Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

8 класс география электив

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР
_________/Васева С.И./

«30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по географии
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы
Казанцев Евгений Васильевич
высшая квалификационная категория
педагогический стаж 26 лет
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии на 2024/25 учебный год для обучающихся 8 класса (элективный курс) МБОУ «Гимназия» разработана на
основании:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
•учебного плана основного общего образования, МБОУ «Гимназия»
•положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает
многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающихся:
•
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством
знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
•
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной
иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч. в неделю). Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать
подготовку к основному государственному экзамену по географии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Источники географических знаний.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки,
способы картографического изображения, градусная сеть). Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
2)
Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные
ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими
геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное
образование. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природо-хозяйственные.
3)
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и
Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.
4)
Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере,
гидросфере, атмосфере.
5)
География России. Особенности географического положения, территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые
пояса. Административно – территориальное устройство России. Природа России: особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные
различия морей России. Почвы и

1)

почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России: Численность, естественное движение населения, половой и возрастной состав населения, размещение населения. Основная
полоса расселения, направления и типы миграции, народы и основные религии России, городское и сельское население. Крупнейшие города.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на
уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной
системе,
критерии
оценивания
выполненных
работ,
предлагаемых
в
КИМах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
Изучив теоретический материал элективного курса, обучающиеся должны знать:
 картографические элементы, факты;
 номенклатуру;
 основные понятия, характерные
признаки,
явления и процессов,
причинно
– следственные
связи,
взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
 особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
 определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
 определять различия в поясном времени различных территорий;
 анализировать статистический материал;
 воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
 читать карты различного содержания;
 показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
 описывать географическое положение;
 определять тип объекта согласно классификации;
 сравнивать свойства географических объектов;
 определять и объяснять особенности
территории
на основе использования
различных
источников
географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает закрепление знаний по географии, а также подготовку обучающихся в
области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Это позволит им приобрести
специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию ксоциально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:

Расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по
темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии»,

«Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, «Работа по климатограммам»- для 6,7,
8 классов.
 Повышение учебной мотивации обучающихся.
 Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведение занятий
в виде игр: «Электроэнергетика», «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса:
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных ипредметных
результатов:
Личностные результаты:
 Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками ихприменения в
различных жизненных ситуациях;
 Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
 Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – средеобитания всего
живого, в том числе и человека.
Метапредметными
результатами
изучения
курса является
формирование
УУД (универсальных
учебных
действий):
Личностные УУД:
 Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
 Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,гражданин
Российской Федерации, житель конкретного региона);
 Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

 Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
 Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД:
 Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной
деятельностью;
 Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
 Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с
помощью технических средств и информации.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в
группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
 Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
 Формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;
 Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,

жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
 Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологическихпараметров.

Перечень учебно – методического обеспечения.
УМК ученика
1.
Атлас. География России. Природа 8 класс. – М.: Дрофа,2018
Контурные карты.

2.

УМК учителя
1. Петрушина Н.П. География России. Природа и население.8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И.
Алексеева «География России. Природа и население».8 класс: методическое пособие/ Петрушина Н.П., Ким Э. В. – М.: Дрофа, 2019.
2. География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева/авт.- сост. С.А.Малиновская. – Волгоград: Учитель,2017.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Источники географическихзнаний
1
2

Природа Земли и человек

Количество часов

4
5

Материки, океаны, народы и страны

3

5

4

Природопользование и геоэкология

2

5

География России

17

6

Итоговое занятие

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование
элективного курса «География»
8 класс
№
п/п

1

Коли чество
часов

1

Планируемые результаты освоения материала
Тема урока
Предметные
Географические
координаты.
Географическая
широта

Метапредметные

1. Источники географических знаний – 4 часа
Овладение основами
Познавательные:
Знать определения
картографической
«широта и
грамотности и
долгота», уметь
использование

Вид
контроля

Личностные
Формирование
ответственного
отношения к
учению,

ФО

Тип
урока

КУ

географической карты как
одного из «языков»
международного
общения;

2

3

1

1

Географические
координаты.
Географическая
долгота

Определение
координат по
глобусу и
географической
карте

Овладение основами
картографической
грамотности и
использование
географической карты как
одного из «языков»
международного
общения;

определять ихна
глобусе и карте
Регулятивные:
решение задач по
определению
абсолютной
и
относительно
йвысоты
Уметь составлять
план местности
простейшим
способом
Коммуникативны
е:работа в группах,
умение слушать
другого
Познавательные:
Знать определения
«широта и
долгота», уметь
определять ихна
глобусе и карте
Регулятивные:
Овладение
умениемчитать
карты различных
видов, находить
черты их
сходства и отличия.

готовности к
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов;
ФО

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности к
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов;

КУ

ФО

Практикум

4

5

1

1

План и карта

Горные породы,
минералы, полезные
ископаемые

Овладение основами
картографической
грамотности и
использование
географической карты как
одного из «языков»
международного
общения;

Формирование
представлений и
основополагающих
теоретических знаний о
целостности и
неоднородности
Земли как планетылюдей в
пространстве и во времени

Коммуникативны
е:Формировать
компетентности в
общении.
Познавательные:
Отработка навыков
по определению
географических
координат
Регулятивные:
Определение
расстояний с
помощью
градусной сети
Коммуникативны
е:Формировать
компетентности в
общении.
Познавательные:
Сравнивать
свойствагорных
пород различного
происхождения,
определять горные
породы по их
свойствам
Коммуникативны
е:работа в группах
Регулятивные:
Сравнивать горные
породы различного
происхождения,
определять горные
породы по их

ФО

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности к
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов;

формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки и
учитывающего
многообразие
современного
мира;

ФО

Практикум

КУ

6

1

Литосфера – твердая
оболочка Земли

свойствам
Формирование умений и
Познавательные:
навыковиспользования
Определять
разнообразных
значение
географических знаний в
литосферыдля
повседневной жизни
человека.
для объяснения и
Выявлять
оценки разнообразных
способы
явлений и процессов,
воздействия
самостоятельного
человека на
оценивания уровня
литосферу и
безопасности окружающей характер
среды, соблюдение мер изменения
безопасности
в случае литосферы в
природныхстихийных
результате его
бедствий и
хозяйственной
техногенных
деятельности
катастроф
Регулятивные:
Готовить
информацию
дляобсуждения
проблемы
воздействия
деятельност
и
человека на земную
кору
Коммуникативны
е:Формировать
компетентности в
общении.

Формирование
ценности
здорового и
безопасного образа
жизни;
формирование
основ
экологической
культуры;

ФО

КУ

7

1

Гидросфера – водная
оболочка Земли

Умение работать с
различными контрольноизмерительными
материалами,
работать по карте

Познавательны
е:
Систематизация
изучаемой
информации по
теме
Коммуникативны
е:Позитивная
самооценка
Регулятивные:

Формирование
целостного
мировоззрения
соответствующего
современному
уровню развития
науки и
учитывающего

ФО

Практикум

8

9

1

1

Умение извлекать
информацию из
различных источников
(включая средства
массовой
информации,
компакт-диски
учебного

многообразие
современного
мира;

Умение работать с
различными
контрольноизмерительными
материалами,
работать по карте

Познавательные:
Систематизация
изучаемой
информации по теме
Коммуникативные:
Позитивная самооценка
Регулятивные: Умение
извлекать информацию из
различных источников
(включая средства массовой
информации,
компакт-диски
учебного

Формирование
целостного
мировоззрения
соответствующего
современному
уровню развития
науки и
учитывающего
многообразие
современного
мира;

Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить

Познавательные:
Формирование и
развитие
посредством
географического знания
познавательных интересов,
интеллектуальных и

Эмоциональноценностное
отношение к
окружающей среде,
необходимости еѐ
сохранения и
рационального
использования

Атмосфера –
воздушная оболочка
Земли

Биосфера – земная
оболочка

ФО

ФО

КУ

КУ

10

1

Размещение людей
на Земле.
Численность
населения Земли, ее
изменение во
времени

сообщения и
презентации

творческих способностей
учащихся;
Регулятивные:
Способность к
самостоятельному
приобретению новых
знаний и практических
умений;
- умения управлятьсвоей
познавательной
деятельностью;
Коммуникативные:
Формировать
компетентности в
общении.

Формирование
представлений и
теоретических
знаний о
многообразии
стран мира.
Выявлять различие
стран по
территории,
численности
населения,
политическому
устройству,
экономическому
развитию.

Познавательные:
Формировать умения
работать сразными
источниками
информации –
политическойкартой
мира, схемами и
диаграммами; развивать
мотивы иинтересы своей
познавательной
деятельности на основе
анализа политической
карты.

Формирование
навыков
практического
характера; интерес к
работе сразличными
картами; мотивация
к познанию нового

Ф
О

КУ

Регулятивные:
Устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Коммуникативные:Учится
самостоятельно
организовывать
учебное взаимодействие в
группе (оцениватьсвои
действия и
действия
одноклассников)

11

12

1

1

Океаны Земли

Материки как
крупные природные
комплексы Земли

Формирование
представлений и
основополагающих
теоретических
знаний о природе
Тихого,
Атлантического,
Индийского и
Северного
Ледовитого
океанов, их
хозяйственном
освоении и
экологических
проблемах
Формирование
представлений и
основополагающих
теоретических

Познавательные:
Сравнивать океаны между
собой по природным
особенностям
Регулятивные: Составлять
план и последовательность
действий при сравнении
океанов.
Коммуникативные:
Вступать в беседу, выражать
свои
мысли

Познавательные: Уметь
работать с картами и
текстом,описывать материк

Формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления

Формирование
познавательного
интереса к
изучению истории

Ф
О

Практикум

Деление Земли и
мира на части.

13

14

1

Природные
комплексы и
регионы.

знаний о
материках, их
географическом
положении и
истории развития

по плану. Регулятивные:
Устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Коммуникативные:
Аргументировать свою
позицию и координировать
еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве

развития
материков

Формирование
представлений о
частях света,
географических
регионах и
принципах их
выделения, о видах
границ и
особенностях их
проведения, об
объединении стран
в различные союзы
и организации

Познавательные: Поиск и
выделениенеобходимой
информации на основе карт
и текстаучебника.
Регулятивные: Постановка
учебнойзадачи на основе
соотнесения того, что уже
известно, и того, что ещѐ не
известно.
Коммуникативные:Умение
строить монологические
высказывания

Формирование
познавательного
интереса на основе
изучения материала
параграфа

Познавательные:Умение
Формирование
целостной картины найти информацию в
различных
о природных
комплексах и

Формирование
познавательного
интереса на основе
различных

ФО

КУ

Ф
О

Практикум

Землетрясения и
вулканы.

15

1

регионах Земли, их источниках.
многообразии.
Регулятивные: Выделение
и осознание того, чтоуже
усвоено,
осознание качества иуровня
усвоения.
Коммуникативные:
Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражатьсвои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации

источников
географической
информации

Научатся:
показывать
негативное
влияние явлений
природы на жизнь
и деятельность
человека.
Получат
возможность:
сформировать
понятия:
«землетрясение»,
«вулкан»,
«сейсмически
активный район»,
«очаг»,

Проявление
позитивной
моральной
самооценки и
моральных чувств

Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи;
выделяют и
формулируют
проблему.
Регулятивные:
принимают
познавательную цель,
сохраняют еепри
выполнении учебных
действий,регулируют весь
процесс их
выполнения и четко

ФО

КУ

ФО

КУ

Культурные
ландшафты

16

1

«эпицентр»,
«кратер», «жерло»,
«магма»,
«вулканические
бомбы»;
продолжить
формирование
умений
анализировать
текст, рисунки,
таблицы

выполняют требования
познавательнойзадачи.
Коммуникативные:учатся
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения,
прежде чем принимать
решениеи делать выбор;
умеют слушать и
слышать друг друга

В ходе урока
обучающиеся
создают схему
«Виды культурных
ландшафтов».

Познавательные:
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления. выявлять
причины и
следствия простыхявлений;
Регулятивные: работая по
плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные

осознание себя как
члена общества на
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты
Земля, житель
конкретного
региона)

Ф
О

Практикум

17

18

1

1

Особенности
географического
положения России

Природа России.
Рельеф и полезные
ископаемые

Формирование
знаний об
особенностях
географического
положения
России, еѐ
крайних точках.
Место России в
мире.

Формирование
знаний и
представлений об
основных типах
тектонических
структур, рельефе
России и его
связях с
тектоникой

критерии оценки;
Коммуникативные:
Работать в группе при
анализе и
обсуждении
результатов
наблюдений
Познавательные:
Самостоятельно
анализировать условия и
средствадостижения целей.
Регулятивные:
Формирование
целеполагания в учебной
деятельности. Устанавливать
основные приемы работы с
учебником
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в
ответах,
ставить вопросы для
обсуждения.

Познавательные:
Осуществлять сравнение и
сопоставление карт
Регулятивные:
Планировать
последовательностьи способ
действий
при работе с

Ф
О

Осознание своей
принадлежности к
величайшей стране
мира; воспитание
любви и уважения к
Отечеству, чувства
гордости
за свою Родину;
осознание
значимости
национального
богатства России
для еѐ развития и
процветания

Развитие
познавательного
интереса к
природным
богатствам России
на основе изучения
материала

ФО

Практикум

КУ

картографической и
текстовой
информацией.
Коммуникативные:Умение
слушать товарища.
Соблюдать правила
поведения в
кабинете

19

1

Природа России.
Климат и типы
климата

Внутренние воды.
20

1

Формирование
знаний и
представлений о
влиянии на климат
России еѐ
географического
положения об
особенностях
зимнего и летнего
сезонов в нашей
стране

Познавательные:
Анализировать карты
«Климатические пояса и
области». Описывать
климатические поясапо
плану. Читать
климатограммы.
Регулятивные:
Осуществлять контроль по
результату и способу
действия
Коммуникативные:
Самостоятельный анализ,
умение
слушать другого

Формирование
представлений и
знаний о
внутренних водах
их особенностях.

Познавательные:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать понятия
Регулятивные:
Уметь определять
цель урока и ставить

ФО

КУ

ФО

Практикум

Формирование
умений
использования
географических
знаний для
объяснения
влияния внешних и
внутренних
процессов на рельеф
Земли

Формирование
познавательного
интереса на основе
изучения материала
параграфа; усвоение
правил
безопасного

21

1

22

1

Население России.
Состав и размещение
населения

Городское и
сельское население

задачи, необходимые для еѐ
достижения;
Коммуникативные:Умение
организовывать
учебное
сотрудничество, осознанно
использовать речевые
средства всоответствии с
задачей коммуникации

поведения на воде.
Формирование
основ
экологической
культуры.

Формирование
знаний о
населении России:
численности,
естественном
приросте; о
демографических
кризисах и их
причинах.

Познавательные:
Самостоятельно
анализировать условия и
средствадостижения целей.
Регулятивные:
Формирование
целеполагания в учебной
деятельности. Устанавливать
основные приемы работы с
учебником
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в
ответах,
ставить вопросы для
обсуждения.

Осознание факта,
что человек –
высшая ценность
на Земле

ФО

Формирование
знаний и
представлений о

Познавательные:
Умение планироватьсвою
работу, делать

Развитие
эстетического
сознания на основе

ФО

КУ

Практикум

23

24

25

1

1

1

Миграции
населения.

Топливно –
энергетический
комплекс (ТЭК)

Металлургический
комплекс

городах и сельских
поселениях, их
типах и функциях,
урбанизации и
городских
агломерациях
Формирование
знаний о
миграциях
населения: их
причинах, видах и
основных
направлениях.
Формирование
знаний о топливноэнергетическом
комплексе России
как базовой
отрасли
российской
экономики

выводы по результатам
работыРегулятивные:
Работая по плану, сверять
свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно
Коммуникативные:
Совместная
деятельность вгруппе

знакомства с
культурой,
архитектурой
городов и сельских
поселений
Понимание роли
миграций в судьбе
конкретного
человека

ФО

КУ

Познавательные: Видеть
проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы;
Регулятивные:
Работать по плану,сверять
свои
действия с целью;
Коммуникативные:
Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения,
прежде чем
принимать решенияи делать
выбор

Формирование
основ
экологической
культуры и
убеждений в
необходимости
бережного и
рационального
использования
ресурсов страны

ФО

КУ

Формирование
знаний и
представлений о
черной
металлургии и еѐ
значении в
хозяйстве страны,

Познавательные: Видеть
проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы;
Регулятивные:
Работать по плану,
сверять свои

Формирование
основ
экологической
культуры и
убеждений в
необходимости
бережного и

ФО

КУ

типах предприятий
черной
металлургии

26

27

1

1

Агропромышленный
комплекс (АПК)
России

Сфера
обслуживания

Формирован
иезнаний о
сельском
хозяйстве России
и
его основных
звеньях и отраслях

Формирование
знаний о
предприятиях
сферы услуг и
качестве услуг,
ими
предоставляемых

действия с целью;
Коммуникативные:
Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения,
прежде чем принимать
решенияи делать выбор

рационального
использования
ресурсов страны

Познавательные: Видеть
проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы;
Регулятивные:
Работать по плану,сверять
свои
действия с целью;
Коммуникативные:
Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения,
прежде чем принимать
решенияи делать выбор

Формирование
познавательного
интереса на основе
изучения материала
параграфа;
Формирование
основ
экологической
культуры.

Познавательные:
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели
Регулятивные:
Определение
последовательности
действий при работе с
учебником;
умение
организовать

Формирование
коммуникативной
компетентности во
взаимодействии со
сверстниками при
создании
собственного
проектного
продукта

ФО

Практикум

ФО

Практикум

выполнение заданий учителя
согласно установленным
правилам работы в кабинете;
Коммуникативные:
Работать в группе —
устанавливать
рабочие отношения
Познавательные:

28

29

1

1

Природнохозяйственное
районирование
России.
Центральный район

Европейский юг.

Пространство
Центральной
России. Состав
территории.
Своеобразие
географического
положения.
Особенности
природы: рельеф,
климат, природные
зоны, природные
ресурсы.
Крупнейшие реки.
Памятники
Всемирного
культурного
наследия
Центральной
России.

Оценивать и
сравнивать
положительные и
отрицательные
стороны
географического положения
районов. Устанавливать
характер воздействия
географического положения на
природу, жизнь людейи
хозяйство. Выявлятьи
анализировать
условия для развития
хозяйства,
устанавливать
причинноследственные связи и
закономерности размещения
географических объектов,
проявлениягеографических
явлений и процессов.

Пространство
Северного Кавказа. Регулятивные:
Анализировать схемы
Географическое
положение. Состав
и соседи района.
Особенности
природы:

Ф
О

Умение строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социальноисторических,
политических и
экономических
условий

Проявляют
экологическое
сознание к
окружающей
природе

ФО

КУ

КУ

геологическое
строение и рельеф,
климат, природные
зоны, природные
ресурсы.
Кавказские
Минеральные
Воды и городакурорты.
Черноморское
побережье Кавказа
— зона рекреации

30

1

Урал.

Пространство
Урала.
Своеобразие
географического
положения. Состав
и соседи района.
Роль Урала в
обеспечении
связей
европейской и
азиатской частей
России.
Особенности
природы: рельеф,
климат, природные
зоны, природные
ресурсы. Реки
Урала.
Особенности
распределения
водных ресурсов

и статистические
материалы,
формулировать
самостоятельные
выводы. Определятьчерты
сходства и различия в
особенностях природы,
населения,хозяйства районов.
Формулировать,
аргументировать,
отстаивать свое мнение.

Коммуникативные:
При работе с партнером
или в
группе обмениваться важной
информацией,участвовать в
обсуждении.
Осуществлять
смысловое чтение в
соответствии с
задачами ознакомления
с
жанром и основнойидеей
текста.
Использовать средстваИКТ

Убежденность

в возможности
познания природы,в
необходимости
разумного
использования
достижений наукии
технологий для
дальнейшего
развития
человеческого
общества,
уважение к творцам
науки и
географических
открытий,
отношение к
географии как
элементу
общечеловеческой
культуры.
Формирование
толерантности как

Ф
О

КУ

31

1

Сибирь и Дальний
Восток

Пространство
Сибири. Состав
территории.
Географическое
положение.
Природные условия
и ресурсы.
Особенности речной
сети. Многолетняя
мерзлота.
Заселение и
освоение
территории.
Население. Жизнь,
быт и занятия
населения.
Коренные народы.

Роль транспорта в
освоении
территории.
Транссибирская
магистраль.
Хозяйственное
развитие. Отрасли
специализации.

нормы
осознанного и
доброжелательного
отношения к
другому человеку,
его мнению,
культуре,
мировоззрению,
языку, вере,
гражданской
позиции; к
истории, культуре,
религии,
традициям,
языкам, ценностям
народов России и
мира

ФО

КУ

Россия в
современном мире

32 33

2

Соседи России.
Познавательные:
Оценивать по
Место России в
статистическимданным
мире.
и
Экономические,
тематическим картам место и
культурные,
информационные, роль России всистеме
международного
торговые,
разделения труда.
политические
Подготавливать и
связи России со
обсуждать
странами
презентации о
ближнего и
сотрудничестве
дальнего
России с отдельнымистранами
мира.
зарубежья.
Выявлять особенности
Соотношение
геополитического и
экспорта и
экономического влияния
импорта.
России в разные исторические
Расширение
периоды.
внешних
Регулятивные:
экономических
Оценивать
связей с другими
современное
государствами.
геополитическое и
Сфера влияния
экономическое влияние
России.
России в мире. Определять
Геополитическое и структуру внешнейторговли
России.
экономическое
Определять
по
влияние.

Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующему
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики, а также
социальному,
культурному,
языковому и
духовному
многообразию
современного мира

статистическим
материалам
соотношение экспортаи
импорта России в
мировой торговле.

Коммуникативные:
Обсуждать содержа- ние
материала.

Познавательные:

Формирование

ФО

КУ

34

1

Итоговое занятие.

Формирование
представлений о
географической
науке, ее роли в
освоении планеты
человеком, о
географических
знаниях как
компоненте
научной картины
мира, их
необходимости
решения
современных
практических
задач человечества
и своей страны.

Выявлять и
анализировать условиядля
развития хозяйства, устанавлива
ть причинноследственные связи и
закономерности размещения
географических объектов,
проявлениягеографических
явлений и процессов.

целостного
мировоззрения,
соответствующему
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики, а также
социальному,
культурному,
Регулятивные:
языковому и
Анализировать схемыи
духовному
статистические
материалы,
формулировать многообразию
современного мира
самостоятельные выводы.
Определять черты
сходства и различия в
особенностях природы,
населения, хозяйства районов.

Коммуникативные:
Осуществлять смыс - ловое
чтение в
соответствии с задачами
ознакомления с
жанром и основнойидеей текста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».