Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР
_________/Васева С.И./
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Закономерности биологии»
для 8 класса
на 2024/2025 учебный год
Составитель программы
Казанцев Евгений Васильевич
стаж работы 26 лет
высшая квалификационная категория
2024 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного
общего образования по биологии авторов Т.С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева //
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 8 класс:
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Основные направления рабочей программы:
Систематизация знаний за курсы 6-8 классов;
Повторение материала по биологии растений, животных и человека;
Работа с рисунками, схемами, графиками;
Алгоритм написания экзаменационной работы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым
рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая
творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с 6 по 8 класс с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный
предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой
природе, так и об окружающем мире в целом.. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству
учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них
самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это
сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной
или профессиональной траектории.
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном
существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи
себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Ожидаемый результат изучения курса – начальная подготовка к сдаче ГИА в форме
ОГЭ.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы)
2.Технические средства обучения
3. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
4. Натуральные объекты (макеты, коллекции, образцы, гербарии)
Содержание программы
1. Биология как наука (3 часа)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение,
обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие,
воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Клеточное строение (5 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и
свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и
функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
3. Многообразие живой природы (16 часов)
Общая характеристика царства Растения, особенности растительного организма, органы
растений, жизненные формы. Общая характеристика царства Животные, клетки, ткани и органы
животных. Краткая характеристика основных типов и классов животных, сходства и различия
человека и животных. Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие.
4. Человек и его здоровье (10 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными
и отличия от них. Строение и функции организма человека. Общая характеристика, внутреннее и
внешнее строение систем организма человека. Охрана здоровья.
Учебно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
Название темы
Тема 1. Биология как наука
Тема 2. Клеточное строение
Тема 6. Многообразие живой природы
Тема 7. Человек и его здоровье
Итого:
Кол-во часов
3
5
16
10
34
Тематическое планирование
8 класс
34 часа
№
1
2
3
Тема урока
1. Биология как наука – 3 часа
Биологические науки
Методы биологии
Методы изучения живых объектов
2. Клеточное строение – 5 часов
4
5
6
7
8
Клетка
Химический состав клетки
Белки и нуклеиновые кислоты
Строение клетки
Органоиды клетки
3. Многообразие живой природы – 16 часов
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вирусы. Бактерии
Низшие растения
Голосеменные
Покрытосеменные
Органы растений
Процессы жизнедеятельности растений
Многообразие растительного мира
Классификация животных
Строение тела
Простейшие
Кишечнополостные. Черви. Моллюски
Членистоногие
21
22
23
24
Рыбы. Птицы
Земноводные. Пресмыкающиеся
Млекопитающие
Эволюция
7. Человек и его здоровье – 10 часов
Ткани
Органы и системы органов
Опорно-двигательная система
Внутренняя среда организма
Система кровообращения
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ
Выделительная система
25
26
27
28
29
30
31
31
33
5
34
Нервная система
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения элективного курса обучающиеся, планирующие в 9 классе сдачу ГИА
по биологии
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и
грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
особенности
организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах
и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и
системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
6
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Рабочая программа элективного курса ориентирована на использование учебников:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева,
О.А. Корнилова, В.С. Кумченко; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016
Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М.
Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2017
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов,
Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.
7