
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком
Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с
разделительным мягким знаком" с использованием электронных

1
1

https://resh.edu.ru/
1

1
1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127

образовательных ресурсов
Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях
слов
Списывание текста. Словарный диктант
Имя существительное как часть речи
Имя существительное: употребление в речи
Имя существительное: значение
Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»)
Употребление прописной и строчной буквы
Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"
Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных
Прописная буква в именах собственных: географические названия
Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по
вопросам
Имя существительное: изменение по числам
Число имѐн существительных
Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен
существительных
Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня,
прописная буква и др.)
Глагол как часть речи
Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи?
Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.
Единственное и множественное число глаголов
Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему
пословицы
Текст-повествование
Особенности текстов-повествований

1
1
1
1
1
1
1

1
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст128 повествование. Составление текста-повествования на тему "Как
приготовить салат"
129 Обобщение знаний о глаголе
Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы
130
"Глагол"
131 Диктант на изученные правила (орфограммы корня)
132 Работа над ошибками, допущенными в диктанте
133 Имя прилагательное как часть речи
134 Имя прилагательное: значение
135 Обобщение знаний об имени прилагательном
Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн прилагательных в
136
тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных
137 Связь имени прилагательного с именем существительным
138 Текст-описание
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста
139
(рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю"
140 Особенности текстов-описаний
Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст141
описание. Составление текста-описания натюрморта
142 Диктант на изученные орфограммы в корне слова
143 Работа над ошибками, допущенными в диктанте
Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем
144
любимом домашнем питомце по вопросам
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по
145 рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению
диалогической речью
146 Текст-рассуждение
147 Особенности текстов-рассуждений
148 Предлог. Отличие предлогов от приставок
149 Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и

1
1
1
1
1
1
1
1

1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163

164

165

др.
Раздельное написание предлогов с именами существительными
Раздельное написание предлогов с именами существительными:
закрепление
Части речи: обобщение. Тренинг
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы
Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг
Различение текстов-описаний и текстов-повествований
Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы
"Предлоги"
Части речи: систематизация знаний
Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн существительных
в тексте
Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов:
систематизация
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов:
обобщение
Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа
Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных"
с использованием электронных образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость
как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имѐн
существительных; правописание парных по глухости-звонкости
согласны звуков в корне слова (с использованием электронных
образовательных ресурсов)
Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость
как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен
прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком

1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

1

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

(с использованием электронных образовательных ресурсов)
Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость
как осознание места возможного возникновения орфографической
166 ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием
электронных образовательных ресурсов)
Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с
167
шипящими звуками" с использованием электронных образовательных
ресурсов
168 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа
169 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа
170 Контрольный диктант
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1
1
1
170

1
1
1
12

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО,
2014 г.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический,
фразеологизмов.
Магнитная классная доска.
Персональный компьютер.
Проектор.
Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА (https://resh.edu.ru/);
Учи.ру (https://uchi.ru/lp/homeworks)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».