Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Г.Александровска Пермского края «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель Заместитель по УР ШМО учителей НК _________Васева С.И. Директор МБОУ «Гимназия» _____Кудрявцева Л.Ю Протокол № от Протокол № от «___»____________2021 «___»____________2021 ________Зимина М.А. Приказ №_________от «___»____________2021 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1 по предмету «Мир природы и человека» на 2021 -2022 учебный год МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016. Общая характеристика учебного предмета. Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Основная цель курса заключается в коррекции и формировании у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в средней школе. Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач: 1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям. 2. Формирование умений: - выделять интересующий (учебный ) объект или явление; -наблюдать, взаимодействовать с объектами или явлениями с целью накопления представлений о нем; - описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них; - делать выводы на основе наблюдения и практических действий; - использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности. 3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними. 4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций. 5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь. 6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира. Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год Программа рассчитана на 64 ч. в год (2ч. в неделю). Базовый учебник: Матвеева Н.Б., Попова М.А. «Мир природы и человека».Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г. Матвеева Н.Б., Попова М.А.Рабочая тетрадь.1класс М.: «Просвещение», 2017. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» учебного плана ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского округа Оренбургской области Планируемые результаты: В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: осознание себя как гражданина России; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой называть своѐ имя, фамилию, возраст, пол; уметь называть и показывать органы чувств человека. природы; выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных своей местности; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение Состав базовых учебных действий обучающихся: Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1.Личностные базовые осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; учебные действия способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. 2.Регулятивные базовые учебные действия входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников; 3.Познавательные базовые учебные действия 4.Коммуникативные базовые учебные действия соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Структура и содержание курса программы Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ― полисенсорности восприятия объектов; ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Тематическое планирование № Название раздела 1 Сезонные изменения. Кол-во часов 14 2 Неживая природа. 2 3 Живая природа. 10 4 Сезонные изменения. 3 5 Живая природа. 14 6 Безопасное поведение. 7 7 Сезонные изменения. 3 8 Безопасное поведение 11 Итого: 64 Календарно-тематическое планирование № Раздел. Темы. КолВид учебной деятельности. во часов. Сезонные изменения. 14 1 Временные изменения. Сутки. Дни недели. 1 Работа по учебнику. 2 Лето. Основные признаки лета. Летние месяцы. 1 Работа по картинкам. Составление описательного рассказа «Жаркое лето» по картинке. 3 Сезонные изменения в неживой природе летом: температура воздуха, осадки, ветер. 1 Экскурсия в парк. Наблюдения за состоянием погоды и составление описания погоды. 4 Жизнь растений летом. 1 Работа по картинкам и учебнику. 5 Жизнь животных летом. 1 Работа по картинкам и учебнику. 6 Одежда людей летом. 1 Работа по картинкам и учебнику. 7 Летние игры детей. 1 Экскурсия в парк. Игры на свежем воздухе. 8 Летний труд людей в сельской местности и городе. 1 Экскурсия на пришкольный огород. 9 Осень. Основные признаки осени. Осенние месяцы. 1 Работа с учебником. Составление совместного описательного рассказа. 10 Сезонные изменения в неживой природе осенью: температура воздуха, осадки, ветер. 1 Экскурсия в парк. Сбор осеннего букета. 11 Жизнь растений осенью. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию растений. 12 Жизнь животных осенью. 1 Работа по картинкам и учебнику. Сбор «расколотой» картинки. 13 Одежда людей осенью. 1 Работа по картинкам и учебнику. Игра «Одень Машу». 14 Труд людей осенью в сельской местности и городе. 1 Экскурсия на пришкольный огород. Неживая природа. 2 15 Название объектов неживой природы: солнце, облака, луна, звѐзды. 1 16 Планета – Земля. 1 Живая природа. 10 17 Культурные растения. Внешний вид. Употребление в пищу. 1 Работа по картинкам и учебнику. 18 Комнатные растения. Название. Внешнее строение. Уход. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию растений. 19 Дикорастущие растения. 1 Работа по картинкам и учебнику. Приводить примеры деревьев и кустарников. 20 Грибы. Название. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. 1 Работа по картинкам и учебнику. Различать съедобные и не съедобные грибы. 21 Домашние животные. Названия. Внешнее строение. 1 Работа по картинкам и учебнику. Обсуждение правил содержания Работа по картинкам и учебнику. животных дома. 22 Домашние животные. Птицы. Названия. Внешнее строение. 1 Работа по картинкам и учебнику. Сбор «расколотой» картинки. 23 Дикие животные. Звери. Названия. Внешнее строение. Роль в природе. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию животных. 24 Дикие животные. Птицы. Названия. Внешнее строение. Роль в природе. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию птиц. 25 Дикие животные. Рыбы. Названия. Внешнее строение. Роль в природе. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию рыб. 26 Дикие животные. Насекомые. Названия. Внешнее строение. Роль в природе. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию насекомых. Сезонные изменения. 3 27 Зима. Основные признаки зимы. Зимние месяцы. 1 Работа по картинкам и учебнку. 28 Сезонные изменения в неживой природе зимой: температура воздуха, осадки, ветер. 1 Экскурсия в парк. 29 Жизнь животных зимой. 1 Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию животных. Живая природа. 14 30 Уход за комнатными растениями. 1 Практическая работа. 31 Правила сбора грибов и ягод. 1 Различать съедобные и не съедобные грибы. 32 Уход за домашними животными. 1 Обсуждение правил содержания животных дома. 33 Подкормка птиц зимой. 1 По картинке составить предложение о птице. 34 Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы. 1 Называть возрастные группы. 35 Строение тела человека. 1 Называть и показывать внешнее строение человека. 36 Гигиена. Бережное отношение к себе. 1 Формировать правила личной гигиены и соблюдение их. 37 Здоровый образ жизни. Режим дня. 1 Составление режима дня. Работа по учебнику. 39 Магазины. Почта. Назначение учреждения. Правила поведения в учреждениях. 1 40 Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Правила поведения в учреждениях. 1 Работа по учебнику и картинкам. 41 Транспорт. Название видов транспорта. Назначение. Правила поведения. 1 Классифицировать средства транспорта. 42 Наша Родина – Россия. Символы: флаг, герб, гимн. 1 Работа с символами, прослушивание гимна, рассматривание герба. 43 Праздники нашей страны. 1 Безопасное поведение. 7 44 Предупреждение заболеваний и травм. 1 45 Профилактика простуд. 1 46 Профилактика вирусных простуд (грипп). 1 47 Простейшие действия при получении травм. 1 48 Безопасное поведение в природе. 1 49 Правила поведения человека при контакте с домашним животным. 1 Работа с пословицами. Практическая работа по укреплению своего здоровья. Работа в парах. Работа по учебнику. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке. 1 Сезонные изменения. 3 51 Весна. Основные признаки весны. Весенние месяцы. 1 52 Сезонные изменения в неживой природе весной: температура воздуха, осадки, ветер. 1 53 Жизнь животных весной. 1 Безопасное поведение. 10 54 Правила поведения человека с диким животным в природе. 1 Характеризовать опасности пребывания в лесу. 55 Правила поведения в лесу. 1 Работа по учебнику и картинкам. Работа группами. 56 Правила поведения на воде. 1 Характеризовать опасности пребывания у воды. 57 Правила поведения в грозу. 1 58 Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. 1 59 Правила поведения с незнакомыми людьми. 1 60 Правила поведения в незнакомой местности. 1 61 Правила поведения на улице. 1 62 Правила обращения с горячей водой, электричеством, газом на кухне. 1 Работа с сюжетными картинками с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями 6364 Телефоны первой помощи 2 Работа с сюжетными картинками с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями 50 Работа по учебнику. Разгадывание загадок. Работа по картинкам и учебнику. Практическая работа по распознанию животных. Составление совместного описательного рассказа. Различать съедобные и не съедобные грибы. Материально – техническое обеспечение. Учебно-методический комплект № Тип пособия Автор Наименование Издательство, год п\п 1. Учебник Н.Б.Матвеева М.А.Попова Мир природы и человека. 1класс М.: «Просвещение», 2017. 2. Рабочая тетрадь Н.Б.Матвеева М.А.Попова Рабочая тетрадь.1класс М.: «Просвещение», 2017. 3.. Пособие для учителя Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные осн. общеобр. программы. М.: «Просвещение», 2017. Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета; учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов; оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр. Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы). Электронные ресурсы №п\п название адрес 1. Проект «Инфоурок» http://infourok.ru 2. Интернет-проект «Мультиурок» Российский общеобразовательный портал Интернет-проект «Фестиваль педагогических идей» Электронная версия журнала «Начальная школа» p://multiurok.ruhtt 3. 4. 5. http://www.school.edu.ru/ http://festival.1september.ru/ http://nsc.1september.ru/