Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная программ Мир природы НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель

Заместитель по УР

ШМО учителей НК

_________Васева С.И.

Директор МБОУ
«Гимназия»

_____Кудрявцева Л.Ю

Протокол № от

Протокол № от
«___»____________2021

«___»____________2021

________Зимина М.А.
Приказ №_________от
«___»____________2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Мир природы и человека»
на 2021 -2022 учебный год

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального
Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых
детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией
И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Основная цель курса заключается в коррекции и формировании у учащихся
младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и
взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему
обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в
средней школе.
Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия,
направленного на решение следующих задач:
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным
занятиям.
2. Формирование умений:
- выделять интересующий (учебный ) объект или явление;
-наблюдать, взаимодействовать с объектами или явлениями с целью накопления
представлений о нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из
них;
- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об
объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших
взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями
природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о
событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное
общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и
социального мира.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год
Программа рассчитана на 64 ч. в год (2ч. в неделю).
Базовый учебник:
Матвеева Н.Б., Попова М.А. «Мир природы и человека».Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г.

Матвеева Н.Б., Попова М.А.Рабочая тетрадь.1класс М.: «Просвещение», 2017.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область
«Естествознание» учебного плана ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского округа Оренбургской области
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как гражданина России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
 правильно и точно называть изучаемые
объекты и явления живой и неживой
природы;

 правильно и точно называть изученные
объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой

 называть своѐ имя, фамилию, возраст,
пол;
 уметь называть и показывать органы
чувств человека.

природы;
 выделять части растений; узнавать в
природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
 называть наиболее распространѐнных
диких и домашних животных своей
местности;
 называть и показывать органы чувств
человека, объяснять их назначение

Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые
 осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
учебные действия
 способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий;
 самостоятельность в выполнении поручений;
 понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
 стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
2.Регулятивные
базовые
учебные
действия

 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
 работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
 организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
 оценивать действия одноклассников;

3.Познавательные
базовые
учебные
действия

4.Коммуникативные
базовые
учебные
действия

 соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
 выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
 делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
 наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Структура и содержание курса программы

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных

задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
«Сезонные изменения» ,
«Неживая природа»,
«Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Тематическое планирование
№
Название раздела
1
Сезонные изменения.

Кол-во часов
14

2

Неживая природа.

2

3

Живая природа.

10

4

Сезонные изменения.

3

5

Живая природа.

14

6

Безопасное поведение.

7

7

Сезонные изменения.

3

8

Безопасное поведение

11

Итого:

64

Календарно-тематическое планирование

№

Раздел. Темы.

КолВид учебной деятельности.
во
часов.

Сезонные изменения.

14

1

Временные изменения. Сутки. Дни
недели.

1

Работа по учебнику.

2

Лето. Основные признаки лета. Летние
месяцы.

1

Работа по картинкам.
Составление описательного
рассказа «Жаркое лето» по
картинке.

3

Сезонные изменения в неживой природе
летом: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк.
Наблюдения за состоянием
погоды и составление
описания погоды.

4

Жизнь растений летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

5

Жизнь животных летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

6

Одежда людей летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

7

Летние игры детей.

1

Экскурсия в парк. Игры на
свежем воздухе.

8

Летний труд людей в сельской местности
и городе.

1

Экскурсия на пришкольный
огород.

9

Осень. Основные признаки осени.
Осенние месяцы.

1

Работа с учебником.
Составление совместного
описательного рассказа.

10

Сезонные изменения в неживой природе
осенью: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк. Сбор
осеннего букета.

11

Жизнь растений осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.

12

Жизнь животных осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.

13

Одежда людей осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Игра «Одень
Машу».

14

Труд людей осенью в сельской местности
и городе.

1

Экскурсия на пришкольный
огород.

Неживая природа.

2

15

Название объектов неживой природы:
солнце, облака, луна, звѐзды.

1

16

Планета – Земля.

1

Живая природа.

10

17

Культурные растения. Внешний вид.
Употребление в пищу.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

18

Комнатные растения. Название. Внешнее
строение. Уход.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.

19

Дикорастущие растения.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Приводить
примеры деревьев и
кустарников.

20

Грибы. Название. Внешний вид. Значение
в природе. Использование человеком.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Различать
съедобные и не съедобные
грибы.

21

Домашние животные. Названия. Внешнее
строение.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Обсуждение
правил содержания

Работа по картинкам и
учебнику.

животных дома.
22

Домашние животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.

23

Дикие животные. Звери. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.

24

Дикие животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
птиц.

25

Дикие животные. Рыбы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию рыб.

26

Дикие животные. Насекомые. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
насекомых.

Сезонные изменения.

3

27

Зима. Основные признаки зимы. Зимние
месяцы.

1

Работа по картинкам и
учебнку.

28

Сезонные изменения в неживой природе
зимой: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк.

29

Жизнь животных зимой.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.

Живая природа.

14

30

Уход за комнатными растениями.

1

Практическая работа.

31

Правила сбора грибов и ягод.

1

Различать съедобные и не
съедобные грибы.

32

Уход за домашними животными.

1

Обсуждение правил
содержания животных дома.

33

Подкормка птиц зимой.

1

По картинке составить
предложение о птице.

34

Человек. Мальчик и девочка. Возрастные
группы.

1

Называть возрастные
группы.

35

Строение тела человека.

1

Называть и показывать
внешнее строение человека.

36

Гигиена. Бережное отношение к себе.

1

Формировать правила
личной гигиены и
соблюдение их.

37

Здоровый образ жизни. Режим дня.

1

Составление режима дня.
Работа по учебнику.

39

Магазины. Почта. Назначение
учреждения. Правила поведения в
учреждениях.

1

40

Больница. Поликлиника. Аптека.
Назначение учреждения. Правила
поведения в учреждениях.

1

Работа по учебнику и
картинкам.

41

Транспорт. Название видов транспорта.
Назначение. Правила поведения.

1

Классифицировать средства
транспорта.

42

Наша Родина – Россия. Символы: флаг,
герб, гимн.

1

Работа с символами,
прослушивание гимна,
рассматривание герба.

43

Праздники нашей страны.

1

Безопасное поведение.

7

44

Предупреждение заболеваний и травм.

1

45

Профилактика простуд.

1

46

Профилактика вирусных простуд (грипп).

1

47

Простейшие действия при получении
травм.

1

48

Безопасное поведение в природе.

1

49

Правила поведения человека при
контакте с домашним животным.

1

Работа
с пословицами.
Практическая работа по
укреплению
своего
здоровья.

Работа в парах. Работа по
учебнику.

Правила поведения человека с диким
животным в зоопарке.

1

Сезонные изменения.

3

51

Весна. Основные признаки весны.
Весенние месяцы.

1

52

Сезонные изменения в неживой природе
весной: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

53

Жизнь животных весной.

1

Безопасное поведение.

10

54

Правила поведения человека с диким
животным в природе.

1

Характеризовать опасности
пребывания в лесу.

55

Правила поведения в лесу.

1

Работа по учебнику и
картинкам. Работа группами.

56

Правила поведения на воде.

1

Характеризовать опасности
пребывания у воды.

57

Правила поведения в грозу.

1

58

Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами.

1

59

Правила поведения с незнакомыми
людьми.

1

60

Правила поведения в незнакомой
местности.

1

61

Правила поведения на улице.

1

62

Правила обращения с горячей водой,
электричеством, газом на кухне.

1

Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями

6364

Телефоны первой помощи

2

Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями

50

Работа по учебнику.
Разгадывание загадок.

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных. Составление
совместного описательного
рассказа.

Различать съедобные и не
съедобные грибы.

Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект
№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п\п
1.

Учебник

Н.Б.Матвеева
М.А.Попова

Мир природы и
человека. 1класс

М.: «Просвещение»,
2017.

2.

Рабочая
тетрадь

Н.Б.Матвеева
М.А.Попова

Рабочая тетрадь.1класс

М.: «Просвещение»,
2017.

3..

Пособие для
учителя

Матвеева Н. Б.,
Ярочкина И. А.,
Попова М. А.

Мир природы и
человека. 1-4 кл.
Методические
рекомендации. Пособие
для учителя общеобр.
организаций,
реализующих
адаптированные осн.
общеобр. программы.

М.: «Просвещение»,
2017.

Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной,
групповой и индивидуальной работы;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин
и схем по разделам программы;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических
игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и
картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные
объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации,
мультфильмы).

Электронные ресурсы
№п\п

название

адрес

1.

Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

2.

Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»

p://multiurok.ruhtt

3.

4.

5.

http://www.school.edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://nsc.1september.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».