Адаптированная программ Мир природы НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Г.Александровска Пермского края

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель

Заместитель по УР

ШМО учителей НК

_________Васева С.И.

Директор МБОУ
«Гимназия»

_____Кудрявцева Л.Ю

Протокол № от

Протокол № от
«___»____________2021

«___»____________2021

________Зимина М.А.
Приказ №_________от
«___»____________2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
вариант 7.1
по предмету «Мир природы и человека»
на 2021 -2022 учебный год

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании специального
Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых
детей и на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов» под редакцией
И.М.Бгажноковой – М.«Просвещение», 2016.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Основная цель курса заключается в коррекции и формировании у учащихся
младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и
взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему
обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в
средней школе.
Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия,
направленного на решение следующих задач:
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным
занятиям.
2. Формирование умений:
- выделять интересующий (учебный ) объект или явление;
-наблюдать, взаимодействовать с объектами или явлениями с целью накопления
представлений о нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из
них;
- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об
объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших
взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями
природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о
событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное
общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и
социального мира.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год
Программа рассчитана на 64 ч. в год (2ч. в неделю).
Базовый учебник:
Матвеева Н.Б., Попова М.А. «Мир природы и человека».Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях, М. : «Просвещение», 2017г.

Матвеева Н.Б., Попова М.А.Рабочая тетрадь.1класс М.: «Просвещение», 2017.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область
«Естествознание» учебного плана ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского округа Оренбургской области
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как гражданина России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
 правильно и точно называть изучаемые
объекты и явления живой и неживой
природы;

 правильно и точно называть изученные
объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой

 называть своѐ имя, фамилию, возраст,
пол;
 уметь называть и показывать органы
чувств человека.

природы;
 выделять части растений; узнавать в
природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
 называть наиболее распространѐнных
диких и домашних животных своей
местности;
 называть и показывать органы чувств
человека, объяснять их назначение

Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые
 осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
учебные действия
 способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий;
 самостоятельность в выполнении поручений;
 понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
 стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
2.Регулятивные
базовые
учебные
действия

 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
 работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
 организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
 оценивать действия одноклассников;

3.Познавательные
базовые
учебные
действия

4.Коммуникативные
базовые
учебные
действия

 соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
 выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
 делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
 наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Структура и содержание курса программы

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных

задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
«Сезонные изменения» ,
«Неживая природа»,
«Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Тематическое планирование
№
Название раздела
1
Сезонные изменения.

Кол-во часов
14

2

Неживая природа.

2

3

Живая природа.

10

4

Сезонные изменения.

3

5

Живая природа.

14

6

Безопасное поведение.

7

7

Сезонные изменения.

3

8

Безопасное поведение

11

Итого:

64

Календарно-тематическое планирование

№

Раздел. Темы.

КолВид учебной деятельности.
во
часов.

Сезонные изменения.

14

1

Временные изменения. Сутки. Дни
недели.

1

Работа по учебнику.

2

Лето. Основные признаки лета. Летние
месяцы.

1

Работа по картинкам.
Составление описательного
рассказа «Жаркое лето» по
картинке.

3

Сезонные изменения в неживой природе
летом: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк.
Наблюдения за состоянием
погоды и составление
описания погоды.

4

Жизнь растений летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

5

Жизнь животных летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

6

Одежда людей летом.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

7

Летние игры детей.

1

Экскурсия в парк. Игры на
свежем воздухе.

8

Летний труд людей в сельской местности
и городе.

1

Экскурсия на пришкольный
огород.

9

Осень. Основные признаки осени.
Осенние месяцы.

1

Работа с учебником.
Составление совместного
описательного рассказа.

10

Сезонные изменения в неживой природе
осенью: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк. Сбор
осеннего букета.

11

Жизнь растений осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.

12

Жизнь животных осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.

13

Одежда людей осенью.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Игра «Одень
Машу».

14

Труд людей осенью в сельской местности
и городе.

1

Экскурсия на пришкольный
огород.

Неживая природа.

2

15

Название объектов неживой природы:
солнце, облака, луна, звѐзды.

1

16

Планета – Земля.

1

Живая природа.

10

17

Культурные растения. Внешний вид.
Употребление в пищу.

1

Работа по картинкам и
учебнику.

18

Комнатные растения. Название. Внешнее
строение. Уход.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
растений.

19

Дикорастущие растения.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Приводить
примеры деревьев и
кустарников.

20

Грибы. Название. Внешний вид. Значение
в природе. Использование человеком.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Различать
съедобные и не съедобные
грибы.

21

Домашние животные. Названия. Внешнее
строение.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Обсуждение
правил содержания

Работа по картинкам и
учебнику.

животных дома.
22

Домашние животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Сбор
«расколотой» картинки.

23

Дикие животные. Звери. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.

24

Дикие животные. Птицы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
птиц.

25

Дикие животные. Рыбы. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию рыб.

26

Дикие животные. Насекомые. Названия.
Внешнее строение. Роль в природе.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
насекомых.

Сезонные изменения.

3

27

Зима. Основные признаки зимы. Зимние
месяцы.

1

Работа по картинкам и
учебнку.

28

Сезонные изменения в неживой природе
зимой: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

Экскурсия в парк.

29

Жизнь животных зимой.

1

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных.

Живая природа.

14

30

Уход за комнатными растениями.

1

Практическая работа.

31

Правила сбора грибов и ягод.

1

Различать съедобные и не
съедобные грибы.

32

Уход за домашними животными.

1

Обсуждение правил
содержания животных дома.

33

Подкормка птиц зимой.

1

По картинке составить
предложение о птице.

34

Человек. Мальчик и девочка. Возрастные
группы.

1

Называть возрастные
группы.

35

Строение тела человека.

1

Называть и показывать
внешнее строение человека.

36

Гигиена. Бережное отношение к себе.

1

Формировать правила
личной гигиены и
соблюдение их.

37

Здоровый образ жизни. Режим дня.

1

Составление режима дня.
Работа по учебнику.

39

Магазины. Почта. Назначение
учреждения. Правила поведения в
учреждениях.

1

40

Больница. Поликлиника. Аптека.
Назначение учреждения. Правила
поведения в учреждениях.

1

Работа по учебнику и
картинкам.

41

Транспорт. Название видов транспорта.
Назначение. Правила поведения.

1

Классифицировать средства
транспорта.

42

Наша Родина – Россия. Символы: флаг,
герб, гимн.

1

Работа с символами,
прослушивание гимна,
рассматривание герба.

43

Праздники нашей страны.

1

Безопасное поведение.

7

44

Предупреждение заболеваний и травм.

1

45

Профилактика простуд.

1

46

Профилактика вирусных простуд (грипп).

1

47

Простейшие действия при получении
травм.

1

48

Безопасное поведение в природе.

1

49

Правила поведения человека при
контакте с домашним животным.

1

Работа
с пословицами.
Практическая работа по
укреплению
своего
здоровья.

Работа в парах. Работа по
учебнику.

Правила поведения человека с диким
животным в зоопарке.

1

Сезонные изменения.

3

51

Весна. Основные признаки весны.
Весенние месяцы.

1

52

Сезонные изменения в неживой природе
весной: температура воздуха, осадки,
ветер.

1

53

Жизнь животных весной.

1

Безопасное поведение.

10

54

Правила поведения человека с диким
животным в природе.

1

Характеризовать опасности
пребывания в лесу.

55

Правила поведения в лесу.

1

Работа по учебнику и
картинкам. Работа группами.

56

Правила поведения на воде.

1

Характеризовать опасности
пребывания у воды.

57

Правила поведения в грозу.

1

58

Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами.

1

59

Правила поведения с незнакомыми
людьми.

1

60

Правила поведения в незнакомой
местности.

1

61

Правила поведения на улице.

1

62

Правила обращения с горячей водой,
электричеством, газом на кухне.

1

Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями

6364

Телефоны первой помощи

2

Работа с сюжетными
картинками с изображением
домашних опасностей,
карточки с заданиями

50

Работа по учебнику.
Разгадывание загадок.

Работа по картинкам и
учебнику. Практическая
работа по распознанию
животных. Составление
совместного описательного
рассказа.

Различать съедобные и не
съедобные грибы.

Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект
№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п\п
1.

Учебник

Н.Б.Матвеева
М.А.Попова

Мир природы и
человека. 1класс

М.: «Просвещение»,
2017.

2.

Рабочая
тетрадь

Н.Б.Матвеева
М.А.Попова

Рабочая тетрадь.1класс

М.: «Просвещение»,
2017.

3..

Пособие для
учителя

Матвеева Н. Б.,
Ярочкина И. А.,
Попова М. А.

Мир природы и
человека. 1-4 кл.
Методические
рекомендации. Пособие
для учителя общеобр.
организаций,
реализующих
адаптированные осн.
общеобр. программы.

М.: «Просвещение»,
2017.

Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной,
групповой и индивидуальной работы;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин
и схем по разделам программы;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических
игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и
картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные
объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации,
мультфильмы).

Электронные ресурсы
№п\п

название

адрес

1.

Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

2.

Интернет-проект
«Мультиурок»
Российский
общеобразовательный
портал
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических идей»
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»

p://multiurok.ruhtt

3.

4.

5.

http://www.school.edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://nsc.1september.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».