Обществознание 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 9 «а» класса

г. Александровск 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию на 2023/24 учебный год для обучающихся 9 «а» класса МБОУ « Гимназия» разработана на
основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• учебного плана основного общего образования МБОУ « Гимназия»
• положения о рабочей программе МБОУ « Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
УМК по обществознанию. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об
обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:
философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает
специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и
их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими
свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и
религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования
ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс
«Обществознание» даѐт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои
социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного
взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных
культур и светской этики».
Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору,
предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе
необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора
содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов.
Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап –
5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов.
Общая логика распределения в нѐм учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса,
- антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются
оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично
изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
 Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), еѐ познавательных интересов, критического
мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной
позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
 Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплѐнным в Конституции РФ;
 Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об
основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина.
 формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений,
экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической реальности;
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам»
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массово коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учѐтом
возрастных особенностей учащихся.
Содержание второго этапа курса (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические,
социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных
отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как
существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе
системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об
основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются
понятия относительно высокой степени обобщѐнности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни
(экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики
— экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное
внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную
торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы,
социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе
характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даѐт обобщѐнное представление о власти и
отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная
тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объѐм учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и
закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного
права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также
механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определѐнной мере систематизированные знания
о праве.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка в 8-9 классах составляет 2 часа. При этом на долю
инвариативной части предмета отводится 75% учебного времени. В 2020-2021 учебном году на изучение курса обществознания в 9 классе
предусмотрено 68 часов (1 учебный час предусмотрен школьным компонентом).
Тематическое планирование по обществознанию 9 класс.

(Учебник Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание», 9 класс.)
Разделы

№
п/п

Кол-во часов

Политика
21
Право
40
Повторительно-обобщающие уроки
6
Итоговый контроль
1
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания, 9 класс

1
2
3
4

№

1-4

Тема
урока.

Колво
часов
4
Политика и
власть

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
учащихся

Что такое политика? Политическая
власть. Роль политики в жизни общества.
Политическая жизнь и средства массовой
информации

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в
жизни общества.
Уметь называть главные особенности политической власти;
осуществлять поиск социальной информации в различных
источниках.
Знать, признаки и формы государства.
Уметь называть различные точки зрения причин появления
государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию
Знать, что означает понятие «политический режим», основные
виды политических режимов.
Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы;
характеризовать развитие демократии в современном обществе.
Знать, принципы правового государства.
Уметь характеризовать ветви; объяснять смысл понятия «право
выше власти»; осуществлять поиск социальной информации;
работать со схемой.

5-8

Государств
о

4

Происхождение государства. Признаки
государства. Формы государства. Что
такое гражданство.

9-10

Политичес
кие
режимы

2

Политические режимы. Тоталитарный
режим. Авторитарный режим.
Демократия. Развитие демократии в
современном мире.

11-12

Правовое
государств
о

2

Понятие правого государства. Власть в
правовые государства Принципы
правового государства.

Гражданск
ое
общество и
государств
о
Участие
граждан в
политическ
ой жизни

2

Что такое гражданское общество.
Местное самоуправление. Общественная
палата.

Знать, основные признаки гражданского общества
Уметь объяснять различия между государственным
управлением и местным самоуправлением; работать с
документом по заданному алгоритму.

2

Выборы, референдумы. Право на равный
доступ к государственной службе.
Обращение в органы власти. Пути
влияния на власть. Значение свободы
слова. Опасность политического
экстремизма. Политика – дело каждого.

17-18

Политичес
кие партии
и движения

2

Общественно - политические движения.
Политические партии.
Роль политических партий и
общественных движений в современном
мире.

19-20

Гражданин
– человек,
имеющий
права

2

Политика и власть. Политические
режимы. Правовое государство.
Политические партии и движения

21

Контрольн
ая работа

1

22-23

Право, его
роль в
жизни
общества и
государств
а

2

Знать, при каких условиях человек может сознательно
участвовать в политической жизни
Уметь оценивать значение принципов конституционного
строя4 формулировать на основе приобретенных правовых
знаний собственные суждения и аргументы; применять
правовые и социально-экономические значения в процессе
решения познавательных и практических задач.
Знать, что такое политические партии и общественные
движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смысл понятий;
объяснять, почему в обществе возникают общественно –
политические движения; анализировать роль политических
партий и общественных движений в современном мире.
Знать, основные положения главы.
Уметь характеризовать политические режимы и партии; делать
выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку
зрения или обосновать известные; решать практические задачи
Знать, основные положения главы «Политика».
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку или обосновывать известные
Знать, основное назначение права в обществе, что закон
является нормативным актом высшей юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять
существенные признаки понятия «право»; давать
сравнительную характеристику позитивного и естественного
права.

13-14

15-16

Что такое право. Право и его роль в
жизни общества и государства. Мера
свободы, справедливости,
ответственности. Система
законодательства. Право и закон.

24-25

Правоотно
шения и
субъекты
права

2

Сущность и особенности
правонарушения. Субъекты
правоотношения. Система права.
Понятие нормы и права.

26-27

Правонару
шения и
юридическ
ая
ответствен
ность

2

Правоотношения и его признаки. Виды
правонарушений. Юридическая
ответственность. Виды юридической
ответственности.

28-29

Правоохра
нительные
органы

2

Правоохранительные орган. Суд.
Прокуратура. Адвокатура. Нотариат

30-33

Конституц
ия
Российской
Федерации.
Основы
конституци
онного
строя РФ.
Права и
свободы
человека и
гражданин
а

4

Этапы развития Конституции. Закон
высшей юридической силы.
Конституционный строй. Основы статуса
человека и гражданина. Основные
принципы правового государства.

4

Что такое права человек. Юридические
нормы. Правовые и юридические
документы. Права и свободы человека и
гражданина. Система защиты прав. Права
ребенка.

Гражданск
ие
правоотно

2

Сущность гражданского права.
Особенности гражданских
правоотношений. Виды договоров и
гражданская дееспособность

34-37

38-39

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение
отличается от других социальных отношений.
Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с
правовыми документами по заданному алгоритму.
Знать, признаки и виды правонарушений; виды юридической
ответственности.
Уметь решать практические задачи; определять виды
юридической ответственности; работать с документами; на
основе ранее изученного материала; решать проблемные
задачи.
Знать, какие органы называются правоохранительными.
Уметь определять принцип правосудия; анализировать
действия правоохранительных органов; решать проблемные
задачи.
Знать, почему конституция является законом высшей
юридической силы; принципы правового государства.
Уметь характеризовать исторические этапы развития
конституции в России; анализировать основные принципы
правового государства; на основе ранее изученного материала
решать проблемные задачи

Знать, особенности юридических норм (прав человека)
Уметь характеризовать значимость права; анализировать
правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать
на вопросы, давать определение понятий; определять
значимость защиты прав человека; работать с документом по
заданному алгоритму.
Знать, суть гражданского права и особенности гражданских
правоотношений
Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская

шения

несовершеннолетних. Защита прав
потребителя

Право на
труд.
Трудовые
правоотно
шения
Семейные
правоотно
шения

4

Право на труд. Трудовые
правоотношения. Трудовая дисциплина.

4

Юридические понятия семьи и брака.
Потребность человека в семье. Правовые
основы семейно-брачных отношений.
Принципы счастливого детства Права и
обязанности супругов. Имущественные
отношения супругов. Правоотношения
родителей и детей.

48-49

Администр
ативные
правоотно
шения

2

Административное право. Понятия и
черты административного
правоотношения. Административные
правонарушения.

50-54

Уголовные
правоотно
шения

5

Особенности уголовного и уголовноправовых отношений. Понятия
преступления. Уголовное наказание и
ответственность несовершеннолетних.
Основания для привлечения и
освобождения от уголовной
ответственности.

40-43

44-47

дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды
гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на
вопросы, давать
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой
договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы, делать выводы;
характеризовать трудовые правоотношения.
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его
заключению, что такое брачный договор; что понимается под
родительскими правами; какими правами и обязанностями
обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного
права; в чем суть личных и имущественных правоотношений
супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей
и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна
ли человеку семья; объяснять, почему семья является
приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и
правоведческими документами.
Знать, какую сферу общественных отношений регулируют
административное право, в чем состоят важнейшие черты
административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему
«Административное право»; делать выводы, высказывать
собственные суждения.
Знать, особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности
несут несовершеннолетние правонарушители; работать с
документами; анализировать схемы по теме правовых
отношений.

55-56

Социальны
е права

2

Социальная политика государства. Право
на жилище. Право на социальное
обеспечение. Здоровье под охраной
закона. Международный пакт об
экономических, социальных и
культурных правах.

57-58

Междунар
одноправовая
защита
жертв
вооруженн
ых
конфликто
в.
Правовое
регулирова
ние
отношений
в сфере
образовани
я
Повторите
льнообобщающ
ие уроки.
Итоговая
контрольна

2

Международное гуманитарное право.
Значение международного гуманитарного
права.

3

Закон РФ «Об образовании» Конвенция о
правах ребенка. Конституция РФ о праве
на образование. Дополнительное
образование детей.

Знать, правомерно ли существование в России платных
учебных заведений в наши дни; что дает образованность
человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.
Уметь анализировать модернизацию современного
образования; характеризовать основные принципы Конвенции
о правах ребенка; работать с документами.

Политика и власть. Правовое
государство. Участие граждан в

Знать, основные понятия курса «Обществознание» 9 класс.
Уметь находить и анализировать информацию, объяснять

59-61

62-67

68

Знать роль государства в обеспечении экономических и
социальных условий людей; что означает понятие «социальное
государство»; каковы основные направления социальной
политики нашего государства; что предусматривает право по
охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются
весьма острыми в нашем обществе; анализировать
Международный пакт об экономических, социальных,
культурных правах; выполнять творческие задания в рамках
изученного материала.
Знать, что называют международным гуманитарным правом,
кем и когда было принято МГП.
Уметь называть особенности и значение международного
гуманитарного права; работать с документами.

6

1

я работа

политической жизни. Право и его роль в
жизни общества и государства.
Правоохранительные органы.
Гражданские правоотношения. Отрасли
права.

значение понятий; работать с документами; характеризовать
проблемы «Человек в современном обществе»; формулировать
на основе приобретенных социально - гуманитарных знаний
собственные суждения; применять правовые и социально –
экономические знания в процессе решения познавательных и
практических задач.
Список литературы.

1.Для учителя.
1. Королькова Е.С. Методическое пособие «Введение в обществознание» М.: «Новый учебник» 2005г.
2. Певцова А.Л. Книга для учителя. Обществознание. М.: «Русское слово» 2000г.
3. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах» М.: «ЭКСМО» 2006г.
4. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: Учебно-методические материалы /
Н.И. Шевченко. - М.: Рус. слово - учебник, 2012.
5. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н.
Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008.
2. Для учащихся.
1. Учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. «Обществознание, 8класс» М: Просвещение 2014.
2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах» М.: «ЭКСМО» 2006г.
3. Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.:
Астрель, 2013.
Контрольно-измерительный материал.
№ урока

Вид работы

По теме
1 четверть

14

Проверочная работа по теме
«Гражданское общество и
государство»

Проверочная работа по теме «Гражданское
общество и государство»

21

Контрольная работа по теме

Контрольная работа по теме «Политика»

«Политика»

II четверть
32

Проверочная работа по теме
«Конституция Российской
Федерации».

Проверочная работа по теме «Конституция
Российской Федерации».

III четверть
44

Проверочная работа по теме
«Право на труд»

Проверочная работа по теме «Право на
труд»

IVчетверть
55

Проверочная работа по теме
«Уголовные правоотношения»

Проверочная работа по теме «Уголовные
правоотношения»

65

Проверочная работа по теме
«Правовое государство и его
граждане»

Проверочная работа по теме «Правовое
государство и его граждане»

69

Контрольная работа по теме
«Право»

Контрольная работа по теме «Право»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».