Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР
_________/Васева С.И./
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по географии
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Казанцев Евгений Васильевич
высшая квалификационная категория
педагогический стаж 26 лет
2024 г.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии на 2024/25 учебный год для обучающихся 9 класса (элективный
курс) МБОУ «Гимназия» разработана на основании:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
•учебного плана основного общего образования МБОУ «Гимназия»
•положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
Программа адресована обучающимся 9 классов. Общее число учебных часов - 68 (по 2
часа в неделю).
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на
изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у
учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию
устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и
помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс
является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности
преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти
за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала
учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более
устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся
смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а
также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.
Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку.
2. Планируемые результаты обучения по предмету
3. Содержание учебного предмета курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
5. Список литературы и Интернет-ресурсов.
6. Приложения, включая различные задания и презентации.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физикогеографических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих
знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных
ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических
компетенций.
Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме.
Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории;
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель –
формирование следующих компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Формирование
мировоззрения, связанного с
ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит
программа жизнедеятельности ученика в будущем.
2. Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями
национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека
и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на
мир.
3. Учебно-познавательная компетенция. Способствовать формированию и развитию
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение географическими
знаниями и умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой
компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение
отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи информационных технологий (Интернет),
способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта
компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в
различных источниках.
5. Метапредметные компетенции:
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
разных материках в странах мира.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);
практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими
информационными носителями).
Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную
деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии развивающего
обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс
реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по
географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность интегрировать
знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные действия, а
также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и
патриотизма.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии позволяют
учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены
переходом от подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в
процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу
курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и
разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов.
3. Содержание учебного предмета.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся
(количество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з зависит от реальных
условий, в которых находится учебное заведение, они предлагаются на выбор учителя и
обучающихся).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного
содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел состоит из
обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой
формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень
своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные
пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
Основные разделы курса.
1. Источники географической информации.
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение
географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по
плану.
2. Географические оболочки Земли..
Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы.
Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических
объектов и явлений по их существенным признакам. Решение заданий.
3. География материков и океанов.
Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения основных
форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические особенности каждого
материка. Гидрография и особенности природных зон.
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы,
населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с
программной географической номенклатурой по курсу.
4. География России.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности
природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию.
Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций.
Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным
признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими
таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по
формулам. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу
4. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
5.
6. №
Тема
у
р
о
к
а
1-2
Географические открытия и исследования Земли.
3-4
Карта – важнейший источник географических знаний.
Классификация карт и их практическое применение.
Определение направлений, расстояний, азимута по топографической карте. Работа с
топографическими картами и топографическими знаками.
Построение профиля рельефа местности по топографической карте. Практическая
работа.
Определение профиля по указанной топографической карте. Практическая работа
Решение задач по топографической карте
Определение географических координат по карте по картам различного масштаба
Определение географических координат по местному времени и углу падения
солнечных лучей. Практическая работа
Определение географических координат с учетом высоты солнца над горизонтом
Часовые пояса. Решение задач на определение часового пояса. Примеры вариантов
ОГЭ.
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27- 28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Решение практических задач по теме «Литосфера»
Классификация горных пород
Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Решение практических задач по теме «Гидросфера» Соленость водных масс, причины
неравномерной солености. Решение задач.
Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Решение практических задач по теме «Атмосфера»
Определение типов климата по климатограммам
Построение графиков хода t, диаграмм осадков, розы ветров и их анализ
Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Закономерности расположения природных зон, растительного и животного мира
Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида.
Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Особенности природы океанов. Моря, заливы, проливы, острова, полуострова,
архипелаги
41-42
Перечень необходимой номенклатуры по теме «География материков»
Работа с картами атласа по отработке номенклатуры
43-44
Особенности географического положения РФ.
Страны, граничащие с Россией.
Субъекты РФ, отработка номенклатуры по субъектам РФ
Природа России. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.
Особенности климата России.
Анализ климатических карт и работа с климатограммами
Природа России. Природные комплексы.
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
Особо охраняемые территории.
Население России. Динамика, численность, национальный и религиозный состав.
Урбанизация, миграция населения, половой состав. Анализ поло-возрастных диаграмм
населения,
Анализ статистических данных. Построение графика естественного прироста с учетом
рождаемости и смертности населения
Хозяйство России. Межотраслевые комплексы их особенности
Отрасли хозяйства и факторы их размещения.
Экономические районы страны. Западная экономическая зона
Экономические районы страны. Восточная экономическая зона.
Об особенностях итоговой аттестации по географии в 9 классах. Решение особо
трудных заданий. Подготовка к экзаменам.
Обобщение по курсу, работа над ошибками по результатам экзаменационных заданий.
Список литературы и Интернет-ресурсов.
1.
Программа по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина,
А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная
звезда», М., Просвещение, 2023 год.)
2.
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А.
Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 304с.
3.
Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С.
Наумова. – М.: Дрофа, 2019. – 208с.
4.
Атлас География 6 класс -М.: Роскартография, 2019 г. или другие издательства
5.
Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Роскартография, 2019 или другие
издательства
6.
Атласы по географии 8-9 класс.-М.: Роскартография, 2019 г. или другие издательства
7.
Образовательные сайты:
8.
http://www.prosv.ru
9.
http://www.drofa.ru
10.
http://www.center.fio.ru/som
11.
http://www.internet-scool.ru
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Сайты для онлайн-работы по ОГЭ:
http://gia.edu.ru/
https://neznaika.pro/oge/geo_oge
http://www.examen.ru/tests/oge-po-geografii-2017
http://www.egeigia.ru/all-gia/dokumenty-gia/2165-demoversii-oge-2017-gia-9-klass-fipi-skacha
http://mirege.ru/geographi
https://geo-oge.sdamgia.ru
http://spadilo.ru/oge-po-geografii
http://www.uchportal.ru/load/255
https://online-ege.ru/test/geography-oge
https://4oge.ru/geografija
23.
http://gia-online.ru/tests/9
24.
http://4ege.ru/geographi
25.
Образовательные сайты по географии:
26.
rgo.ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля - Раздел «Энциклопедия» - это
«Малая географическая энциклопедия» (Физическая география, Страноведение, Экономическая
география".
geo2000.nm.ru – «География» Описание сайта: «Этот сайт целиком и полностью посвящен
занимательной науке - географии. Здесь можно найти информацию обо всех странах мира,
почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету,
узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние
новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!»
georus.by.ru – «География России». Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения
о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и другое.
geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира». Сведения по всем странам
мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.
geo-tur.narod.ru – «Гео-Тур» Сайт посвящен географии. На сайте представлены географические
карты материков, стран, статистические данные и все, что связано с географией.
5. Приложения
Перечень обязательной географической номенклатуры
Тема
Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено
программой
Литосфера Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская,
Великие Североамериканские; плоскогорья – Среднесибирское, Аравийское,
Декан, Бразильское; горы – Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ,
Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы –
Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро,
Котопахи; места распространения гейзеров – острова Исландия, Новая Зеландия,
полуостров Камчатка, Кордильеры.
Гидросфера Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское,
Японское, Карибское; заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский,
Гвинейский; проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка,
Малаккский; острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный
риф, Новая Гвинея; полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор,
Индостан, Сомали; течения – Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское,
Перуанское; реки – Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга,
Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ; озера – Каспийское море-озеро, Арал, Байкал,
Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения – Антарктида,
Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Аляски.
География Материки, части света, крупные острова, архипелаги
материков Маршруты важнейших путешествий
Материки, океаны
и океанов
Самые крупные литосферные плиты
Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская
Сопка, Фудзияма
Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы:
Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское,
Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное
Пассатное.
Моря, заливы, проливы Мирового океана.
Африка.
Крайние точки: М. Бен-Секка, М. Игольный М. Альмади М.Рас-Хафун
Средиземное море, Красное море, Персидский залив Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар,
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, нагорья Тибести,
Ахаккгар. Горы Атлас, Драконовы горы, Эфиопское нагорье
Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения,
Реки: Нил, Конго, Заир, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Нигер.
Озера: Чад, Танганьика, Виктория, Ньяса.
Водопад Виктория, Ливингстона.
Страны и столицы.
Австралия.
Крайние точки: М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт
Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой
Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские ова, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Страны и столицы.
Южная Америка.
Крайние точки. Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва
Галапагос. Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Горы: Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка и их притоки.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Страны и столицы.
Антарктида.
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Горы Вернадского, Трансантарктические горы, равнина Бэрда, влк.Террор,
Эребус.
Полярные станции.
Северная Америка.
Крайние точки:
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские,
Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины,
Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские
озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Страны и столицы.
Евразия.
Мысы: Челюскин, Дежнева, Пиай,
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай,
Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское,
Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские,
Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла,
Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай,
Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Чудское, Ладожское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш.
Основные страны материка, их столицы. Страны, столицы, крупные города
География
России
8 класс
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва,
Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское,
Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели,
остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, КумоМанычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность,
плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (
Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет
Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское,
Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), ЗападноСибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово,
Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский (
Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово),
Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия
(Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское
), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск),
Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш,
Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана
(Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, ЭсэХайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон),
Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, УстьНера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск),
Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири (
Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка,
Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени
Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный,
Кандалакшский.
9 класс
Тема: «Машиностроение»
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, СанктПетербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск,
Владивосток, Хабаровск,
Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж,
Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил,
Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема: «ТЭК»:Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург,
Астраханское.Трубопроводы: с Тюменской области на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.
ЕЭС: Единая энергосистема.
Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»
Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск,
Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск,
Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, СоликамскБерезники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, УстьИлимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.
Тема: «Инфраструктурный комплекс»
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг,
Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, ПетропавловскКамчатский.
Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.
Тема ”Русская равнина”
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Балтийская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская,
Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская
низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная
Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское,
Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени
Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский,
Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный
буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов
Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.
Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута,
Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков,
Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк,
Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань
ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.
Тема «Кавказ»
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: район горы Базардюзю.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская
возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,
Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Тема ”Урал”
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний
Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск,
Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст,
Миасс, Соль-Илецк.
Тема ”Западная Сибирь”
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, СевероСибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская,
Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж,
Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя
Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема «Горы Южной Сибири»
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий
Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема «Дальний Восток»
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.
Сибирь и Дальний Восток
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий
каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие
металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский,
Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии,
Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы
Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и
каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные
металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, СихотэАлинь.
Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово,
Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга,
Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск,
Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск,
Комсомольск-на-Амуре,
Петропавловск-Камчатский,
Южно-Сахалинск,
Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
ЭС: Сургутская ТЭЦ.
Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая),
Амуро-Якутская
Рекомендации для подготовки к экзамену.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - “сова” или “жаворонок”, и в
зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на
каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: “немного позанимаюсь”, а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно
“раскачаться”, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в
это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно
структурировать материал за счет составления планов схем, причем желательно на бумаге. Планы
полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти
тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части
А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив,
мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще
раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена.
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего
одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно
лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы. Ведь экзамен это
своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала
тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько
(про запас) гелевых с черными чернилами.
Инструкция по выполнению экзаменационной работы по географии
На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.
При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9
классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.
При выполнении заданий. Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание
на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если
после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным
заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.