адаптированная программа 9 кл. русский вид

Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку»
для обучающихся VIII вида
(с интеллектуальными нарушениями)
на 2023 – 2024 уч.год
(9 класс – 136 часа)
Составитель:
Политова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория

2023г

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса (8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 237 ФЗ-«Об Образовании в Российской Федерации, ст. 35 п.3»;
 Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред.
В.В.Воронковой;
 программы по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э. В.
Якубовская;
 Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
Цели обучения
Курс русского языка в коррекционном классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: развитие устной и письменной
речи;
 формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
 формирование умения и навыка грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
 овладение речевой деятельностью;
 воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
 воспитание интереса к родному языку,
 прививание навыка свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством
общения;
 творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности
родного языка;
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития речи
в 9 классе отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов
В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 уч. год количество часов в неделю- 4, количество часов за год_____.
Содержание учебного предмета «Русский язык. 9 класс»
Разделы

Содержание

Общее кол- К/Д

Р/Р

Простые и сложные предложения.
Использование обращения в диалоге.

Состав слова. Текст.

Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Образование
слов
с
помощью
суффиксов.
Образование слов с помощью приставок. Сложные
слова.
Образование
сложных
слов.
Сложносокращѐнные слова.

17

1

2

Значение существительного в речи. Составление
сочетаний существительного с существительным.
Связь слов в словосочетании. Несклоняемые
существительные. Определение их рода. Сочетание
прилагательных с несклоняемыми существительными.
Имя существительное. Закрепление.
Значение прилагательного в речи. Употребление
прилагательных в прямом и переносном значении.
Согласование имени прилагательного с именем
существительными.
Правописание
падежных
окончаний
имѐн
прилагательных.
Склонение прилагательных на –ий, -ье, -ья. Склонение
прилагательных на -ьи.
Значение местоимений в речи. Употребление
местоимений в тексте. Лицо и число местоимений.
Изменение местоимений по падежам. Правописание
личных местоимений с предлогами. Правописание
местоимений 3-го лица.

16

1

2

14

1

1

12

1

1

Части речи
Существительное

Прилагательное

Местоимение

Обращение.

во часов
9

Повторение.
Предложение. Текст.

Глагол

Наречие

Числительное

Предложение. Текст.

Повторение.

Глаголы, близкие и противоположные по значению.
Употребление глаголов в прямом и переносном
значении. Употребление глаголов со значением
отрицания.
Неопределѐнная
форма
глагола.
Правописание глаголов в неопределѐнной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание
глаголов
2-го
лица
единственного
числа.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов
в повелительной форме.
Наречие как часть речи. Наречия противоположные и
близкие по значению. Наречия, характеризующие
глаголы речи. Употребление сочетаний наречий с
глаголами в прямом и переносном значении.
Правописание наречий с А и О на конце.
Понятие об имени числительном как части речи.
Простые и составные числительные. Словосочетания с
числительными. Правописание числительных от 5 до
20, 30. Правописание числительных от 50 до 80.
Различие числительных с ь в конце и в середине.
Правописание числительных 90, 200, 300,400.
Правописание числительных от 500 до 900.
Правописание числительных.
Различие простых и сложных предложений. Сложное
предложение с союзом что. Сложное предложение с
союзом чтобы.
Сложное
предложение
с
союзом потому что. Сложное предложение с
союзом когда.
Сложные предложения. Закрепление.

19

1

2

12

1

2

14

1

1

Состав слова. Части речи, имеющие общий корень.
Словосочетания, состоящие из разных частей речи.
Простые и сложные предложения.

10

13

1

1

Итого:

136

8

12

4. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса (8 вид)
Основными умениями обучающихся с нарушениями в развитии по предмету «Письмо и развитие речи» должны быть:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей
(описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ
и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных
текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, просмотра
фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучающиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного
процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, обучающихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.

Обучающиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем;
-использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
-Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
-Название частей речи, их значение; наиболее распространенные правила правописания.
5. Календарно-тематическое планирование для обучающихся 9 класса (8 вид)
№

1.
2.
3.

Дата
План Примечание

Тема урока

Содержание урока

Повторение. Предложение. Текст. (9 часов)
Простые предложения.
Предложение как основная
единица синтаксиса. Границы
предложений.
Знаки
препинания
в
конце
предложения.
Структура
предложений и текста в целом.
Стр.4, упр.1.
Однородные
члены
предложений.
Знаки
препинания при однородных
членах. Синтаксическая роль
однородных
членов
предложения. Отражение в
тексте темы и идеи. Стр.5-6,
упр.2.

Деятельность
обучающихся
Формировать знания о
предложении.
Учить
составлять предложения
из
слов,
текст
из
предложений.
Расставлять запятые в
сложном предложении,
составлять предложения
из слов.
Определять
границы
предложений и способы
их передачи в устной и
письменной речи.
Воспроизводить
приобретенные навыки в

Обращение и его функции в
предложении.
Звательная
интонация – опознавательный
признак обращения. Знаки
препинания при обращении.
Стр.6, упр.3.

4,
5.

6.
7.
8.

9.

10.
11.

Сложные предложения.

определенном
виде
деятельности.
Распознавать
предложения по цели
высказывания
и
эмоциональной окраске.
Создавать собственный
текст по образцу.

Простое
и
сложное
предложение:
сходство
и
различия. Структура простых и
сложных
предложений.
Грамматическая
основа
предложения. Стр.7-8, упр. 4-6.
Распространение
Сложные
предложений.
предложения. Предложения
и
Составление
сложных союзные
бессоюзные. Разделительные и
предложений.
выделительные
знаки
препинания между частями
сложного
предложения.
Интонация
сложного
предложения. Стр.9-10, упр.7-8,
стр.11-12, упр.11-12.
Систематизация
знаний Повторение по теме: «Простое
обучающихся. Повторение. и
сложное
предложения».
Стр.12-13, зад.1-6.
Состав слова. Текст (15 часов + 2 Р/Р)
Корень и однокоренные Морфемика. Состав слова. Выделять части слова.
слова.
Морфемы. Морфемный разбор Знать понятие «состав
слов. Отличие формы слова от слова»,
«приставка»,

12.
13.
14. 15.

Образование
слов
помощью суффиксов.
Образование
слов
помощью приставок.

16.
17.

Правописание в корне и
приставке.

18.

Р/Р Составление рассказа
по плану. «Ночевка в
лесу».
Сложные слова.

19.
20.

с
с

однокоренного
слова.
Образование
и
изменение
слова. Стр. 15-16, упр.13-15
Отличие корня слова от других
морфем. Морфемный разбор.
Однокоренные
слова.
Образование
однокоренных
слов при помощи приставок и
суффиксов.
Значение
однокоренных слов. Группы
родственных слов. Разбор слова
по составу. Стр. 17-18, упр.1618; стр.19-20, упр.19-21.
Орфограммы
в
корне
слова. Ударные и безударные
гласные.
Правописание
безударных гласных в корне.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне.
Подбор проверочных слов.
Правописание
гласных
и
согласных
в
приставках;
употребление приставок и их
значение.
Правописание
приставок на согласные, вне
зависимости от произношения
(с-, в-, под-, над-, от-). Стр.2122, упр.22-23.
Текст-повествование. Стр.22,
упр.24

«корень»,
«суффикс»,
«окончание».
Уточнять
лексическое
значение слова с опорой
на
его
морфемный
состав.
Опираться
на
морфемный анализ слова
при выборе правильного
написания
слова.
Использовать
орфографические
словари и справочники
по правописанию для
решения
орфографических
проблем
Правильно
писать
гласные и согласные в
приставках.
Различать приставку и
предлог,
образовывать
при помощи приставок
новые слова.
Образовывать сложные
слова
с
помощью
сложения двух основ и
соединительной гласной;
уметь
правильно
написать
соединительные
гласные о,
е;
Сложные слова. Нахождение поупражняться
в
корней в сложных словах путѐм

21.

Сложносокращенные слова.

22.

Состав слова. Закрепление
знаний.

23.

Р/Р
Деловое
автобиография.

24.

Повторение
по
теме
«Состав слова. Текст».

25.

Контрольный диктант №1
по теме «Состав слова.
Текст».

26.

Работа над ошибками.

письмо:

подбора однокоренных слов.
Соединительные
гласные.
Стр.23-25, упр.25-27.
Расшифровка
слов.
Нахождение корней в сложных
словах
путѐм
подбора
однокоренных слов. Коррекция
мыслительной
деятельности
через логическое построение
предложений.
Стр.26-27,
упр.28-30.
Состав слова. Орфограммы в
корнях
слов.
Морфемный
разбор слов. Грамматическая
форма. Однокоренные слова.
Стр.28-30, упр.31-32.
Автобиография.
Правила
оформления деловых бумаг,
образец, план автобиографии.
Автобиография по данному
плану. Стр.30, упр.33.
Обобщение знаний по теме.
Контрольные
вопросы
и
задания. Стр.31, задания 1-6.
Соблюдение
основных
орфографических
и
пунктуационных
норм
в
письменной речи.
Анализ
ошибок
и
их
корректировка.

Части речи. Текст.

нахождении
сложных
слов;
научить
определять, с помощью
основ каких слов они
образованы;
познакомить
с
лексическим значением
сложных слов; развивать
логическое мышление,
умение
работать
со
словарем.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.

27,
28.
29.

30.

31.

32.
33.

34.

35.

Существительное. (14 часов +2 Р/Р)
Существительное. Значение Имя
существительное.
предметности.
Морфологические,
Существительные, близкие грамматические,
и противоположные по синтаксические признаки имен
существительных.
Названия
значению.
предметов,
действий,
признаков
–
существительные.
Роль
существительного
в
речи.
Стр.33-35, упр.34-36; стр.35-37,
упр.37-39.
Существительные,
Расширение
круга
имен
обозначающие
черты существительных за счет слов,
характера.
обозначающих
состояние
человека
и
природы,
события,
Использование
существительных
для действия, профессии людей,
сравнения одного предмета черту характера. Стр.38-40,
упр.40-42; стр.40-41, упр.43-44.
с другим.
Деление текста на части по
данному плану. Стр.41, упр.45.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного – род, число,
падеж, склонение. Стр.42-44,
упр.46-48.
Правописание
падежных окончаний имен
существительных
в
единственном
и
множественном числе. Стр. 4446, упр.49-51.
с Несклоняемые

Р/Р Деление текста на
части.
Склонение
существительных
в
единственном
и
множественном числе.
Правописание безударных
окончаний
существительных.

Знакомство

Уточнить представления
об
именах
существительных
как
названиях
предметов,
людей,
их
качеств,
явлений природы и др.
Распознавать
имя
существительное среди
других частей речи по
обобщенному
лексическому значению
и вопросу, обосновывать
отнесение слова к имени
существительному.
Объяснять лексическое
значение
слов-имен
существительных.
Обогащать собственный
словарь
именами
существительными
разных
лексикотематических
групп.
Составлять предложения
и
текст
из
деформированных слов.
Определять
тип
склонения.
Склонять
имена существительные.
Различать
род
существительного.
Развивать письменную

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

несклоняемыми
существительными.
Сочетание прилагательных
с
несклоняемыми
существительными.
Употребление глаголов в
прошедшем
времени
с
несклоняемыми
существительными.
Существительное.
Закрепление знаний.

существительные. Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми
существительными.
Употребление
глаголов
в
прошедшем
времени
с
несклоняемыми
существительными. Стр.46-52,
упр.52-59.

Закрепление знаний по теме
«Существительное». Стр.52-53,
упр.61.
Правила оформления записки.
Р/Р Составление текста.
Содержание
записки.
Составление записки по плану
с включением в содержание
несклоняемых
существительных. Стр.53-54,
упр.63.
Повторение
по
теме Имя
существительное.
«Существительное».
Морфологические,
грамматические,
синтаксические признаки имен
существительных.
Контрольные
вопросы
и
задания. Стр.54-55, задания 1-6.
основных
Контрольный диктант №2 Соблюдение
и
по
теме орфографических
пунктуационных
норм
в
«Существительное».
письменной речи.
Анализ работ.
Анализ
ошибок
и
их
корректировка.

монологическую
связную
речь.
Объяснять
лексическое
значение
слов-имен
существительных.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Развивать
логическое
мышление, зрительную и
слуховую память.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.

43.

44.

45.

46.
47.

48.

Прилагательное (13 часов+1 Р/Р)
Прилагательное. Значение Прилагательное.
Словапризнака предмета.
признаки – прилагательное.
Значение признака предмета.
Стр.57-59, упр.64-65.
Употребление
Роль прилагательных в речи.
прилагательных в прямом и Расширение
круга
имен
переносном значении.
прилагательных
за
счет
обозначения
пространственного
расположения
предметов
(близкий, далекий), оценочной
характеристики
(мужественный,
добродушный).
Стр.59-62,
упр.67-69.
Согласование
Согласование прилагательных с
прилагательных
с существительными. Признаки
существительными.
имени
прилагательного. Деление
слова по признаку: часть речи предмет, признак, действие.
Правописание
родовых
окончаний
прилагательных.
Стр.62-64, упр.70-72.
Правописание
падежных Правописание
падежных
окончаний прилагательных. окончаний единственного и
множественного
числа
прилагательных.
Стр.64-66,
упр.73-75
Знакомство
с Прилагательные,
прилагательными,
обозначающие признак по

Анализировать
и
характеризовать
общекатегориальное
значение,
морфологические
признаки
имени
прилагательного.
Определять род, число,
падеж
имен
прилагательных.
Осуществлять
информационную
переработку текста.
Корректировать
орфографическую
зоркость,
память,
мышление,
внимание,
устную и письменную
речь.
Коррекция
долговременной памяти
(воспоминание,
пояснение, вывод).
Следование
речевой
инструкции.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Развивать
логическое
мышление, зрительную и

49.

50.
51.

52.

53.

54.

55.

обозначающими признак по принадлежности. Согласование
принадлежности.
их с существительными в роде,
числе и падеже. Стр.66-68,
упр.76-78.
Склонение прилагательных Прилагательные мужского и
в мужском и среднем роде среднего рода на -ий, -ье.
на -ий, -ье.
Склонение
прилагательных,
падежных
Склонение прилагательных правописание
окончаний.
Стр.68-70,
упр.79в женском роде на -ья.
Склонение прилагательных 81. Склонение прилагательных
во множественном числе на в женском роде на –ья, мн.
числа на –ьи. Правописание
-ьи.
окончаний прилагательных в
Склонение прилагательных.
женском
роде
на
–ья,
Закрепление знаний.
множественного числа на –ьи.
Род,
число,
падеж
прилагательных.
Стр.68-78,
упр.79-90.
Р/Р Деловое
письмо: Образец
объяснительных
записок. Правила оформления
объяснительная записка.
объяснительной
записки. Составление текста по
образцу. Стр. 79, упр.92.
Прилагательное.
Прилагательное как часть речи.
Закрепление знаний.
Правила правописания имени
прилагательного. Контрольные
вопросы и задания. Стр.80-81,
задания 1-6.
основных
Контрольный диктант №3 Соблюдение
орфографических
и
по
теме
пунктуационных
норм
в
«Прилагательное».
письменной речи.

слуховую память.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.

56.

57.

58.

59,
60.

61.

62,
63.

Анализ работ.

Анализ
ошибок
и
их
корректировка.
Местоимение (11 часов+ 1 Р/Р)
Местоимение.
Значение Местоимение как часть речи.
местоимений в речи.
Вопрос о местоимении в
системе
частей
речи.
Синтаксическая
функция
местоимений.
Стр.83-85,
упр.94-96.
Употребление местоимений Роль местоимения как средства
в тексте.
связи предложений в тексте.
Употребление местоимений в
тексте. Стр.85—87, упр.97-99.
Лицо и число местоимений. Личные
местоимения
единственного
и
множественного числа. 1,2,3-е
лицо
местоимений.
Особенности
склонения
личных
местоимений.
Правильное
употребление
личных местоимений. Стр.8789, упр.100-102.
Изменение местоимений по Склонение
личных
падежам.
местоимений единственного и
множественного
числа.
Правильное
употребление
личных
местоимений.
Правописание
личных
местоимений.
Стр.90-91,
упр.103-105.
Правописание местоимений Раздельное
написание
с предлогами.
предлогов с местоимениями.

Распознавать
местоимения, определять
их
морфологические
признаки.
Сопоставлять
и
соотносить местоимения
с другими частями речи.
Правильно изменять по
падежам местоимения.
Употреблять
личные
местоимения в прямом и
косвенных падежах.
Употреблять
местоимения
в
предложениях, диалоге,
пересказе с заменой
прямой речи косвенной.
Употреблять
местоимения для связи
предложений и частей
текста,
использовать
местоимения в речи в
соответствии
с
закреплѐнными в языке
этическими нормами.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.

64.

65.

66.

67.

68.

69.
70.

Правильное
употребление
личных
местоимений
с
предлогами.
Стр.91-93,
упр.106-108.
Правописание местоимений Особенности
склонения
3-го лица.
личных местоимений 3-го лица.
Правильное
употребление
личных местоимений. Стр.9495, упр.109-111.
оформления
Р/Р
Деловое
письмо: Правила
писем.
Образец
писем.
письма.
Составление текста по образцу.
Письмо
бабушке.
Стр.96,
упр.113-114.
Местоимение. Закрепление Личные
местоимения,
знаний.
морфологические
признаки
местоимений, правописание и
роль в речи. Контрольные
вопросы и задания. Стр.95, 9798, задания 1-4.
основных
Контрольный диктант №4 Соблюдение
орфографических
и
по теме «Местоимение».
пунктуационных
норм
в
письменной речи.
Анализ работ.
Анализ
ошибок
и
их
корректировка.
Глагол (17 часов + 2 Р/Р)
Глагол. Значение действия Глагол
как
часть
речи.
предмета.
Значение глагола в речи.
Глаголы,
близкие
и Глаголы движения в тексте.
противоположные
по Признаки глаголов настоящего
и
будущего
времени.
значению.

Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.

Группировать
глаголы
по
заданным
морфологическим
признакам.
Осуществлять

71.

Использование глаголов для
выражения сравнения.

72.

Употребление глаголов в
прямом
и
переносном
значении.

73.

Р/Р Устное сочинение по
картине В.Д. Поленова
«Московский дворик».

74.

Употребление глаголов со
значением отрицания.

75.

Выделение
глаголов
в
неопределенной форме.
Правописание глаголов в
неопределенной форме.

76.

Употребление
глаголов
настоящего
и
будущего
времени в речи Стр.100-102,
упр.115-117. Глаголы, близкие
и
противоположные
по
значению.
Стр.102-104,
упр.118-120.
Употребление глагола в речи.
Использование глаголов для
выражения сравнения. Стр.104106, упр.121-123.
Употребление глагола в речи.
Употребление
глаголов
в
прямом
и
переносном
значении. Стр.106-108, упр.124,
126.
Описание.
Композиция
картины. Деталь в живописи.
Выразительные возможности
глаголов.
Стр.107,
упр.125. Устное сочинение.
Правописание НЕ с глаголами.
Употребление
глаголов
с
частицей
НЕ
и
без
неѐ. Употребление глаголов в
речи в соответствии с нормами.
Стр.109-111, упр.127-129.
Неопределѐнная форма глагола.
Вопросы
неопределѐнной
формы глагола, образование
неопределѐнной
формы.
Выделение
глаголов
в
неопределенной
форме.

информационную
переработку текста.
Использовать
орфографические
словари и справочники
по правописанию для
решения
орфографических
проблем.
Обладать
орфографической
зоркостью.
Использовать в речи
форму
настоящего,
будущего времени в
значении
прошедшего
времени.
Наблюдать
за
особенностями
использования глаголов
в данном виде работы.
Распознавать инфинитив
и личные формы глагола.
Распознавать глаголы в
художественной
речи,
приводить
соответствующие
примеры.
Конструировать
распространенные
предложения
с
глаголами.
Создавать собственный

77.
78.

Различение глаголов по
лицам и числам.
Изменение формы лица и
числа глаголов.

79.

Правописание глаголов 2-го
лица единственного числа.

80.

Знакомство
с
повелительной
формой
глаголов.
Правописание глаголов в
повелительной форме.
Использование
в
речи
глаголов в повелительной
форме.

81.
82.

83.

Правописание
глаголов.
Закрепление знаний.

84.

Глагол.

Закрепление

Стр.111-113,
упр.130-132.
Правописание
глаголов
в
неопределенной
форме.
Стр.114-115, упр.133-135.
Изменение глагола по лицам и
числам. Употребление формы
1,2,3-го
лица
ед.
ч.
в
художественной речи, форм
настоящего
и
будущего
времени вместо прошедшего в
художественном
повествовании. Стр.116-120,
упр.136-141.
Правописание глаголов 2-го
лица
единственного
числа. Ь после шипящих в
глаголах
во
2-м
лице
единственного числа. Стр.120122, упр.142-144.
Повелительная
форма
глагола.
Правописание
глаголов повелительной формы
единственного
и
множественного
числа.
Стр.123-127,
упр.145-153.
Использование в речи глаголов
в
повелительной
форме.
Стр.129-130, упр.154-156.
Правописание
глаголов.
Закрепление знаний. Мягкий
знак в глаголах. Стр.131-132,
упр.157-159.
Обобщение изученного по теме

текст
с
учетом
требований
к
построению
связного
текста.
Проверять
безударные
окончания.
Применить на практике
изученное.
Оформлять предложения
в письменной речи.
Передавать содержание
текста с опорой на
вопросы.
Распознавать глаголы в
художественной
речи,
приводить
соответствующие
примеры.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.

знаний.

85.

86.
87.

88.

89.

90.

91.

«Глагол». Стр.133-134, упр.160161. Контрольные вопросы и
задания. Стр.135-136, задания
1-8.
основных
Контрольный диктант №5 Соблюдение
орфографических
и
по теме «Глагол».
пунктуационных
норм
в
письменной речи.
Анализ работ.
Анализ
ошибок
и
их
корректировка.
Р/Р Деловое
письмо: Деловое
письмо:
анкета.
Правила оформления анкеты.
анкета.
Содержание
анкеты.
Составление текста по образцу.
Стр.134-135, упр.162.
Наречие (10 часов + 2 Р/Р)
Наречие как часть речи.
Наречие как часть речи. Общее
грамматическое
значение
наречия.
Наречие
–
неизменяемая
часть
речи.
Стр.138-139, упр.163-165.
Наречия, противоположные Наречия, противоположные и
и близкие по значению.
близкие
по
значению.
Употребление наречий для
более
точного
выражения
мыслей как одно из средств
связи предложений в тексте.
Стр.140-142, упр.166-168.
Употребление наречий с Значение наречий в речи.
глаголами, обозначающими Употребление
наречий
с
речевую деятельность.
глаголами,
обозначающими
речевую
деятельность.
Употребление
сочетаний
Употребление
сочетаний

Распознавать
наречия
разных
разрядов;
приводить
соответствующие
примеры.
Самостоятельно работать
с
учебником
и
дополнительной
справочной литературой,
выполняя опережающие
задания.
Находить наречия в
тексте.
Уметь
формулировать
свою мысль, создавать
рассказ с привлечением
сведений
из

92.

93.
94.

95.

96.

97.

98.

99.

наречий с глаголами в наречий с глаголами в прямом
прямом
и
переносном и
переносном
значениях.
значениях.
Стр.142-144,
упр.169-171;
стр.144-146, упр.170-174.
Наблюдение
за Образование наречий. Условия
правописанием наречий с выбора гласных О и А на конце
гласными А и О на конце.
наречий с приставками из-, до-,
Правописание наречий с с-. Стр.146-150, упр.175-180.
гласными А и О на конце.
Различение
наречий
и Различение
наречий
и
прилагательных.
прилагательных. Образование
наречий от прилагательных.
Создание
Р/Р
Подготовка
к Описание.
сочинению по картине творческого текста по плану,
В.Г.
Перова
«Приезд используя элементы описания.
основных
гувернантки в купеческий Соблюдение
орфографических
норм
в
дом».
письменной
Р/Р Сочинение по картине
В.Г.
Перова
«Приезд речи. Сочинение. Стр.154,
гувернантки в купеческий упр.186.
дом».
Наречий.
Закрепление Обобщение изученного по теме
знаний.
«Наречие».
Стр.152-154,
упр.184-185.
Контрольные
вопросы и задания. Стр.155,
задания 1-6.
основных
Контрольный диктант №6 Соблюдение
орфографические
и
по теме «Наречие».
пунктуационных
норм
в
письменной речи.
Анализ работ.
Анализ
работ
и
их
корректировка.

практической
деятельности
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему

100.

101.
102.

103.

104.105.

106.107.

108.109.

Числительное (13часов+1 Р/Р)
Имя числительное как часть Числительное как часть речи.
речи.
Общее
значение,
морфологические
признаки.
Отличие числительного от
других частей речи с числовым
значением.
Стр.156-159,
упр.187-158.
Простые
и
составные Простые
и
составные
числительные.
числительные, согласование их
Словосочетания
с с существительными. Стр.159161,
упр.190-192.
числительными.
Словосочетания
с
числительными. Стр.161-163,
упр.193-195.
Правописание
Особенности
склонения
числительных от 5 до 20 и числительных, обозначающих
30.
целые числа. Предупреждение
и
исправление
Правописание
числительных от 50 до 80; орфографических и речевых
ошибок. Стр.163-165, упр.196от 500 до 900.
198; стр.165-168, упр.199-201.
Различение числительных с Условие употребления мягкого
мягким знаком (ь) на конце знака на конце и в середине
и в середине слова.
числительных.
Предупреждение и исправление
орфографических и речевых
ошибок. Стр.168-169, упр.168204.
Правописание
Особенности
правописания
числительных 90, 200, 300, числительных 90, 200, 300,
400.
400. Стр.170-172, упр.205-207.

Анализировать
и
характеризовать
общекатегориальное
значение,
морфологические
признаки
имени
числительного.
Отличать
имена
числительные от слов
других частей речи со
значением количества.
Распознавать простые и
составные числительные.
правильно использовать
имена числительные для
обозначения
дат,
перечней и т.п. в деловой
речи.
Писать текст под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.

110.

111.

112.

113.

114.

115.
116.

117.

письмо: Деловое
письмо: доверенность. Правила
оформления
доверенности.
Содержание
доверенности.
Составление текста по образцу.
Стр.173, упр.210.
Числительное. Закрепление Обобщение и повторение по
знаний.
теме «Числительное». Стр.172173, упр.208-209. Контрольные
вопросы и задания. Стр.174175, задания 1-6.
основных
Контрольный диктант №7 Соблюдение
орфографические нормы в
по теме «Числительное».
письменной речи.
Анализ работ.
Анализ
работ
и
их
корректировка.
Предложение. Текст. (12 часов + 1 Р/Р)
Различение
простых
и Простое
и
сложное
сложных предложений.
предложение. Подлежащее и
сказуемое в простом и сложном
предложении.
Стр.177-179,
упр.211-213.
Союз И в
простых
и Простое
предложение
с
сложных предложениях.
однородными
членами.
Главные и второстепенные
члены предложений в качестве
однородных. Знаки препинания
при однородных членах и
между
частями
сложного
предложения.
Стр.179-180,
упр.214-215.
Сложные предложения с Предложения с союзами что,
Р/Р
Деловое
доверенность.

Распознавать нарушения
норм сочетания слов в
составе словосочетания.
Определять
границы
предложений и способы
их передачи в устной и
письменной речи.
Определять
виды
второстепенных членов и
способы их выражения.
Осознавать (понимать)
условия
однородности
членов
предложения.
Осознавать и правильно
интонировать

118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.

126.

127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.

союзом что.
Сложные предложения
союзом чтобы.
Сложные предложения
союзом потому что.
Сложные предложения
союзом когда.

чтобы, потому что, когда.
связи
частей
с Средства
сложного
предложения.
Конструирования
сложных
с
предложений.
Стр.181-183,
упр.216-218.
с
Стр.183-185, упр.219-221.
Стр.186-224, упр.222-224.
Стр.189-191, упр.225-227.
Сложные
предложения. Обобщение и повторение по
Закрепление знаний.
теме
«Сложные
предложения».
Стр.194-195,
упр.231-233.
Контрольные
вопросы и задания. Стр.196,
задания 1-6.
Р/Р
Деловое
письмо: Официально- деловой стиль.
Деловые
бумаги.
объяснительная записка.
Объяснительная записка, еѐ
структура
и
содержание.
Написание
объяснительной
записки по образцу. Стр.193,
упр.230
Повторение (7 часов)
Состав слова.
Повторение и систематизация
Части
речи,
имеющие изученного по темам «Состав
слова»,
«Части
речи»,
общий корень.
Словосочетания, состоящие «Предложение». Стр.197-206,
упр.234-247.
из разных частей речи.
Простые
и
сложные
предложения.

предложения с разными
типами
сочетаний
однородных
членов
(однородные члены с
бессоюзным и союзным
соединением,
повторяющимся союзом,
с обобщающим словом).
Анализировать
и
характеризовать
предложения
с
однородными членами
предложения.

Повторение
и
систематизация
изученного.
Распознавать
и
правильно интонировать
сложные предложения с
разными
смысловыми
отношениями между их

134.

135.
136.

контрольный Соблюдение основных
орфографические нормы в
письменной речи.
Работа над ошибками.
Анализ ошибок и их
корректировка.
Итоговый урок.
Итоговый
диктант.

частями.
Воспроизвести
приобретенные навыки в
определенных
видах
деятельности.
Распознавать
знаки
препинания. Расставлять
знаки
препинания в
простом осложненном и
сложном предложениях.
Писать
текст
под
диктовку и выполнять
грамматическое задание
к нему.
Выполнять работу над
ошибками,
допущенными
в
контрольном диктанте и
грамматическом задании
к нему.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».