Адаптированная РП по обществознанию, 7 класс

Адаптированная
рабочая программа
основного общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по обществознанию, 7 класс

г. Александровск, 2023

Пояснительная записка
Статус рабочей программы.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
 стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015.
 авторской программы Обществознание, 6—9 классы (140 ч), авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат
педагогических наук
 Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
 http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даѐт распределение учебных часов по разделам,
последовательность изучения тем и разделов с учѐтом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний,
важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к
обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного
предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными
источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
В каждой теме до 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт
познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

●
●
●
●
●
●
●
●
●

работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства
коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации
социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции,
оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических
проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных
формах самоуправления.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к
социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского
общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в
психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные
источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития
нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического
контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и
вырабатывать своѐ собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики
диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать
решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать
межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания,
межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая
художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаѐтся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах,
выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить
изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние..
Место и роль курса в обучении.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения
учебного предмета «Обществознание» в 7 классе из расчета 1 учебный час в неделю.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт
гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за

некоторые виды преступлений. Соответственно курс даѐт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них —
«Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в
определѐнной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,
раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящен
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даѐт
представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется еѐ важнейшая роль в обществе — создание
материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов
рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает
раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Используемый учебно-методический комплект:
- Учебник Обществознание. 7 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2015
- Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 7 класс» (М.:
Просвещение, 2016).
- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Рабочая программа и технологические
карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013.
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Результаты освоения курса «Обществознание»
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в

жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация,
которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Наряду с этим используются метода социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д; задания на выявление операционных
жизненных ситуации и моделирование жизненных ситуации.
Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-знания и представления о нормах российского законодательства;
-знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
-коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и
т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную,
контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе
результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета,
контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия
обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в
классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Содержание курса
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля
и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях.

Экономика и еѐ основные участки. Экономика и еѐ роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность
труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые
формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа.
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности
Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники.
Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое обобщение.

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Тема урока,
дата

Планируемые результаты

Планируемые
результаты
для уч-ся с
ОВЗ

1-2

Что значит
жить по
правилам

Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры
индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты
различные правила этикета

09

Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в
качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог,
участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала,
принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к
новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу
познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

Домашне
е задание

Научатся
П.1, р.т.
называть
различные
виды правил,
приводить
примеры
индивидуальны
х и групповых
привычек,
объяснять,
зачем в
обществе
приняты
различные
правила
этикета

деятельности.
3-4

Права и
обязанности
граждан
09

Предметные: научатся определять, как права человека связаны с его потребностями,
научатся
П.2, р.т.
какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в определять, как
законе»
права человека
связаны с его
Метапредметные:
потребностями,
какие группы
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между прав
объектами.
существуют,
что означает
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются
выражение
мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от
«права
своей, согласовывают действия с партнером.
человека
закреплены в
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные
законе»
учителем ориентиры действия.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в
решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания.

5

Почему важно
соблюдать
законы

Предметные: научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок,
каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости,
почему свобода не может быть безграничной.

10

Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют
вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются
мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и

научатся
П.3, р.т.
определять,
почему
человеческому
обществу
нужен порядок,
каковы
способы
установления
порядка в
обществе, в
чем смысл

формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки
зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное
отношение к процессу познания.

6-7

Защита
Отечества
10

Предметные: научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит
обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от
службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к
выполнению воинского долга.
Метапредметные:
Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются
мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения,
анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,
строят свои взаимоотношения с их учетом.

8-9

Что такое

Предметные: научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность

справедливости
, почему
свобода не
может быть
безграничной.

научатся
определять,
почему нужна
регулярная
армия, в чем
состоит
обязательная
подготовка к
военной
службе,
отличия
военной
службы по
призыву от
службы по
контракту,
основные
обязанности
военнослужащ
их, как
готовить себя к
выполнению
воинского
долга

П.4, р.т.

научатся

П.5, р.т.

дисциплина

за несоблюдение.

10

Метапредметные:
Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем.

определять, что
такое
дисциплина, ее
виды и
ответственност
ь за
несоблюдение.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои
затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают
алгоритм деятельности при решении проблемы.
Личностные: определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур и религий.
10-11

Виновен –
отвечай

Предметные: научатся определять, кого называют законопослушным человеком,
признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних

11

Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности
человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности,
проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

научатся
определять,
кого называют
законопослушн
ым человеком,
признаки
противоправно
го поведения,
особенности
наказания
несовершеннол
етних

П.6, р.т.

научатся

П.7, р.т.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
12-13

Кто стоит на

Предметные: научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками

страже закона
11

правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции определять,
правоохранительных органов
какие задачи
стоят перед
Метапредметные:
сотрудниками
правоохраните
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в
льных органов,
качестве доказательства выдвигаемых положений.
какие органы
называют
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог,
правоохраните
участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.
льными,
функции
Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению,
правоохраните
принимают и сохраняют учебную задачу.
льных органов
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к
новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу
познания.

14

Практикум по
теме:
«Регулирован
ие поведения
людей в
обществе»
12

Предметные: научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными
материалами
Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности
человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной
задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют
обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового
учебного материала.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность,

научатся
Повт.
работать с
П.1-7
тестовыми
контрольноизмерительным
и материалами

сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
15-16

Экономика и
ее основные
участники

Предметные: научатся определять, как экономика служит людям, какая форма
хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют
основные участники экономики.

12

Метапредметные:
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между
объектами.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению,
принимают и сохраняют учебную задачу.

научатся
П.8, р.т.
определять, как
экономика
служит людям,
какая форма
хозяйствования
наиболее
успешно
решает цели
экономики, как
взаимодейству
ют основные
участники
экономики

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в
решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности.

17-18

Золотые руки
работника

Предметные: научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем
определяется размер заработной платы.

01

Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют
вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются
мнениями, понимают позицию партнѐра.

научатся
определять, из
чего
складывается
мастерство
работника, чем
определяется
размер
заработной
платы.

П.9, р.т.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещѐ не известно.
Личностные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения;
анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,
строят свои взаимоотношения с их учѐтом.

19-20

Производство:
затраты,
выручка,
прибыль

Предметные: научатся определять, какова роль разделения труда в развитии
производства, что такое прибыль, виды затрат.

01

Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных
задач.

Метапредметные:

Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении
проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к
взаимодействию.

научатся
определять,
какова роль
разделения
труда в
развитии
производства,
что такое
прибыль, виды
затрат.

П.10, р.т

научатся
определять, в
каких формах
можно
организовать
бизнес, каковы
виды бизнеса,
роль бизнеса в

П.11, р.т.

Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность,
сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
21-22

Виды и формы Предметные: научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес,
бизнеса
каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике
02

Метапредметные:
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных
задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности,
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.

экономике

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата, составляют план и последовательность действий.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в
решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности.
23-24

Обмен,
торговля,
реклама

Предметные: научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что
необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего
нужна реклама товаров и услуг

02

Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в
качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог,
участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают
существование других т.з.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала,
принимают и сохраняют учебную задачу.

научатся
П.12, р.т.
определять, как
обмен решает
задачи
экономики, что
необходимо
для выгодного
обмена, зачем
люди и страны
ведут
торговлю, для
чего нужна
реклама
товаров и услуг

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к
новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу
познания.
25-26

Деньги и их
функции

Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции

научатся давать П.13, р.т.
определение

03

Метапредметные:
Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей,
родителей, товарищей.

понятию
«деньги»,
определять их
функции

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета
позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
27

Экономика
семьи

Предметные: научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет
семьи.

03

Метапредметные:
Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

научатся
П.14, р.т.
определять, что
такое ресурсы
семьи,
составлять
бюджет семьи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного
решения коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную оценку своей успешности.
28

Практикум по

Предметные: научатся определять все термины и понятия раздела

научатся

Повт п. 8-

теме:
«Человек в
экономических
отношениях»
04

Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера.

определять все
термины и
понятия
раздела

14

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно
используют речевые средства.
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

29

Воздействие
человека на
природу
04

Предметные: научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать
воздействие человека на природу.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
используют общие приѐмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.

научатся
П.15, р.т
определять, что
такое
экологическая
угроза,
характеризоват
ь воздействие
человека на
природу.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации; оценивают правильность выполнения действия.
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.
30

Охранять
природу –
значит

Предметные: научатся давать определение понятия «экологическая мораль»,
характеризовать правила экологической морали

научатся
давать
определение

П.16, р.т

охранять
жизнь
04

Метапредметные:
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского
характера.

понятия
«экологическая
мораль»,
характеризоват
ь правила
экологической
морали

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
31

Закон на
страже
природы

Предметные: научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы

05

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского
характера.

Метапредметные:

научатся
П.17, р.т.
определять,
какие законы
стоят на страже
охраны
природы

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
32

Практикум по
теме:
«Человек и
природа»
05

Предметные: научатся анализировать свое отношение к окружающей среде
Метапредметные:
Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие

научатся
анализировать
свое
отношение к
окружающей
среде

Повт. П.
15-17

термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного
решения коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную оценку своей успешности.
33-34

Итоговое
повторение
05

Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно
используют речевые средства.
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

.Информационно-коммуникационные средства:
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD).
Мультимедийные презентации к урокам.
КИМы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО
Электронные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. 8 класс.
Литература для учителя обществознания (основная школа):
1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество
России, 2000.
2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Тишков В. А. Российский народ. Ккнига для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
9. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике.

http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс.
http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg— Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в
Интернете.
http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/— Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема»
.http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Технические средства обучения:
 компьютер,
 мультимедийный проектор,
 экран проекционный,
 принтер.
Учебно-практическое оборудование:
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».