7 класс Адаптированная программа по русскому языку

Адаптированная образовательная программа
по русскому языку
для обучающихся 7 б класса
на 2023 – 2024 уч. год.
(4 часа в неделю - 136 часов)

Политова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
высшая квалификационная категория

2023 г.

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 7 «б» класса VII вида обучения, МБОУ « Гимназия» разработана на
основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• учебного плана основного общего образования МБОУ «Гимназия»
• положения о рабочей программе МБОУ « Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 136 часов – 4 часа в неделю.
Программа предназначена для изучения русского языка в 7 классе, направлена на получение учащимися знаний о родном языке и
формирование у них языковых и речевых умений.
Цель изучения русского языка: формирование языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи:
 формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;
 изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;






формирование стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи;
изучение теоретических понятий, овладение знаниями и умениями аналитического характера;
развитие языкового и эстетического идеала;
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, его устройстве и
функционировании;
 овладение нормами литературного языка и обогащение словарного запаса, грамматического строя речи учащихся;
 развитие логического мышления;
формирование умения анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования
синонимов, антонимов и т. д.); выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять
слово в предложении логическим ударением; озаглавливать текст, составлять простой план готового текста; подробно и сжато излагать текст типа
повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи самостоятельно строить высказывание (повествование,
описание).
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:









адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы интернета, свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.


2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и т. д.).
3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач,
участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:










представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих
понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать/ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных; об особенностях
склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении,
правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении; о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора
предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи; формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и
отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными
союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование
№
урок
а

Тема урока

1

Введение.
Русский язык как
развивающееся
явление

2
3

Синтаксис.
Синтаксический
разбор.
Пунктуация.
Пунктуационный
разбор

Ко
лво
ча
со
в
1

2

Тип урока

Урок
изучения
нового
материала

Характеристик
а деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности

Виды
контроля и
измерители

Планируемые результаты
освоения материала

Классификация Лекция с
Уметь выделять ключевые слова
современных
элементами в тексте, уметь объяснять
славянских
беседы.
орфограммы, уметь подбирать
языков,
синонимы
сравнительный
анализ
соответствий
славянских
языков на всех
уровнях,
особенно в
лексике
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (13ч.) (9+4)
Уроки
Синтаксис.
Практикум,
Знать, чем отличаются:
повторени Пунктуация.
самостоятел -словосочетания от
я
Отличие
ьная работа
предложений,
словосочетани
- простые предложения от
я от
сложных,
предложения.
главные члены предложения от
Виды
второстепенных.
предложений.
Уметь расставлять знаки
Главные и
препинания в простом
второстепенны
осложнѐнном и сложном
е члены
предложениях; выполнять
предложения
синтаксический и
Синтаксически
пунктуационный разборы,
йи
составлять схемы именных,
пунктуационн
глагольных и наречных

Домашнее задание

с. 5 (вопросы)
упр.5

Упр.8, с.7
(вопросы), упр.12

ый разборы

4

Лексика и
фразеология

1

Уроки
повторени
я

Лексический
состав языка.
Лексические
нормы

Практикум,
самостоятел
ьная работа

5

Фонетика и
орфография

1

Уроки
повторени
я

Звуки речи.
Оценка
собственной и
чужой речи с
точки зрения
орфоэпических
норм

Практикум,
самостоятел
ьная работа

6

Словообразовани 1
е
и
орфография.Мор
фемный
и
словообразовател
ьный разбор

Уроки
повторени
я

Морфемы.
Способы
образования
слов.
Правописание
морфем

Практикум,
самостоятел
ьная работа

словосочетаний и
конструировать словосочетания
по предложенным схемам,
определять синтаксическую роль
всех самостоятельных частей
речи, различать и
конструировать сложные
предложения, самостоятельно
подбирать примеры на
изученные правила.
Знать определения, уметь
разъяснять значения слов и
правильно их употреблять,
пользоваться словарями,
соблюдать лексические нормы,
проводить анализ
художественного текста,
обнаруживая в нѐм примеры
употребления слова в
переносном значении
Уметь соблюдать
произносительные нормы,
проводить фонетический и
орфоэпический разбор слов.
Пользоваться орфоэпическим
словарѐм. Обнаруживать
орфоэпические ошибки в
звучащей речи.
Знать способы образования слов.
Уметь производить морфемный
и словообразовательный
разборы, по типичным
суффиксам и окончанию
определять изученные части
речи и их формы, объяснять
значение слова, его написание,
грамматические признаки;
опираясь на

Упр.16

У. 18

Упр. 26, упр. 30

7
8

Морфология и
орфография.
Морфологически
й разбор слова

2

Уроки
повторени
я

9

РР Текст

1

Урок
развития
речи

10
11

РР Подготовка к
сочинению по
картине
И.Бродского

2

Урок
развития
речи

словообразовательный анализ и
морфемные модели слов,
определять способы образования
слов различных частей речи,
анализировать
словообразовательные гнѐзда на
основе словообразовательного
словаря и с помощью школьного
этимологического словаря,
комментировать изменения в
морфемной структуре слов
Знать общую характеристику
самостоятельных частей речи,
различать их постоянные и
непостоянные морфологические
признаки, уметь выполнять
морфологический разбор,
правильно, уместно употреблять
изученные части речи,
использовать знания, умения по
морфологии в практике
правописания и проведения
синтаксического анализа
предложения

Система частей
речи.
Принципы
выделения:
общее
грамматическо
е значение,
морфологическ
ие признаки,
синтаксическая
роль.
Соблюдение
основных
морфологическ
их норм
русского языка
Текст.
Средства связи
предложений в
тексте.

Самостоятел
ьная работа,
практикум.

Упр.34
Упр.39
Упр.41

Работа с
текстом.

Знать признаки текста; уметь
определять стиль текста,
аргументировать свою точку
зрения, уметь понимать
авторскую позицию

Упр.45

Эмоциональноэкспрессивная
сторона речи,
метафоричност

Сочинение
по картине;
самостоятел
ьная работа

Уметь описывать картину,
выбирая языковые средства в
соответствии с темой, соблюдать
орфографические и

П.10, упр.58
(подобрать из газет
или журналов
текст, составить

ь как одно из
свойств
художественно
го текста

«Летний сад
осенью»

12

РР Стили
литературного
языка

1

Урок
развития
речи

13

Входной
контрольный
диктант на
повторение
пройденного
материала.(1)
Анализ
контрольного
диктанта.

1

Урок
контроля

1

Урок
коррекции
знаний

Причастие как
часть речи

1

Комбинир
ованный

14

15

Стили
литературного
языка
Стилевые
черты

пунктуационные нормы

Составление
таблицы,
практикум.

Диктант.

Уметь определять стиль текста,
аргументировать свою точку
зрения, уметь понимать
авторскую позицию

Знать общую характеристику
самостоятельных частей речи,
различать их постоянные и
непостоянные морфологические
признаки, уметь выполнять
морфологический разбор,
правильно, уместно употреблять
изученные части речи,
использовать знания, умения по
морфологии в практике
правописания и проведения
синтаксического анализа
предложения
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
ПРИЧАСТИЕ (30ч.) (23+7)
Морфологичес Беседа.
Знать определение причастия,
кие признаки
грамматические признаки.

рассказ о
публицистическом
стиле, используя
таблицу и
материал
параграфа. Инд.
Задание: упр.62 –
подготовить
устное
выступлениеобращение в
публицистическом
стиле (уточнить
тему, записать
развернутый план)
Упр. 43
(графически
объяснить
написание
окончаний
глаголов)
Составить
словарный
диктант, упр.41

П.9, упр.56
(определить

урок

глагола и
прилагательног
о в причастии.
Синтаксическа
я роль

Уметь отличать причастие от
прилагательного, определять
синтаксическую роль; правильно
употреблять в речи

16

РР
Публицистическ
ий стиль

1

Урок
развития
речи

Публицистичес Самостоятел
кий стиль, его
ьная работа,
жанры,
практикум.
языковые
особенности

17

Склонение
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий

1

Урок
изучения
нового
материала

Склонение
полных
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий

Самостоятел
ьная работа.

стиль текста,
выписать
причастия,
указать их род,
число, падеж).
Упр.57
(списать,
расставить
знаки
препинания,
определить
вид, время
причастий)
Знать особенности
Подготовить
публицистического стиля:
устное
назначение, сферу употребления,
сообщение о
языковые приметы.
причастии,
Уметь определять публицистический доказывая
стиль по его признакам,
слова
выразительно читать, уметь читать и Ломоносова:
воспринимать текст
«Они служат
публицистического характера на
сокращению
слух, определять языковые средства, человеческого
характерные для этого стиля
слова,
заключая в
себе имени и
глагола силу»
Знать, что причастия склоняются так П.11, упр.67
же, как прилагательные.
(списать,
Уметь при сопоставлении делать
причастия
выводы, определять условия выбора поставить в
гласных в окончаниях причастий и
нужном
прилагательных, графически
падеже, роде,
объяснять орфограмму\
числе). Найти
в учебниках
физики,
истории,
географии

18
19

Причастный
2
оборот.
Выделение
причастного
оборота запятыми

Уроки
изучения
нового
материала

Причастный
оборот,
выделение
запятыми
причастного
оборота

Практикум,
объяснитель
ный
диктант.

20
21

РР Описание
внешности
человека

2

Урок
развития
речи

Описание
внешности
человека:
структура
текста,
языковые
особенности
(«портретные
слова»)

Самостоятел
ьная работа.
Сочинение.

22

Действительные
и страдательные
причастия

1

Урок
изучения
нового
материала

Действительны
еи
страдательные
причастия.
Нормы
употребления

Распрделите
льный
диктант.

Знать определение причастного
оборота и понятие одиночного
причастия, условия выделения
запятыми, понимать отличие
зависимого слова от определяемого.
Уметь устанавливать связь
причастия с определяемым и
зависимым словами; выделять
причастный оборот запятыми;
согласовывать причастия с
определяемыми словами, строить
предложения с причастным
оборотом
Знать признаки текста-описания,
описания внешности человека,
понятия: «литературный портрет»,
«словесный портрет». Уметь
определять тему, основную мысль,
стиль текста, языковые особенности,
использовать в своѐм тексте
прилагательные и причастия,
основные средства связи
предложения; местоимение, подбор
слов, синонимы, описательные
обороты
Знать отличие действительных
причастий от страдательных. Уметь
определять разряд причастий по
значению, употреблять причастия в
речи, конструировать предложения с
причастным оборотом,

предложения, в
которых
употреблены
причастия,
записать их.
П.12, упр.70
(выписать
предложения с
причаснымиоб
оратами,
расставить
знаки
препинания).
Подг. связный
рассказ о роли
причастия в
словосочетани
и.
П.12, упр.73
(списать,
обозначить
причастный
оборот,
расставить
знаки).
Подобрать из
художественн
ых
произведений
предложения с
причастными
оборотами).
Сочинениеописание
«Литературны
й портрет
друга».

23

Краткие и полные 1
страдательные
причастия

Урок
изучения
нового
материала

Краткие
Практикум.
страдательные Свободный
причастия, их
диктант.
синтаксическая
роль в
предложении

24

Действительные
причастия
настоящего
времени.

1

Уроки
изучения
нового
материала

Образование
действительны
х причастий
настоящего
времени.
Правописание
гласных в
суффиксах
действительны
х причастий

Практикум,
работа по
карточкам.

25

Действительные
причастия
прошедшего
времени

1

Урок
изучения
нового
материала

Образование
действительны
х причастий
прошедшего
времени.
Орфоэпически
е нормы

Эвристическ
ая беседа,
практикум.

предупреждать ошибки в
употреблении причастий, правильно
ставить знаки препинания
Знать морфологические признаки,
синтаксическую роль кратких
причастий и прилагательных.
Уметь образовывать краткую форму,
употреблять в речи, правильно
ставить ударение в полных и кратких
страдательных причастиях,
выразительно читать текст,
определять его стиль
Знать способы образования
действительных причастий
настоящего времени.
Уметь обосновывать выбор гласных
в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-,
находить изучаемую орфограмму,
правильно писать

Знать способы образования
действительных причастий
прошедшего времени, правописание
гласных перед суффиксом причастия
и в неопределѐнной форме глагола.
Уметь обосновывать выбор гласных
в суффиксах причастий, правильно
употреблять причастия в речи,
конструировать предложения с
причастным оборотом, соблюдать
орфоэпические нормы при
произношении, проверять себя по
словарю

П.14, упр.83
(списать,
определить
разряд
причастий,
расставить
знаки
препинания)
П.16, упр.90
(образовать
действительны
е причастия,
определить
спряжение
глаголов, от
которых
образованы
причастия,
выделить
суффиксы
причастий).
П.17, упр.99
(заменить
глаголы
действительны
ми
причастиями,
составить
предложения с
причаст.
оборотами0.
стр.26-44,
выучить
словарн.

26
27

Страдательные
2
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
страдательных
причастий
настоящего
времени

Уроки
изучения
нового
материала

28
29

РР Изложение с
2
изменением
формы
действующего
лица
Страдательные
2
причастия
прошедшего
времени. Гласные
перед одной Н в
полных и кратких
страдательных
причастиях

Урок
развития
речи

30
31

Уроки
изучения
нового
материала

Образование
страдательных
причастий
настоящего
времени.
Правописание
гласных в
суффиксах
страдательных
причастий
настоящего
времени.
Синтаксическа
я синонимия.
Изложение с
изменением
формы
действующего
лица
Образование
страдательных
причастий
прошедшего
времени

Лингвистиче
ская задача,
самостоятел
ьная работа

Знать способы образования
страдательных причастий
настоящего времени. Уметь
определять спряжение глагола,
обосновывать выбор гласных в
окончаниях глаголов и суффиксов –
ом- (-ем-), -им- причастий;
сопоставлять, анализировать,
самостоятельно; согласовывать
причастие с определяемым словом;
заменять сложное предложение
простым с причастным оборотом

Самостоятел
ьная работа

Адекватно понимать содержание
текста, воспринимать его на слух,
составлять план, уметь излагать
текст от 3-го лица

Лингвистиче Знать способы образования
ская задача. причастий.
Уметь выбирать правильное
написание Н и НН в прилагательных
и страдательных причастиях
прошедшего времени, исправлять
ошибки в употреблении причастий

слова:, инд.
Задание:
упр.100
(прочитать,
составить
вопросный
план текста,
найти в тексте
причастия,
ключевые
слова текста)
П.18, упр.104
(выписать
страдательные
причастия)

П.19, упр.108

П.15, упр.89
П.21, упр.118

Одна и две буквы
Н в суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени.
Одна буква Н в
отглагольных
прилагательных.
Одна и две
буквы Н в
суффиксах
кратких
страдательных
причастий и в
отглагольных
прилагательных

1

36

Морфологически
й разбор
причастия

1

Комбинир
ованный
урок

37
38

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями

2

Уроки
изучения
нового
материала

39
40

РР Выборочное
изложение с
описанием
внешности

2

Уроки
развития
речи

32

33
34
35

2

Уроки
изучения
нового
материала
и уроки
закреплен
ия
изученног
о

1

Одна и две
буквы Н в
суффиксах
полных
причастий и
прилагательны
х,
образованных
от глагола.
Н и НН в
суффиксах
кратких
страдательных
причастий и
кратких
отглагольных
прилагательны
х
Общее
значение
причастия,
морфологическ
ие признаки,
синтаксическая
роль
Слитное и
раздельное
написание НЕ
с причастиями

Выборочное
изложение
повествователь
ного текста с
элементами

Лингвистиче
ская задача,
свободный
диктант.

Знать способы разграничения
страдательных причастий
прошедшего времени и
прилагательных, образованных от
глаголов. Уметь обосновывать выбор
Н НН в суффиксах причастий,
прилагательных; правильно
употреблять в речи. Уметь различать
краткие страдательные причастия и
краткие прилагательные, понимать
различие в написании причастий и
прилагательных, определять
синтаксическую роль,
конструировать предложения,
употребляя причастия в речи

П.22, упр.120
П.23, упр.136
П.24, упр.136
П.24, упр.137

Самостоятел
ьная работа,
словарный
диктант.

Знать порядок морфологического
разбора причастий.
Уметь выполнять морфологический
разбор, опознавать причастия в
тексте, употреблять в речи

Повтор. П. 919

Лингвистиче Знать условия слитного и
ская задача. раздельного написания НЕ с
причастиями. Уметь различать НЕприставку, НЕ- часть корня, НЕчастицу; обозначать условия выбора
орфограммы; составлять алгоритм и
работать по нему; на основе
наблюдения делать выводы
Самостоятел Адекватно понимать содержание
ьная работа
художественного текста, выделять
основную и дополнительную
информацию, составлять план,
сохранять при письменном

П.25, упр.142

Упр. 151
Упр.153
Упр.154

41

Буквы Е и Ё
после шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени

1

Урок
изучения
нового
материала

42

Повторение по
теме
«Причастие»

1

Повторите
льнообобщаю
щие уроки

43

Контрольная
работа по теме
«Причастие»(2)

1

Урок
контроля

44

Анализ теста
Комплексный
анализ текста

1

Комбинир
ованный
урок

описания
внешности
человека
Правописание
гласных в
суффиксах
страдательных
причастий

Практикум.

Значение,
Зачетная
морфологическ работа.
ие признаки,
синтаксическая
роль полных и
кратких
причастий.
Правописание
причастий

Тема.
Основная
мысль.
Типы речи.

изложении типологическую
структуру текста, его языковые и
речевые средства выразительности
Знать условия выбора Е, Ё в
суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени, правильно
писать орфограмму, уметь обобщать
и систематизировать знания о
правописании гласных после
шипящих в изученных частях речи;
обозначать условия выбора
орфограмм; правильно ставить
ударение, сопоставлять с другими
случаями правописания О-Е-Ё после
шипящих
Уметь находить причастие,
определять его грамматические
признаки, правильно писать
орфограммы в причастии, выделять
причастный оборот, осуществлять
синонимичную замену
синтаксических конструкций,
конструировать предложения с
причастием и причастным оборотом,
употреблять причастия в речи,
интонационно правильно читать
предложения с обособленными
членами, выраженными причастным
оборотом

Контрольн Уметь различать страдательные
ый диктант. причастия от действительных,
правильно находить их в заданных
текстах.
Работа над
Уметь исправлять допущенные
ошибками,
ошибки, делать словесное или
самостоятел графическое комментирование,
ьная работа, приводить примеры

Составить
словарный
диктант

Контрольное
списывание

П.26, упр.161
(исправить
ошибки в
употреблении

45
46

47

Деепричастие как
часть речи.
Деепричастный
оборот. Запятые
при
деепричастном
обороте

1

Раздельное
написание НЕ с
деепричастиями

1

1

Уроки
изучения
нового
материала

Урок
изучения
нового
материала

Стиль текста.
работа с
Орфограммы
текстом
по теме
«Причастие»
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11ч.)
Вопрос о
Объяснитель
деепричастии в ный
системе частей диктант.
речи.
Глагольные и
наречные
признаки
деепричастия,
синтаксическая
и
текстообразую
щая роль
деепричастия,
деепричастный
оборот; знаки
препинания
при
деепричастном
обороте.
Выделение
одиночного
деепричастия
запятыми

НЕ с
деепричастиям
и

Практикум,
работа по
карточкам.

Уметь понимать авторскую позицию

(9+2)
Знать лексическое , грамматическое
значение деепричастий. Уметь
разграничивать основное и
добавочное действие, находить и
исправлять ошибки в употреблении
деепричастий, выделять в речи
деепричастия, отличать
деепричастия в речи от глаголов и
причастий, конструировать
предложения с деепричастиями для
обозначения добавочного значения.
Знать определение «деепричастный
оборот»; понимать, что действие
производится одним и тем же лицом,
что и основное. Уметь
разграничивать основное и
добавочное действия, находить
деепричастный оборот, выделять его
запятыми; правильно строить
предложения по заданным моделям

Знать правило правописания НЕ с
деепричастиями, уметь
обосновывать выбор написания НЕ с
деепричастиями, сопоставлять

деепричастий)

П.27, упр.166
(заменить
глагоды
деепричастиям
и,
причастиями,
расставить
знаки
препинания).
Найти в
повести
Н.В.Гоголя
предложения с
деепричастным
и оборотами,
сделать вывод
о функциях
деепричастия в
речи.
Упр.240,
написать
сочинение о
труде (заметку,
интервью,
репортаж) для
стенгазеты в
рубрику
«Учимся
работать».
П.28, упр.173
(списать,
расставляя
пропущенные

написание НЕ с причастиями и
глаголами, составлять связный
рассказ на грамматическую тему

48
49

Деепричастия
несовершенного
вида.
Деепричастия
совершенного
вида

2

Уроки
изучения
нового
материала

Деепричастия
несовершенног
о и
совершенного
вида и их
образование

Диктант
«Проверь
себя».

Знать способы образования
деепричастий. Уметь образовывать
деепричастия, сохраняя вид;
употреблять в речи, соблюдая
орфоэпические, грамматические
нормы, безошибочно писать
суффиксы деепричастий,
интонационно правильно читать
предложения с деепричастным
оборотом,
правильно строить
предложения с деепричастием и
деепричастным оборотом

50
51

РР Сочинениерассказ на
основе картины

2

Уроки
развития
речи

Рассказ по
картине

Самостоятел
ьная работа

Понимать роль деепричастий в
сочинении с описанием действий.
Уметь создавать рассказ-описание,

запятые),
обозначить
условия
выбора НЕ с
разными
частями речи).
Составить
связный
рассказ о
деепричастии.
П.29, упр.175,
списать,
заменить
глаголы
деепричастиям
и
несовершенног
о вида. По
упр.175
составить
текст.
П.30, упр.185
(определить
тему,
расставить
знаки
препинания,
обозначить
деепричастные
обороты,
выписать
специальные
слова,
относящиеся к
спорту)
П.26-31 повторить

С.Григорьева
«Вратарь» от
имени одного из
действующих
лиц картины
52

Морфологически
й разбор
деепричастия

1

Комбинир
ованный
урок

Морфологичес
кий разбор

Практикум

53

Повторение по
теме
«Деепричастие»

1

Повторите
льнообобщаю
щий урок

Способы
образования
деепричастий.
Правописание
НЕ с
деепричастиям
и. Знаки
препинания с
деепричастным
оборотом

Самостоятел
ьная работа,
словарный
диктант.

54

Контрольный
диктант по теме
«Деепричастие»(
3)

1

Урок
контроля

1

Урок
коррекции
знаний

Способы
образования
деепричастий.
Правописание
НЕ с
деепричастиям
и. Знаки
препинания с
деепричастным

Контрольн
ый диктант
с
грамматиче
ским
заданием.

55
Анализ
диктанта

включая в него описание действий,
выбирая языковые средства в
соответствии с темой, целями
общения, соблюдать
орфографические и пунктуационные
нормы
Уметь распознавать деепричастия по
суффиксам на основе структурносемантического и грамматического
анализа слов, отличать деепричастия
от других частей речи, уметь
безошибочно писать суффиксы в
деепричастиях, правильно строить
предложения с деепричастным
оборотом, расставлять знаки
препинания, исправлять ошибки в
речи
Уметь распознавать деепричастия по
суффиксам на основе структурносемантического и грамматического
анализа слов, отличать деепричастия
от других частей речи, уметь
безошибочно писать суффиксы в
деепричастиях, правильно строить
предложения с деепричастным
оборотом, расставлять знаки
препинания, исправлять ошибки в
речи
Уметь распознавать деепричастия по
суффиксам на основе структурносемантического и грамматического
анализа слов, отличать деепричастия
от других частей речи, уметь
безошибочно писать суффиксы в
деепричастиях, правильно строить
предложения с деепричастным
оборотом, расставлять знаки

Сочинениеминиатюра
«Зимние
забавы».

П.26-31 повторить

Повторить
словарные
слова

оборотом

препинания, исправлять ошибки в
речи

НАРЕЧИЕ (20ч.) (15+5)
56

Наречие как
часть речи

1

Уроки
изучения
нового
материала

Наречие как
Практикум,
самостоятельна самостоятел
я неизменяемая ьная работа
часть речи:
значение,
морфологическ
ие признаки,
синтаксическая
роль

Знать морфологические признаки
наречия, понимать значение и
определять синтаксическую роль в
предложении, распознавать наречие
на основе общего грамматического
значения, морфологических
признаков, синтаксической роли и
типичных признаков

Составить
предложения с
наречиями.

57

Смысловые
группы наречий

1

Уроки
изучения
нового
материала

Разряды
наречий по
значению.
Употребление
наречий

Самостоятел
ьная работа

Знать разряды наречий по значению.
Уметь находить наречия в тексте,
определять значение, употреблять их
для более точного выражения мысли

Составить
связный
рассказ о
группах
наречий

58
59

РР Сочинение в
форме
дневниковых
записей (по
картине
И.Попова
«Первый снег»)
Степени
сравнения
наречий

2

Урок
развития
речи

Сочинение в
форме
дневниковых
записей

Самостоятел
ьная работа

Уметь отбирать материал на
предложенную тему, используя
особенности текста (дневниковую
запись). Уметь работать с
черновиками

Дописать
сочинение

1

Уроки
изучения
нового
материала

Образование
степеней
сравнения
наречий

Самостоятел
ьная работа.
Объяснитель
ны
йдиктант.

Знать способы образования степеней
сравнения, критерии разграничения
простой сравнительной и составной
превосходной степеней
прилагательных и наречий, приѐмы
распознавания морфологических
омонимов; уметь образовывать
степени сравнения наречий,
отличать наречия в сравнительной
степени от прилагательных,

П.34, упр. 221

60

употреблять наречия как средство
связи и для уточнения различных
смысловых оттенков
61

Морфологически
й разбор наречия

1

Урок
изучения
нового
материала

Морфологичес
кие признаки
наречия.
Разграничение
наречий и
других частей
речи

Практикум,
самостоятел
ьная работа

Уметь определять грамматические
признаки наречия, разграничивать
их, объяснять значения
грамматических омонимов

П.35, упр.222

62
63

РР Сочинениерассуждение на
тему
«Прозвища»
Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на –о
и –е
Буквы Е и И в
приставках НЕ и
НИ
отрицательных
наречий

2

Урок
развития
речи

Сочинениерассуждение

Беседа,
самостоятел
ьная работа

Уметь выражать свои мысли по
затронутой проблеме

Дописать
сочинение

1

Уроки
изучения
нового
материала

Практикум,
самостоятел
ьная работа

Знать морфологическое правило,
способ образования наречия,
условия выбора правильного
написания

П.36, упр.223
Упр.225
Упр.227

1

Уроки
изучения
нового
материала

Слитное и
раздельное
написание НЕ
с наречиями на
О-Е
Правописание
отрицательных
наречий

Лингвистиче
ская задача,
самостоятел
ьная работа.

Знать условия выбора на письме
букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь
опознавать наречия с орфограммой,
различать приставки НЕ-НИ в
отрицательных наречиях и
отрицательных местоимениях

Одна и две буквы
Н в наречиях

1

Уроки
изучения
нового
материала

Образование
наречий от
прилагательны
х. Н и НН в
наречиях на О-

Лингвистиче
ская задача,
самостоятел
ьная работа

Знать способ образования наречий
от прилагательных, условия выбора
орфограммы, уметь разграничивать
на письме краткие прилагательные и
наречия

П.37,
составить 10
словосочет-й
Упр.231
Составить
лингвистическ
ий рассказ
«Буквы Е и И в
приставках
отрицательных
наречий и
местоимений»
П.38, упр.236
Придумать 4
предложения с
краткими
прилагательны

64

65

66

Е

ми и
наречиями,
образованным
и от прилагатх.

67

Буквы О-Е после
шипящих на
конце наречий

1

Урок
изучения
нового
материала

Буквы О-Е
после
шипящих на
конце наречий

Самостоятел
ьная работа.
Словарная
работа.

Знать правила выбора и написания
букв О-Е после шипящих на конце
наречий, уметь опознавать наречия с
этой орфограммой, определять
общее в написании разных частей
речи с О-Е после шипящих в разных
частях слова, формулировать
обобщѐнное правило

П.40, упр.243

68

Буквы О и А на
конце наречий

1

Уроки
изучения
нового
материала

Буквы О и А на
конце наречий
с приставками
ИЗ, ДО,
С,В,НА,ЗА

Лингвистиче
ская задача,
самостоятел
ьная работа

Уметь правильно писать, выделять
морфемы, определять и
анализировать роль наречий в
связных текстах

69

РР Подробное
изложение с
элементами
сочинения

1

Урок
развития
речи

Композиционн Самостоятел
ые элементы
ьная работа
рассказа,
порядок
следования
частей рассказа

Выписать из
толкового
словаря по 2
слова с
разными
приставками
Составить
словарный
диктант.

70

Дефис между
частями слова в
наречиях

1

Уроки
изучения
нового
материала

Дефис между
частями слова
в наречиях

Лингвистиче Знать правила дефисного написания,
ская задача. уметь распознавать наречия с этой
Словарный
орфограммой
диктант.

П.42, упр.251
Упр.253
Упр.255

71

Слитное и
раздельное
написание
приставок в
наречиях,

1

Уроки
изучения
нового
материала

Слитное и
раздельное
написание
приставок в
наречиях,

Лингвистиче
ские задачи,
самостоятел
ьная работа

Заполнить
таблицу
своими
примерами
п.43, упр. 260.

Уметь пересказывать исходный
текст подробно, при пересказе
соблюдать строгую
последовательность изложения

Уметь отличать наречия от
существительных, прилагательные
от местоимений, пользуясь
алгоритмом

образованных от
существительных
и
количественных
числительных

образованных
от
существительн
ых и
количественны
х
числительных

72

Мягкий знак
после шипящих
на конце наречий

1

Урок
изучения
нового
материала

Мягкий знак
после
шипящих на
конце наречий

Практикум.
Работа по
карточкам.

Знать правило, уметь опознавать
наречия с орфограммой, правильно
писать, определять синтаксическую
функцию предложения

П.44, составить
5 предложений

73

Повторение по
теме «Наречие»

1

Урок
повторени
я

Морфологичес
кие признаки,
синтаксическая
роль,
правописание
наречий

Самостоятел
ьная работа.
Контрольны
й словарный
диктант.Тест
по теме
«Наречие»

Повторить
п.33-44

74

Контрольный
диктант по теме
«Наречие»(4)

1

Урок
контроля

Правописание
наречий

Контрольн
ый диктант
с
грамматиче
ским
заданием.

Уметь распознавать наречия на
основе общего значения,
морфологических признаков ,
синтаксической роли и типичных
суффиксов, различать наречия и
созвучные слова других частей
речи, группы наречий по значению,
правильно образовывать степени
сравнения наречий безошибочно
писать, применяя изученные
правила, использовать
орфографический словарь для
определения слитного и раздельного
написания наречий, производить
словообразовательноорфографический анализ слов
соответствующих морфемных
моделей, соблюдать языковые
нормы употребления наречий
Уметь безошибочно выполнять
тесты

Составить
словарный
диктант

75

Анализ теста
Комплексный
анализ текста

1

Урок
повторени
я

76
77

Категория
состояния как
часть речи

2

Уроки
изучения
нового
материала

78

Морфологически
й разбор
категории
состояния

1

Урок
изучения
нового
материала

79

РР Сжатое
изложение с
описанием
состояния
природы по
тексту
А.И.Солженицы
на «Молния"
РР Сочинение
на
лингвистическу
ю тему

1

Урок
развития
речи

1

Урок
развития
речи

Самостоятельные

1

Урок

80

81

Тема.
Работа с
Уметь работать над ошибками,
Основная
текстом.
допущенными в контрольном
мысль.
диктанте.
Тип речи.
Стиль текста.
Орфограммы
по теме
наречия
КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (5ч.) (3+2)
Вопрос о
лингвистиче Знать общее значение слов
словах
ская задача, категории состояния, уметь
категории
самостоятел сопоставлять наречия и эту группу
состояния
ьная работа. слов на основе анализа их
синтаксической роли, выделять
грамматическую основу безличных
предложений, видеть слова
состояния в тексте

Работа над
ошибками

Морфологичес
кие признаки
категории
состояния,
синтаксическая
роль
Сжатое
изложение с
описанием
состояния
природы

П.46, упр.280

Практикум,
словарный
диктант.

Самостоятел
ьная работа

Знать порядок разбора слов
категории состояния, уметь
разбирать слова морфологически

Уметь пересказывать исходный
текст, выбирать необходимую
информацию, использовать
языковые средства связи
предложений и смысловых частей,
использовать наречия и слова
категории состояния для описания
природы
Сочинение на
Самостоятел Уметь отстаивать своѐ мнение с
лингвистическ ьная работа
помощью аргументов, развивать
ую тему
навыки написания текста
рассуждения
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)
Служебные
Практикум,
Знать о различии самостоятельных и

П.45, составить
5 предложений
со словами
категории
состояния.
Упр.277.
Упр.279

Контрольные
вопросы

Дописать
сочинение

П.47, написать

и служебные
части речи

повторени
я

82

Предлог как
часть речи

1

Уроки
изучения
нового
материала

83
84

Употребление
предлогов

2

Уроки
изучения
нового
материала

85
86

Непроизводные и
производные
предлоги

2

Уроки
изучения
нового
материала

87

Простые и

2

Уроки

части речи.
самостоятел
Служебные
ьная работа
слова и их
отличие от
самостоятельн
ых частей речи.
Основная роль
служебных
частей речи

служебных частей речи, их роли в
тексте. Уметь различать предлоги,
союзы и частицы как служебные
части речи, находить их в тексте,
употреблять в речи

ПРЕДЛОГ (12ч.) (10+2)
Предлог как
Лингвистиче Знать о предлоге как служебной
служебная
ская задача, части речи, его роли в
часть речи.
самостоятел словосочетании и предложении.
Роль предлогов ьная работа
Уметь отличать предлоги от
в
омонимичных им приставок; писать
словосочетани
с существительными,
ии
прилагательными, местоимениями,
предложении
числительными, причастиями; знать
об отсутствии их перед глаголами,
деепричастиями, наречиями
Предлоги
Практикум,
Знать об однозначных и
однозначные и работа с
многозначных предлогах; нормах
многозначные. карточками. употребления с различными частями
Употребление
речи. Уметь правильно использовать
предлогов с
предлоги в речи, исправлять
существительн
допущенные ошибки
ыми,
числительным
и
Непроизводны Лингвистиче Знать разряды предлогов по
еи
ская задача. происхождению, уметь отличать
производные
производные предлоги от
предлоги
непроизводных, производные
предлоги от омонимичных частей
речи; правильно употреблять их в
речи
Простые и
Практикум,
Знать разряды предлогов по составу,

сочинениеминиатюру
«Утро в
городе».

П.48, упр.288
Упр.289

П.49, упр.294
Упр.295

П.50, упр.300
Упр.302

П.51, упр.304

88

составные
предлоги

изучения
нового
материала

составные
предлоги

самостоятел
ьная работа

понятия «простые и составные»
предлоги

Упр.306

89

Морфологически 1
й разбор предлога

Повторите
льнообобщаю
щий урок

Морфологичес
кие признаки
предлога

Практикум.

Знать порядок морфологического
разбора предлога, уметь выполнять
морфологический разбор

П.52, упр.307

90
91

РР Рассказрепортаж на
основе
увиденного на
картине по
данному началу

2

Уроки
развития
речи

Рассказ на
основе
увиденного на
картине

Самостоятел
ьная работа

Повторить
п.47-52

92
93

Слитное и
раздельное
написание
производных
предлогов

2

Уроки
изучения
нового
материала

Слитные и
раздельные
написания
предлогов.
Дефис в
предлогах.

Самостоятел
ьная работа.

Уметь писать сочинение
повествовательного характера с
элементами художественного
описания, строить своѐ
высказывание с использованием
сложных композиционных форм,
соблюдать стилевое единство текста,
использовать изобразительные
средства языка
Знать условия слитного,
раздельного, дефисного написания
предлогов. Уметь отличать
производные предлоги от
омонимичных частей речи;
правильно писать их, обосновывая
свой выбор; употреблять их в речи
Знать о союзе как служебной части
речи, его роли в предложении и в
целом тексте, опознавать союз.
Уметь ставить знаки препинания при
однородных членах предложения и в
сложном предложении, определять
роль союзов в предложении

П.54, упр.315

94

Союз как часть
речи

1

Урок
изучения
нового
материала

СОЮЗ (15ч.) (13+2)
Союз как
Практикум.
служебная
часть речи, как
средство связи
однородных
членов
предложения и
частей
сложного
предложения.
Синтаксическа

П.53, упр.308
Упр.311

я роль союзов в
предложениях.
Простые и
Практикум.
составные
союзы

95
96

Простые и
составные союзы.
Союзы
подчинительные
и сочинительные

2

Уроки
изучения
нового
материала

97
98

Запятая между
простыми
предложениями в
союзном
сложном
предложении
Сочинительные
союзы

2

Уроки
изучения
нового
материала

Запятая перед
союзами в
простом и
сложном
предложении

Практикум.

2

Уроки
изучения
нового
материала

Группы
сочинительных
союзов, их
назначение

101

Подчинительные
союзы

1

102
103

РР Сочинениерассуждение на
дискуссионную
тему

2

99
100

Знать разряды союзов по строению,
уметь определять роль союзов в
предложении, ставить знаки
препинания при однородных членах
и в сложных предложениях, строить
предложения, используя союзы
Уметь правильно ставить знаки
препинания, выбирать союз в
соответствии с его значением и
стилистическими особенностями

П.55, упр.318
П.56-57,
упр.323, 326

Практикум.

Знать группы сочинительных
союзов, их назначение; выбирать
союз в соответствии с его значением
и стилистическими особенностями

П.56, упр.323
П.57, упр.326

Уроки
изучения
нового
материала

Группы
Практикум,
подчинительны самостоятел
х союзов по
ьная работа.
значению

П.59, упр.337,
339

Уроки
развития
речи

Рассуждение
Самостоятел
на
ьная работа.
дискуссионную
тему

Знать разряды подчинительных
союзов по значению, их назначение,
уметь различать подчинительные
союзы, употреблять для связи
предложений
Знать особенности
публицистического стиля речи.
Уметь создавать текст-рассуждение,
аргументировать свою точку зрения,
опровергая или соглашаясь с ними:
чтение – роскошь И.А.Гончаров
(«Обломов»); «Человек перестаѐт
мыслить, когда перестаѐт читать»
(Дидро). Уметь правильно выражать
свои в соответствии с
литературными нормами;
использовать в речи сложные
предложения с разными группами
союзов

Составить 4
предложения

Повторить
п.54-60

104
105

Слитное
2
написание союзов
также, тоже,
чтобы

Уроки
изучения
нового
материала

106

Повторение
сведений о
предлогах и
союзах

Урок
повторени
я

1

Слитное
написание
союзов.
Отличие
написания
союзов тоже,
чтобы от
местоимений с
предлогами и
частицами и
союза также от
наречия так с
частицей же
Общее и
отличное
между
предлогами и
союзами.
Составные
предлоги и
союзы, их
отличие от
простых.
Слитное и
раздельное
написание
предлогов.
Отличия
предлогов от
существительн
ых с
предлогами.
Предлоги как
средство связи
слов в
словосочетани
ии
предложении.

Лингвистиче
ская задача,
самостоятел
ьная работа.

Знать правило правописания союзов.
Уметь отличать союзы от созвучных
сочетаний слов, опознавать союзы,
уметь применять правило на письме

П.61, упр.344
Упр. 345
Упр. 346

Самостоятел
ьная работа.

Уметь систематизировать, обобщать П.54-61 –
знания; рефлексировать; подбирать
повторить.
материал, работая с разными
Упр.355
источниками, опознавать союзы и
предлоги, правильно и безошибочно
их писать, отличать от смешиваемых
языковых явлений, определять роль
в предложении и тексте, употреблять
с учѐтом их стилистической окраски

107

Контрольный
диктант по теме
«Предлоги и
союзы»(5)

1

Урок
контроля

108

Анализ диктанта

1

Урок
повторени
яи урок
коррекции
знаний

109

Частица как часть 1
речи. Разряды
частиц.
Формообразующ
ие частицы

Уроки
изучения
нового
материала

110

Смысловые
частицы

Уроки
изучения
нового
материала

1

Общее и
Контрольн Уметь опознавать союзы и предлоги,
отличное
ый диктант правильно и безошибочно их писать,
между
отличать от смешиваемых языковых
с
предлогами и
грамматиче явлений, определять роль в
союзами.
предложении и тексте, употреблять с
ским
Предлоги
учѐтом их стилистической окраски,
заданием.
производные и
соблюдать орфографические и
непроизводные
пунктуационные нормы на письме
. Составные
предлоги и
союзы, их
отличие от
простых.
Слитное и
раздельное
написание
предлогов.
Отличия
предлогов от
существительн
ых с
предлогами
ЧАСТИЦА(14ч.) (10+4)
Частица как
Практикум,
Знать особенности частицы как
служебная
самостоятел служебной части речи. Уметь
часть речи.
ьная работа. отличать частицы от
Роль частиц в
знаменательных частей речи;
предложении.
понимать сходство частиц с другими
Разряды
служебными частями речи и отличие
частиц.
от них, разницу в употреблении
Формообразую
омонимичных частиц, союзов,
щие частицы
наречий, роль частиц в
предложении и образовании
наклонений глагола
Разряды
Практикум.
Знать разряды частиц по значению,
частиц.
Работа с
роль смысловых частиц, уметь
Смысловые
карточками. распознавать частицы; отличать
частицы
частицы от других частей речи по

Составить
словарный
диктант

П.62, упр.359
Сочинениеминиатюра
«Если бы я
был…».

П.67, упр.387,
Упр.391
Упр.389

совокупности признаков;
определять, какому слову или какой
части текста придают смысловые
оттенки
Лингвистиче Знать правила раздельного и
ская задача, дефисного написания частиц. Уметь
самостоятел выделять их среди других частей
ьная работа
речи; определять стилистическую
роль частиц; употреблять их в своей
речи, безошибочно писать
местоимения, прилагательные,
наречия с частицами
Самостоятел Уметь описывать произведение
ьная работа
живописи, правильно выражать свои
мысли в соответствии с
литературными нормами

111

Раздельное и
дефисное
написание частиц

1

Уроки
изучения
нового
материала

Раздельное и
дефисное
написание
частиц

112
113

РР Сочинениерассказ с
использованием
картины
К.Ф.Юона
«Конец зимы.
Полдень»
Морфологически
й разбор частицы

2

Уроки
развития
речи

Сочинениерассказ с
использование
м картины

1

Урок
повторени
я

Общее
значение,
правописание
частиц

115

Отрицательные
частицы НЕ и НИ

1

Уроки
изучения
нового
материала

116

Различение
частицы и

1

Комбинир
ованные

Отрицательные Лингвистиче Понимать смысловое значение и
частицы. Роль
ская задача, роль частиц НЕ и НИ. Уметь
отрицательных практикум.
определять смысловое значение
частиц
частицы НЕ (отрицательное
.
значение, утвердительный смысл),
правильно писать частицу НЕ с
различными частями речи. Уметь
понимать смысловое значение
частицы НИ. Уметь определять
смысловое значение частицы НИ,
уметь различать частицу НЕ и НИ на
письме, приставку НЕ и частицу НЕ
Правописание
Лингвистиче Уметь применять правила написания
НЕ с разными
ская задача, НЕ с различными частями речи,

114

Практикум,
самостоятел
ьная работа.

Знать порядок морфологического
разбора частицы. Уметь определять
морфологические признаки частиц,
безошибочно их писать

П.65, упр.378
Упр.381

Выписать
словарные
слова

П.66, упр.384

П.67, составить
6 предложений

П.68, упр.394
Упр.396

приставки НЕ

уроки

частями речи.
Орфоэпически
е нормы

самостоятел
ьная работа.

обосновывать выбор написания,
используя алгоритм рассуждения,
различать на письме частицу НЕ и
приставку НЕ, применять правило
написания НЕ в отрицательных
местоимениях и наречиях,
неопределѐнных местоимениях
Уметь создавать собственное
Повторить
высказывание, соответствующее
п.62-68
требованиям точности, логичности и
выразительности речи, определять
основную мысль высказывания;
распространять текст
характеристикой героев, элементами
описания, диалогом, сохраняя при
этом его целостность; правильно
выражать свои мысли в соответствии
с нормами литературного языка

117
118

РР Сочинениерассказ по
данному сюжету

2

Уроки
развития
речи

Рассказ по
данному
сюжету

Самостоятел
ьная работа

119

Частица НИ,
приставка НИ,
союз НИ-НИ

1

Комбинир
ованные
уроки

Правописание
НИ с разными
частями речи.

Ппрактикум. Уметь различать частицу НИ,
приставку НИ, союз НИ-НИ;
выбирать правильное написание,
различать и правильно писать НЕНИ, конструировать предложения

П.69, упр.403
Упр.406

120

Повторение по
теме «Частица»

1

Урок
повторени
я

Использование
частиц для
передачи
различных
оттенков
значения и для
образования
форм глагола.
Разряды частиц
по значению и
составу.
Смысловые
различия

Самостоятел
ьная работа,
словарный
диктант.

Упр.414,
письмо по
памяти

Уметь использовать частицы для
выражения отношения к
действительности и передачи разных
смысловых оттенков речи, различать
НЕ и НИ на письме, безошибочно
употреблять с разными частями речи

121

Контрольный
диктант по теме
«Частица» (6)

1

Урок
контроля

122

Анализ диктанта
Повторение по
теме «Частица»

1

Урок
повторени
яи урок
коррекции

123

Междометие как
часть речи

1

Уроки
изучения
нового
материала

частиц НЕ-НИ.
Роль частиц в
Контрольн Уметь исправлять допущенные
предложении.
ый диктант ошибки, делать словесное и
Правописание
графическое комментирование,
с
частиц.
грамматиче приводить примеры
Классификация ским
и исправление заданием
допущенных
ошибок
Использование Самостоятел Уметь исправлять допущенные
частиц для
ьная работа. ошибкиУметь использовать частицы
передачи
для выражения отношения к
различных
действительности и передачи разных
оттенков
смысловых оттенков речи, различать
значения и для
НЕ и НИ на письме, безошибочно
образования
употреблять с разными частями речи
форм глагола.
Разряды частиц
по значению и
составу.
Смысловые
различия
частиц НЕ-НИ.
Употребление
частиц с
разными
частями речи
МЕЖДОМЕТИЕ (2ч.)
Междометие
Практикум.
Знать, что междометие не является
как особый
ни самостоятельной, ни служебной
разряд слов.
частью речи. Уметь распознавать
Разряды
междометия, ставить знаки
междометий
препинания при них; употреблять в
своей речи; выразительно читать
предложения с междометиями,
конструировать предложения с
междометиями, отличать их от
знаменательных и служебных частей

Повторить
п.62-69

Составить
словарный
диктант «Мои
ошибки».

П.70, упр.416.
Написать
лирическую
миниатюру
«Весенняя
капель».
Подготовить
устное
высказывание
о группах

124

125
126

127
128

129130

131

132

Дефис в
междометиях
Знаки
препинания при
междометии

речи
Знать условия дефисного написания
междометий, уметь интонационно и
пунктуационно выделять
междометия

Дефис в
Практикум.
междометиях.
Интонационно
еи
пунктуационно
е выделение
междометий в
предложениях
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (14ч.) (12+2)
Разделы науки о
2
Уроки
Разделы
Практикум,
Знать разделы языкознания,
русском языке.
повторени языкознания.
самостоятел признаки текста, черты стилей речи.
Текст. Стили
я
Признаки
ьная работа. Уметь создавать тексты,
речи
текста, типы
устанавливать ведущий тип речи,
текста.
находить фрагменты с иным
Особенности
типовым значением, определять
стилей речи
стиль речи, прямой и обратный
порядок слов предложений текста,
способы и средства связи
предложений в тексте
2
Самостоятел Уметь создавать собственный текст
РР Сочинение
Уроки
ьная работа
по заданной теме, составлять план,
на одну из тем:
развития
выбирать тип речи и определять
«Удивительное
речи
композицию; предупреждать
рядом», «Дело
возможные речевые ошибки;
мастера боится»
соблюдать нормы литературного
языка
Фонетика.
1
Уроки
Фонетический Практикум,
Уметь разбирать слова фонетически,
Графика Лексика
повторени разбор
самостоятел работать со словарѐм. Уметь
и фразеология
я
Лексические
ьная работа. определять лексические группы
группы слов
слов, работать со словарями
Морфемика.
1
Уроки
Словообразова Практикум,
Уметь производить
Словообразовани
повторени тельный
самостоятел словообразовательный разбор,
е
я
разбор, разбор ьная работа. разбор слова по составу
слова по
составу
Морфология

1

1

Урок
изучения
нового
материала

Уроки

Самостоятельн

Практикум,

Уметь различать слова разных

междометий.
Упр.420

Упр.423
Упр.425

Упр.427

Фонетический
разбор трех
слов.
Морфологичес
кий разбор
пяти слов.

Определить

Орфография

повторени
я

ые и
служебные
части речи.
Виды
орфограмм

самостоятел
ьная работа.

Синтаксис.
Отличие
словосочетани
я от
предложения.
Виды предложй Главные и
второстепенны
е члены
предлож.
Синтаксически
й разбор
Знаки
препинания в
простом
осложнѐнном и
в сложном
предложениях

Практикум,
самостоятел
ьная работа.

133

Синтаксис

2

Уроки
повторени
я

134

Пунктуация

1

Уроки
повторени
я

135 136

Итоговое
тестирование за
курс русского
языка 7 класса

1

Урок
повторени
яи урок
коррекции

Анализ теста

1

Учебно-методическое обеспечение
Учебники

частей речи, делать
морфологические разборы. Уметь
владеть правильным способом
применения изученных правил,
учитывать значение, морфемное
строение и грамматическую
характеристику слова при выборе
правильного написания
Уметь производить синтаксический
разбор, конструировать предложения
по схемам

части речи в
тексте.
Подобрать 5
примеров на
разные
правила.

Практикум,
самостоятел
ьная работа.

Уметь расставлять знаки препинания
в простом осложнѐнном и сложном
предложениях; выполнять
синтаксический и пунктуационный
разборы

Составить
предложения с
однородными
членами.

Итоговый
тест.

Уметь работать с тестовыми
заданиями

Доделать тест.

Составить 4
предложения

Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2017г.
 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
 Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
 Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
 Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
 Н. В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»»- М.;. «ВАКО» , 2009

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».