Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель
Заместитель по УР
ШМО учителей НК
_________Васева С.И.
Директор МБОУ
«Гимназия»
_____Кудрявцева Л.Ю
Протокол № от
Протокол № от
«___»____________2021
«___»____________2021
________Зимина М.А.
Приказ №_________от
«___»____________2021
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Мир природы и человека»
на 2021 -2022 учебный год
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального
Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых
детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией
И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Основная цель курса заключается в коррекции и формировании у учащихся
младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и
взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему
обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в
средней школе.
Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия,
направленного на решение следующих задач:
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным
занятиям.
2. Формирование умений:
- выделять интересующий (учебный ) объект или явление;
-наблюдать, взаимодействовать с объектами или явлениями с целью накопления
представлений о нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из
них;
- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об
объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших
взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями
природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о
событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное
общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и
социального мира.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год
Программа рассчитана на 64 ч. в год (2ч. в неделю).
Базовый учебник:
Матвеева Н.Б., Попова М.А. «Мир природы и человека».Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г.
Матвеева Н.Б., Попова М.А.Рабочая тетрадь.1класс М.: «Просвещение», 2017.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область
«Естествознание» учебного плана ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского округа Оренбургской области
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как гражданина России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
правильно и точно называть изучаемые
объекты и явления живой и неживой
природы;
правильно и точно называть изученные
объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой
называть своѐ имя, фамилию, возраст,
пол;
уметь называть и показывать органы
чувств человека.
природы;
выделять части растений; узнавать в
природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
называть наиболее распространѐнных
диких и домашних животных своей
местности;
называть и показывать органы чувств
человека, объяснять их назначение
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые
осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
учебные действия
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
2.Регулятивные
базовые
учебные
действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
оценивать действия одноклассников;
3.Познавательные
базовые
учебные
действия
4.Коммуникативные
базовые
учебные
действия
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Структура и содержание курса программы
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
«Сезонные изменения» ,
«Неживая природа»,
«Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Тематическое планирование
№
Название раздела
1
Сезонные изменения.
Кол-во часов
14
2
Неживая природа.
2
3
Живая природа.
10
4
Сезонные изменения.
3
5
Живая природа.
14
6
Безопасное поведение.
7
7
Сезонные изменения.
3
8
Безопасное поведение
11
Итого:
64
Календарно-тематическое планирование
№
Раздел. Темы.
КолВид учебной деятельности.
во
часов.
Сезонные изменения.
14
1
Временные изменения. Сутки. Дни
недели.
1
Работа по учебнику.
2
Лето. Основные признаки лета. Летние
месяцы.
1
Работа по картинкам.
Составление описательного
рассказа «Жаркое лето» по
картинке.
3
Сезонные изменения в неживой природе
летом: температура воздуха, осадки,
ветер.
1
Экскурсия в парк.
Наблюдения за состоянием
погоды и составление
описания погоды.
4
Жизнь растений летом.
1
Работа по картинкам и
учебнику.
5
Жизнь животных летом.
1
Работа по картинкам и
учебнику.
6
Одежда людей летом.
1
Работа по картинкам и
учебнику.
7
Летние игры детей.
1
Экскурсия в парк. Игры на
свежем воздухе.
8
Летний труд людей в сельской местности
и городе.
1
Экскурсия на пришкольный
огород.
9
Осень. Основные признаки осени.
Осенние месяцы.
1
Работа с учебником.
Составление совместного
описательного рассказа.
10
Сезонные изменения в неживой природе
осенью: температура воздуха, осадки,
ветер.
1
Экскурсия в парк. Сбор
осеннего букета.
11
Жизнь растений осенью.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.
12
Жизнь животных осенью.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.
13
Одежда людей осенью.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Игра «Одень
Машу».
14
Труд людей осенью в сельской местности
и городе.
1
Экскурсия на пришкольный
огород.
Неживая природа.
2
15
Название объектов неживой природы:
солнце, облака, луна, звѐзды.
1
16
Планета – Земля.
1
Живая природа.
10
17
Культурные растения. Внешний вид.
Употребление в пищу.
1
Работа по картинкам и
учебнику.
18
Комнатные растения. Название. Внешнее
строение. Уход.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.
19
Дикорастущие растения.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Приводить
примеры деревьев и
кустарников.
20
Грибы. Название. Внешний вид. Значение
в природе. Использование человеком.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Различать
съедобные и не съедобные
грибы.
21
Домашние животные. Названия. Внешнее
строение.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Обсуждение
правил содержания
Работа по картинкам и
учебнику.
животных дома.
22
Домашние животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.
23
Дикие животные. Звери. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.
24
Дикие животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
птиц.
25
Дикие животные. Рыбы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию рыб.
26
Дикие животные. Насекомые. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
насекомых.
Сезонные изменения.
3
27
Зима. Основные признаки зимы. Зимние
месяцы.
1
Работа по картинкам и
учебнку.
28
Сезонные изменения в неживой природе
зимой: температура воздуха, осадки,
ветер.
1
Экскурсия в парк.
29
Жизнь животных зимой.
1
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.
Живая природа.
14
30
Уход за комнатными растениями.
1
Практическая работа.
31
Правила сбора грибов и ягод.
1
Различать съедобные и не
съедобные грибы.
32
Уход за домашними животными.
1
Обсуждение правил
содержания животных дома.
33
Подкормка птиц зимой.
1
По картинке составить
предложение о птице.
34
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные
группы.
1
Называть возрастные
группы.
35
Строение тела человека.
1
Называть и показывать
внешнее строение человека.
36
Гигиена. Бережное отношение к себе.
1
Формировать правила
личной гигиены и
соблюдение их.
37
Здоровый образ жизни. Режим дня.
1
Составление режима дня.
Работа по учебнику.
39
Магазины. Почта. Назначение
учреждения. Правила поведения в
учреждениях.
1
40
Больница. Поликлиника. Аптека.
Назначение учреждения. Правила
поведения в учреждениях.
1
Работа по учебнику и
картинкам.
41
Транспорт. Название видов транспорта.
Назначение. Правила поведения.
1
Классифицировать средства
транспорта.
42
Наша Родина – Россия. Символы: флаг,
герб, гимн.
1
Работа с символами,
прослушивание гимна,
рассматривание герба.
43
Праздники нашей страны.
1
Безопасное поведение.
7
44
Предупреждение заболеваний и травм.
1
45
Профилактика простуд.
1
46
Профилактика вирусных простуд (грипп).
1
47
Простейшие действия при получении
травм.
1
48
Безопасное поведение в природе.
1
49
Правила поведения человека при
контакте с домашним животным.
1
Работа
с пословицами.
Практическая работа по
укреплению
своего
здоровья.
Работа в парах. Работа по
учебнику.
Правила поведения человека с диким
животным в зоопарке.
1
Сезонные изменения.
3
51
Весна. Основные признаки весны.
Весенние месяцы.
1
52
Сезонные изменения в неживой природе
весной: температура воздуха, осадки,
ветер.
1
53
Жизнь животных весной.
1
Безопасное поведение.
10
54
Правила поведения человека с диким
животным в природе.
1
Характеризовать опасности
пребывания в лесу.
55
Правила поведения в лесу.
1
Работа по учебнику и
картинкам. Работа группами.
56
Правила поведения на воде.
1
Характеризовать опасности
пребывания у воды.
57
Правила поведения в грозу.
1
58
Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами.
1
59
Правила поведения с незнакомыми
людьми.
1
60
Правила поведения в незнакомой
местности.
1
61
Правила поведения на улице.
1
62
Правила обращения с горячей водой,
электричеством, газом на кухне.
1
Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями
6364
Телефоны первой помощи
2
Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями
50
Работа по учебнику.
Разгадывание загадок.
Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных. Составление
совместного описательного
рассказа.
Различать съедобные и не
съедобные грибы.
Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект
№
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
п\п
1.
Учебник
Н.Б.Матвеева
М.А.Попова
Мир природы и
человека. 1класс
М.: «Просвещение»,
2017.
2.
Рабочая
тетрадь
Н.Б.Матвеева
М.А.Попова
Рабочая тетрадь.1класс
М.: «Просвещение»,
2017.
3..
Пособие для
учителя
Матвеева Н. Б.,
Ярочкина И. А.,
Попова М. А.
Мир природы и
человека. 1-4 кл.
Методические
рекомендации. Пособие
для учителя общеобр.
организаций,
реализующих
адаптированные осн.
общеобр. программы.
М.: «Просвещение»,
2017.
Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной,
групповой и индивидуальной работы;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин
и схем по разделам программы;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических
игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и
картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные
объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации,
мультфильмы).
Электронные ресурсы
№п\п
название
адрес
1.
Проект «Инфоурок»
http://infourok.ru
2.
Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»
p://multiurok.ruhtt
3.
4.
5.
http://www.school.edu.ru/
http://festival.1september.ru/
http://nsc.1september.ru/