Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обществознание Профиль 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Администрация Александровского муниципального округа
МБОУ "Гимназия"
Согласовано Зам.
Директора по МР
________________________
Казанцев Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Обществознание» (профильный уровень)
для 10 -11 классов

Программу составил учитель высшей категории Ермаков О.В.

г. Александровск, 2024 г.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2024/25 учебный год для обучающихся 10 и 11 класса МБОУ « Гимназия» разработана на
основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• учебного плана среднего общего образования МБОУ « Гимназия»
• положения о рабочей программе МБОУ « Гимназия»
• рабочей программы воспитания МБОУ « Гимназия».
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, а также программы Обществоведение.10- 11 классы. Профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю.
Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2010 год. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Цель
программы – углубление учебного предмета «Обществознание» до профильного уровня. Содержание среднего (полного)
обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения:
общество в целом, социальные отношения, политика, духовно - нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших
социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Цели курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития
общества и школы:
1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных
знаний;
5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими,
религиозными и социальными группами;
8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих
подходов;
9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
1. способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников,
2. развитию свободно и творчески мыслящей личности;

3. передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
4. обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
5. формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при
6. его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические
особенности в разных странах;
7. развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
8. способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
9. помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
10. себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
1. соответствие требованиям современного школьного гуманитарного
образования, в том числе концепции модернизации образования;
2. структурирование заданий учащимся применительно к новому
познавательному этапу их учебной деятельности;
3. формирование у учащихся умения работать с различными источниками,
способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности
общественных явлений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обоснованность создания рабочей программы: обществоведения является важнейшим предметом в образовательном процессе, без
которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,
средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции
школьников, совершенствования их подготовки.
Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.
Уровень обучения: углубленный.
Цели и задачи
Изучение обществоведения в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового

самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации.
В метапредметном направлении:
1. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
2. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В предметном направлении:
1. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
2. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
Задачи изучения предмета:
1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных
знаний;
5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими,
религиозными и социальными группами;
8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих
подходов;
9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Курс обществоведения 10-11 классов включает основные содержательные линии:

1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность;
2. Общество и человек;
3. Деятельность как способ существования людей;
4. Сознание и познание;
5. Личность. Межличностные отношения;
6. Социальное развитие современного общества;
7. Политическая жизнь современного общества;
8. Духовная культура;
9. Современный этап мирового развития.
Содержание среднего общего образования по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовнонравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг сдругом
изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность
моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие
отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых
социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо
современному человеку.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
4. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
5. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
6. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
7. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
8. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
9. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;

10. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 67 часов, 2 часа в неделю.
На изучение обществоведения в 10 классе на профильном уровне в МБОУ «Гимназия» отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. В
процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и
тестирований.
На изучение обществоведения в 11 классе на профильном уровне в МБОУ СОШ «Гимназия» отводится 2 ч в неделю, 67 часов в год. В
процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и
тестирований, используя задания формата ЕГЭ.
4.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
3. основные социальные институты и процессы;
4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и
гуманитарного познания.
Уметь:
1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
2. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых,
политических, публицистических);
3. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
4. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать

соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
5. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
6. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
7. участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
8. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
9. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
10. подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
выступление;
11. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной
проблематике;
12. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективного выполнения типичных социальных ролей;
2. сознательного взаимодействия с социальными институтами
3. ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
4. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации;
5. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
6. нравственной оценки социального поведения людей;
7. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
8. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования;
9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 11 класса должен:

Знать/понимать:
1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
4. особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд);
6. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным
темам;
7. систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
8. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
9. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
10. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
11. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
5.Содержание учебного предмета
10 класс
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 часов)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место
философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в
индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в
сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные
профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Общество и человек (16 часов)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия
общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы.
Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток
и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и
произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность как способ существования людей (7 часов)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство»,
«Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».
Сознание и познание (11часов)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и
рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний.
Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности
методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные
проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное
сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл»,
«Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».
Личность. Межличностные отношения (26 часов)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности.
Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации,
убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства
межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как
межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как
взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и

стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах.
Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение
личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология
семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в
группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика
конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».
11класс
Социальное развитие современного общества (28 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные
институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль
экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни.
Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия
отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности
этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы
национальной политики России,
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как
социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы
социальной политики РФ.

Политическая жизнь современного общества (34 часа)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм,
их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления
политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью
институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление
многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. Политический
процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап
политического развития России.
Духовная культура (16 часов)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм.
Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение
непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в
современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Современный этап мирового развития (24 часа)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации.
Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

6.Календарно-тематическое планирование, 10 класс.
№
п/п
1.

2

3-4

5

Дата
По плану По факту

Наименование разделов и
Количест
Требования к уровню подготовки
тем
во часов
обучающихся
Введение. Требование
Ознакомление обуч-ся с требованиями
государственного
государственного образовательного
образовательного стандарта по
1
стандарта по обществознанию в 10-м
обществознанию в 10-м
классе
классе.
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 ч.).
Наука и философия
Выявить особенности различных
общественных наук, отличия
общественных наук от естественных;
познакомиться с классификацией
социально-гуманитарных наук.
1
Развивать умения систематизировать
информацию по теме, делать выводы,
рационально решать познавательные
задачи.
Человек и общество в ранних
Познакомиться с особенностями
мифах и первых философских
мифологического сознания.
учениях.
Развивать умения осуществлять
2
комплексный поиск, анализ
источников, рационально решать
познавательные задачи.
Философия и общественные
Познакомиться со взглядами на
науки в Новое и Новейшее
общество и человека в Новое и
время.
Новейшее время.
Развивать умения осуществлять
1
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
решать познавательные и проблемные
задачи.

Вид контроля

Устный опрос

Устный опрос,
заполнение таблицы
«Общественные науки»

Устный опрос, анализ
источников.

Устный опрос

6-7

Из истории русской
философской мысли.
2

8

Деятельность в социальногуманитарной сфере и
профессиональный выбор.

1

9

10

11

Ознакомиться с характеристикой
общественной мысли России.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, анализ
источников.
Познакомиться с особенностями
профессиональной деятельности в
сфере социально-гуманитарного
профиля; выяснить и обсудить
потребности современного общества в
специалистах гуманитарного профиля.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
решать познавательные и проблемные
задачи.
Обобщить и систематизировать знания
по теме.

Повторение по теме:
«Социально-гуманитарные
1
знания и профессиональная
деятельность».
Тестирование с
использованием заданий
стандартизированной формы
по теме «Социально1
гуманитарные знания и
профессиональная
деятельность».
Раздел 2. Человек и общество (16 ч.)
Происхождение человека и
Познакомиться с теориями
становление общества.
происхождения человека и
1
становления общества, выявить
особенности человечества как
результата биологической и

Устный опрос, анализ
источников.

Устный опрос.
Сообщения

Зачет

Тестирование

Устный опрос

Сущность человека как
проблема философии.
1213

2

Общество и общественные
отношения.

1415

2

Практикум: «Общество и
общественные отношения».

16

1

социальной эволюции.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Познакомиться с социальной
Устный опрос
сущностью деятельности человека,
выяснить роль и значение мышления в
жизни человека.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с социальными
Устный опрос
взаимодействиями и общественными
отношениями, проанализировать
общество как форму совместной
деятельности.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с социальными
Анализ документов.
взаимодействиями и общественными
отношениями, проанализировать
общество как форму совместной
деятельности.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.

Общество как развивающаяся
система.

1718

2

Типология обществ.

1920

2

Историческое развитие
человечества: поиски
социальной макротеории.
21

1

Познакомиться с системным
строением общества, выделить
особенности социальной системы, ее
подсистемы и элементы,
проанализировать анализ процессы
изменчивости и стабильности
общества.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия
социально-гуманитарных наук,
участвовать в дискуссии, работать в
группе, выступать публично.
Познакомиться с типологией обществ
с точки зрения социальнофилософского, историкотипологического и социальноконкретного уровней.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с подходами к
изучению истории, обсудить смысл и
направленность общественного
развития, исследовать типологию
цивилизаций.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,

Устный опрос, вопросы
к параграфу.

Устный опрос

Устный опрос
Вопросы и задания к
параграфу

Исторический процесс.

22

1

Проблема общественного
прогресса.

23

1

Свобода в деятельности
человека.

24

25

1

Повторение по теме: «Человек
и общество».

1

анализировать.
Определить смысл и направленность
исторического процесса,
охарактеризовать роли его участников,
выявить типы социальной динамики,
исследовать факторы изменения
социума.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
общественного прогресса, рассмотреть
многообразие и неравномерность
процессов общественного развития,
подчеркнуть противоречивость
общественного прогресса.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Познакомиться с ролью свободы и
необходимости в человеческой
деятельности.
Развивать у учащихся умения
осуществлять комплексный поиск,
развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Обобщить и систематизировать знания
по теме.

Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос

Зачёт

26

27

28

2930

31

Тестирование с
Обобщение и систематизация знаний
использованием заданий
по изученным темам.
стандартизированной формы
по теме «Социально1
гуманитарные знания и
профессиональная
деятельность».
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (7 ч.)
Деятельность людей и ее
Ознакомиться с социальной
многообразие.
сущностью человека, с типологий
деятельности, выяснить природу и
1
особенности творческой деятельности.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Содержание и формы
Познакомиться с особенностями
духовной деятельности.
деятельности в сфере духовной
культуры, объяснить процесс
сохранения, распространения и
1
освоения культурных ценностей.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Трудовая деятельность.
Ознакомиться с особенностями
трудовой деятельности людей, с
социологией руда, объяснить
сущность социального партнерства и
2
исследовать перспективы его развития
в России.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Политическая деятельность.
1
Познакомиться с типологией властных

Тестирование

Устный опрос

Собеседование
Групповая дискуссия

Устный опрос, задания
к параграфу.

Устный опрос

32

33

34

3536

отношений.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Обобщить и систематизировать знания Зачёт
по теме.

Повторение по теме:
«Деятельность как способ
1
существования людей»
Тестирование с
использованием заданий
стандартизированной формы
по теме «Социально1
гуманитарные знания и
профессиональная
деятельность».
Раздел 4. Сознание и познание (11 ч.)
Проблема познаваемости
Познакомиться с особенностями
мира.
познавательной деятельности.
1
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме.
Истина и ее критерии.
Познакомиться с основными
подходами к пониманию истины и ее
критериев.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, решать
2
познавательные и проблемные задачи
по теме, раскрывать на примерах
важнейшие теоретические положения
и понятия философской науки,
участвовать в дискуссии, работать с
документами, работать в группе,

Тестирование

Устный опрос

Устный опрос.
Анализ источников

Многообразие путей познания
мира.
37

1

Научное познание.

3839

2

Социальное познание.

40

1

Знание и сознание.

41

1

выступать публично.
Познакомиться с видами и уровнями
человеческих знаний.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с основными
особенностями методологии научного
мышления, методами научного
познания.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
социального познания, раскрыть
проблемы социальных и
гуманитарных наук.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
категорий «познание», «сознание».
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.

Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос.
Вопросы и задания к
параграфу

Устный опрос

Самопознание и развитие
личности.

42

43

44

4546

47

1

Познакомиться с особенностями
Устный опрос
процесса самопознания, выявить роль
самосознания и развития личности,
определить трудности познания
человеком самого себя.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Обобщить и систематизировать знания Зачёт
по теме.
Тестирование

Повторение по теме
1
«Сознание и познание».
Тестирование с
использованием заданий
стандартизированной формы
1
по теме «Сознание и
познание».
Раздел 5. Личность. Межличностные отношения (26 ч.)
Индивид, индивидуальность,
Познакомиться с особенностями
личность.
структуры личности, рассмотреть
процессы устойчивости и
изменчивости личности.
2
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
участвовать в дискуссии, работать в
группе, выступать публично.
Возраст и становление
Познакомиться с периодами развития
личности.
личности, проанализировать процесс
становления личности.
1
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,

Устный опрос.
Анализ источников.

Устный опрос

Направленность личности.

48

1

Общение как обмен
информацией.

49

1

Общение как взаимодействие.

50

1

анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с основными видами
Устный опрос
направленности личности, выявить
мотивы поведения личности,
объяснить мотивы поведения
личности, показать особенность
жизненных целей человека, его
социальные установки.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Охарактеризовать средства
Устный опрос
межличностной коммуникации,
выявить трудности, возникающие в
процессе коммуникации, описать
вербальное и невербальное общение,
выяснить особенности общения в
современном обществе.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
Устный опрос
общения как межличностного
взаимодействия, описать и
проанализировать типы
взаимодействия, выявить особенности
общения в юношеском возрасте.
Развивать умения осуществлять

Общение как понимание.

51

1

Малые группы.

5253

2

Групповая сплоченность и
конформное поведение.

54

1

комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Выявить процессы взаимовосприятия
в процессе общения, рассмотреть
эффекты и стереотипы
межличностного восприятия.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
малой группы, описать виды малых
групп, выявить особенности
межличностных отношений в малой
группе.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
межличностной совместимости,
групповой сплоченности, выявить
сущность конформного поведения в
группе.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.

Устный опрос
Вопросы и задания к
параграфу

Устный опрос

Собеседование
Групповая дискуссия

Групповая дифференциация и
лидерство.

55

1

Семья как малая группа.

5657

2

Антисоциальные и
криминальные молодежные
группировки.
58

5960

1

Конфликт в межличностных
отношениях.

2

Познакомиться с особенностями
групповой дифференциации,
проанализировать взаимоотношения в
ученических группах, описать стили
лидерства.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с психологий
семейных отношений, выяснить и
проанализировать проблемы
семейного воспитания, описать
особенности гендерного поведения.
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Познакомиться с особенностями
антисоциальных групп,
проанализировать явление
«дедовщины».
Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Рассмотреть проблемы
межличностных конфликтов,
определить пути конструктивного
разрешения конфликта.

Устный опрос

Устный опрос
Собеседование

Устный опрос, анализ
документов (материалы
периодической печати).

Устный опрос

Повторение по теме
«Личность. Межличностные
отношения».
Тестирование с
использованием заданий
стандартизированной формы
по теме «Личность.
Межличностные отношения».
Итоговое повторение.

61

62

63

Итоговый практикум

64

1
Тестирование
1

1
1

Итоговое тестирование
Резерв

65
6668

Развивать умения осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
анализировать, решать познавательные
и проблемные задачи по теме.
Основное содержание темы.
Зачёт

1
3

Повторение основных положений
курса.
Уметь применять полученные знания
на практике
Основное содержание курса.
Работа с КИМ 2017 года.

Устный опрос
Практикум
Тестирование

Календарно – тематическое планирование, 11 класс.
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и способы контроля
результатов освоения материала

2

3

4

5

I. Экономика (26 ч.)
1

Экономика как наука

1

Знать тенденции развития важнейших соци- Запись основных положений

лек-

2

Экономика как хозяйство

1

альных институтов.

3

Экономический рост

1

Знать понятия: экономический рост, ВВП, Беседа,
фронтальный
опрос,
факторы экономического роста - интенсивные и развёрнутые монологические отэкстенсивные.
веты,
выполнение
дифференцированных
заданий, решение
Уметь
осуществлять
поиск
социальной
практических заданий
информации, представленной в различных
знаковых системах

4

Экономическое развитие

1

Знать понятия: экономическое развитие, его Беседа,
фронтальный
опрос,
измерители, экономический цикл.
развёрнутые монологические ответы,
выполнение
дифференУметь
осуществлять
поиск
социальной
цированных заданий, составление
информации, представленной в различных
схемы по тексту учебника
знаковых системах

5-6

Рыночные отношения в
экономике

2

Знать понятия: спрос, предложение, рыночные Решение проблемных задач, тестов
структуры, виды рынков, рыночные отношения части «В»
в современной экономике.

ции, выполнение индивидуальных
заданий, таблица «Разделы эконоУметь раскрывать на примерах изученные
мической
науки»,
выполнение
теоретические положения
заданий к параграфу, составление
схемы, выполнение тестов

Уметь использовать приобретённые знания для
решения практических жизненных проблем,
возникающих в социальной деятельности
7

Конкуренция и монополия

1

Знать понятия: совершенная и несовершенная Выполнение проблемных заданий,
конкуренция, антимонопольное
законода- критическое
осмысление
тельство.
полученной информации
Уметь использовать приобретённые знания для

решения практических жизненных проблем,
возникающих в социальной деятельности
8

Фирмы в экономике

1

Знать: экономика
предприятия, эко- Составление схемы «Виды фирм»,
номические и бухгалтерские издержки и опорного конспекта
прибыль, постоянные и переменные издержки,
основные источники финансирования бизнеса.
Уметь применять социально-экономические
знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам

9

Факторы производства

1

Знать: факторы производства и факторные Составление
схемы,
решение
доходы.
тестовых заданий на выбор верного
суждения
Уметь применять социально-экономические
знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам

10

Правовые основы
предпринимательской
деятельности

1

Знать: предпринимательские правоотношения, Работа с документами, беседа,
организационно-правовые формы и правовой фронтальный
опрос, выполнение
режим предпринимательской деятельности.
дифференцированных
заданий,
составление
сравнительной
Уметь анализировать актуальную информацию
таблицы
о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия. Устанавливать соответствия
между существенными чертами и обществоведческими терминами

11

Слагаемые успеха в
бизнесе. Источники
финансирования бизнеса

1

Знать: источники финансирования, банковская Анализ
система, банковский кредит.
(дома)
Уметь анализировать актуальную информацию
о социальных объектах, выявляя их общие

текста,

написание

эссе

черты и различия. Устанавливать соответствия
между существенными чертами и обществоведческими терминами
1

Знать: основные принципы менеджмента, Работа со словарем
основы маркетинга, его принципы,

Экономические функции
государства. Механизмы
государственного
регулирования рыночной
экономики

1

Знать: общественные блага, внешние факторы,
механизмы государственного
регулирования
рыночной экономики, монетарная и фискальная
политика государства.

14

Экономика и государство.
Бюджетно-налоговая
политика

1

Знать основы
денежной
политики государства.

15

Финансы в экономике
(финансы, финансовые
институты, виды и функции
банков)

1

Знать
понятия:
финансы,
банковская Работа с текстом параграфа
система. Уметь характеризовать роль ЦБ в
банковской системе
РФ, финансовые
институты.

12

Слагаемые успеха в бизнесе
(менеджмент, маркетинг)

13

Тестирование.
Составление
сложного тезисного плана «Роль
государства
в
рыночной
экономике»

Уметь характеризовать роль государства в экономике, особенности современной экономики
России.
и бюджетной Составление
схемы
налогов»,
тезисного
«Функции налогов»
Уметь раскрывать на примерах изученные
теоретические
положения,
устанавливать
соответствия между существенными чертами и
обществоведческими терминами

Уметь раскрывать на примерах изученные
теоретические
положения,
устанавливать
соответствия между существенными чертами и
обществоведческими терминами

«Виды
плана

16

Инфляция: виды, причины,
последствия

1

Знать: виды,
инфляции.

причины,

последствия Составление
схемы
«Виды
инфляции», решение практических
заданий на тему «Меры по борьбе с
Уметь раскрывать на примерах изученные
инфляцией»
теоретические
положения,
устанавливать
соответствия между существенными чертами и
обществоведческими терминами

17

Занятость и безработица

1

Знать понятия: рынок труда, заработная плата,
прожиточный минимум, безработица, её виды.
Уметь
анализировать
государственную
политику в области занятости, оценивать
действия
субъектов
социальной
жизни,
формулировать на основе приобретённых
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

Работа со словарем, выполнение
заданий к тексту параграфа, анализ
таблицы «Рейтинг
популярности
профессий»

1819

Мировая экономика

2

Знать понятие мировая экономика.

Анализ текстов по теме урока по
вариантам

20

Человек в системе
экономических отношений
(экономика потребителя)

1

Знать: налоговая
система
в РФ, виды Выполнение заданий из раздела
налогов,
функции
налогов,
факторы, «Практикум»
определяющие производительность труда.

21

Человек в системе

1

Уметь анализировать актуальную информацию Выполнение заданий из раздела
о
социальных
объектах,
выделяя
их

Уметь оценивать государственную политику в
области
международной
торговли,
анализировать тарифные и нетарифные методы
регулирования, глобальные экономические
системы,
понимать
тенденции
развития
общества в целом как сложной динамичной
системы

существенные
признаки,
закономерности «Практикум»
развития, понимать рациональное поведение
производителя и потребителя

экономических отношений
(экономика производителя)
22

Экономическая культура

1

Знать понятие экономическая культура и ее Выполнение заданий части С5-С7
составляющие.
Уметь анализировать уровень экономической
культуры
проблемы Анализ тематических текстов

23

Экономическое развитие
России

1

Уметь
анализировать
экономического развития России

24

Урок-практикум по теме
«Экономическая сфера
общества»

1

Уметь применять
социально-экономические Решение задач из сборника
знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам

25

Повторительнообобщающий урок по теме
«Экономика»

1

Уметь применять
социально-экономические Тренинг на знание словарного
знания в процессе решения познавательных минимума, фронтальная работа по
задач по актуальным социальным проблемам
разбору разноуровневых заданий
ЕГЭ, аргументированная защита
своей позиции, оппонирование
иному мнению через участие в
дискуссии о социальных проблемах

26

Тестирование с
использованием заданий
стандартизированной
формы по теме
«Экономика»

1

Уметь применять
социально-экономические Тестирование
знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам

II. Проблемы социально-политического и духовного развития общества (13 ч.)

27

Свобода в деятельности
человека

1

Знать: свобода и ответственность, признание и Работа с текстом параграфа
уважение прав других, свободное общество,
проблема выбора.
Уметь
формулировать
на
основе
приобретённых
обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы
по
определённым проблемам

28

Общественное сознание

1

29

Политическое сознание

1

30

Политическая идеология и
психология

1

Знать: сущность и особенности общественного Анализ
текста
о
роли
сознания, структура общественного сознания, общественного сознания
политическое сознание, обыденное и массовое
Выполнение заданий части С5-С7
сознание.
Уметь
оценивать
действия
субъектов Составление схемы «Виды и
социальной жизни с точки зрения социальных функции идеологий»
норм, понимать особенности
гуманитарного познания

31

СМИ и политическое
сознание

1

социально-

Знать: обыденное и теоретическое сознание, Сбор и анализ информации из
идеология, основные идейно-политические тече- дополнительных источников
ния современности, политическая психология и
политическое поведение, политическая пропаганда.
Уметь анализировать актуальную информацию
о
социальных
объектах,
выделяя
их
существенные признаки,
закономерности
развития

32

Политическое поведение

1

33

Политический терроризм

1

Знать: многообразие форм
поведения,
методы
политического
поведения,

политического Выполнение заданий к параграфу
регулирования
Работа с текстом параграфа
формы
по-

литического участия.
Уметь раскрывать на примерах изученные
теоретические
положения
и
понятия
социальных наук, оценивать действия субъектов
социальной жизни
34

Политическая элита

1

35

Политическое лидерство

1

36

Демографическая ситуация
в РФ и проблемы неполных
семей

1

Знать: политическая элита и особенности её Работа со словарем, составление
формирования
в
современной
России. плана по теме урока
политическое лидерство. типология лидерства.
Работа со словарем, Составление
роль политического лидера.
опорного конспекта по теме урока
Уметь использовать приобретённые знания для
критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
Знать:
тенденции
развития
семьи
в Работа
с
дополнительными
современной России, демографическая ситуация источниками, анализ полученной
в
РФ,
естественная
убыль
населения, информации
негативные факторы демографии, семья как
социальный институт.
Уметь использовать полученные знания для
оценки происходящих событий и поведения
людей с точки зрения морали и права

37

Религиозные организации и
объединения в РФ

1

38

Проблема поддержания
межрелигиозного мира

1

Знать:
религиозные
объединения
и Сбор и анализ информации из
организации в РФ, опасность сектантства, права дополнительных источников
религиозных организаций.
Сбор и анализ информации из
Уметь формулировать на основе приобретён- дополнительных
источников,
ных обществоведческих знаний собственные су- написание эссе
ждения и аргументы по определённым пробле-

мам
39

Повторительнообобщающий урок:
«Проблемы социальнополитического и духовного
развития общества»

1

Уметь применять социально-экономические Тренинг на знание словарного
знания в процессе решения познавательных минимума, фронтальная работа по
задач по актуальным социальным проблемам
разбору разноуровневых заданий
ЕГЭ,
тестирование,
решение
познавательных
и практических
задач,
отражающих
типичные
социальные ситуации

III. Правовое регулирование общественных отношений (21 ч.)
40

Современные подходы к
пониманию права

1

Знать: роль права в системе социальных норм, Написание эссе (дома)
система российского права.
Понимать
необходимость
регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

41

Законотворческий процесс в
РФ

1

Знать: законотворческий процесс в Российской Составление схемы
Федерации, его стадии.
Понимать
необходимость
регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

42

Гражданство РФ

1

43

Права и обязанности

1

Знать: гражданство в Российской Федерации, Работа с раздаточным материалом и
основания для приобретения гражданства, права текстом учебника, составление
и обязанности, принадлежащие только гражда- опорного конспекта
нину.
Работа с текстом Конституции РФ
Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

44

Экологическое право

1

45

Экологические
правонарушения (круглый
стол)

1

Знать общую характеристику экологического
права, право на благоприятную экологическую
Диспут на основе информации из
среду и способы его защиты, экологические
дополнительных источников
правонарушения, природоохранные и природноресурсные нормы.
Уметь использовать приобретённые знания для
предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и
защиты прав граждан

46

Гражданское право

1

47

Защита гражданских прав

1

48

Семейное право

1

49

Права и обязанности детей
и родителей

1

50

Трудовое право

1

Знать: субъекты гражданского права, понятие Работа со словарем, выполнение
юридического
и
физического
лица, тестовых заданий
имущественные и личные неимущественные
Работа со словарем, выполнение
права, способы их защиты.
тестовых заданий
Уметь характеризовать основные социальные
объекты, выделяя их существенные признаки,
формулировать аргументы по определённым
проблемам
Знать: порядок и условия заключения и Работа со словарем, выполнение
расторжения брака, правовое регулирование тестовых заданий
отношений супругов, права и обязанности
Работа с текстом Конвенции о
родителей и детей.
правах ребенка
Уметь моделировать ситуации по проблемам
семейного права, аргументировать его основные
положения
Знать:
трудовое
законодательство
РФ, Тестирование. Работа со словарем,
занятость и трудоустройство, порядок приёма на статьями ТК РФ

Проблемы трудоустройства.
Профессиональное
образование

1

52

Процессуальное право:
гражданский процесс

1

53

Процессуальное право:
арбитражный процесс

1

54

Процессуальное право:
уголовный процесс

1

51

работу, заключения и расторжения трудового Выполнение заданий из раздела
договора.
«Практикум»
Уметь понимать
необходимость
регулирования общественных
отношений,
сущность социальных
норм,
механизмы
правового регулирования

55

Суд присяжных заседателей

1

56

Процессуальное право:
административная
юрисдикция

1

57

Процессуальное право:
конституционное

1

Знать: споры, порядок их рассмотрения, Выполнение заданий из раздела
процессуальное право, основные правила
и «Практикум»
принципы гражданского процесса, участники
Выполнение заданий из раздела
гражданского процесса, арбитражный процесс.
«Практикум»
Уметь использовать приобретённые знания
для предвидения возможных последствий
определённых
социальных действий,
реализации и защиты прав граждан
Знать: особенности уголовного процесса, виды
уголовных наказаний и порядок их назначения,
конституционное
судопроизводство,
меры
процессуального принуждения.

Работа
с
текстом
учебника,
выполнение заданий части В на
определение
последовательности
рассмотрения уголовных дел в
досудебном и судебном порядках

Уметь использовать приобретённые знания
для предвидения возможных последствий Ответы на вопросы
определённых
социальных действий, учебника
реализации и защиты прав граждан

к параграфу

Знать:
особенности
административной Выполнение заданий из раздела
юрисдикции,
субъекты
административной «Практикум»
ответственности,
основные
стадии
конституционного судопроизводств, администраВыполнение заданий из раздела
тивное правонарушение

судопроизводство

58

Международная защита
прав человека

Уметь использовать приобретённые знания для «Практикум»
предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и
защиты прав граждан
1

Знать: понятие и система международного Работа с текстом учебника, анализ
права, взаимоотношения международного и текста
национального права, международная защита
прав человека в условиях военного и мирного
времени.
Уметь использовать приобретённые знания для
критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях

59

Повторительнообобщающий урок по теме
«Правовое регулирование
общественных отношений»

1

60

Тестирование
с
использованием
заданий
стандартизированной
формы по теме «Правовое
регулирование
общественных отношений»

1

Уметь применять социально-экономические Тренинг на знание словарного
знания в процессе решения познавательных минимума, фронтальная работа по
задач по актуальным социальным проблемам
разбору разноуровневых заданий
ЕГЭ
Тестирование

Заключение (2 ч.)
61

Глобальные проблемы
современности

1

62

Постиндустриальное
(информационное)

1

Знать: общество и человек перед лицом угроз и Выполнение заданий С1-С4 по
вызовов XXI века, глобальные проблемы анализу текста, составление плана
человечества, терроризм как важнейшая угроза
Выполнение заданий к тексту
современной цивилизации, информационное

общество

общество.

учебника

Уметь понимать
тенденции развития
общества в целом как сложной динамичной
системы,
формулировать
аргументы
по
определённым проблемам
Итоговое повторение (2 ч.)
63

Итоговое повторение курса
«Обществознание»

1

64

Итоговое повторение курса
«Обществознание»

1

Уметь формулировать аргументы по
определённым проблемам

Работа с раздаточным материалом
Работа с раздаточным материалом

Резервное время (6 ч.)
6567

Решение заданий формата
ЕГЭ.

4

Уметь применять теоретические знания на Работа с КИМами 2017 г.
практике

8.Планируемые результаты изучения обществознания
Выпускник научится:
Знать/понимать
1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
4. особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и
др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
8. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
4. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
5. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
6. ориентировки в актуальных общественных событиях,
7. определения личной гражданской позиции;
8. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
9. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права,
10. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
11. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
Учебно - методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы:

1. Программа основного общего образования.Обществонание.10-11 классы М.: Просвещение, 2013
2. Обществознание 10 класс. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., М.: Просвещение, 2004
3. Обществознание 11 класс. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., М.: Просвещение, 2004
Дополнительная литература:
1. Дидактические материалы. Обществознание 10-11 класс. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. М.: Экзамен
2. Дидактические материалы. Человек и общество. Боголюбов Л.Н... - М.: Просвещение, 2012г.
3. Дидактические материалы. Философия . Леонтьев А.А. М.-Дрофа 2015.
4. Дидактические материалы Тесты по обществознанию. Чеброва Р.Н. Саратов. – Лицей, 2013
5. Дидактические материалы. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В М.: Астрель,
2013
6. Электронные учебники:
Обществознание.
Открытый банк заданий ФИПИ
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com
2. Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/
3. E-mail festival@1 september.ru
4. http://www.stepanat11.ru/kontrmat2.html
5. http://ege.yandex.ru/social/
Технические средства обучения
1. мультимедийный проектор,
2. Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».