Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Психология 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Согласовано»
Заместитель директора по МР
Казанцев Е.В.

Рабочая программа по психологии
для учащихся 5 класса
на 2024-2025 учебный год

Составитель программы
Горбачева Елена Юрьевна
учитель психологии,
педагог-психолог

2024 г.

1

Пояснительная записка
Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» имеет психолого-педагогическую
направленность и предназначена для групповой работы с подростками. По функциональному
предназначению носит профилактический характер. Срок реализации – 1 год.
Крайне значимым является младший подростковый возраст (10—12 лет), ведь это время перестройки
всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному
внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь возможность
сформировать адекватную самооценку. Вместе с тем они чувствуют, что не умеют, не могут оценить
себя, не знают, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Защитные
личностные механизмы поведения, наиболее активно формирующиеся в старшем подростковом
возрасте, еще не сложились: ребята открыты для общения со взрослыми, их внушаемость повышена,
поэтому взрослые оказывают на них значительное влияние. Их опыт активного социального
взаимодействия со сверстниками пока еще не достаточен, его предстоит расширить и освоить лишь в
старшем подростковом возрасте. Пока еще не начался период активных конкретных действий,
экспериментирования. Младшие школьники уже вполне самостоятельны и инициативны, однако им не
хватает критичности и умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что
период с 10 до 12 лет является тем отрезком в жизни школьника, где он уже и не ребенок, но еще и не
подросток, что неизбежно порождает ряд проблем данного периода.
По мнению Г. А. Цукерман, «именно на границе детства и отрочества в предподростковом возрасте
(10—12 лет) школьникам необходимо помочь в том трудном деле, которым они полубессознательно
начинают заниматься: постановке задач саморазвития и поиске средств их решения». Важно успеть
заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьников, сформировать у ребят
психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.
Программа составлена на основе авторской программы Смирновой Е.Е. «Познаю себя и учусь
управлять собой»: программа уроков психологии для младших подростков (10 – 12 лет). – СПб: Речь,
2007.
Актуальность программы.
Психолог, работающий в школе, рано или поздно сталкивается с характерной проблемой: поскольку
в поле его зрения чаще всего попадают дети «группы психолого-педагогического риска», то он и
работает в основном только с этим контингентом, не охватывая своим вниманием остальных ребят.
Общение со школьными психологами показывает, что, как правило, они знают только так называемых
«проблемных» детей, с которыми проводят коррекционно-развивающую работу. В итоге ни они толком
не знают остальных детей, их проблемы (возможно, лишь по результатам диагностики), ни сами ребята
не имеют представления, кто такой психолог, чем он может помочь.
В связи с тем, что риск нарушения психологического здоровья каждого из учащихся достаточно
велик, желательно, чтобы по возможности велась не эпизодическая работа с отдельными детьми или
группами ребят, а предлагалась система психопрофилактических занятий, в которые были бы
вовлечены все школьники, например, одной параллели. Следовательно, необходима регулярная работа
психолога с коллективом класса, включенная в сетку учебных часов и являющаяся для учеников
обязательной. В этом случае психологические профилактические занятия с многочисленной группой
(целым классом 20—25 человек) дают возможность постоянного контакта с учениками, хотя бы в
рамках школьного расписания.
И это, наверное, единственно возможный путь добиться некоторого положительного результата в
условиях, когда на школу, в которой обучаются 500-600 человек, приходится один психолог.
Таким образом, актуальность программы обусловлена необходимостью включения дополнительных
психологических занятий в целостный педагогический процесс.
Отличительные особенности программы.
Предлагаемый курс занятий (уроков психологии) предназначен для работы с детьми младшего
подросткового возраста (школьниками 5 классов).
2

Работа по программе направлена на решение задач, которые были сформулированы Р. Бернсом
применительно к развитию Я-концепции, а именно: «на поддержку в учениках следующих проявлений:
более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с
юмором; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных
достоинств и недостатков». В ходе работы ребята учатся лучше понимать и принимать себя, видеть
свои сильные и слабые стороны, ощущать единение с другими людьми. Они активно овладевают
знаниями и умениями, которые впоследствии используются ими в учебе и жизни.
Работа с целым классом учащихся требует наличия определенных методических приемов, которые
определялись возрастными особенностями учащихся, дидактическими и психологическими
возможностями, задачами каждого конкретного занятия. Исходя из этого, занятия психологией в сетке
школьных часов были построены по схеме урока с элементами тренинга. Сначала ребятам
предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной,
«отыгрывается» в течение занятия.
Цель программы: способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и
других, умеющих анализировать и контролировать ситуацию и своё поведение, осознающей
ответственность за своё здоровье.
Задачи реализации программы:
- обеспечение школьника средствами самопознания;
- повышение представлений школьника o ценности самого себя и других людей; формирование
положительного образа «Я»;
- повышение самопонимания и пониания других;
- воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых,
учебных, a также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;
- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, пpеoдoления зaтpyднeний в
учебе и дpугиx видах дeятельнoсти;
- развитие представлений o ценности здоровья.
Методы проведения занятий:
- элементы сказкотерапии (анализ сказок);
- визуализация;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
- игровые методы;
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- групповая дискуссия;
- ассоциативные методики;
- мозговой штурм;
- проективные методы вербального и рисуночного типа.
Форма занятий:

Режим работы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов - 34. Периодичность проведения
занятий 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы:
При условии активного участия на уроках школьники могут повысить свою мотивацию, овладеть
навыками эмпатии, научиться лучше понимать окружающих, достойно выражать свои чувства,
преодолевать трудности в учебе и поведении, развивать свои способности, уметь противодействовать
чужому влиянию, а значит — суметь сохранить свое психологическое здоровье.
Способы проверки результатов освоения программы:
3

Для отслеживания динамики развития подростков в начале и конце года проводится диагностика по
методике «Оцени себя сам», а по окончании курса анкетирование с целью получения обратной связи о
целесообразности занятий психологией, также осуществляются беседы с учителями и родителями.
Критерии результативности:
- проявление устойчивого интереса к содержанию программы;
- активное участие;
- высокий уровень качества выполнения практических заданий;
- глубокий уровень саморефлексии;
Материально-методическое обеспечение:

Организационно-содержательное построение занятия.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал обычно придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для
создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обо-значением в понятной для
ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию»
или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».)
Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия или обсуждение домашнего
задания.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических
упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ
выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает форму-лирование основных
результатов, достигнутых на уроке, в форме открытого обсуждения. Ученики высказывают свое
мнение, удалось ли достичь цели занятия. Если необходимо, дается домашнее задание.
Работа в основном проводится за партами. Соответственно, большинство упражнений адаптированы
к данным условиям. При наличии свободного места некоторые из упражнений можно провести,
расположившись в кругу.
Проведение определенных заданий, групповых дискуссий требует организации ребят в большие и
малые группы. Объединить ребят в группы можно по-разному: по колонкам, по сидящим за одной
партой (в пары) или за соседними партами (в четверки), предложив рассчитаться на «первый—второй»,
«по сезонам, в которые родились», по жребию и др.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11

Темы учебного занятия

Количество часов

Знакомство. Введение в мир психологии.
Какой Я? Что Я знаю о себе?
Я не такой, как все, и все мы разные.
Я – уникальный.
Я в своих глазах и в глазах других людей.
Как победить своего дракона?
Я могу…
Мои сильные стороны.
Как достичь цели.
Я – творец своей жизни.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

4

12

Мысли, чувства и поведение людей.

1

13
14

Какие бывают эмоции?
Где живут мои эмоции?

1
1

15
16

Как узнать эмоцию?
Чувства полезные и вредные

1
1

17
18
19
20
21

Чувства людей и их поведение
Застенчивость и неуверенность в себе
Обида.
Злость и агрессия.
Что делать со злостью и агрессией?

1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34

Как управлять своими эмоциями?
В поисках достойных путей выражения
чувств.
Стресс. Как с ним справиться?
Уверенность в себе – залог успеха в
жизни.
Типичные проблемы.
Жизненные ценности.
Опасные последствия (Конфликт).
Сотрудничество или конкуренция в
конфликте.
Учимся говорить «нет»
Друзья.
Кто такой настоящий друг.
Подведение итогов. «Звездная карта
жизни».

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34

5

Содержание курса
Тема 1. Знакомство. Введение в мир психологии.
Цели: создание благоприятных условий для работы, установление контакта с учащимися,
информирование о целях занятий, формирование положительной мотивации, обсуждение правил
групповой работы.
Знакомство. Придумывается ритуал приветствия.
Принятия правил поведения на занятиях.
Рассказать ребятам о целях занятий и об их особенностях.
Упражнение «Кто Я?»
Упражнение «Незаконченные предложения».
Тема 2. Какой Я? Что Я знаю о себе?
Цели: содействие в формировании гармоничной Я-концепции, развитие навыка самоанализа,
принятия себя.
Упражнение «Какой Я? Чем Я отличаюсь от других людей?»
Упражнение «Мой герб».
Тема 3. Я не такой, как все, и все мы разные.
Цели: стимулирование осознания учащимися своих индивидуальных личностных черт и
сопоставление себя с окружающими.
Упражнение «Мой внутренний мир».
Анализ притчи X. Пезешкиана о вороне и павлине.
Упражнение «Сходство и различие».
Работа в тетрадях.
Тема 4. Я – уникальный.
Цели: содействие процессу формирования уважения и принятия учащимися самих себя, повышению
их самооценки посредством предоставления обратной связи.
Упражнение «Скажи о себе что-то хорошее». Учащиеся по очереди вытаскивают карточку, на
которой написано какое-то одно незаконченное предложение. Его надо закончить.
Упражнение «Пять добрых слов».
Упражнение «Я — уникальный».
Тема 5. Я в своих глазах и в глазах других людей.
Цель: закрепление навыков самоанализа и анализа других людей, повышение самооценки на основе
получения обратной связи. Упражнение «Домики».
Работа в тетрадях: учащимся надо закончить предложения.
Упражнение «Сердце класса».
Домашнее задание: сделать рисунок своей семьи, где все заняты свои делом.
Тема 6. Как победить своего дракона?
Цели: формирование у учащихся способности выявлять, анализировать свои недостатки, относиться
к ним как к нормальным особенностям личности любого человека, находить пути их преодоления.
Групповая дискуссия: что такое достоинства и недостатки? у всех ли людей они есть? В ходе
обсуждения учащиеся приходят к выводу, что все люди имеют как сильные, так и слабые стороны.
Работа в тетрадях.
Упражнение «Стряхни».
Упражнение «Дракон моих недостатков».
Домашнее задание: придумать и написать историю или сказку о том, как они будут бороться со
своими недостатками, победят своего дракона.
Тема 7. Я могу…
Цели: создание условий для самораскрытия и осознания учащимися своих сильных сторон личности.
Проверка домашнего задания.
6

Игра «Незаконченные предложения». Ребята в быстром темпе перебрасывают друг другу мяч. Тот,
кому он попадает в руки, быстро называет какое-либо свое умение: «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я
умею смеяться» и т. п.
Анализ сказки О. Горьковой «Фламинго».
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
Тема 8. Мои сильные стороны.
Цели: осознание учащимися своих качеств, на которые они могут положиться в жизни;
формирование способности опираться на сильные стороны своей личности.
Работа в тетради: «Мои успехи зависят от...»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Домашнее задание: вспомнить сказку «Цветик-семицветик». Нарисовать ромашку и поместить в
ее центре слова «Я хочу». На лепестках у этой ромашки указать свои желания, устремления, цели.
Тема 9. Как достичь цели. Цели: формирование у учащихся способности формулировать свои цели и
находить способы достижения этих целей.
Проверка домашнего задания. Ребята при желании показывают свои рисунки и рассказывают о них.
Упражнение «Лесенка».
Анализ сказки О. Колосовой «О славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном
Аэроплане».
Тема 10. Я – творец своей жизни.
Цели: формирование у учащихся способности планировать свое будущее, повышение их
уверенности в себе, необходимой для достижения цели.
Упражнение «Машина времени».
Упражнение «Мои цели».
Упражнение «Вспомни успех».
Тема 11. Мысли, чувства и поведение людей.
Цели: знакомство учащихся с психологическими понятиями «чувства», «мысли», «поведение»,
формирование способностей различать их внутри себя.
Групповая дискуссия: что такое чувства, мысли и поведение людей?
Все люди обладают тремя психологическими свойствами. Они умеют чувствовать, думать и
действовать.
Упражнение «Знатоки чувств».
Работа в тетрадях.
Тема 12. Какие бывают эмоции?
Цели: формирование у учащихся представлений о богатстве эмоциональных проявлений человека.
Упражнение «Таблица чувств».
Анализ притчи Н. Пезешкиана «Легкое лечение».
Работа в тетрадях.
Тема 13. Где живут мои эмоции?
Цели: осознание учащимися важности эмоций в жизни человека, изучение особенностей их телесных
проявлений и внутренних переживаний.
Упражнение «Здравствуй».
Анализ сказки Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств».
Работа в тетрадях.
Упражнение «Создание шедевра».

7

Тема 14. Как узнать эмоцию?
Цели: развитие навыков идентификации эмоциональных состояний по невербальным признакам у
себя и у других людей.
Групповая дискуссия: каким образом человек может понять, какие эмоции испытывает, ведь себя со
стороны рассмотреть удается не всегда?
Упражнение «Передача чувств».
Упражнение «Этюды с животными».
Упражнение «Дорисуй эмоцию».
Домашнее задание: в рабочих тетрадях дорисовать, какая мимика характерна для разных эмоций.
Можно предложить изобразить следующие эмоции: радость, грусть, злость, страх, счастье.
Тема 15. Чувства полезные и вредные.
Цели: осознание учащимися значимости различных эмоций в жизни человека.
Групповая дискуссия: бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Упражнение «Польза и вред эмоций».
Продолжение чтения сказки Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств».
Тема 16. Чувства людей и их поведение
Цели: формирование у учащихся способностей распознавать и анализировать разные виды
поведения, находить конструктивные способы поведения в различных ситуациях.
Групповая дискуссия: все люди способны не только испытывать различные чувства, но и проявлять
их. Каждый из нас обладает собственными мыслями и чувствами. Чувства во многом определяют
поступки человека, и поэтому наше поведение во многом зависит оттого, что мы думаем и чувствуем в
разных ситуациях.
Упражнение «Уверенные, неуверенные и грубые ответы».
Упражнение «Сила слова».
Работа в тетрадях.
Домашнее задание. Учащимся предлагается понаблюдать за собой и окружающими: как
проявляется у людей в жизни уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.
Тема 17. Застенчивость и неуверенность в себе.
Цели: развитие представлений об особенностях поведения неуверенного человека, содействие
осознанию того, что неуверенность может мешать в жизни. 11Упражнение «Неуверенность и ее маски».
Упражнение «Неуверенный—уверенный—самоуверенный».
Упражнение «Зеркало».
Тема 18. Обида.
Цели: формирование способности анализировать чувство обиды иего влияние на взаимоотношения
людей, развитие навыков конструктивного избавления от обиды.
Групповая дискуссия: что такое обиды? когда и за что люди обижаются друг на друга?
Упражнение «Детские обиды».
Упражнение «Как выразить обиду и досаду».
Упражнение «Копилка обид».
Домашнее задание. Выполняется по желанию. Учащимся предлагается вспомнить недавнюю обиду
и написать на отдельном листочке письмо своему обидчику. В нем сначала надо написать человеку то,
какие мысли о нем и его поступке возникли, но потом попытаться оправдать и простить его, также
зафиксировав ход своих мыслей на бумаге.
Тема 19. Злость и агрессия.
Цели: формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние,
осознавать вред агрессивного поведения.
Групповая дискуссия: в каких ситуациях люди злятся друг на друга? Чем полезна и вредна злость?
Как может проявляться злость?
Упражнение «Как я зол».
8

Упражнение «Агрессивное существо».
Упражнение «Рецепт агрессивности».
Анализ притчи «Небеса и ад».
Тема 20. Что делать со злостью и агрессией?
Цели: формирование у учащихся способности осознавать свою агрессивность, обучение способам
безопасной разрядки агрессии.
Групповая дискуссия. Учащиеся размышляют, что делать с агрессией и гневом. Обсуждаются
способы поведения человека в ситуации, когда кто-то обзывается, ругается.
Упражнение «Лист гнева».
Упражнение «Датский бокс».
Упражнение «Договор о поведении».
Упражнение «Подарок для самого агрессивного».
Тема 21. Как управлять своими эмоциями?

9

Цели: формирование у учащихся способности осознавать свои чувства, обучение конструктивным
способам управления эмоциональным состоянием.
Групповая дискуссия: почему так происходит, что некоторые эмоции хочется по возможности
исключить из своей жизни?.. Что происходит с нами, когда мы испытываем какую-нибудь
отрицательную эмоцию?
Анализ притчи.
Упражнение «Как управлять своими эмоциями».
Памятка. Как управлять эмоциями.
Упражнение «Вверх по радуге».
Упражнение «Выкинь».
Тема 22. В поисках достойных путей выражения чувств.
Цели: формирование у учащихся способности выражать свои эмоции в неагрессивной, безоценочной
манере, обучение навыку «Я-сообщений».
Упражнение «Встреча».
Упражнение «Поиск достойных путей выражения чувств».
Работа в тетрадях: каждый учащийся получает карточку с описанием ситуации, к которой ему надо
составить «Я-высказывание».
Домашнее задание: в общении с окружающими людьми стараться практиковаться в использовании
«Я-высказываний».
Тема 23. Стресс. Как с ним справиться?
Цели: формирование у учащихся навыков сопротивления стрессовым ситуациям.
Групповая дискуссия. Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в
наиболее сложных, трудных условиях, в ответ на любую ситуацию, представляющую реальную или
предполагаемую угрозу физическому или душевному благополучию человека, мобилизующее
защитные силы организма и психики.
Какие это могут быть ситуации?
Диагностический тест «Мой уровень напряжения».
Работа в тетрадях. Учащиеся заполняют таблицу «Как справиться со стрессовой ситуацией».
Упражнения, способствующие преодолению стресса.
Упражнение «Встреча со стрессом».
Тема 24. Уверенность в себе – залог успеха в жизни.

10

Цели: формирование у учащихся способности концентрации силы внимания для достижения
уверенности в себе, осознание своих достижений, развитие навыков уверенного поведения.
Групповая дискуссия: «Нужна ли человеку уверенность в себе?». В ходе обсуждения выясняется, что
уверенность крайне необходима, так как если человек уверен в себе, то сможет выразить свои желания,
потребности так, чтобы это не затронуло чувства окружающих. Он способен строить отношения на
равных, умеет обратиться с просьбой к человеку и в случае необходимости вежливо ответить отказом.
Тест «Насколько я уверен в себе».
Анализ притчи «О двух лягушках».
Упражнение «Круг силы».
Упражнение «Копилка моих успехов, хороших поступков».
Тема 25. Типичные проблемы.
Цели: формирование способов конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развитие
умения принимать ответственность за свои поступки.
В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты характера,осложняющие
нам жизнь. В то же время, если хорошенько повспоминать, найдутся примеры, показывающие, что мы
вполне способны с ними справиться.
А с какими сложными ситуациями вы сталкивались в жизни?
Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!».
Работа в тетрадях.
Анализ индийской сказки
Тема 26. Жизненные ценности.
Цели: формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих
здоровье, развитие представлений о коварстве одурманивающих веществ.
Групповая дискуссия в ходе которой раскрываются три составляющие здоровья: физическое,
психическое, духовное.
Проективная диагностическая методика Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани».
Упражнение «Ценности здорового образа жизни».
Анализ сказки А. Г. Макеевой «Сказка про злых чародеев».
Домашнее задание: написать небольшой рассказ на тему «Что означает для меня здоровый образ
жизни?» и нарисовать иллюстрацию к сказке.
Тема 27. Опасные последствия.

11

Цели: формирование у учащихся представлений об опасности «безопасных» форм одурманивания,
последствиях употребления психоактивных веществ, углубление понимания, в чем состоит их вред.
Проверка домашнего задания.
Упражнение «Последствия».
Упражнение «Зависимости».
Упражнение «Вредные советы».
Тема 28 Учимся говорить «нет».
Цели: формирование у учащихся навыков противостояния давлению, «культуры отказа», развитие
умения принимать ответственность за собственную жизнь.
Групповая дискуссия: «Как люди вокруг нас могут оказывать влияние на наше поведение? Зачем и в
каких ситуациях надо людям умение говорить "нет"?»
Упражнение «Откажись».
Памятка. Способы сказать «нет».
Тема 29. Друзья.
Цели: осознание учащимся важности дружбы и настоящих друзей в жизни человека.
Групповая дискуссия: что такое дружба? Какие ассоциации возникаюту вас, когда вы слышите это
слово?
Анализ сказки О. Поддубной «Сказка о Звездочке».
Работа в тетрадях.
Упражнение «Рисунок сообща».
Тема 30. Кто такой настоящий друг.
Цели: осознание учащимися значения дружбы в жизни людей, определение своей способности быть
хорошим другом.
Групповая дискуссия: каким должен быть настоящий друг, как он должен себя вести? А какие вы как
друзья? Почему вы так считаете?
Диагностический тест «Настоящий друг».
Упражнение «Границы дружбы».
Упражнение «Рисунок в подарок другу».
Тема 31. Подведение итогов. «Звездная карта жизни».

12

Цели: осознание учащимися своих достижений на занятиях, обобщение и закрепление полученных
знаний и навыков, подведение итогов. Учащимся предлагается пролистать свои тетради и вспомнить
все, чем они занимались. В обсуждении необходимо пройти по всем тематическим блокам.
Анализ притчи.
Упражнение «Моя вселенная».
Упражнение «Декларация моей самоценности».
Подведение итогов.
Литература:
1.Смирнова Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой»: программа уроков психологии для
младших подростков (10 – 12 лет). – СПб: Речь, 2007.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».