Адаптированная рабочая программа по истории, 7 класс, для детей с ОВЗ

Адаптированная
рабочая программа
основного общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по истории, 7 класс

г. Александровск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего
образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений, авторской программы, 2006 г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «История России 6-9 классы» - М.: Просвещение, 2006, «Новая
история 7-8 класс» под редакцией А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2006.
Учебник «История. Новое время. 7 класс»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская. – М.:
Просвещение, 2007.;
Учебник «История России. Конец XVII-XVIII век»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.
Косулина. – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение
учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
школы. Она способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цели
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер
морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя
преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит
элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической
грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также
способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:






изучение исторического материала;
овладение знаниями и умениями;
коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
формирование личностных качеств гражданина;
подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно –
развивающих.
Образовательные задачи:






усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:










гражданское воспитание учащихся;
патриотическое воспитание;
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
правовое воспитание;
формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:


развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах
населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.
Общая характеристика учебного предмета «История»

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся
многонациональное и поликонфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается
представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути
российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся
информационном пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем
изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего,
недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на
развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса
при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных
возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе
развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:


Словесные - рассказ, объяснение, беседа;








Наглядные - наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:







Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения
учебного предмета «История» Историю России. Конец XVI-XVIII век и Всеобщую историю. История Нового времени, 1500-1800 гг. в 7
классе 66 + 2 резервных часа, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю. История Нового
времени, 1500-1800гг. – 26 часов и на историю России – 40 + 2 резервных часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При
выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их
возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся
школы для детей с ОВЗ аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:

Знать:






даты основных событий;
термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
результаты и итоги событий XVI - XVIII вв.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVIII в.;
изученные виды исторических источников.

Уметь:















сравнивать исторические явления и события;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
анализировать исторический источник;
самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
читать историческую карту;
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе
анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно
строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями,
докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.

Основное содержание курса «Новая история. 1500—1800»:
Основное содержание изучаемого в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в период
раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества,
сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени. Это определило отбор единиц
содержания и структуру курса, состоящего из семи глав.
Курс «Новая история. 1500—1800» начинается разделом «Мир в начале Нового времени...», где в темах «Великие географические
открытия», «Европа в начале Нового времени», «Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения», «Реформация и
Контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма» дается достаточно полная и научная (для подростков 12—13 лет) характеристика
политической, социальной, экономической, повседневной жизни европейского общества в эпоху раннего Нового времени. Первая тема
позволяет сформировать обобщенную картину развития европейского общества и его культуры в рассматриваемый период, создать базу для
работы над обогащением основных понятий курса, таких, как Реформация, Возрождение, абсолютизм, о том, что XVI—XVII вв. — это
начало капиталистической эры, прежде всего в Голландии, Англии и других развитых странах. В то же время идет процесс складывания
государств континентальной Европы — Франции, Испании. Абсолютизм, религиозная общность и развитие капиталистического хозяйства
создают условия для формирования национального самосознания, наций и национальных государств.
Учащиеся достаточно подробно знакомятся с высшими достижениями в области духовной культуры позднего Возрождения,
со временем, когда впервые был сделан шаг к осознанию ценности человеческой личности, с достижениями научной мысли изучаемой
эпохи. Семиклассники понимают, что в XVII в. в мире началась интеллектуальная революция: решающими средствами оценки истинности
знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди приступили к рассмотрению мира как машины, действующей без постоянного
вмешательства Бога или нечистой силы, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью
математики и индуктивного мышления.
Учащиеся получают необходимые представления об особенностях Реформации в различных странах Европы и о связанных с ней
социальных движениях. Проблема Реформации как нового этапа развития духовной жизни общества рассматривается достаточно подробно
на конкретном материале истории Германии, Англии и Франции. Семиклассники, знакомясь с религиозными учениями эпохи раннего
Нового времени, могут увидеть влияние религии на ментальность человека, на формирование национального самосознания, понять, что
именно религия зачастую определяла экономическое развитие и политику государств.
Второй раздел программы «Ранние буржуазные революции. Международные отношения...» рассказывает семиклассникам о первых
революциях в эпоху раннего Нового времени, о рождении нового государства — свободной республики Голландия, о развитии
парламентаризма и конституционализма, знакомит с новым типом международных отношений, для которых становится традицией создание
враждебных по отношению друг к другу военно-политических союзов европейских государств, в какой-то мере предотвращающих вспышки
военных конфликтов (стремление к установлению равновесия сил в Европе).
В третьем разделе программы «Эпоха Просвещения. Время преобразований» в темах «Западная европейская культура XVIII в.»,
«Промышленный переворот в Англии», «Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов
Америки» и «Великая французская революция XVIII в.» изучаются основные факты дальнейшего поступательного развития общества

в области духовной, политической и экономической жизни. В нем рассказывается о влиянии идеологии и культуры Просвещения
на формирование ценностей человека Нового времени. История борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и
создание Соединенных Штатов Америки дает возможность учащимся углубить свои знания о демократическом устройстве общества,
основанном на разделении трех ветвей власти, позволяет использовать эти знания для анализа современной политической обстановки.
Изучение одной из центральных тем курса — Великой французской революции — позволяет обсудить проблему природы революционных
взрывов и возможностей альтернативных путей развития общества и сделать вывод, что революции возникают тогда, когда правительства
государств запаздывают с проведением реформ. Учащиеся осознают трагедию абсолютизма как политической системы — монархи
не смогли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого и требовала логика исторического процесса, что вызывало конфликт,
приводивший к революциям. Учащиеся убеждаются, что причинами революций становятся несовпадения интересов различных социальных
групп, столкновение различных мировоззрений, ценностных ориентаций.
Семиклассники узнают, что Декларация независимости 1776 г., Конституция США 1787 г., «Билль о правах» 1791 г., французская
Декларация прав человека и гражданина воплотили в жизнь то, о чем мечтали просветители: создали прочную основу для утверждения прав
человека в Северной Америке и Западной Европе, заложили фундамент создания правового государства и гражданского общества.
Четвертый раздел программы «Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации» включает обобщенную характеристику латиноамериканского общества и традиционных обществ Востока, что позволяет
увидеть своеобразие традиционного общества, сравнить его с европейским обществом и понять причины европейской колонизации.
Таким образом, отбор содержания подчинен задаче показать пути развития европейского общества от Средневековья через
Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам (о них речь пойдет в истории XIX в.).
Учащиеся узнают о важнейших событиях прошлого, которые достаточно актуальны и для нашего времени. Они могут «прожить» эти
сюжеты, запомнить их, соотнести с днем сегодняшним. Предъявленное образовательное пространство может способствовать формированию
у семиклассников ценностных ориентаций и убеждений, основанных на личностном осмыслении опыта всеобщей истории XVI—XVIII вв.
Рабочая программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и
традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и
актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического
принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности»
представлений о событиях и процессах.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.
ВВЕДЕНИЕ

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его
отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ
Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические
представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие
ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового
рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и
культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях
абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета
Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании.
Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое
предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц,
работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны.
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть».
Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной
жизни общества.
Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА
ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира,
Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной
культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти
(факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления
о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и
вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении
человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка
о «естественных» правах человека и разделении властей.
Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ.
УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и
общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной
Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная
правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война
трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик.
Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)
Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в.
Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор
Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гѐзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая
экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба
короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание

революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и
международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и
парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны.
Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение.
Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее
итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии.
Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей.
Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей
на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки
современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве
П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гѐте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума,
утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и
североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его
предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии
промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение
колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин —
великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование
США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в.
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения
реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало
революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение
республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и
«Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере
революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как
военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация
государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины
распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский
договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие»
Японии. Русско-японские отношения.
. 1775-1783 гг. ), Видео хрестоматия - «Ожившая история. Новое время. 1492 – 1799 гг.».
Содержание тем учебного курса «История России»
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор
Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис,
пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий.
Появление Лжедмитрия I.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор.
Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции.
Начало патриотического подъема.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе
ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии
Романовых.
Основные понятия темы
Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина.
РОССИЯ В XVII в.
Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление
мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования
всероссийского рынка. Рост городов.
Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение
крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы.
Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий
между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под
предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русскопольская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение.
Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный
быт и обычаи.
Родной край в XVII веке. Территория, быт, города, деятели.
Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное
право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (в первой четверти XVII в).
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина.
Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое
посольство 1697 — 1698 гг.
Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание СанктПетербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Провозглашение России империей.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы
городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований,
окончательное утверждение абсолютизма.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I.
Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая
реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание
под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия
народных выступлений.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных
заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в
Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни.
Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать,
протекционизм,
меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество,
прелестные письма.
РОССИЯ В 1725—1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти
монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача. Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр
III и его свержение.
Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в
отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русскошведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С.
Салтыков. Итоги внешней политики.
Наш край в первой половине XVIII века. Территория, быт, города, деятели.
Основные понятия темы
Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
РОССИЯ В 1762—1801 гг.
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение.
Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская
реформа.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны.
Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское
хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В.
Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие
России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская
война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики
Екатерины II.
Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян.
Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки.
Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И.
Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и
писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с
самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное

искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало
ансамблевой застройки городов.
Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Родной край в XVIIIвеке. Территория, быт, города, деятели.
Итоговое обобщение. Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. (1 ч)
Основные понятия темы
Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина,
отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Учебно-методический комплекс:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI – XVIII век», 7-й класс, М, Просвещение, 2006 г;
История России конец XVI – XVIII век: 7 кл.: поурочные разработки А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М, Просвещение, 2013 г.;
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2015 г.;
Авторская программа «Новая история. 7-8 кл. » под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2006 г.;
А. Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я.
Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2007 г.;
6. История Нового времени, 1500-1800: 7 кл.: поурочные разработки / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина.- М, Просвещение, 2013 г.;
7. Рабочая тетрадь к учебнику А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2015 г.;
8. Программа курса «История России» для 6-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Е. И. Колусева, Н. И.
Чеботарева), М.: «Просвещение», 2006 г.

1.
2.
3.
4.
5.

Нормы оценки знаний, умений и навыков, учащихся по предмету «История»




Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и
обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения
недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно
сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;




Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII и VIII вида.
1.Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое
усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2.Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут
сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3.Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные
ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об
окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4.Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5.Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается
системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6.У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время
решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для
выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
7. Классы для учащихся с ОВЗ характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний,
повышенной утомляемостью.
Нормативно-правовой и документальной основой программы для детей с ОВЗ VII и VIII вида являются:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст. 79);
2. Письмо министерства образования и науки РФ 18 апреля 2008 г. № АФ- 150/06 «Создание условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами »
Общая характеристика учебного предмета
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII и VIII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебновоспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие
восприятие учебного материала. История как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ОВЗ VII и VIII вида
формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и
саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью среднего школьника.

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800 7 КЛАСС. (26 часа)

Календарно - тематическое планирование:
№
п/
п

Названия тем и
уроков

Колво
часо
в

1

Вводный урок.
От
Средневековья к
Новому времени.

1

2

Технические
открытия
и
выход
к
мировому океану

1

3

Великие
географические
открытия и их
последствия.

1

4

Абсолютизм

в

1

Содержание урока

Формы
контроля

Домашнее
задание

Раздел 1. Европы и мир в начале Нового времени (15 часов)
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (3 часа)
Что изучает новая история. Понятие «Новое
Читать
время». Хронологические границы и этапы Нового
введение, стр7
времени. Человек Нового времени, его отличия
вопросы 5,6
от человека средневекового. Запад и Восток: особенности
общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Источники
§1,
стр.17
энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и
вопросы
судостроении. Географические представления. Почему
1(устно),
2
манили новые земли.
(письменно).
Рабочая тетрадь
вопросы 1,2,4 к
§1
Н Испания и Португалия ищут новые морские пути на
§ 2, Рабочая
Восток. Энрике Мореплаватель. Вокруг Африки в Индию.
тетрадь
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового
вопросы 2- 4 к
материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом
§2
Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное
путешествие.
Значение Великих географических открытий. Изменение
старых географических представлений о мире. Заморское
золото и европейская революция цен.
Тема 2. Европа в начале Нового Времени (3 часа)
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».
§3,
стр.
35

Дата
проведени
я
урока

Материалы и
наглядные
пособия

Политическая
карта
Нового
времени

Карта
географические
открытия в Новое
время
Атлас
История
веков

"Новая
16-18

Т
р
и
м
е
с
т
р
I

Европе

Дух
предпринимател
ьства
преобразует
экономику
Новые ценности
преобразуют
общество
Повседневная
жизнь

1

7

Высокое
Возрождение

1

8

Рождение новой
европейской
науки в XVI –
XVII вв.

1

5

6

1

Значение абсолютизма для социального, экономического,
политического и культурного развития. Короли и
парламенты. Судебная и местная власть под контролем
короля. Общество и личность в условиях абсолютизма.
Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании.
Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд.
Причины возникновения и развития мануфактур.
Мануфактура — капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма.
Социальные
слои
европейского
общества,
их
отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового
времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа.
Низшие слои населения. Бродяжничество.
Главные беды европейского населения — эпидемии,
голод и войны.

вопрос
1.
Рабочая тетрадь
вопросы 2, 5 к
§3
§4.
Рабочая
тетрадь
вопросы 1, 2, 5,
6* к §4

§5, §6. Рабочая
тетрадь
вопросы 1,2,3 к
§5,
Рабочая
тетрадь
вопросы 1, 3*к
§6
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (2 часа)
От
Средневековья —
к Возрождению.
Эпоха Тест
§7-9 МиниВозрождения и ее характерные черты. Рождение
сочинение
гуманизма.
«Какие черты
Первые утопии. Томас Мор и его представления
свойственны
о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои.
личностям
Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса —
эпохи
гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство
Возрождения».
в Западной Европе. Развитие светской музыкальной
Раскрыть тему
культуры.
на конкретных
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны
примерах.
Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные
произведения).
Развитие новой науки вXVI-XVIIвв. И ее влияние на
§10 Заполнить
технический прогресс и самосознание человека.
таблицу
Разрушение средневекового представления о Вселенной.
«Основные
«Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» научные идеи,
ядро учения Н. Коперника. Д. Бруно о бесконечности и
способствующи
вечности Вселенной. Важнейшие открытия Г. Галилея.
е
развитию
Создание И. Ньютоном новой картины мира. Учение Д.
новых взглядов
Локка о «естественных» правах человека и разделении
на общество»
властей.
(вопрос 6).
Рабочая тетрадь

9

Начало
Реформации
Европе

1
в

10

Распространение
Реформации
в
Европе.
Контрреформац
ия

1

11

Королевская
власть
Реформация
Англии

1
и
в

12

Религиозные
войны
и
укрепление
абсолютной
монархии
во
Франции

1

13

Нидерландская
революция

1

14

Парламент
против короля.
Начало
революции в
Англии.

1

вопросы 4 к §10
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 часа)
Реформация —
борьба
за переустройство
церкви.
§ 11 Рабочая
Причины Реформации и ее распространение в Европе.
тетрадь
вопросы 3-5 к
§11
§12, вопросы(у)
Протестантская Реформация в странах Европы.
Рабочая тетрадь
Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера.
вопросы 4-6 к
Движение
анабаптистов.
§12
Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейцарии.
Организация кальвинистской церкви. Распространение
кальвинизма в Европе. Предпосылки Контрреформации.
Королевская
власть
и
реформация
в Англии.
§13 Рабочая
Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская
тетрадь
церковь. Елизавета I — «верховная правительница
вопросы 1,3,4*
церковных и светских дел». Укрепление могущества
к §13
Англии при Елизавете I.
§14, вопросы(у)
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.
Рабочая тетрадь
Борьба
между
католиками
и
гугенотами.
вопросы 2,3,6 к
Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV
§14
Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт.
Реформы Ришелье.
Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (3 часов)
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Контроль §15 Составить в
Особенности экономического и политического развития ная
тетради таблицу
Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные работа
«Основные
противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против «Мир в события
кальвинистов.
Начало
освободительной
войны. начале
испаноГолландская республика — самая экономически развитая Нового
нидерландской
страна в Европе в Новое время.
времени» войны»
(вопрос5)
Рабочая тетрадь
вопросы 2 к §15
§16 Составить
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и
таблицу
образ жизни*. Преследование пуритан. Причины
«Реформы
революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом.
долгого
Начало революции. Долгий парламент. Гражданская
парламента»

война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и
создание революционной армии. Битва при Нейзби.
Права личности и парламентская система в Англии —
создание условий для развития индустриального
общества

Революция в
Англии. Путь к
парламентской
монархии.

15

Международные
отношения
в
XVI –XVIII вв.

1

16
17

Век
Просвещения.

2

(вопрос 7)
§17
Подготовить
сообщение об
О. Кромвеле и
его роли в
истории Англии
Рабочая тетрадь
вопросы 1 к §16
Рабочая тетрадь
вопросы 8 к §17
§18-19 Рабочая
тетрадь
вопросы 1,3,4 к
§18-19

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв.
Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война.
Причины и начало войны. Основные военные действия.
Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель
новой военной системы. Окончание войны и ее итоги.
Условия и значение Вестфальского мира. Последствия
войны для европейского населения.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития
международных отношений.
Раздел 2. Эпоха Просвещение. Время преобразования (8 часов)
Тема 6. Западноевропейская культура XVIII в. (2 часа)
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Контроль §20-21
Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение ная
Заполнить
развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно- работа
таблицу
политическом устройстве общества. Его борьба «Первые
«Основные
с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении революци идеи
властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами и Нового просветителей»
феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и времени.
Рабочая тетрадь
Ж. Тюрго.
Междуна вопросы 2,3 к
родные
§20, Рабочая
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. отношени тетрадь
Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. я»
вопросы 5 к §21
Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их
отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера,
И. Гѐте. Придворное искусство. «Певцы третьего
сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в.
Произведения
И.-С. Баха,
В.-А. Моцарта,

Атлас
История
веков

"Новая
16-18

18

Промышленный
переворот
в
Англии

1

19

Английские
колонии
Северной
Америке

1
в

20

Война
за
независимость.
Создание
Соединѐнных
Штатов
Америки.

1

21

Причины
и
начало Великой
французской
революции.

1

Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение
торжества и победы светлых сил.
Тема 7. Промышленный переворот в Англии (1 час)
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне
§22 Составить
капиталистического
предпринимательства.
план ответа
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и
«Переворот в
особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих.
сельском
Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии
хозяйстве»,
промышленников.
Рабочая тетрадь
вопросы 2,4, 6 к
§22
Тема 8. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США. (2 часа)
§23 Рабочая
Английские
колонии
в
Северной
Америке:
тетрадь
географическое положение и природные условия.
вопросы 2,4, 5 к
Религиозный и национальный состав европейских
§23
переселенцев. Идеи Просвещения в Северной Америке.
Причины
войны
североамериканских
колоний
за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон.
Декларация
независимости.
Образование
США.
Конституция США 1787 г. Политическая система США.
«Билль о правах».
Историческое значение образования Соединенных
Штатов Америки.

§24 Сочинение
«Американцы
борются за
независимость»
Рабочая тетрадь
вопросы 2,4, 6 к
§24

Тема 9. Великая французская революция XVIII века (3 часа)
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально§ 25 Рабочая
экономического и политического развития. Людовик XVI,
тетрадь
попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов.
вопросы 1,3,8,
Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.
12 к §25
Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало

Атлас
История
веков

"Новая
16-18

Учебный фильм
История
США.
Война
за
независимость.
1775-1783
гг.
(Телепередача
"Семь
дней
истории".
История
стран
Азии,
Африки,
Америки
и
Австралии.
История
США.
Война
за
независимость.
1775-1783 гг. )
II

22

Великая
французская
революция. От
монархии
к
республике.

1

23

От якобинской
диктатуры к 18
брюмера
Наполеона
Бонапарта.

1

24

Государства
Востока:
традиционное
общество в эпоху
раннего Нового
времени.

1

25

Государства
Востока. Начало
европейской
колонизации.

1

революции. Плебейский террор.
Декларация
прав
человека
и
гражданина.
§26 Рабочая
Конституция 1791 г. Начало революционных войн.
тетрадь
Свержение монархии. Провозглашение республики.
вопросы 1,2,3, 6
Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты
к §26
характера и особенности мировоззрения. Суд над королем
и казнь Людовика XVI: политический и нравственный
аспекты.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской
§27, Рабочая
диктатуры.
Термидорианский
переворот.
Войны
тетрадь
Директории. Генерал Бонапарт как военачальник,
вопросы 3,4, 6 к
человек. Военные успехи Франции. Государственный
§27
переворот
18 брюмера
1799 г.
и
установление
консульства.
Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 часа)
Основные
черты
традиционного
общества: Контроль §28
Рабочая
государство — верховный собственник земли; общинные ная
тетрадь
порядки в деревне; регламентация государством жизни работа
вопросы 3,5,7 к
подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, «Эпоха
§28
индуизм, синтоизм.
Просвеще
ния.
Время
преобраз
ований»
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии.
Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его
политика реформ. Причины распада империи. Борьба
Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское
завоевание
Китая.
Общественное
устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Самураи
и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские
отношения.

§29-30 Рабочая
тетрадь
вопросы 4-6 к
§29-30

Видео
хрестоматия«Ожившая
история.
Новое
время. 1492 –
1799 гг.»

Атлас
История
веков

"Новая
16-18

26

Повторительнообобщающий
урок.

Контроль
ная
работа
«История
Нового
времени
15001800 гг.»

1

ИСТОРИЯ РОССИИ 7 КЛАСС (42 часа)
Календарно - тематическое планирование:
№
п/п

Название тем и
уроков

Кол-во
часов

1

Введение. Россия на
рубеже
XVI–XVII
вв.

1

2

Внутренняя
и
внешняя политика
Бориса Годунова

1

3

Смута

1

Содержание урока
(основные понятия)

Виды, формы
контроля,
измерители

Домашнее
задание

Внутриполитическое
Работа с контурной
положение в стране после картой
смерти Ивана Грозного.
Тема 1. Россия на рубеже XVI–XVII веков (3 ч)
Царь Федор Иоаннович и Борис
§1, Задание в
Годунов. Указ о «заповедных
рабочей тетради
летах».
Учреждение
1-4 к §1;
патриаршества.
Внешняя
политика.
Династический
кризис, пресечение династии
Рюриковичей. Избрание на
царство
Бориса
Годунова.
Голод
1601—1603
гг.
Обострение
социальных
противоречий.
Появление
Лжедмитрия I.
Причины и суть Смутного
§2 Задание в
времени.
Царствование
рабочей тетради 1,
Лжедмитрия I, его внутренняя и
5 к §2;
внешняя политика. Боярский
Индивидуальные
заговор. Воцарение Василия
задания:
Шуйского. Восстание Ивана
сообщения на
Болотникова. Лжедмитрий II и
темы «К.А.
Тушинский лагерь.
Минин», «Д. М.

Дата
проведения
урока

Материалы и
наглядные
пособия
Карта Россия в
XVII в.

Документальный
фильм «История
государства
Российского»
(Анимационный
сериал, 2007)

Триместр

II

4

Окончание
Смутного времени

5

Новые явления
экономике

6

Сословия
российского
общества

1

7

Политическое
развитие России в
XVII в.

1

8

Власть и церковь.

1

1

в

1

Распад тушинского лагеря.
«Семибоярщина»..
Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский.
Освобождение
Москвы.
Земский собор 1613 г. Начало
царствования
династии
Романовых.
Тема 2. Россия в XVII в. (11 ч)
Экономические
последствия
Смуты и их преодоление.
Развитие сельского хозяйства и
ремесла,
появление
мелкотоварного производства.
Возникновение
мануфактур.
Рост
товарно-денежных
отношений, ярмарки.
Усиление позиций дворянства.
Соборное уложение 1649 г. и
окончательное
закрепощение
крестьян. Основные категории
городского
населения.
Духовенство. Казачество.
Феодалы, дворянство, боярство,
местничество, барщина, оброк,
белые слободы, владельческие
крестьяне,
черносошные
крестьяне.
Первые Романовы: усиление
самодержавной
власти.
Ослабление
роли
Земских
соборов и Боярской думы.
Приказная система. Местное
управление.
Соборное
уложение 1649 г. и становление
абсолютизма.
Церковь

после

Смуты.

Пожарский».
§3 Задание в
рабочей тетради.
1,2,4 к §3

Карта
«Освобождение
Москвы 1612 г. »

§4 Вопросы.
Задание в рабочей
тетради 1-5 к §4

Карта
«Экономика
России 17 в.»
(стр.
39
учебника)

§5 Вопросы.
Задание в рабочей
тетради 1, 3, 6-8 к
§5.

Репродукция
картины И. Е.
Репина
«Запорожцы
пишут
письмо
турецкому
султану», Карта
«Российское
государство в 17
веке».

§6, вопросы.
Задание в рабочей
тетради 1-5, 7, к
§6.

Репродукции
картин К. В.
Лебедева
«В
Боярской думе»,
А. П. Рябушкина
«Сидение царя с
боярами в гос.
комнате», С. В.
Иванова
«В
приказной избе»
Документальный

§7 Задание в

Церковный раскол.

Патриарх Филарет. Патриарх
Никон
и
его
реформы.
Усиление разногласий между
церковной и светской властью.
Церковный собор 1666—1667
гг. и его решения. Протопоп
Аввакум.
Причины
и
особенности
народных волнений. Городские
восстания
(Соляной
бунт,
Медный бунт). Восстание под
предводительством
Степана
Разина.

рабочей тетради
1-4 к §7;

фильм «История
государства
Российского»
(Анимационный
сериал, 2007)

§8, вопросы
Задание в рабочей
тетради 1-3, 6.

Карта
«
Восстание под
предводительств
ом С. Т. Разина»
(стр.66)
Карта
«Народные
восстания
середины XVII
в.»
Карта
«Восстание под
предводительств
ом
Б.М.
Хмельницкого»
(стр.71)
Атлас. История
России
XVIIXVIII века. 7
класс

9

Народные движения

1

10

Внешняя политика
России в XVII в.

1

Россия и Речь Посполитая.
Смоленская
война.
Присоединение Левобережной
Украины и Киева к России.
Русско-польская война 1654—
1667
гг.
Русско-турецкие
отношения.
Русско-турецкая
война 1676—1681 гг. Крымские
походы.

§9, вопросы.
Задание в рабочей
тетради 1, 2, 4-6,8
Индивидуальные
задания:
сообщения на
темы «С.И.
Дежнѐв», «В.Д.
Поярков», «М.В.
Стадухин», «Е.П.
Хабаров»

1112

Культура России и
быт сословий в XVII
в.

2

Традиции и новые веяния,
усиление светского характера
культуры.
Образование
и
просвещение. Научные знания.
Русские
первопроходцы.
Литература.
Церковное
и
гражданское
зодчество.
Живопись. Театр.
Царский двор. Боярский и
дворянский
быт.
Жизнь
посадского
населения.

§10 §11 Вопросы.
Индивидуальные
задания:
сообщения на
темы «С.
Ушаков»,
«Русские зодчие
17 в.»,
«Архитектурные
памятники в стиле
нарышкинского

Крестьянство:
быт и обычаи

повседневный

Фронтальный опрос

барокко»
Задание в рабочей
тетради 1-4 к §10;
Задание в рабочей
тетради 1-3 к §11;
Повторение
Гл.1,2

13

Родной край в XVII
веке

1

14

Повторительнообобщающий урок

1

15

Предпосылки
петровских
преобразований

1

16

Начало
царствования Петра
I

1

17 18

Северная война.

2

Причины и начало войны.
«Нарвская
конфузия».
Реорганизация армии. Первые
успехи
России,
основание
Санкт-Петербурга. Полтавская
битва.

§14, вопросы
Задание в рабочей
тетради 1,3, 5, 6.

1920

Реформы Петра I.
Экономика России в
первой
четверти
XVIII в.

2

Реформа центрального
управления. Указ о
единонаследии. Табель о
рангах. Губернская реформа.

§15, Задание в
рабочей тетради
1-6.
§ 16. Задание в

Контрольная работа
«Россия в XVI–XVII
вв.»,
понятийный
диктант
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (10ч)
Усиление западного влияния на
§12, вопросы
Россию. Симеон Полоцкий.
Задание в рабочей
Реформы А.Л. Ординатетради 2-4 к . §12
Нащокина. Преобразовательные
планы В.В. Голицына. Юрий
Крижанич.
Детство Петра. Двоецарствие и
§13,вопросы,
царевна Софья. Начало
учить слова
царствования Петра. Азовские
Задание в
походы. Великое посольство
рабочей тетради 1,
1697 — 1698 гг.
3-5, 7.

Карта
«Российское
государство
накануне Петра
(Европейская
часть)».
Учебное видеоПѐтр
I.
Российская
империя. Проект
Леонида
Парфѐнова/
документальный
телесериал
(2002)
Карта «Северная
война (1700 –
1721)»

III

21

Народные движения
первой
четверти
XVIII в.

1

2223

Изменения
в
культуре и быте в
первой
четверти
XVIII в.

2

24

Повторительно-

1

Изменение системы городского
управления. Церковная
реформа. Аристократическая
оппозиция реформам Петра I.
Значение петровских
преобразований, окончательное
утверждение абсолютизма.
Причины народных восстаний в
петровскую эпоху.
Астраханское восстание.
Восстание под руководством
К.А. Булавина. Башкирское
восстание. Религиозные
выступления. Восстания
работных людей. Значение и
последствия народных выступлений.
Образование и наука. Расширение сети школ и специальных
учебных заведений. Открытие
Академии
наук.
Развитие
техники (А. Нартов). Создание
Кунсткамеры, Военно-морского
и Артиллерийского музеев.
Открытие
первой
научной
библиотеки.
Архитектура. Петропавловская
крепость, Дворец двенадцати
коллегий в Петербурге. Начало
сооружения
дворцового
ансамбля
в
Петергофе.
Изобразительное
искусство.
Изменения в быту. Новый
порядок
летосчисления.
Внедрение европейской одежды
и кухни. Ассамблеи. «Юности
честное зерцало». Значение
культурного
наследия
Петровской эпохи.

рабочей тетради
1-6.
§15-16, учить
слова, основные
даты.
§17, вопросы
Задание в рабочей
тетради 1-3, 5.

§18-19 Задание в
рабочей тетради
1,2,4,5+6
Повторение Гл.3

Контрольная работа

обобщающий урок

25

Дворцовые
перевороты

26

Внутренняя
политика в
1762 гг.

1

1
1725-

27

Внешняя политика
в 1725-1762 гг.

1

28

Наш край в первой
половине XVIII века

1

29 30

Внутренняя
политика
Екатерины II

2

«Россия в первой
четверти XVIII в.»,
понятийный диктант
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)
Причины
и
сущность
дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II.
Попытка ограничения власти
монарха Верховным тайным
советом в 1730 г. и ее неудача.
Анна Иоанновна и Иван
Антонович.
Правление
Елизаветы Петровны. Петр III и
его свержение.
Изменения
в
системе
центрального
управления.
Расширение
привилегий
дворянства.
Ужесточение
политики
в
отношении
крестьянства,
казачества,
национальных окраин..
Основные
направления
внешней политики. Россия и
Речь
Посполитая.
Русскотурецкая война 1735—1739 гг.
Русско-шведская война 1741—
1742 гг. Россия в Семилетней
войне 1756—1762 гг. П. А.
Румянцев. П. С. Салтыков.
Итоги внешней политики.
Сообщения
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (15 ч)
Особенности
внутренней
политики.
Политика
«просвещенного абсолютизма»:
задачи и значение. Уложенная
комиссия.
Золотой
век

§20-21задание в
рабочей тетради
2,3,5, 4,

§22, слова.
Задание в рабочей
тетради 1-5
Индивидуальное
задание:
сообщение на
тему «Русский
полководец П.А.
Румянцев»
§23. Задание в
рабочей тетради
1,3, 5

Повторить главу 4
§24 Задание в
рабочей тетради
1-5.

Атлас. История
России
XVIIXVIII века. 7
класс

российского
дворянства.
Расширение
помещичьего
землевладения.
Усиление
крепостничества. Жалованные
грамоты дворянству и городам.
Ужесточение
внутренней
политики в 1770—1790-е гг.:
причины
и
последствия.
Губернская реформа.
Причины войны. Пугачев и его
программа. Основные этапы
войны.
Расправа
с
восставшими.
Особенности
войны. Значение и последствия
войны.

31

Крестьянская война
под
предводительством
Е.И. Пугачева

1

32

Экономическое
развитие России во
второй
половине
XVIII в.

1

Начало разложения феодальнокрепостнической
системы.
Вольное
экономическое
общество. Сельское хозяйство.
Рост мануфактур и промыслов.
Предпринимательство.
Торговля. Финансы. Итоги
экономического развития.

3334

Внешняя политика
Екатерины II.

2

Основные
направления
внешней политики. Русскотурецкие
войны.
Русское

§25 вопросы.
Задание в рабочей
тетради 2,3,5.
Индивидуальное
задание:
сообщения на
темы «Развитие
торговли при
Екатерине II»,
«Финансы при
Екатерине II»
§26 Задание в
рабочей тетради 1,
2, 4, 7.
Индивидуальное
задание:
сообщения на
темы
«Полководец А.В.
Суворов»,
«Взятие русскими
войсками
крепости
Измаил»,
«Полководец Г.А.
Потѐмкин»,
«Флотоводец Ф.Ф.
Ушаков»
§27-28, Задания в
рабочей тетради
1,23 + 4, 6, 8

Атлас. История
России
XVIIXVIII века. 7
класс
Карта
«Крестьянская
война 1773-1775
гг.
под
предводительств
ом
Е.И.
Пугачева»

Атлас. История
России
XVIIXVIII века. 7

35

Внутренняя
и
внешняя политика
Павла I

1

36 37

Культура России во
второй
половине
XVIII в.

2

38

Родной край в XVIII
веке

1

39 40

Итоговое
повторение
обобщение

2
и

военное искусство. А. В. Суворов,
Ф.
Ф.
Ушаков.
Присоединение
Крыма,
Северного Причерноморья. Г.
А. Потемкин. Греческий проект
Екатерины II. Русско-шведская
война 1787—1791 гг. Политика
«вооруженного нейтралитета».
Борьба
с
революционной
Францией. Результаты внешней
политики Екатерины II.
Личность Павла I. Внутренняя
политика. Изменение порядка
престолонаследия. Политика в
отношении
крестьян.
Репрессии. Внешняя политика
Павла I. Заговор и убийство
Павла I.
Особенности
развития
художественной
культуры.
Литература:
основные
направления, течения, жанры и
писатели (В.К. Тредиаковский,
Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин,
Д.И.
Фонвизин).
Русские
просветители
и
их
взаимоотношения
с
самодержавием.
Первый
русский
профессиональный
постоянный публичный театр.
Крепостные театры. Музыка.
Изобразительное искусство..

класс

§29 Задание в
рабочей тетради
1-3, 5.

§30 Задание в
рабочей тетради
1-4,
§31-32 Задание в
рабочей тетради
1-3.
§33 Задание в
рабочей тетради 1,
3,5.
Подготовиться к
Итоговой
контрольной
работе
Доклады,
Повторение Главы 15
Контрольная работа
« История России.
Конец XVI-XVIII в.».
понятийный диктант

41 42

Резервные часы

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».