Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающихся 9 б класса на 2023 - 2024 учебный год (3 часа в неделю - 102 часа) Политова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория 2023 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 9б класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.: Просвещение,2012г.) по учебнику С.Г. Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (2019 г.) Цель данной программы - использование процесса обучения русскому языку для повышения уровня общего развития учащегося с задержкой психического развития, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку и коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств подростка. Задача индивидуальной образовательной программы состоит: - в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов; - в определении цели и задач образования учащегося с ЗПР независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков; - в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса; - в осуществлении профессионального самоопределения учащегося и выборе дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации; - в реализации коррекционной психолого - педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития. Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения даются дифференцированно. Значительное место отводится тренировочным упражнениям для формирования умений видеть структуру сложного предложения и ставить запятые между его частями. Ввиду психофизических особенностей Белозѐрова Никиты проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: − развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического; − развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность; − развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике; − развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексикограмматических средств языка; − расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; − формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно- тематическое планирование в 9 Б классе №п/п Тема урока К-во часов 1 Международное значение русского языка. 1 2 Повторение . Фонетика. 1 3 Лексикология и фразеология. 1 4 Р.Р. Сжатое изложение. (упр 25) 1 5 Морфемика и словообразование. 1 6 Морфология 1 7 Р.Р. Сочинение по картине В.Васнецова 1 «Баян» 8-9 Синтаксис словосочетания и простого 2 предложения. Текст. 1011 Р.Р Сочинение-рассуждение по 2 прочитанному тексту «Роль книги в современном мире» 12 Входной контрольный диктант по теме 1 «Повторение изученного в 8 классе». 13 Понятие о сложном предложении. 1 Основные виды сложных предложений 14 Способы сжатого изложения содержания 1 текста. 1516 Р.Р. Сжатое изложение (подготовка к 2 ОГЭ) 1718 Сложносочинѐнное предложение. 2 Основные группы ССП по значению.. 19 Р.Р. Изложение по упр 90. 20 Контрольная работа по теме 1 «Сложносочинѐнное предложение». 2122 Понятие о сложноподчинѐнном 2 предложении. Строение СПП. Знаки препинания в СПП. 2324 Сложноподчинѐнные предложения придаточными определительными. 25 Проверочная работа по теме «СПП с 1 придаточными определительными». ( тест). 2627 Сложноподчинѐнные предложения придаточными изъяснительными. 1 с 2 с 2 28 Проверочная работа по теме «СПП с 1 придаточными изъяснительными » (тест). 29 Сложноподчинѐнные предложения придаточными обстоятельственными. 3031 Придаточные предложения действия и степени.. 32 Проверочная работа (тест). 1 33 Придаточные предложения места. 1 34 Придаточные предложения времени. 1 3536 Р.р. Сжатое изложение. Подготовка к 2 ОГЭ. 37 Придаточные предложения условные 38 Проверочная работа по теме 1 «Придаточные места, времени, условные» 39 Придаточные цели 40 Придаточные предложения цели. 41 Придаточные сравнительные 4243 Р.р. Сочинение-рассуждение «В чѐм 2 проявляется доброта?». Подготовка к ОГЭ. 44 Проверочная работа по «Придаточные причины, сравнительные». 45 Придаточные уступительные. 4647 Р.Р. Сочинение-рассуждение «Почему 2 необходимо много и внимательно читать». 48 Придаточные присоединительные. предложения с 1 образа 2 1 причины, 1 1 предложения 1 теме 1 цели, предложения 1 предложения 1 49 50 Контрольная работа по теме 1 «Сложноподчинѐнные предложения». Анализ ошибок контрольной работы. 1 5152 Основные виды СПП с двумя или 2 несколькими придаточными. 53 Повторение по теме « Основные виды 1 СПП с двумя или несколькими придаточными» 54 Контрольная работа по теме «СПП с 1 несколькими придаточными» 55 Анализ ошибок контрольной работы. 56 Р.Р. Сочинение- рассуждение о жизни 1 современной молодѐжи. Упр 244 57 Р.Р. Деловые бумаги. 1 58 Бессоюзные сложные предложения. 1 59 Запятая и точкас запятой в БСП. 1 60 Двоеточие в БСП. 1 61 Тире в БСП. 1 6263 Р.Р. Изложение по упр 281-282 2 64 Р.Р. Реферат. 1 65 Повторение по теме сложные предложения». 66 Контрольная работа по теме 1 ««Бессоюзные сложные предложения». 67 Анализ ошибок работы. 6869 Сложные предложения с различными 2 видами союзной и бессоюзной связи. 7071 Р.Р. Сочинение-рассуждение по упр 296 2 «Как я понимаю храбрость». 72 Р.р. Сжатое изложение по упр 301. 1 «Бессоюзные 1 1 1 73 Роль языка в жизни общества. Язык как 1 исторически развивающееся явление. 74 Русский литературный язык и его стили. 7576 Р.Р. Сжатое изложение. Подготовка к 2 ОГЭ. 77 Р.р. Сочинение-рассуждение «Подвиг». по 78 Повторение. Орфография. Графика. 1 79 Лексикология. Фразеология. Орфография. 1 80 Морфемика. Орфография. 81 Морфология. Орфография. 8283 Повторение. Имя существительное. Имя 2 прилагательное. Числительное. Местоимение. 84 Р.р. Сочинение по картине Левитана 1 «Весна. Большая вода» 85 Глагол. 1 86 Причастие. Деепричастие. 1 87 Наречие. Категория состояния. 1 88 Предлог. Союз. Частица. 1 8991 Синтаксис. Пунктуация. 3 9293 Итоговая промежуточная аттестация в 2 формате ОГЭ. 94 Р.р. Сочинение-рассуждение «Что значит 1 быть интеллигентным человеком?» Упр 456 95 Употребление знаков препинания. Точка, 1 вопросительный и восклицательный знаки. 9697 Запятая. Фонетика. 1 теме 1 Словообразование. 1 1 2 98 Точка с запятой. Двоеточие. Тире. 1 99 Скобки. Кавычки. 1 100 Итоговое тестирование. 1 101 Подготовка к ОГЭ. 1 102 Подготовка к ОГЭ. 1