Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Согласовано»
Заместитель директора по МР
Казанцев Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПСИХОЛОГИИ
ДЛЯ 6 -7 КЛАССА
НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Горбачева Елена Юрьевна
учитель психологии,
педагог-психолог
2024 г.
Пояснительная записка
Программа «Психология» была разработана согласно программе «Психология» учебный
курс для III – XI классов» (авторы: А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, А.М.
Прихожан, Н.Н. Толстых), рекомендованной редакционно-издательским советом Российской
академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.
Цель программы «Психология»: приобщение каждого школьника к психологической
культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека.
Данная цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к
полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры,
его собственным внутренним миром.
Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих
становление личности ребёнка:
формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;
пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе;
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной
направленности и пр.);
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов,
идеалов, ценностных ориентаций);
развитие эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроение и так далее);
понимание чувств настроений, переживаний других людей.
При разработке программы «Психология» необходимо было опираться как на общие
научные знания в области психологии, так и на знание основных закономерностей психического и
логического развития на этапах школьного детства, отрочества и ранней юности. Важно, чтобы у
школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе
как человеке.
Поэтому, при разработке программы «Психология» учитывалось, что младший
подростковый возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к
самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, характера,
темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. При
работе с более старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к
окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.
Программа учебного курса «Психология» для гимназии включает в себя тематический и
поурочный планы на каждый год обучения с 6 по 7 класс.
Программа составлена из расчёта 35 учебных часов в год – 1 урок в неделю. В программе
указано количество часов на изучение каждой темы. Учитель (педагог – психолог) может
самостоятельно распределить часы по темам программы и выбрать конкретную форму проведения
занятий в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и условий работы в том или
ином классе.
Материал, предусмотренный каждым тематическим планом, рассчитан на изучение в
течение одного года. Однако по усмотрению администрации и преподавателя психологии этот
материал можно изучать и в течение одного года и в течение полугода. Всё зависит от
необходимых конкретных условий: уровня развития обучающихся, степени профессиональной
подготовки педагога – психолога, резерва времени, желания родителей и самих обучающихся.
2
Содержание программы учебного курса
Отбор и распределение научного материала по классам для преподавания психологии в
школе связаны как с логикой самой науки, так и с логикой возрастных закономерностей
психического развития школьников.
При определении содержательной последовательности научных знаний учитывались
прежде всего сензитивность возраста к восприятию тех или иных влияний и его ответственность
за развитие основных психологических новообразований данного этапа онтогенеза.
Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную
включённость ребёнка в эту деятельность, создаёт благоприятные условия для развития
познавательной сферы – ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания,
речи. Всё это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой. Взаимообусловленность
познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу
общего развития ребёнка, развития его общих способностей и основных психологических
новообразований возраста.
Школьники каждого подросткового класса – 6, 7го – наряду с общей тенденцией развития
в этом возрасте имеют свои существенные психологические особенности.
6-й класс или младший подростковый возраст – сложный возрастной период, суть которого
заключается в переходном характере развития ребёнка, в значительной степени определяемом
условиями педагогического процесса. Ребёнок переходит из начальной школы в среднюю, что с
одной стороны, создаёт для него известные трудности (новые учителя, более сложный учебный
материал, повышенные, по сравнению с начальной школой, требования, с другой – раскрывает
новые горизонты развития.
Программа преподавания психологии для детей этого возраста должна учитывать, что 6-й
класс является сензитивным периодом: для начала развития специальных способностей и
интересов к разным сторонам знания, чему способствует предметное обучение и встреча на уроках
с разными учителями; для начала осознания и развития своей индивидуальности, что связано с
пониманием своих способностей, характера, темперамента, обнаруживающихся в процессах
учения, общения, поведения; для понимания индивидуальных особенностей людей.
При разработке программы для младших подростков учитывалось, что этот возраст
является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самим себе, для
постепенного понимания своих возможностей, способностей. Особенностей характера,
темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
При работе с более старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии
доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения и межличностных отношений.
Преподавание психологии в школе предполагает сотрудничество подростков и
старшеклассников со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной
самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот
период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит
осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и
стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды
на жизнь, отношения между людьми, своё будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Быть может, основной смысл личностного развития в подростковом и раннем юношеском
возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей
индивидуальности, в понимании и признании того, что и любой другой человек столь же уникален
и индивидуален.
Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как «зона
ближайшего развития» личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при
разработке программы учебного курса.
3
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Учебно-тематический план
Название темы
Количество
часов
6-й класс
«Основные психические процессы»
Введение
1
Ощущение
2
Восприятие
2
Память
4
Воображение
4
Внимание
4
Психологический практикум
1
Мышление
4
Речь
2
Эмоции
4
Воля
2
Психологический практикум
2
Заключение
1
Итого:
35 часов
7-й класс
Модуль
«Психические свойства личности: способности, характер, темперамент»
Введение
2
Способности
8
Характер
3
Темперамент
3
Обобщение по модулю
1
Модуль
«Психология общения»
Как складывается впечатление о другом человеке
2
Как люди воспринимают друг друга
2
Особенности восприятия человека детьми и взрослыми
1
Как общаются разные люди
2
Виды общения
2
Общение и отношения
2
Общение и понимание людьми друг друга
2
Особенности понимания человека детьми и взрослыми
1
Я живу среди людей
2
Обобщение по модулю
1
Заключение
1
Итого
35 часов
4
5
5. Календарно-тематический план
6 класс
Урок 1. Сам себе психолог
Тема 1. Ощущение
Урок 2. Что такое ощущение
Урок 3. Как мы ощущаем окружающий мир
Урок 4. Все ли мы ощущаем
Урок 5. К каким ощущениям невозможно
привыкнуть
Тема 2. Восприятие
Урок 6. Что такое восприятие
Урок 7.Ошибки восприятия
Тема 3. Память
Урок 8.Что такое память
Урок 9. Удобные способы запоминания
Урок 10. Виды памяти
Тема 4. Воображение
Урок 11. Что такое воображение
Урок 12.Произвольное и непроизвольное воображение
Урок 13. Воображение можно развивать
Тема 5. Внимание
Урок 14. Что такое внимание и зачем оно нужно
Урок 15. Произвольное и непроизвольное
внимание
Урок 16.Внимание имеет много интересных
свойств
Урок 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Тема 6. Мышление
Урок 18. Зачем человеку мышление
Урок 19. С чего начинается мышление
Урок 20. Мыслительные действия
Урок 21.Что такое ум и кого можно назвать умным
человеком
Урок 22. Почему наша мысль становиться понятна другим
людям
6
Тема 7. Речь
Урок 23. Что такое наша речь
Урок 24. Как мы понимаем речь и говорим сами
Урок 25. Развитие речи
Тема 8. Эмоции
Урок 26.Что такое эмоции
Урок 27. Положительные и отрицательные эмоции
Урок 28.Сила эмоций
Урок 29. Зачем нужны эмоции
Урок 30. Как можно изучать эмоции
Урок 31.Мы управляем эмоциями или они управляют нами
Тема 9. Воля
Урок 32. Что такое воля
Урок 33. Как действует воля
Урок 34. Каждый человек может стать волевым
Урок 35. Психологический практикум
6. Календарно-тематический план
7 класс
Урок 1.Введение. Что такое наука психология
Урок 2. Что изучает наука психология и зачем её нужно знать
Тема 1. «Психические свойства личности: способности, характер, темперамент»
Урок 3, Психические свойства личности: способности, характер, темперамент
(психологический практикум)
Урок 4. Возникновение способностей в истории человечества
Урок 5.
Урок 6. Что такое общие способности
Урок 7. Виды общих способностей
Урок 8. Что такое специальные способности
Урок 9. Познавательная активность
Урок 10. Способности и школа (психологический практикум)
Урок 11. Что такое характер. Черты характера
Урок 12. Как проявляются черты характера
Урок 13.Характер и успехи в школе (психологический практикум)
Урок 14. Что такое темперамент. Психологическая характеристика темперамента
Урок 15. Темперамент и общение. Темперамент и способности
7
Урок 16. Темперамент и характер (психологический практикум)
Урок 17. Обобщение по модулю
Тема 2. «Психология общения»
Урок 18. Введение. Психология общения
Урок 19. Что такое внешний вид человека
Урок 20. О чём говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке
Урок 21. Первое впечатление на человека. Реакция на новизну (психологический практикум)
Урок 22. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка
Урок 23. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми.(психологический практикум)
Урок 24. Психологические особенности человека и общение
Урок 25. Навыки, стиль и манера общения. Подстройка в общении
Урок 26. Виды общения
Урок 27. Межличностные, личные и деловые отношения
Урок 28 Чувства симпатии и антипатии. Товарищество, дружба и любовь (психологический практикум)
Урок 29. Общение и понимание людьми друг друга
Урок 30. Понимание чувств другого человека
Урок 31. Особенности понимания человека детьми и взрослыми
Урок 32. Что значит быть воспитанным, культурным человеком
Урок 33. Что значит быть воспитанным, культурным человеком (психологический практикум)
Урок 34. Заключение(итоговая контрольная работа)
Урок 35. Обобщение изученного за год.
8
6. Требования к уровню подготовки обучающихся
Знания, полученные обучающимися при освоении программы «Психология» учебный курс
для V – XI классов», должны стать основанием для последующего овладения выпускниками
основами психологического знания.
Уровень понимания, а следовательно, и успешное овладение этим материалом опирается на
актуализацию знаний и личностного смысла обучающихся, полученные на данном этапе изучения
психологии.
В результате изучения программы «Психология» учебный курс для V – XI классов»
выпускник гимназии должен
знать:
o основные психологические термины и понятия;
o возможности саморазвития своей личности;
o условия для осознания позитивного семейного опыта;
o о психологии любви и её составляющих;
o о значении психологического климата семьи;
o о способах выбора профессии
уметь:
o применять полученные знания в жизни;
o правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;
o формировать собственную позицию в отношениях между девушкой и юношей;
o вырабатывать и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
o владеть приёмами саморегуляции психики в стрессовых ситуациях
иметь представление:
o о личности;
o о ценности жизни;
o о психологической поддержки в определении своих интересов и способностей;
o о психологической готовности к самоопределению.
Психологическая готовность к самоопределению выпускника гимназии предполагает:
o сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего
самосознания;
o развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее
богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки,
многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы;
o становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих
интересов, способностей, психологических и иных особенностей каждым выпускником школы.
В результате обучения предполагается формирование некоторых качеств личности
(навыков) в соответствии с программой «Психология» учебный курс для V – XI классов», где
говорится, что выпускник гимназии должен быть:
o уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
o целеустремлённым (брать на себя ответственность за своё дальнейшее образование);
o конкурентоспособным (делать правильный выбор в профессиональной направленности);
o дипломатичным (решать личные и жизненные проблемы, используя конструктивные
способы их решения);
o креативным (по-новому смотреть на привычные вещи) и ценящим инновации;
o толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно и доброжелательно относиться к
многообразию жизни.
Вместе с тем психологическая готовность обучающегося войти во взрослую жизнь и занять
в ней достойное место предполагает не завершённые в своём формировании психологические
структуры и качества, а определённую зрелость личности, заключающуюся в том, что у
выпускника гимназии сформированы психологические образования и механизмы,
обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его
личности сейчас и в будущем.
9
7. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Урок психологии в школе – это не развивающее или коррекционное занятие с
обучающимися. Урок психологии подчиняется общим дидактическим законам ведения урока. И
так же, как урок по любому учебному предмету, урок психологии имеет свои специфические
особенности в содержательных акцентах и способах проведения. Одна из таких специфических
особенностей заключается в том, что обучающиеся на уроке не только познают психологию
человека вообще, но имеют возможность познавать себя, познавать закономерности, механизмы,
сущность и условия развития личности.
Структура любого урока строится таким образом, чтобы способствовать развитию у
обучающихся умения и желания изучать психологию, то есть становлению школьника как
субъекта учебной деятельности, как деятеля в области освоения психологической науки и
практики.
На уроках психологии учитель может использовать разные формы обучения:
коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные: всё зависит от содержания и
смыслового значения урока.
При изучении нового материала по психологии необходимо использовать активные методы
усвоения знаний, демонстрационный материал, практические задания. Практические задания и
активные методы работы должны быть связаны с решением учебных задач, которые решаются на
уроке психологии.
Для закрепления материала целесообразно использовать вопросы, сформулированные в
учебнике в конце соответствующего параграфа (домашнее задание).
Очень сложным и ответственным моментом подготовки урока и продумывания как
определённой темы, так и всего курса изучения психологии в гимназии является разработка
системы домашних заданий. Достижения целей преподавания психологии в школе возможно
только при активном отношении обучающихся к материалу.
Домашние задания должны включать в себя не заучивание текста учебника, не просто
прочтение отдельных параграфов, а поиск ответов на вопросы, которые сформулированы как в
конце параграфов и разделов, так и самим учителем (психологом). Домашние задания должны
предусматривать активные формы усвоения психологического материала обучающимися:
наблюдение, поиск ответа на вопрос в литературных источниках и так далее. В этих целях надо
приучать обучающихся самостоятельно получать знания, пользуясь экспериментом, книгами,
справочниками, словарями.
Домашние задания должны иметь самостоятельно-творческий характер, например:
o ознакомление с дополнительной литературой по теме урока;
o подготовка самостоятельных сообщений, углубляющих и расширяющих учебный
материал;
o наблюдение за каким-либо психологическим явлением;
o анализ собственных мыслей, отношений, переживаний;
o подбор примеров из научной и художественной литературы, из жизненных наблюдений по
теме, изучаемой на уроке;
o проведение интервью и прочее.
Такая работа позволяет обучающимся принять свою учебную работу как деятельность
исследовательскую, требующую самостоятельности в постановке целей и выборе средств, то есть
формирует учеников как субъектов учебной деятельности.
Таким образом, должны быть предусмотрены домашние задания двух типов: задание на
понимание и творческое усвоение законов и сути психического и личностного развития человека
вообще, психологического содержания понятий общения, деятельности, личности; задания на
понимание самого себя.
Задания, выполняемые обучающимися дома, обязательно проверяются и обсуждаются на
следующем уроке. При этом каждый ученик должен быть отмечен преподавателем (психологом).
Обязательно подчёркивается индивидуальность решения, подхода, точки зрения каждого ребёнка,
а не только правильность того или иного ответа.
10
Оценка знаний школьника по психологии – необходимый компонент усвоения данного
учебного предмета. Оценка позволяет определить степень усвоения учениками знаний,
предусмотренных школьной программой.
Оценка, которую получает школьник на уроке, имеет отношение не только к знаниям, но и
к развитию его личности.
Оценка в школе всегда основана на проверке знаний. Проверка знаний и оценка позволяют
не только констатировать степень и качество усвоения школьниками знаний, но и выявить
пробелы в этих знаниях, в понимании учебного материала. Это даёт преподавателю (психологу)
основания для изыскания индивидуально направленных способов, методов, помогающих
устранить проблемы, способствующие обучению приёмам умственной и практической работы,
развитию обучающихся.
Без оценки качества ответов и качества работы школьников их учебная деятельность
малоэффективна.
Оценка по учебному предмету «Психология» направлена на выработку у школьников
умения оценивать свои усилия по приобретению знаний, свои знания данного материала,
понимание материала, результатов своей деятельности.
Оценочные суждения учителя психологии должны касаться: знания учебного материала;
понимания этого материала; уровня выполнения заданий. Оцениваются знания о психологических
качествах и психических свойствах человека, а не качества и свойства самого школьника.
Недопустимы смещение и подмена оценки знаний оценками и характеристиками особенностей
психического развития, личности, интеллекта и способностей обучающихся.
Педагогически грамотная оценка способствует развитию у обучающихся самоконтроля,
который служит основой формирования важнейшего личностного образования – самооценки.
Обучение детей навыкам самооценки является одной из центральных задач учителя психологии.
Следует поощрять активность школьников на уроке психологии, их стремление опереться
при изложении той или иной темы на собственный опыт и переживания, их любознательность,
которая проявляется, прежде всего, в виде вопросов. Вместе с тем не следует принуждать к
активному участию в обсуждении тех школьников, которые не желают этого.
Нельзя снижать оценку:
o за грамматические ошибки при выполнении задания в письменном виде;
o за результаты выполнения и даже за отказ от выполнения заданий, связанных с
психологическим наблюдением за собой или близкими;
o за отсутствие активности на уроке.
Проверку знаний не всегда надо выделять в особый этап урока.
Проверка знаний может проходить в устной или письменной форме (тест). При устной
проверке знаний (опрос обучающихся) рекомендуется обращаться к школьникам
преимущественно с вопросами, требующими размышлений, сообразительности, умения
применять в жизни теоретические знания.
Чтобы активизировать обучающихся на занятии, в беседу желательно вовлекать многих
учеников.
В средних и старших классах сложность содержания ответов обучающихся, а также
необходимость развивать умение связно и полно излагать содержание темы заставляют отводить
на опрос отдельных обучающихся по 8 – 12 минут и более. Внимание класса поддерживается
следующими приёмами:
o можно предложить ученикам делать замечания и дополнения к ответу;
o предупредить о том, чтобы они были готовы продолжить ответ (вопрос всем – начнёт
отвечать Саша…) и другие.
В начале урока проводится проверка домашнего задания. Проверку знаний, полученных на
предыдущих уроках, целесообразно провести с помощью фронтальной беседы (устный опрос),
вовлекая в неё как можно большее количество обучающихся. Желательно для ответа сначала
вызвать более слабого ученика. За два – три ответа ученику следует выставлять отметку в журнал.
11
Она способствует более внимательному поведению обучающихся на уроке, что в свою очередь,
отражается на лучшем усвоении ими изучаемого материала.
При устном опросе в журнал ставится отметка:
o «5» – за три правильных и полных ответа или за два правильных ответа и дополнения к
ответам других обучающихся;
o «4» – за два правильных и полных ответа или за один правильный ответ и дополнения к
ответам других обучающихся;
o «3» – за один правильный и полный ответ или за два дополнения к ответам других
обучающихся.
Контрольные письменные работы применяются для проверки знаний всего класса по
крупным разделам программы, а также в конце четверти и учебного полугодия.
Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования. Тестовый материал
составляется на усмотрение учителем психологии из предложенных заданий в конце каждого
раздела учебника.
Если тестовый материал состоит из пяти заданий, то время выполнения составляет 10 – 15
минут.
При письменном опросе в журнал ставится отметка:
o «5» – за пять правильных ответа;
o «4» – за четыре правильных ответа;
o «3» – за три правильных ответа.
Если тестовый материал состоит из десяти заданий, то время выполнения составляет 20 –
30 минут.
При письменном опросе в журнал ставится отметка:
o «5» – за 9, 10 правильных ответа;
o «4» – за 6 – 8 правильных ответа;
o «3» – за 4, 5 правильных ответа.
В старших классах наиболее эффективна зачётная система, которая проводится как
итоговая оценка знаний обучающихся.
Итоговая оценка отражает успешность усвоения знаний, умений и навыков обучающихся в
объёме, предусмотренном на учебную четверть или учебное полугодие.
Итоговая оценка не может быть средней арифметической всех данных текущей проверки
или зачётов.
Итоговая оценка выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого
учеником к концу соответствующего периода.
12
8. Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы (основной и
дополнительной) для учителя и учащихся.
Программа «Психология» учебный курс для V – XI классов» представлена целостной
системой психологического образования обучающихся, включающей учебно-методическое
пособие для учителей и учебные пособия (учебники) для V – XI классов общеобразовательной
школы.
Основная литература
Учебно-методическое пособие для учителей
Преподавание психологии в школе, 3 – 11 классы: Учеб.-метод. пособие / Под ред. И. В.
Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 800 с.
Учебное пособие (учебники) для обучающихся
1. Психология, 5-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2007. – 248 с.
2. Психология, 6-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2007. – 208 с.
3. Психология, 7-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. – 248 с.
4. Психология, 8-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. – 272 с.
5. Психология, 9-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2007. – 288 с.
6. Психология, 10-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. – 336 с.
7. Психология, 11-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. – 432 с.
Дополнительная литература
для учителя
1. В помощь начинающему психологу в ДОУ. / Автор-сост. И. В. Гуреева. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2011. – 112 с.
2. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и
проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
3. Зуева, Ф. А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы:
метод. пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.
4. Карандашев, В. Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа,
занятия, дидактические материалы / В. Н. Карандашев, А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. –
Волгоград: Учитель, 2011. – 319 с. (Новые стандарты: учимся работать)
5 Контрольные задания по психологии: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений / Е. Л. Бокуть, Л. А. Першина, А. А. Родина и др.; Ред.-сост. Л. А. Першина. – 2-е изд.
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 96 с..
6. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных
способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
(Работаем по новым стандартам).
13
7. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение,
2012. – 222 с. (Работаем по новым стандартам).
8. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения
для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд.,
исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
9. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А.
Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. –
160 с.
10. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя /
С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. С. Пряжников, И. А. Умовская; под ред. С. Н. Чистяковой. –
М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
для обучающихся
1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана.
– Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 64 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения:
Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006.
– 47 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие
профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.:
Генезис, 2005. – 140 с.
5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.
6. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения
для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005. – 80с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / П. С.
Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2007. – 159 с.
14
15