Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Физкультура 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Администрация Александровского муниципального округа
МБОУ «Гимназия»

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по МР

____________________
Казанцев Е.В.
«30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
на 2024/2025 учебный год

Составитель программы:

Ларионова Наталья Анатольевна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с требованиями
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
на
основе Примерной программы общего образования учебно-методического комплекса «Школа
России», учебника «Физическая культура» В.И. Лях и др. издательство «Просвещение» Москва 2011
г., в соответствии с авторской «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11
классов» (авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич) 2011 год.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую
и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом
учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету
«Физическая культура». Распределение учебного времени на прохождение базовой части
программного материала по физической культуре составлено в соответствии с программой.
Содержание примерной рабочий программы направлено сохранение и укрепление здоровья
посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической
культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные
способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Целью данной программы является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
 укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоническому физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
 формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
 овладение школой движений;
 развитие
координационных
(точности
воспроизведения
и
дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты
и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости)
способностей;
 формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических
(координационных и кондиционных) способностей;
 выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;
 формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
 приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным
видам двигательной активности и выявлении предрасположенности к тем или иным видам
спорта;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.

Общая характеристика
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные
двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола,
физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств
и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Содержание учебного предмета основано на положениях нормативно-правовых актов
Российской Федерации, в том числе:
 требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте
начального общего образования;
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
 Законе «Об образовании»;
 Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
 Примерной программе начального общего образования;
Приказ Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889 «Третий час учебного предмета «Физическая
культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств
обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Методы и формы обучения

Одной из форм работы, направленной на решение задач программы является использование
нетрадиционных форм занятий, которые по своему содержанию представляют подвижные игры с
элементами того или иного вида спорта, а также ролевые игры и игровые ситуации, которые имеют
большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к занятиям физической
культурой и спортом. Это занятия-путешествия, занятия-тренировки, занятия-походы,
самостоятельные занятия, спортивные развлечения, спортивные праздники. Формы организации
деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Основные методы работы на уроке:
- словесный;
- наглядный;
- разучивания упражнений в целом и по частям;
- метод круговой тренировки
- игровой и соревновательный.

Годовой план график
Кол-во недель

34

1
четверть
8

Базовая часть

Основы знаний о физической
культуре

2
четверть
8

3
четверть
10

4
четверть
8

В процессе урока

Вариативная
часть

Подвижные игры

12

Гимнастика с элементами
акробатики

10

Легкоатлетические упражнения

18

Лыжная подготовка

16

Кроссовая подготовка

4

2

Подвижные игры с элементами
баскетбола

8

4

4

Всего часов

68

16

14

2

4

6

10

8

10
16

2

20

18

Раздел программы: Основы знаний о физической культуре
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и
укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения
человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих
процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме
дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты
сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
 комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
 занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
 Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
 Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда
«Смирно!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в
движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой;
повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание
приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по
«диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью);
перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладно - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз,
горизонтально, спиной, к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные
упражнения (стилизованные шаги польки); хождение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с
использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с
«включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и
нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке»,
«Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что
изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты»,
«Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше»,
«Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Раздел программы гимнастика с основами акробатики ориентирован на формирование и
развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные
действия (УУД)

Личностные
Регулятивные

Результат

- мотивационная основа на занятия гимнастикой;
-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой
с
основами акробатики.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (гибкости);
- планировать свои действия при выполнении комплексов
упражнений с предметами и без и условиями их реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные

Коммуникативные

- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по
гимнастике с элементами акробатики;
- выражать творческое отношение к выполнению комплексов
общеразвивающих упражнений.
- уметь слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении акробатических
комбинаций.

Планируемые результаты реализации раздела гимнастика с основами акробатики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.
- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека; выполнять дыхательные
упражнения при выполнении физических упражнений;



терминологии разучиваемых упражнений

их функционального смысла и направленности

воздействия на организм; способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания
и кровообращения при выполнении гимнастических упражнений;


правилам выполнения

общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования

закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
технике выполнения акробатических упражнений;


соблюдать технику безопасности при выполнении заданий.
Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на
формирование правильной осанки;



вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;



организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и
сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Раздел программы: легкоатлетические упражнения
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением
движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным
положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад,
левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в
высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и
сидя.
Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через
плечо» с разбега.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади
в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и
мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желудиорехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель»,
«Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему»,
«Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в
парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».
Раздел программы лёгкая атлетика ориентирован на формирование и развитие следующих
видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Личностные
Регулятивные

Познавательные

Результат
- мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой;
-учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (скоростносиловой направленности);
- планировать свои действия при выполнении
ходьбы,
разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность;
прыжков в длину с места, разбега; в высоту;
- комплексов упражнений с предметами и без и условиями их
реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
- осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой
атлетике;
- выражать творческое отношение к выполнению комплексов
общеразвивающих упражнений с предметами и без.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
-участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических
упражнений.

Планируемые результаты реализации раздела лёгкой атлетики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека;



выполнять

дыхательные

упражнения

терминологии разучиваемых упражнений

при

выполнении

физических

упражнений;

их функционального смысла и направленности

воздействия на организм;


способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при
выполнении легкоатлетических упражнений;



правилам выполнения

общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования

закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;


технике выполнения легкоатлетических упражнений; соблюдать технику безопасности при
выполнении легкоатлетических упражнений.
Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на
формирование правильной осанки;



вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;



организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и
сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Раздел программы: лыжная подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На
лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и
одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время
передвижения по дистанции.
Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором».
Спуски: в основной и низкой стойке.
Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Торможение: палками и падением.
Подвижные игры на материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире»,
«Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше прокатится», «Куда
укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с
горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».
Раздел программы

лыжной подготовки ориентирован на формирование и развитие

следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Личностные
Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Результат
- мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями
на свежем воздухе;
-учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (скоростной
выносливости);
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий при
перемещении на лыжах.
- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной
подготовке;
- выражать творческое отношение к выполнению заданий с
лыжными палками и без.
- уметь слушать и вступать в диалог;
- способен участвовать в речевом общении.

Планируемые результаты реализации раздела лыжная подготовка:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.

- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности при занятия лыжной подготовкой;
- развитие самостоятельности при выполнении упражнений для занятий лыжами;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека на лыжах;



выполнять дыхательные упражнения при выполнении передвижений на лыжах;



терминологии

разучиваемых

упражнений

их

функционального

смысла

и

направленности воздействия на организм;


способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения
при выполнении упражнений на занятиях по лыжной подготовке;



правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены при занятиях
на улице с использованием закаливающих процедур, профилактики осанки и
поддержания достойного внешнего вида;



технике выполнения передвижения на лыжах; соблюдать технику безопасности при
занятиях лыжной подготовкой.

Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные

на развитие специальной и скоростной

выносливости, на формирование правильной осанки;


вести

дневник

самонаблюдения

за

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;


организовывать и проводить самостоятельные формы занятий на свежем воздухе, на
лыжах; закаливающие процедуры по индивидуальным планам;



уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий
физической культуры.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат
выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже
предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
 старт не из требуемого положения;
 отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину,
высоту;
 бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных
движений;
 несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и
результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие
мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько
мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но
ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения
является наличие грубых ошибок.
Во 2 классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии,
лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег,
прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину,
высоту.
Итоговый контроль
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий
контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной
деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных
нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым,
силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.

Проведение зачётно-тестовых уроков
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью
контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

2 класс

Нормативы

1

Бег 30 м (сек.)

2

Бег 1000 м (мин,сек.)
("+" - без учета времени)

3

Челночный бег 3х10 м (сек.)

4

Прыжок в длину с места (см)

5

Прыжок в высоту, способом
"Перешагивания" (см)

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

7

Отжимания (кол-во раз)

8

Подтягивания (кол-во раз)

9

Метание т/м (м)

10

Подъем туловища из положения лежа на
спине (кол-во раз/мин)

11 Приседания (кол-во раз/мин)

«5»

«4»

«3»

м

6,0

6,6

7,1

д

6,3

6,9

7,4

м

+

+

+

д

+

+

+

м

150

130

115

д

140

125

110

м

80

75

70

д

70

65

60

м

70

60

50

д

80

70

60

м

10

8

6

д

8

6

4

м

3

2

1

м

15

12

10

д

12

10

8

д

23

21

19

м

28

26

24

м

40

38

36

д

38

36

34

м
д

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью
выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения
нагрузки на уроках (см. таблицу)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».