МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Администрация Александровского муниципального округа
МБОУ "Гимназия"
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по МР
________________________
Казанцев Е.В.
«30» августа 2024 г.
рабочая программа
по курсу
«Информатика. Подготовка к ОГЭ» 9 класс
(внеурочная деятельность
направление общеинтеллектуальное)
НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Александровна
Варушкина Юлия
стаж работы 22 года
первая квалификационная категория
2024 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г, с изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года № 306-ФЗ
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г.
3.
«Информатика»: Программа для основной школы (9 класс). Авторы Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова. 2013 г.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных
учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся,
коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа разработана с учетом воспитательной программы МБОУ «Гимназия»
Устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать
мнение;
Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности;
Применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический
театр, дискуссии, работы в парах и др.;
Воспитательные цели:
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией:
умение грамотно пользоваться источниками информации,
оценить достоверность информации,
соотнести информацию и знания,
умение правильно организовывать информационный процесс и т. д.;
подготовка обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным
видам деятельности, связанным с обработкой информации;
формирование основ научного мировоззрения:
формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих
понятий науки (веществе, энергии, информации), на основе которых строится
современная картина мира.
Целями реализации рабочей программы являются:
- систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной
итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.
Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает решение
следующих задач:
выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;
сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Рабочая программа предназначена для углублённого изучения Информатики и ИКТ в 9 классах
по учебникам Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг. Учебники
входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345. Учебник
имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Общая характеристика учебного предмета
Продолжительность курса – 1 год. (66 часа). Курс предназначен для учеников 9го класса. Режим
занятий – 2 раз в неделю по 2 академическому часу.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с
учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается
набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть
заданий выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ.
Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные
комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее
эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается
самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Личностные результаты:
1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и классе в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст;
критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи;
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
принимать решение в ходе диалога;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:
дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
Тематическое планирование учебного предмета, курса
№ Содержание учебного материала
Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике
Основные подходы к разработке контрольных измерительных
1
материалов ОГЭ по информатике
Тематические блоки
2 Количественные параметры информационных объектов
3 Значение логического выражения
4 Формальные описания реальных объектов и процессов
5 Файловая система организации данных
Всего
часов
Теория Практика
1
1
2
2
2
4
2
2
2
2
2
6 Формульная зависимость в графическом виде
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
7
набором команд
8 Кодирование и декодирование информации
9 Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Простейший циклический алгоритм, записанный на
10
алгоритмическом языке
Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на
11
алгоритмическом языке
12 Анализирование информации, представленной в виде схем
Осуществление поиска в готовой базе данных по
13
сформулированному условию
Дискретная форма представления числовой, текстовой,
14
графической и звуковой информации
15 Простой линейный алгоритм для формального исполнителя
16 Скорость передачи информации
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий
17
цепочки символов или списки
18 Информационно-коммуникационные технологии
19 Поиск информации в Интернет
Обработка большого массива данных с использованием средств
20
электронной таблицы или базы данных
21 Короткий алгоритм в среде формального исполнителя
22 Короткий алгоритм на языке программирования
Тренинг по вариантам
23 Государственная итоговая аттестация по информатике
Итого
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
4
4
2
2
2
2
36
3
30
3
66