Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Физкультура 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Администрация Александровского муниципального округа
МБОУ «Гимназия»

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по МР

____________________
Казанцев Е.В.
«30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
на 2024/2025 учебный год

Составитель программы:

Ларионова Наталья Анатольевна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с требованиями
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
на
основе Примерной программы общего образования учебно-методического комплекса «Школа
России», учебника «Физическая культура» В.И. Лях и др. издательство «Просвещение» Москва 2011
г., в соответствии с авторской «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11
классов» (авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич) 2011 год.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую
и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом
учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету
«Физическая культура». Распределение учебного времени на прохождение базовой части
программного материала по физической культуре составлено в соответствии с программой.
Содержание примерной рабочий программы направлено сохранение и укрепление здоровья
посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической
культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные
способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Целью данной программы является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
 укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоническому физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
 формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
 овладение школой движений;
 развитие
координационных
(точности
воспроизведения
и
дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты
и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости)
способностей;
 формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических
(координационных и кондиционных) способностей;
 выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;
 формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
 приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным
видам двигательной активности и выявлении предрасположенности к тем или иным видам
спорта;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.

Общая характеристика
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные
двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола,
физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств
и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Содержание учебного предмета основано на положениях нормативно-правовых актов
Российской Федерации, в том числе:
 требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте
начального общего образования;
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
 Законе «Об образовании»;
 Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
 Примерной программе начального общего образования;
Приказ Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889 «Третий час учебного предмета «Физическая
культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств
обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Методы и формы обучения

Одной из форм работы, направленной на решение задач программы является использование
нетрадиционных форм занятий, которые по своему содержанию представляют подвижные игры с
элементами того или иного вида спорта, а также ролевые игры и игровые ситуации, которые имеют
большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к занятиям физической
культурой и спортом. Это занятия-путешествия, занятия-тренировки, занятия-походы,
самостоятельные занятия, спортивные развлечения, спортивные праздники. Формы организации
деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Основные методы работы на уроке:
- словесный;
- наглядный;
- разучивания упражнений в целом и по частям;
- метод круговой тренировки
- игровой и соревновательный.

Годовой план график
Кол-во недель

34

1
четверть
8

Базовая часть

Основы знаний о физической
культуре

2
четверть
8

3
четверть
10

4
четверть
8

В процессе урока

Вариативная
часть

Подвижные игры

12

Гимнастика с элементами
акробатики

10

Легкоатлетические упражнения

18

Лыжная подготовка

16

Кроссовая подготовка

4

2

Подвижные игры с элементами
баскетбола

8

4

4

Всего часов

68

16

14

2

4

6

10

8

10
16

2

20

18

Раздел программы: Основы знаний о физической культуре
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и
укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения
человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих
процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме
дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты
сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
 комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
 занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
 Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
 Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда
«Смирно!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в
движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой;
повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание
приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по
«диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью);
перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладно - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз,
горизонтально, спиной, к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные
упражнения (стилизованные шаги польки); хождение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с
использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с
«включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и
нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке»,
«Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что
изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты»,
«Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше»,
«Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Раздел программы гимнастика с основами акробатики ориентирован на формирование и
развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные
действия (УУД)

Личностные
Регулятивные

Результат

- мотивационная основа на занятия гимнастикой;
-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой
с
основами акробатики.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (гибкости);
- планировать свои действия при выполнении комплексов
упражнений с предметами и без и условиями их реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные

Коммуникативные

- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по
гимнастике с элементами акробатики;
- выражать творческое отношение к выполнению комплексов
общеразвивающих упражнений.
- уметь слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении акробатических
комбинаций.

Планируемые результаты реализации раздела гимнастика с основами акробатики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.
- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека; выполнять дыхательные
упражнения при выполнении физических упражнений;



терминологии разучиваемых упражнений

их функционального смысла и направленности

воздействия на организм; способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания
и кровообращения при выполнении гимнастических упражнений;


правилам выполнения

общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования

закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
технике выполнения акробатических упражнений;


соблюдать технику безопасности при выполнении заданий.
Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на
формирование правильной осанки;



вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;



организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и
сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Раздел программы: легкоатлетические упражнения
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением
движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным
положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад,
левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в
высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и
сидя.
Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через
плечо» с разбега.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади
в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и
мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желудиорехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель»,
«Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему»,
«Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в
парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».
Раздел программы лёгкая атлетика ориентирован на формирование и развитие следующих
видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Личностные
Регулятивные

Познавательные

Результат
- мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой;
-учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (скоростносиловой направленности);
- планировать свои действия при выполнении
ходьбы,
разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность;
прыжков в длину с места, разбега; в высоту;
- комплексов упражнений с предметами и без и условиями их
реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
- осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой
атлетике;
- выражать творческое отношение к выполнению комплексов
общеразвивающих упражнений с предметами и без.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
-участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических
упражнений.

Планируемые результаты реализации раздела лёгкой атлетики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека;



выполнять

дыхательные

упражнения

терминологии разучиваемых упражнений

при

выполнении

физических

упражнений;

их функционального смысла и направленности

воздействия на организм;


способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при
выполнении легкоатлетических упражнений;



правилам выполнения

общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования

закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;


технике выполнения легкоатлетических упражнений; соблюдать технику безопасности при
выполнении легкоатлетических упражнений.
Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на
формирование правильной осанки;



вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;



организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и
сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Раздел программы: лыжная подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На
лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и
одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время
передвижения по дистанции.
Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором».
Спуски: в основной и низкой стойке.
Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Торможение: палками и падением.
Подвижные игры на материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире»,
«Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше прокатится», «Куда
укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с
горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».
Раздел программы

лыжной подготовки ориентирован на формирование и развитие

следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Личностные
Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Результат
- мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями
на свежем воздухе;
-учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на
формирование и развитие двигательных качеств (скоростной
выносливости);
- учитывать правило в планировании и контроле способа
решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий при
перемещении на лыжах.
- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной
подготовке;
- выражать творческое отношение к выполнению заданий с
лыжными палками и без.
- уметь слушать и вступать в диалог;
- способен участвовать в речевом общении.

Планируемые результаты реализации раздела лыжная подготовка:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.

- приобретение обучающимися

знаний о нормах поведения в совместной познавательной

деятельности при занятия лыжной подготовкой;
- развитие самостоятельности при выполнении упражнений для занятий лыжами;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.
Ученик научится:


способам и особенностям движений и передвижений человека на лыжах;



выполнять дыхательные упражнения при выполнении передвижений на лыжах;



терминологии

разучиваемых

упражнений

их

функционального

смысла

и

направленности воздействия на организм;


способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения
при выполнении упражнений на занятиях по лыжной подготовке;



правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены при занятиях
на улице с использованием закаливающих процедур, профилактики осанки и
поддержания достойного внешнего вида;



технике выполнения передвижения на лыжах; соблюдать технику безопасности при
занятиях лыжной подготовкой.

Ученик получит возможность научиться:


составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических
упражнений, комплексы направленные

на развитие специальной и скоростной

выносливости, на формирование правильной осанки;


вести

дневник

самонаблюдения

за

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;


организовывать и проводить самостоятельные формы занятий на свежем воздухе, на
лыжах; закаливающие процедуры по индивидуальным планам;



уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий
физической культуры.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат
выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже
предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
 старт не из требуемого положения;
 отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину,
высоту;
 бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных
движений;
 несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и
результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие
мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько
мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но
ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения
является наличие грубых ошибок.
Во 2 классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии,
лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег,
прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину,
высоту.
Итоговый контроль
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий
контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной
деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных
нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым,
силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.

Проведение зачётно-тестовых уроков
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью
контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

2 класс

Нормативы

1

Бег 30 м (сек.)

2

Бег 1000 м (мин,сек.)
("+" - без учета времени)

3

Челночный бег 3х10 м (сек.)

4

Прыжок в длину с места (см)

5

Прыжок в высоту, способом
"Перешагивания" (см)

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

7

Отжимания (кол-во раз)

8

Подтягивания (кол-во раз)

9

Метание т/м (м)

10

Подъем туловища из положения лежа на
спине (кол-во раз/мин)

11 Приседания (кол-во раз/мин)

«5»

«4»

«3»

м

6,0

6,6

7,1

д

6,3

6,9

7,4

м

+

+

+

д

+

+

+

м

150

130

115

д

140

125

110

м

80

75

70

д

70

65

60

м

70

60

50

д

80

70

60

м

10

8

6

д

8

6

4

м

3

2

1

м

15

12

10

д

12

10

8

д

23

21

19

м

28

26

24

м

40

38

36

д

38

36

34

м
д

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью
выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения
нагрузки на уроках (см. таблицу)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».