Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по обществознанию, 7 класс г. Александровск, 2023 Пояснительная записка Статус рабочей программы. Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативно – правовых документов: Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»; стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015. авторской программы Обществознание, 6—9 классы (140 ч), авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даѐт распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения тем и разделов с учѐтом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. В каждой теме до 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: ● ● ● ● ● ● ● ● ● работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов; подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: - развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; - освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; - овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; - формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте: - освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность; - развитие абстрактного мышления; - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола; - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола; - становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке; - выработка жизненной философии, системы ценностей; - постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?». Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами. Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своѐ собственное мнение. Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных. Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаѐтся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.. Место и роль курса в обучении. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе из расчета 1 учебный час в неделю. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даѐт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определѐнной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даѐт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется еѐ важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). Используемый учебно-методический комплект: - Учебник Обществознание. 7 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2015 - Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 7 класс» (М.: Просвещение, 2016). - «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009. - Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013. - Компьютерные презентации по темам курса обществознание. Результаты освоения курса «Обществознание» Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют: - определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана); - установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; - осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. Наряду с этим используются метода социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д; задания на выявление операционных жизненных ситуации и моделирование жизненных ситуации. Предполагаемые результаты. В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться: -знания и представления о нормах российского законодательства; -знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности; -коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку . 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован). Содержание курса Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях. Экономика и еѐ основные участки. Экономика и еѐ роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговое обобщение. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, дата Планируемые результаты Планируемые результаты для уч-ся с ОВЗ 1-2 Что значит жить по правилам Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета 09 Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной Домашне е задание Научатся П.1, р.т. называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальны х и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета деятельности. 3-4 Права и обязанности граждан 09 Предметные: научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, научатся П.2, р.т. какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в определять, как законе» права человека связаны с его Метапредметные: потребностями, какие группы Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между прав объектами. существуют, что означает Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются выражение мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от «права своей, согласовывают действия с партнером. человека закреплены в Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные законе» учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. 5 Почему важно соблюдать законы Предметные: научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. 10 Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и научатся П.3, р.т. определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл формулируют цель, составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. 6-7 Защита Отечества 10 Предметные: научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. Метапредметные: Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. 8-9 Что такое Предметные: научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность справедливости , почему свобода не может быть безграничной. научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащ их, как готовить себя к выполнению воинского долга П.4, р.т. научатся П.5, р.т. дисциплина за несоблюдение. 10 Метапредметные: Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственност ь за несоблюдение. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Личностные: определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. 10-11 Виновен – отвечай Предметные: научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних 11 Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. научатся определять, кого называют законопослушн ым человеком, признаки противоправно го поведения, особенности наказания несовершеннол етних П.6, р.т. научатся П.7, р.т. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. 12-13 Кто стоит на Предметные: научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками страже закона 11 правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции определять, правоохранительных органов какие задачи стоят перед Метапредметные: сотрудниками правоохраните Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в льных органов, качестве доказательства выдвигаемых положений. какие органы называют Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, правоохраните участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. льными, функции Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, правоохраните принимают и сохраняют учебную задачу. льных органов Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. 14 Практикум по теме: «Регулирован ие поведения людей в обществе» 12 Предметные: научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, научатся Повт. работать с П.1-7 тестовыми контрольноизмерительным и материалами сохраняют мотивацию к учебной деятельности. 15-16 Экономика и ее основные участники Предметные: научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. 12 Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. научатся П.8, р.т. определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодейству ют основные участники экономики Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. 17-18 Золотые руки работника Предметные: научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. 01 Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнѐра. научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. П.9, р.т. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещѐ не известно. Личностные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учѐтом. 19-20 Производство: затраты, выручка, прибыль Предметные: научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. 01 Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Метапредметные: Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. П.10, р.т научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в П.11, р.т. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. 21-22 Виды и формы Предметные: научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, бизнеса каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике 02 Метапредметные: Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. экономике Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. 23-24 Обмен, торговля, реклама Предметные: научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг 02 Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. научатся П.12, р.т. определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. 25-26 Деньги и их функции Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции научатся давать П.13, р.т. определение 03 Метапредметные: Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. понятию «деньги», определять их функции Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 27 Экономика семьи Предметные: научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи. 03 Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. научатся П.14, р.т. определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. 28 Практикум по Предметные: научатся определять все термины и понятия раздела научатся Повт п. 8- теме: «Человек в экономических отношениях» 04 Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. определять все термины и понятия раздела 14 Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. 29 Воздействие человека на природу 04 Предметные: научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приѐмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. научатся П.15, р.т определять, что такое экологическая угроза, характеризоват ь воздействие человека на природу. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; оценивают правильность выполнения действия. Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. 30 Охранять природу – значит Предметные: научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали научатся давать определение П.16, р.т охранять жизнь 04 Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. понятия «экологическая мораль», характеризоват ь правила экологической морали Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. 31 Закон на страже природы Предметные: научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы 05 Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Метапредметные: научатся П.17, р.т. определять, какие законы стоят на страже охраны природы Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. 32 Практикум по теме: «Человек и природа» 05 Предметные: научатся анализировать свое отношение к окружающей среде Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие научатся анализировать свое отношение к окружающей среде Повт. П. 15-17 термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. 33-34 Итоговое повторение 05 Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. .Информационно-коммуникационные средства: Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD). Мультимедийные презентации к урокам. КИМы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО Электронные пособия: Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. 8 класс. Литература для учителя обществознания (основная школа): 1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. 3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008. 4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001. 5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007. 6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001. 7. Тишков В. А. Российский народ. Ккнига для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010. 8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008. 9. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008. 10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс. http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg— Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/— Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема» .http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер. Учебно-практическое оборудование: -аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.