13.01.2020
Как
полуслепой советский пилот сбил 15 фашистских самолетов
В годы Великой Отечественной войны летчики громили фашистов несмотря на тяжелейшие травмы.
«Повесть
о настоящем человеке» Бориса Полевого открыла миру непревзойденное мужество и
волю русского характера. Но на самом деле изувеченных советских летчиков было
16.
Спас Господь
Иван
Леонов родился зимой 1923 года в Брянской области (тогда еще она называлась
губернией). И был, что называется, «последышем» — так на Руси называли ребенка,
ставшего в семье тринадцатым. После семилетки он окончил железнодорожное
училище. И некоторое время работал в депо. Но паренька манило небо, и он пошел
в авиаклуб Осоавиахима. А весной 1941-го его призвали в армию. Летные навыки
пригодились молодому солдату — с началом войны его отправили на учебу в
Армавирскую школу пилотов, а затем — служить на Дальний Восток. После
переподготовки в Арзамасе в 1943 году он, пилот «Ла-5», попал на Курскую дугу,
где в воздухе сходились в смертельной битве тысячи самолетов одновременно! Как
вспоминает сам герой, бои шли в два, а то и в три яруса. В июле он был сбит.
Ранение оказалось тяжелейшим: снаряд от вражеской авиапушки попал в бронеплиту,
осколком которой Леонову разворотило плечо.
Самолет
же превратился в пылающий факел, и пилот с криком «Господи, помоги!», выпрыгнул
из кабины. Получив от фашиста еще и пулю, когда уже спускался на парашюте, Иван
плюхнулся в яму с водой на ничейной полосе. А рядом… приземлился невредимым
немецкий летчик, самолет которого он только что сбил в воздухе. Понятно, что с
двух сторон тут же начались попытки спасти своих. «Это был настоящий ад, —
вспоминал впоследствии ветеран. — Даже „Катюши“ ударили, отсекая фашистскую
пехоту, кинувшуюся спасать своего немца. А что такое реактивные минометы, все
хорошо знают. В общем, вынесли меня, а немца, который открыл огонь по нашим,
убили». Ивана Антоновича прооперировали: ампутировать пришлось не просто руку,
но и весь плечевой сустав, в том числе и лопатку.
Герой Советского
Союза. Посмертно
После
выздоровления он и не думал оставлять небо. Всеми правдами и неправдами убедил
кадровиков оставить его в строю. Сначала Ивана Леонова отправили на должность
офицера наведения в одну из частей. Но с течением времени ему удалось
встретиться с легендарным летчиком Михаилом Михайловичем Громовым,
командовавшим на тот момент воздушной армией. И не просто поговорить, но и
убедить командующего разрешить ему вернуться на летную службу: генерал лично
назначил его пилотом самолета связи. Позже вместе с однополчанином он
разработали макет дюралюминиевого протеза. Управлял герой самолетом одной
рукой. А пилотировать самолет таким образом — задача весьма не простая.
На
счету Ивана Леонова 8 вражеских самолетов и 110 боевых вылета, половину из
которых он совершил уже без руки. В 1944 году ему было присвоено звание Героя
Советского Союза. Посмертно — в госпитале что-то перепутали и записали его в
число погибших. А он воевал и только в 1947 году был уволен из рядов РККА по
инвалидности.
Весельчак и очень открытый человек, кавалер множества орденов и медалей, Иван Антонович любит жизнь. Он женился, родил двух дочек, усыновил еще трех и двух мальчиков. В молодости гонял на мотоцикле, будто и не было страшной ампутации. А водительский стаж его составляет более полувека. В 1995 году о необычном ветеране вспомнили и присвоили ему Звезду Героя России. Иван Антонович до сих пор жив и проживает в Туле, где его называют «тульским Маресьевым». А имя его по понятным причинам занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Герои с протезами
На
фронтах Великой Отечественной воевали полтора десятка безногих и полуслепых
летчиков. Одного из них мы хорошо знаем — это Алексей Маресьев. Сбитый в ходе
воздушного боя, он покинул самолет и несколько суток добирался до своих, в
результате чего отморозил обе ноги, которые пришлось ампутировать. Но Алексей
Петрович тоже вернулся в строй. Тоже — потому что ранее подобная трагическая
история случилась с другим нашим асом — летчиком морской авиации Захаром
Сорокиным. Расстреляв все патроны в воздушном бою, он протаранил немецкий
самолет, после чего покинул кабину. И, приземлившись, за шестеро суток прополз
через тундру 70 километров, добираясь к своим. Ступни обеих его ног спасти также
не удалось. Но он продолжать громить врага, вернувшись к полетам. Подобная
судьба была у летчиков Ильи Маликова и Александра Грисенко, Леонида Белоусова и
Ивана Любимова, потерявших кто одну, а кто обе ноги, но продолжавших летать.
Осенью 1941-го летчик Григорий Кузьмин атаковал армаду фашистских бомбардировщиков, уничтожив два из них, но вынужден был приземлиться на занятой немцами территории. Героя спрятали у себя колхозники, но, увы, стараниями полицаев и гестапо он был обнаружен и помещен в концентрационный лагерь, из которого, правда, вскоре бежал. Партизанил, потом был переправлен на Большую землю, где выяснилось, что ноги его обморожены и нужна срочная ампутация ступней. Григорий Павлович добился возвращения в строй и воевал с большим успехом: на его счету десятки единиц бронетехники и автомобилей, 22 вражеских самолета, живая сила противника, и многое другое. Все это он уничтожил, совершив 278 боевых вылета. Весной 1943-го ему вручили Звезду Героя. А вскоре он трагически погиб: во время очередного боя его самолет, подбитый немецким асом, загорелся. Но Кузьмину удалось покинуть его. Однако парашют тоже охватило пламя, и он сгорел еще в воздухе, погубив Григория Павловича.
Фашисты вырвали
глаз
В
середине 1943-го летчик-штурмовик Иван Драченко, посадив кое-как сбитый
самолет, потерял сознание. Очнулся уже в застенках гестапо. Начались жуткие
пытки, в ходе которых взбешенные молчанием офицера фашисты вырвали ему глаз. Но
воля к жизни и злость помогли Ивану бежать, когда его пытались доставить в концлагерь.
Перейдя линию фронта он попал к нашим, и его прооперировали. После чего
Драченко вернулся к полетам. А вот у будущего Героя Советского Союза Евгения
Азарова, воевавшего с первого дня войны, проблемы с глазами начались после
тяжелейшего ранения. Его уже хотели комиссовать и даже отправили в тыловой
госпиталь — уж очень сильно у Азарова село зрение. Но «парню бравому» удалось
перехитрить медиков: выучив расположение знаков на таблице, по которой
проверяют зрение, он прошел проверку и получил от них заключение: «К полетам
пригоден». Более того, его назначили командиром эскадрильи истребителей. Летая
в качестве ведомого, полуслепой Азаров «приземлил» пятнадцать (!) вражеских
самолетов.
Мы
часто вспоминаем своих героев, и в нашей истории есть немало славных страниц.
Но то, как воевали люди, которых практически списали, то, какую волю они
проявляли для того, чтобы вернуться в строй, не поддается нормальному
человеческому осмыслению. Понятно только одно: пока в России есть такие герои,
завоевать ее невозможно.